Предприниматель Антон Георгиев возрождает крестецкую строчку

ЭкспертБизнес

Строчильщицы снова сели за пяла

Предприниматель Антон Георгиев возрождает старинный промысел — крестецкую строчку, превращая его из подзабытого регионального ремесла в национальный бренд столового белья и одежды

Виктория Безуглова

Пресс-служба фабрики «Крестецкая строчка»

Когда в 2015 году прежние хозяева «Крестецкой строчки» для погашения долгов стали распродавать музейную коллекцию предприятия, любовно собираемую с 1930 года несколькими поколениями сотрудников фабрики, на предприятии работало восемь человек, включая сторожей. Казалось, что ремеслу строчевой вышивки, зародившемуся в 1860-е годы в Новгородской губернии, пришел конец. А ведь когда-то, в 1920–1930-е, число строчильщиц доходило до 2500 человек, в 1960–1970-е — до 600. Изделия фабрики продавались в сотнях магазинов страны, а высокохудожественные панно завоевывали награды на выставках, отправлялись в музеи или становились подарком для статусных иностранных гостей. И вот о банкротстве предприятия рассказали в ТВ-новостях.

Этот сюжет увидел предприниматель из Петербурга Антон Георгиев, владелец компании «Медовый дом». В жизни Антона все было налажено: бизнес с годовым оборотом в миллиард, семья — жена и четверо детей. К народным промыслам предприниматель не имел никакого отношения. Но он вспомнил, как в начале 1990-х посетил фабрику вместе с гостями-шведами, которые непременно хотели купить там вышитые скатерти и салфетки. Тогда Антону было многое непонятно: почему иностранцев интересуют какие-то «бабушкины» скатерки и как целая фабрика работает и выживает на ручном труде — сложном и затратном по времени. Теперь он увидел другое. Унылые, пустые цеха вместо картинки с десятками женских голов, склоненных над пялами и швейными машинками. Стало тоскливо. Решил съездить и посмотреть, что там происходит. «Долгов на предприятии уже не было, потому что прежние хозяева для их погашения продали 130 старинных изделий Русскому музею, кажется, за 14 миллионов, — вспоминает Георгиев. — Но, слава богу, еще около ста изделий оставалось, когда я решил приобрести фабрику».

С мыслью о туристах

Георгиев купил «Крестецкую строчку» за 20 миллионов. Здание фабрики, наспех построенное в 1950-х, находилось в полном упадке. «Нам пришлось все заново делать: менять кровельную и стропильную систему, заливать полы, менять перекрытия, стены ремонтировать, окна вставлять, территорию облагораживать, — вспоминает Антон. — За четыре года мы 350 миллионов туда вложили, и большую часть из них — в реконструкцию здания».

И эти труды нельзя не заметить. Уже на подъезде к фабрике, окруженной живописной лужайкой с белым фигурным штакетником, видно, что она хорошо отреставрирована, с оригинальной росписью в виде узорной вышивки во всю торцевую стену. Внутри фабрика и вовсе похожа на образцово-показательный Дворец народного творчества: просторные и уютные цеха, большой зал для будущей музейной экспозиции, в фойе — выполненное на заказ мозаичное панно с изображением вышивальщицы за работой, исторические фотографии рукодельниц. А в фабричном магазине продают не только готовые изделия, но и билеты на экскурсию. В этом отчасти кроется ответ на вопрос, зачем производственное здание делать таким красивым: чтобы показывать фабрику туристам и за счет этого популяризировать старинный промысел. «У нас нет задачи заполучить туристов, которые что-то купят, дело не только в этом, — поясняет директор фабрики Ирина Васильева. — Крестецкая строчка очень долго находилась в забвении, социологический опрос среди жителей Москвы показал, что нашу строчку знает одна сотая процента! И то это люди, которые либо родились в Новгороде, либо посещали нашу область».

Расчет Антона Георгиева согласуется с планами правительства Новгородской области, работающего над увеличением туристического потока в регион. Ожидается, что в следующем году число туристов вырастет с 1,2 млн до 2 млн человек, а в течение пяти лет — до 5 млн. И понятно, что кроме улучшения гостевой инфраструктуры, увеличения числа маршрутов железнодорожного транспорта через Новгород региону нужны новые интересные экскурсии. В этом смысле знакомство с древним художественным ремеслом края — идеальное предложение. «“Крестецкая строчка” — это пример ответственного бизнеса, который фактически восстановил новгородский промысел, дал ему вторую жизнь, — считает губернатор Андрей Никитин. — Это бренд нашей области, известный далеко за ее пределами, а также посыл деловым людям: у нас можно строить бизнес, в том числе на основе ремесел с богатой историей. И мы всегда будем поддерживать такие предприятия».

Антон и Александра Георгиевы придумали, как сделать ручное кружево актуальным для людей эпохи смартфонов. Пресс-служба фабрики «Крестецкая строчка»

В отсутствие кадров и сырья

Крестецкая строчка начинается с такого неказистого на вид занятия, как держка — это когда из натуральной ткани с полотняным плетением, чаще всего это лен, выдергивают нити в нужных направлениях — в соответствии с эскизом. В результате кропотливой работы, а держка одной скатерти может занимать несколько дней, получается заготовка под ажур, то есть подготовленное для вышивки полотно. Машинная вышивка скатерти занимает около полутора месяцев, а полностью ручная вышивка — в четыре раза больше. Использовать в работе швейную машинку стали в 1950-е годы, что увеличило производительность труда, так как машинка помогает двигаться игле быстрее. Но при этом надо иметь хорошее зрение и сноровку для более четкого выполнения движений, правильно ставить иглу.

Однако многие элементы узоров на машинке все равно не выполнить — это так называемые сновочные рисунки, вырезные. Именно благодаря оригинальным сновочным рисункам и особой технике исполнения крестецкая строчка больше ста лет назад стала визитной карточкой Крестцов и близлежащих деревень — Старое Рахино, Касково, Зайцево, Варница, Зимогорье. «Занимались этим промыслом и в Валдайском уезде, но такая техника, с такой плотностью обивки рисунка, характерна только для нас, в других областях получаются более мягкие изделия», — поясняет Наталья Афанасьева, начальник производства. Льняные изделия с крестецкой строчкой можно кипятить, гладить, они прочные и надежные — не зря же приданое новгородских девушек служило им всю жизнь.

Норвежский паучок, мыльный пузырь, вологодское стекло, старинный гипюр — это лишь часть названий элементов вышивки, над выполнением которых корпят строчильщицы с опытом и ученицы. Будущих работниц готовят прямо на фабрике, программа обучения рассчитана на три месяца, на каждом этапе — промежуточные экзамены, чтобы определить, есть ли смысл учить дальше этого человека. Вышивка — занятие кропотливое, не каждому дается. «За три месяца можно основные элементы освоить, а вот на хорошую мастерицу надо учиться всю жизнь, — говорит художник-вышивальщица с двадцатилетним стажем Наталья Дмитриева. — Я со школьной скамьи сюда пришла, у меня тут мама работала, бабушка по отцовской линии, отчим».

Каждый этап производства жестко контролируется. «В цехе раскроя к изделию прикладывается ярлык с указанием размера, артикула, ткани, а в процессе работы девочки ставят свой рабочий номер, чтобы на всех стадиях производства можно было выявить брак, и исправить его должна та работница, которая допустила ошибку, — продолжает Наталья Афанасьева. — Вот смотрите, как можно отследить историю конкретной салфетки: номер тринадцать, держка, — дергала Маша, номер тридцать один — колышек проходила у Елены Васильевны, номер пятьдесят шесть — вышивала Юлия Егорова. Когда изделие упаковывается, наклеивается бирка с фамилией вышивальшицы. И каждый клиент может знать, кто ему сделал такую красоту».

Наладить производственный процесс на восстановленной фабрике было непросто. Спустя четыре года работы предприятие, на котором уже трудится около 70 человек, а годовая выручка с трех миллионов рублей в 2015 году выросла до 31 млн рублей в 2018-м, по-прежнему испытывает муки роста. «С персоналом проблема, потому что производство находится в сельской местности, а нам нужны специалисты — конструкторы, технологи, — рассказывает Антон Георгиев. — В деревне их нет, а если послать кого-то на обучение в Петербург, то полагаю, что они потом не вернутся… Вот так и мучаемся, привлекаем технологов из города на удаленную работу». Не менее серьезная забота для фабрики — подбор тканей, ведь для крестецкой строчки подходит только полотняное плетение. «Мы очень ограничены в выборе ткани, и это большая сложность, вдобавок ко всему качественная ткань в нашей стране не производится, — продолжает он. — Для столовой группы ткани закупаем в Белоруссии на Оршанском льнокомбинате, а для одежды везем ткани из Голландии. Из того, что производят отечественные текстильные производства, можно только мешки для картошки шить».

Использование для вышивания швейной машинки увеличивает производительность труда, но требует сноровки для более четкого выполнения движений. Пресс-служба фабрики «Крестецкая строчка»

Как попасть на подиум высокой моды

Главная забота для любого бизнеса — реализация товара. Сто лет назад на крестецкую строчку был большой спрос у иностранцев, партии вышитых изделий отправляли в Англию, Францию, Швецию и выручали большие деньги. Именно на той волне популярности Петр Архиреев основал в 1929 году первое промысловое товарищество «Артель», которое в 1950-е было преобразовано в фабрику. В советские времена вопрос сбыта решали еще проще: плановое хозяйство, разнарядка, стабильные цены, — и в итоге практически любая семья могла себе позволить комплект льняного постельного белья с мережками или кружевные салфетки, а фабрика получала стабильный доход и заказы.

Но кто станет покупателем ручных кружев в XXI веке? Над этим ломала голову вся команда Антона Георгиева. В 2017 году после его встречи с президентом Владимиром Путиным поступил заказ на ряд изделий для президентского подарочного фонда. «Это были пять наборов столового текстиля из капсульной коллекции — с большим количеством вышивки, сложными и объемными элементами — скатерти, салфетки сервировочные и декоративные», — вспоминает Ирина Васильева. С фабрикой рассчитались, поблагодарили и сказали, что обратятся в случае надобности. Потом был заказ на подарочные наборы от РЖД, проявляли интерес другие корпорации. Вместе с тем было ясно, что разовыми заказами, даже большими и статусными, загрузить все производство не удастся. Тот период стал самым сложным для Антона Георгиева. «У меня не было понимания, куда двигаться, — вспоминает он. — Я ездил советоваться к Валентину Юдашкину, и он мне рекомендовал уходить в ширпотреб, используя бренд. Но хорошо, что мы его не послушали и стали развивать премиальный сегмент. Сейчас я четко вижу, что это путь правильный и по нему надо идти».

Так, сделав исторический круг в девяносто лет, фабрика вернулась к тому, с чего начинала, — к изготовлению высокохудожественных дорогих изделий, рассчитанных на взыскательного покупателя с хорошим вкусом. Это не советский экономвариант с двумя мережками по скатерти, а полноценная работа со всеми красотами сновочной вышивки. Такая скатерть может стоить 60 тысяч рублей и больше. Но люди, покупая ее, знают: она будет служить им долго, еще и по наследству перейдет, как это принято до сих пор в буржуазных семьях в Европе.

Кроме дорогих наборов в столовой группе фабрика начала выпускать совершенно новый для себя ассортимент — дизайнерскую одежду с вышивкой. Идею подала Александра Георгиева, жена владельца предприятия, по образованию дизайнер одежды; она же стала креативным директором и автором коллекций. «Модели разные, для отдыха и работы, в основном свободного кроя, чтобы чувствовать себя комфортно. К тому же спрос рождает предложение, сейчас очень популярны длинные платья в пол, вот их и шьем», — рассказывает Наталья Афанасьева.

Благодаря пошиву одежды продажи рванули вверх: в 2018 году они выросли более чем втрое. В последнее время кроме женской одежды и крестильных комплектов для детей на фабрике разрабатывают модели для мужчин. Вообще, здесь стараются выйти из стереотипных представлений о том, какими и на ком должны быть изделия с вышивкой. Этому способствует и начавшееся в 2019 году сотрудничество с модным домом Ульяны Сергиенко, который по своим эскизам заказывает на «Крестецкой строчке» элементы с вышивкой, а затем использует их в моделях одежды, производя фурор на подиумах высокой моды. «Мы поняли, что по духу нам близки искания Ульяны, ее обращение к народным художественным промыслам при создании модных коллекций. И мы с интересом наблюдаем за каждым новым показом», — говорит Ирина Васильева.

Самые большие продажи у «Крестецкой строчки» идут через онлайн-магазин — 60–70% всех заказов. Средний чек заказа составляет 8–12 тыс. рублей. В ассортименте более 250 позиций, и он постоянно расширяется. В отличие от советского производства нынешнее практически не работает на склад, да и смысла в этом нет, так как большинство заказов — индивидуальные. Посетители выбирают модель на сайте, высказывают свои пожелания по размеру, цвету, рисунку. Срок выполнения заказа зависит от сложности работы и от загруженности вышивальщиц, к примеру, заказы на изделия одежной группы принимаются за два с половиной месяца.

В этом году у фабрики появился новый канал продаж, который превзошел ожидания по выручке, — это открывшийся в июне в Петербурге фирменный магазин площадью 101 кв. м. «Я надеялся, что мы за полгода выйдем на самоокупаемость, а мы с первого месяца уже в прибыль выходим, — отмечает Антон Георгиев. Следующий магазин компания планирует открыть к концу года в Москве, а потом и за пределами России, к примеру на курортах юга Франции, где отдыхает много русских. Антон уверен, что традиционная розница в итоге перехватит пальму первенства продаж у интернет-магазина, поскольку дорогую вещь удобнее покупать с возможностью примерки. Впрочем, директор магазина Ирина Васильева предостерегает от эйфории по этому поводу. «Мы готовились к открытию, подогревали пул клиентов, которых интересуют наши изделия и народные промыслы. Ведь вышитые скатерти, салфетки, одежда — весьма нишевый продукт, для ценителей. Многие уже побывали в магазине, сделали покупки. Мы планируем новые тематические встречи. Но с прогнозами будем осторожны, мы не намерены просто радоваться успеху, надо двигаться вперед».

ДНК для дизайнеров

Опытом Антона Георгиева интересуются другие бизнесмены: к нему уже не раз обращались за советом люди, которые хотели бы вложить силы и средства в развитие какого-либо промысла. «Думаю, что любой промысел может быть перспективным, если его правильно рынку преподать, — говорит Антон. — Проблема в другом. В регионах люди, которые владеют промыслом, не способны его правильно позиционировать, узко смотрят». По мнению экспертов, успех «Крестецкой строчки» демонстрирует перспективность прежде всего дизайнерского продукта, с высокой добавленной стоимостью, созданного на основе традиционного ремесла. «Ремесла — это своего рода ДНК, придающие большую художественную ценность эксклюзивным дизайнерским коллекциям, в которых модно использовать оригинальные детали, формы или стилизацию орнаментальных мотивов, — считает Анастасия Крылова, директор Ассоциации специалистов предметного дизайна.

В Крестцах между тем заняты очередным проектом по сохранению своего ДНК — возрождением фабричного музея. Уже собрано и готовится к экспозиции 170 изделий. Проблема в том, что каждой работе надо дать описание, а сделать это некому. Чуть ли не единственным специалистом оказалась петербурженка Светлана Кузнецова, которая когда-то работала в Новгородском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и совершила больше десяти экспедиций, собирая материал для выставок. Светлана Ивановна и сегодня, посмотрев на вещь, может точно сказать, в какой деревне ее делали и в какой период времени. Она с энтузиазмом взялась за дело, тем более что интересные находки случаются и по сей день. Недавно в антикварном магазине в Петербурге она нащупала в стопке вещей добротную ткань, развернула — а это красивая узорчатая скатерть села Старое Рахино начала прошлого века. И ничуть не обветшала, не потемнела — вот что значит крестецкая строчка!


Фабрика «Крестецкая строчка» ведет свою историю с создания в 1860-е годы в Крестецком уезде Новгородской губернии особого вида сквозной вышивки. С ноября 2015 года принадлежит Антону Георгиеву. Выпускает широкий ассортимент текстильных изделий с вышивкой, выполняет индивидуальные заказы через онлайн-магазин, принимает экскурсионные группы по предварительной договоренности. Активы компании: производство площадью 3500 кв. м в районном центре Крестцы (87 км от Новгорода, 445 км от Москвы), фирменный магазин в ТК «Гарден Сити» площадью 101 кв. м (Санкт-Петербург).

Выручка — 31 млн рублей.

Число сотрудников — 70 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гвозди бы делать Гвозди бы делать

«Тех-Креп» - крупный игрок на рынке крепежей в России

Эксперт
Долларовые миллионеры мира за год обеднели на $2 трлн. Но в России их стало больше Долларовые миллионеры мира за год обеднели на $2 трлн. Но в России их стало больше

Совокупное состояние т.н. хайнетов сократилось впервые за семь лет

Forbes
Куда везет «Яндекс»? Куда везет «Яндекс»?

На российском рынке такси новое крупное поглощение агрегаторов

Эксперт
На какие невидимые жертвы идут работающие матери? На какие невидимые жертвы идут работающие матери?

С какими трудностями ежедневно сталкиваются работающие матери

Psychologies
Карты, деньги, соленый огурец Карты, деньги, соленый огурец

Некоторые ученые уверены, что карты появились раньше письменности

Maxim
Обзор фитнес-браслета Huawei Band 3 Обзор фитнес-браслета Huawei Band 3

Тестируем новый носимый гаджет от Huawei

CHIP
Сопротивление от-кутюр Сопротивление от-кутюр

Вторая мировая война стала серьёзным испытанием и для модной индустрии

Дилетант
Покупаем мобильный кондиционер: главные особенности и рейтинг 2019 Покупаем мобильный кондиционер: главные особенности и рейтинг 2019

Рассказываем, как выбрать мобильный кондиционер

CHIP
Рыба на мангале: как правильно приготовить ее на решетке (все лайфхаки) Рыба на мангале: как правильно приготовить ее на решетке (все лайфхаки)

Рыба на мангале может быть даже вкуснее мяса

Playboy
Как не стоит носить головные уборы Как не стоит носить головные уборы

Учимся на ошибках героев стритстайла

GQ
Завербуйся в невербалы! Завербуйся в невербалы!

Лучшие советы по тому, как молчаливо подчинять себе этот мир

Maxim
Вашей бабушке это понравится: зачем рестораны создают собственные фермы Вашей бабушке это понравится: зачем рестораны создают собственные фермы

Анна Кукулина рассказывает историю любви шеф-поваров к фермерскому делу

Forbes
Правда и мифы о глобальном потеплении Правда и мифы о глобальном потеплении

Эксперты комментируют пугающие прогнозы с научной точки зрения

Vogue
Как дизайн-мышление изменит привычный мир Как дизайн-мышление изменит привычный мир

В московском Центре дизайн-мышления прошел Design Thinking Camp

РБК
Колонка JBL — как включить радио? Колонка JBL — как включить радио?

Включите любимую радиостанцию – это можно сделать даже на Bluetooth-колонке

CHIP
Что творится в российском лесу Что творится в российском лесу

Цикл «Сноба» о реальных и мнимых проблемах лесов России

СНОБ
Ни пуха ни пера Ни пуха ни пера

Зачем в современном аэропорту Домодедово используются хищные птицы

Вокруг света
«Главное — найти жену хорошую». Как миллиардеры воспитывают своих детей «Главное — найти жену хорошую». Как миллиардеры воспитывают своих детей

Правила воспитания топовых миллиардеров России и мира

Forbes
«П» – значит победа «П» – значит победа

Полина Гагарина привыкла бороться до последнего

Cosmopolitan
Что о тебе говорит твое интимное прошлое? Спойлер: много правдивого Что о тебе говорит твое интимное прошлое? Спойлер: много правдивого

«Милый, а кто у тебя был до меня?» — теперь вы будете бояться этого вопроса

Playboy
Арестованный экс-владелец Антипинского НПЗ попробует вернуть его себе Арестованный экс-владелец Антипинского НПЗ попробует вернуть его себе

Госбанк забрал завод за долги и инициировал уголовное дело против бизнесмена

Forbes
Как носить шлепанцы, чтобы не вызывать отвращение у женщин (и у других мужчин) Как носить шлепанцы, чтобы не вызывать отвращение у женщин (и у других мужчин)

Как нужно носить мужскую открытую обувь так, чтобы было комфортно и легко

Playboy
Анна Невская: Каблуки теперь ношу только на съемках Анна Невская: Каблуки теперь ношу только на съемках

Она очень разная — нежная и жесткая, смешливая и серьезная

Добрые советы
Игра в догонялки Игра в догонялки

Новый кроссовер Haval почти догнал своих именитых конкурентов

АвтоМир
Обзор и тест realmе 3 Pro: реальный про Обзор и тест realmе 3 Pro: реальный про

Эта модель - лучшее, что есть у realme на российском рынке

CHIP
Коворкинг: что это такое, в чем его преимущества и кому он подходит больше всего Коворкинг: что это такое, в чем его преимущества и кому он подходит больше всего

Мы расскажем про новый подход к организации рабочего пространства

Playboy
Дженнифер Лопес в сексуальном «наряде греческой богини» отпраздновала юбилей Дженнифер Лопес в сексуальном «наряде греческой богини» отпраздновала юбилей

50-летняя Дженнифер Лопес устроила «вечеринку века»

Cosmopolitan
«Белые, но бедные»: как бизнес переживает кассовую реформу «Белые, но бедные»: как бизнес переживает кассовую реформу

Что изменилось в жизни бизнеса за два года работы кассовой реформы?

Forbes
Все фильмы про Джеймса Бонда – от худшего к лучшему Все фильмы про Джеймса Бонда – от худшего к лучшему

Интересно, на какую строчку рейтинга попадет 25-й эпизод Джеймса Бонда

GQ
Тофу от поп-музыки или король? Почему Эд Ширан победил шоу-бизнес Тофу от поп-музыки или король? Почему Эд Ширан победил шоу-бизнес

19 июля Эд Ширан даст первый сольный концерт в России на «Открытии Арена»

РБК
Открыть в приложении