Предприниматель Антон Георгиев возрождает крестецкую строчку

ЭкспертБизнес

Строчильщицы снова сели за пяла

Предприниматель Антон Георгиев возрождает старинный промысел — крестецкую строчку, превращая его из подзабытого регионального ремесла в национальный бренд столового белья и одежды

Виктория Безуглова

Пресс-служба фабрики «Крестецкая строчка»

Когда в 2015 году прежние хозяева «Крестецкой строчки» для погашения долгов стали распродавать музейную коллекцию предприятия, любовно собираемую с 1930 года несколькими поколениями сотрудников фабрики, на предприятии работало восемь человек, включая сторожей. Казалось, что ремеслу строчевой вышивки, зародившемуся в 1860-е годы в Новгородской губернии, пришел конец. А ведь когда-то, в 1920–1930-е, число строчильщиц доходило до 2500 человек, в 1960–1970-е — до 600. Изделия фабрики продавались в сотнях магазинов страны, а высокохудожественные панно завоевывали награды на выставках, отправлялись в музеи или становились подарком для статусных иностранных гостей. И вот о банкротстве предприятия рассказали в ТВ-новостях.

Этот сюжет увидел предприниматель из Петербурга Антон Георгиев, владелец компании «Медовый дом». В жизни Антона все было налажено: бизнес с годовым оборотом в миллиард, семья — жена и четверо детей. К народным промыслам предприниматель не имел никакого отношения. Но он вспомнил, как в начале 1990-х посетил фабрику вместе с гостями-шведами, которые непременно хотели купить там вышитые скатерти и салфетки. Тогда Антону было многое непонятно: почему иностранцев интересуют какие-то «бабушкины» скатерки и как целая фабрика работает и выживает на ручном труде — сложном и затратном по времени. Теперь он увидел другое. Унылые, пустые цеха вместо картинки с десятками женских голов, склоненных над пялами и швейными машинками. Стало тоскливо. Решил съездить и посмотреть, что там происходит. «Долгов на предприятии уже не было, потому что прежние хозяева для их погашения продали 130 старинных изделий Русскому музею, кажется, за 14 миллионов, — вспоминает Георгиев. — Но, слава богу, еще около ста изделий оставалось, когда я решил приобрести фабрику».

С мыслью о туристах

Георгиев купил «Крестецкую строчку» за 20 миллионов. Здание фабрики, наспех построенное в 1950-х, находилось в полном упадке. «Нам пришлось все заново делать: менять кровельную и стропильную систему, заливать полы, менять перекрытия, стены ремонтировать, окна вставлять, территорию облагораживать, — вспоминает Антон. — За четыре года мы 350 миллионов туда вложили, и большую часть из них — в реконструкцию здания».

И эти труды нельзя не заметить. Уже на подъезде к фабрике, окруженной живописной лужайкой с белым фигурным штакетником, видно, что она хорошо отреставрирована, с оригинальной росписью в виде узорной вышивки во всю торцевую стену. Внутри фабрика и вовсе похожа на образцово-показательный Дворец народного творчества: просторные и уютные цеха, большой зал для будущей музейной экспозиции, в фойе — выполненное на заказ мозаичное панно с изображением вышивальщицы за работой, исторические фотографии рукодельниц. А в фабричном магазине продают не только готовые изделия, но и билеты на экскурсию. В этом отчасти кроется ответ на вопрос, зачем производственное здание делать таким красивым: чтобы показывать фабрику туристам и за счет этого популяризировать старинный промысел. «У нас нет задачи заполучить туристов, которые что-то купят, дело не только в этом, — поясняет директор фабрики Ирина Васильева. — Крестецкая строчка очень долго находилась в забвении, социологический опрос среди жителей Москвы показал, что нашу строчку знает одна сотая процента! И то это люди, которые либо родились в Новгороде, либо посещали нашу область».

Расчет Антона Георгиева согласуется с планами правительства Новгородской области, работающего над увеличением туристического потока в регион. Ожидается, что в следующем году число туристов вырастет с 1,2 млн до 2 млн человек, а в течение пяти лет — до 5 млн. И понятно, что кроме улучшения гостевой инфраструктуры, увеличения числа маршрутов железнодорожного транспорта через Новгород региону нужны новые интересные экскурсии. В этом смысле знакомство с древним художественным ремеслом края — идеальное предложение. «“Крестецкая строчка” — это пример ответственного бизнеса, который фактически восстановил новгородский промысел, дал ему вторую жизнь, — считает губернатор Андрей Никитин. — Это бренд нашей области, известный далеко за ее пределами, а также посыл деловым людям: у нас можно строить бизнес, в том числе на основе ремесел с богатой историей. И мы всегда будем поддерживать такие предприятия».

Антон и Александра Георгиевы придумали, как сделать ручное кружево актуальным для людей эпохи смартфонов. Пресс-служба фабрики «Крестецкая строчка»

В отсутствие кадров и сырья

Крестецкая строчка начинается с такого неказистого на вид занятия, как держка — это когда из натуральной ткани с полотняным плетением, чаще всего это лен, выдергивают нити в нужных направлениях — в соответствии с эскизом. В результате кропотливой работы, а держка одной скатерти может занимать несколько дней, получается заготовка под ажур, то есть подготовленное для вышивки полотно. Машинная вышивка скатерти занимает около полутора месяцев, а полностью ручная вышивка — в четыре раза больше. Использовать в работе швейную машинку стали в 1950-е годы, что увеличило производительность труда, так как машинка помогает двигаться игле быстрее. Но при этом надо иметь хорошее зрение и сноровку для более четкого выполнения движений, правильно ставить иглу.

Однако многие элементы узоров на машинке все равно не выполнить — это так называемые сновочные рисунки, вырезные. Именно благодаря оригинальным сновочным рисункам и особой технике исполнения крестецкая строчка больше ста лет назад стала визитной карточкой Крестцов и близлежащих деревень — Старое Рахино, Касково, Зайцево, Варница, Зимогорье. «Занимались этим промыслом и в Валдайском уезде, но такая техника, с такой плотностью обивки рисунка, характерна только для нас, в других областях получаются более мягкие изделия», — поясняет Наталья Афанасьева, начальник производства. Льняные изделия с крестецкой строчкой можно кипятить, гладить, они прочные и надежные — не зря же приданое новгородских девушек служило им всю жизнь.

Норвежский паучок, мыльный пузырь, вологодское стекло, старинный гипюр — это лишь часть названий элементов вышивки, над выполнением которых корпят строчильщицы с опытом и ученицы. Будущих работниц готовят прямо на фабрике, программа обучения рассчитана на три месяца, на каждом этапе — промежуточные экзамены, чтобы определить, есть ли смысл учить дальше этого человека. Вышивка — занятие кропотливое, не каждому дается. «За три месяца можно основные элементы освоить, а вот на хорошую мастерицу надо учиться всю жизнь, — говорит художник-вышивальщица с двадцатилетним стажем Наталья Дмитриева. — Я со школьной скамьи сюда пришла, у меня тут мама работала, бабушка по отцовской линии, отчим».

Каждый этап производства жестко контролируется. «В цехе раскроя к изделию прикладывается ярлык с указанием размера, артикула, ткани, а в процессе работы девочки ставят свой рабочий номер, чтобы на всех стадиях производства можно было выявить брак, и исправить его должна та работница, которая допустила ошибку, — продолжает Наталья Афанасьева. — Вот смотрите, как можно отследить историю конкретной салфетки: номер тринадцать, держка, — дергала Маша, номер тридцать один — колышек проходила у Елены Васильевны, номер пятьдесят шесть — вышивала Юлия Егорова. Когда изделие упаковывается, наклеивается бирка с фамилией вышивальшицы. И каждый клиент может знать, кто ему сделал такую красоту».

Наладить производственный процесс на восстановленной фабрике было непросто. Спустя четыре года работы предприятие, на котором уже трудится около 70 человек, а годовая выручка с трех миллионов рублей в 2015 году выросла до 31 млн рублей в 2018-м, по-прежнему испытывает муки роста. «С персоналом проблема, потому что производство находится в сельской местности, а нам нужны специалисты — конструкторы, технологи, — рассказывает Антон Георгиев. — В деревне их нет, а если послать кого-то на обучение в Петербург, то полагаю, что они потом не вернутся… Вот так и мучаемся, привлекаем технологов из города на удаленную работу». Не менее серьезная забота для фабрики — подбор тканей, ведь для крестецкой строчки подходит только полотняное плетение. «Мы очень ограничены в выборе ткани, и это большая сложность, вдобавок ко всему качественная ткань в нашей стране не производится, — продолжает он. — Для столовой группы ткани закупаем в Белоруссии на Оршанском льнокомбинате, а для одежды везем ткани из Голландии. Из того, что производят отечественные текстильные производства, можно только мешки для картошки шить».

Использование для вышивания швейной машинки увеличивает производительность труда, но требует сноровки для более четкого выполнения движений. Пресс-служба фабрики «Крестецкая строчка»

Как попасть на подиум высокой моды

Главная забота для любого бизнеса — реализация товара. Сто лет назад на крестецкую строчку был большой спрос у иностранцев, партии вышитых изделий отправляли в Англию, Францию, Швецию и выручали большие деньги. Именно на той волне популярности Петр Архиреев основал в 1929 году первое промысловое товарищество «Артель», которое в 1950-е было преобразовано в фабрику. В советские времена вопрос сбыта решали еще проще: плановое хозяйство, разнарядка, стабильные цены, — и в итоге практически любая семья могла себе позволить комплект льняного постельного белья с мережками или кружевные салфетки, а фабрика получала стабильный доход и заказы.

Но кто станет покупателем ручных кружев в XXI веке? Над этим ломала голову вся команда Антона Георгиева. В 2017 году после его встречи с президентом Владимиром Путиным поступил заказ на ряд изделий для президентского подарочного фонда. «Это были пять наборов столового текстиля из капсульной коллекции — с большим количеством вышивки, сложными и объемными элементами — скатерти, салфетки сервировочные и декоративные», — вспоминает Ирина Васильева. С фабрикой рассчитались, поблагодарили и сказали, что обратятся в случае надобности. Потом был заказ на подарочные наборы от РЖД, проявляли интерес другие корпорации. Вместе с тем было ясно, что разовыми заказами, даже большими и статусными, загрузить все производство не удастся. Тот период стал самым сложным для Антона Георгиева. «У меня не было понимания, куда двигаться, — вспоминает он. — Я ездил советоваться к Валентину Юдашкину, и он мне рекомендовал уходить в ширпотреб, используя бренд. Но хорошо, что мы его не послушали и стали развивать премиальный сегмент. Сейчас я четко вижу, что это путь правильный и по нему надо идти».

Так, сделав исторический круг в девяносто лет, фабрика вернулась к тому, с чего начинала, — к изготовлению высокохудожественных дорогих изделий, рассчитанных на взыскательного покупателя с хорошим вкусом. Это не советский экономвариант с двумя мережками по скатерти, а полноценная работа со всеми красотами сновочной вышивки. Такая скатерть может стоить 60 тысяч рублей и больше. Но люди, покупая ее, знают: она будет служить им долго, еще и по наследству перейдет, как это принято до сих пор в буржуазных семьях в Европе.

Кроме дорогих наборов в столовой группе фабрика начала выпускать совершенно новый для себя ассортимент — дизайнерскую одежду с вышивкой. Идею подала Александра Георгиева, жена владельца предприятия, по образованию дизайнер одежды; она же стала креативным директором и автором коллекций. «Модели разные, для отдыха и работы, в основном свободного кроя, чтобы чувствовать себя комфортно. К тому же спрос рождает предложение, сейчас очень популярны длинные платья в пол, вот их и шьем», — рассказывает Наталья Афанасьева.

Благодаря пошиву одежды продажи рванули вверх: в 2018 году они выросли более чем втрое. В последнее время кроме женской одежды и крестильных комплектов для детей на фабрике разрабатывают модели для мужчин. Вообще, здесь стараются выйти из стереотипных представлений о том, какими и на ком должны быть изделия с вышивкой. Этому способствует и начавшееся в 2019 году сотрудничество с модным домом Ульяны Сергиенко, который по своим эскизам заказывает на «Крестецкой строчке» элементы с вышивкой, а затем использует их в моделях одежды, производя фурор на подиумах высокой моды. «Мы поняли, что по духу нам близки искания Ульяны, ее обращение к народным художественным промыслам при создании модных коллекций. И мы с интересом наблюдаем за каждым новым показом», — говорит Ирина Васильева.

Самые большие продажи у «Крестецкой строчки» идут через онлайн-магазин — 60–70% всех заказов. Средний чек заказа составляет 8–12 тыс. рублей. В ассортименте более 250 позиций, и он постоянно расширяется. В отличие от советского производства нынешнее практически не работает на склад, да и смысла в этом нет, так как большинство заказов — индивидуальные. Посетители выбирают модель на сайте, высказывают свои пожелания по размеру, цвету, рисунку. Срок выполнения заказа зависит от сложности работы и от загруженности вышивальщиц, к примеру, заказы на изделия одежной группы принимаются за два с половиной месяца.

В этом году у фабрики появился новый канал продаж, который превзошел ожидания по выручке, — это открывшийся в июне в Петербурге фирменный магазин площадью 101 кв. м. «Я надеялся, что мы за полгода выйдем на самоокупаемость, а мы с первого месяца уже в прибыль выходим, — отмечает Антон Георгиев. Следующий магазин компания планирует открыть к концу года в Москве, а потом и за пределами России, к примеру на курортах юга Франции, где отдыхает много русских. Антон уверен, что традиционная розница в итоге перехватит пальму первенства продаж у интернет-магазина, поскольку дорогую вещь удобнее покупать с возможностью примерки. Впрочем, директор магазина Ирина Васильева предостерегает от эйфории по этому поводу. «Мы готовились к открытию, подогревали пул клиентов, которых интересуют наши изделия и народные промыслы. Ведь вышитые скатерти, салфетки, одежда — весьма нишевый продукт, для ценителей. Многие уже побывали в магазине, сделали покупки. Мы планируем новые тематические встречи. Но с прогнозами будем осторожны, мы не намерены просто радоваться успеху, надо двигаться вперед».

ДНК для дизайнеров

Опытом Антона Георгиева интересуются другие бизнесмены: к нему уже не раз обращались за советом люди, которые хотели бы вложить силы и средства в развитие какого-либо промысла. «Думаю, что любой промысел может быть перспективным, если его правильно рынку преподать, — говорит Антон. — Проблема в другом. В регионах люди, которые владеют промыслом, не способны его правильно позиционировать, узко смотрят». По мнению экспертов, успех «Крестецкой строчки» демонстрирует перспективность прежде всего дизайнерского продукта, с высокой добавленной стоимостью, созданного на основе традиционного ремесла. «Ремесла — это своего рода ДНК, придающие большую художественную ценность эксклюзивным дизайнерским коллекциям, в которых модно использовать оригинальные детали, формы или стилизацию орнаментальных мотивов, — считает Анастасия Крылова, директор Ассоциации специалистов предметного дизайна.

В Крестцах между тем заняты очередным проектом по сохранению своего ДНК — возрождением фабричного музея. Уже собрано и готовится к экспозиции 170 изделий. Проблема в том, что каждой работе надо дать описание, а сделать это некому. Чуть ли не единственным специалистом оказалась петербурженка Светлана Кузнецова, которая когда-то работала в Новгородском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и совершила больше десяти экспедиций, собирая материал для выставок. Светлана Ивановна и сегодня, посмотрев на вещь, может точно сказать, в какой деревне ее делали и в какой период времени. Она с энтузиазмом взялась за дело, тем более что интересные находки случаются и по сей день. Недавно в антикварном магазине в Петербурге она нащупала в стопке вещей добротную ткань, развернула — а это красивая узорчатая скатерть села Старое Рахино начала прошлого века. И ничуть не обветшала, не потемнела — вот что значит крестецкая строчка!


Фабрика «Крестецкая строчка» ведет свою историю с создания в 1860-е годы в Крестецком уезде Новгородской губернии особого вида сквозной вышивки. С ноября 2015 года принадлежит Антону Георгиеву. Выпускает широкий ассортимент текстильных изделий с вышивкой, выполняет индивидуальные заказы через онлайн-магазин, принимает экскурсионные группы по предварительной договоренности. Активы компании: производство площадью 3500 кв. м в районном центре Крестцы (87 км от Новгорода, 445 км от Москвы), фирменный магазин в ТК «Гарден Сити» площадью 101 кв. м (Санкт-Петербург).

Выручка — 31 млн рублей.

Число сотрудников — 70 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Обновлённый Mitsubishi L200. «Плачущие» фонари и бьющиеся сердца Обновлённый Mitsubishi L200. «Плачущие» фонари и бьющиеся сердца

Специалисты, занятые доводкой пикапов, никогда не потеряют работу

4x4 Club
На краю единицы На краю единицы

Слабый внутренний спрос поставил рост на паузу

Эксперт
Полоса препятствий Полоса препятствий

«СтарХит» раскрывает секреты нового сезона шоу «Форт Боярд»

StarHit
До и после покрышки До и после покрышки

Автомобильную резину можно встретить не только на дороге, но и в самой дороге

РБК
«Опасный человек»: опальный банкир Пугачев рассказал о покинувшем Россию замглавы АСВ «Опасный человек»: опальный банкир Пугачев рассказал о покинувшем Россию замглавы АСВ

Сергей Пугачев первым публично обвинил Валерия Мирошникова в вымогательстве

Forbes
Русский травник Русский травник

Предприниматель, сколотивший состояние на промышленной конопле в Голландии

Forbes
«Всегда есть креативный способ потерять деньги»: сын миллиардера Фетисова о криптопузыре и самой выгодной инвестиции «Всегда есть креативный способ потерять деньги»: сын миллиардера Фетисова о криптопузыре и самой выгодной инвестиции

Новый гость «Forbes Capital» — CEO Signet Capital Management Роман Фетисов

Forbes
Пьер Карден, Оливье Тискенс и другие модные выставки на август Пьер Карден, Оливье Тискенс и другие модные выставки на август

В Нью-Йорке, Лондоне и французском Кале

Vogue
«Женщину нельзя заставить в течение пяти часов молчать». Почему шахматные турниры до сих пор делятся по гендерному принципу «Женщину нельзя заставить в течение пяти часов молчать». Почему шахматные турниры до сих пор делятся по гендерному принципу

Почему до сих пор существуют женские и мужские шахматные турниры

Forbes
Я еще не готова: что такое отложенное материнство и кому оно пригодится Я еще не готова: что такое отложенное материнство и кому оно пригодится

В современном мире выбор, когда рожать ребенка (и рожать ли), очень непростой

Cosmopolitan
«Давай, до свидания!» Что сейчас делают артисты, покинувшие лейблы «Давай, до свидания!» Что сейчас делают артисты, покинувшие лейблы

Как Егор Крид попрощался с Black Star, а Скриптонит покинул Gazgolder

Cosmopolitan
Люди с чемоданами денег. Самые громкие истории о «решальщиках» Люди с чемоданами денег. Самые громкие истории о «решальщиках»

Арест полковника ФСБ Кирилла Черкалина заставил снова вспомнить о «решальщиках»

Forbes
Еще раз о депрессии: почему она возникает и как победить Еще раз о депрессии: почему она возникает и как победить

О депрессии сказано немало, но едва ли новый разговор на эту тему будет лишним

Psychologies
Миллиардер, бросивший вызов Трампу. Как Том Стейер заработал $1,6 млрд Миллиардер, бросивший вызов Трампу. Как Том Стейер заработал $1,6 млрд

Соперником Трампа на выборах 2020 года может стать миллиардер Том Стейер

Forbes
Взрыв, пожар: что известно о гибели 14 подводников на секретной подлодке в Баренцевом море Взрыв, пожар: что известно о гибели 14 подводников на секретной подлодке в Баренцевом море

В Баренцевом море в результате пожара погибли 14 подводников

Forbes
Наше всё Наше всё

Русские дизайнеры выигрывают международные конкурсы

SALON-Interior
Как выбрать свадебную фату Как выбрать свадебную фату

Самые модные варианты и советы экспертов

Vogue
Ради чего идти на Фестиваль гастрономических развлечений Ради чего идти на Фестиваль гастрономических развлечений

Тако со звездой «Мишлена», титулованный рамен из Нью-Йорка, тайский стритфуд

Vogue
Что смотреть после «Во все тяжкие»: 5 фильмов и 5 сериалов Что смотреть после «Во все тяжкие»: 5 фильмов и 5 сериалов

5 фильмов и 5 сериалов, переосмысливающих и дополняющих «Во все тяжкие»

Esquire
Санкции на $1 млрд: Россия подготовила ответ Грузии Санкции на $1 млрд: Россия подготовила ответ Грузии

Госдума попросит президента и правительство ввести новые санкции против Грузии

Forbes
Интернет без очереди Интернет без очереди

Шестое поколение связи Wi-Fi качественно улучшит доступность интернета

Эксперт
Как Outside, премьеру Кирилла Серебренникова, приняли в Авиньоне Как Outside, премьеру Кирилла Серебренникова, приняли в Авиньоне

Новый спектакль о жизни китайского фотографа и поэта Жэнь Хана

Vogue
Том Йорк задумался о душе: разбираем третий сольный альбом бессменного лидера Radiohead Том Йорк задумался о душе: разбираем третий сольный альбом бессменного лидера Radiohead

Увидел свет третий сольный альбом Тома Йорка Anima

Esquire
Что не так с новым образом Джуда Ло? Что не так с новым образом Джуда Ло?

Что именно не так в образе Джуда Ло

GQ
Как Woodstock в 1969 году стал символом поколения «секса, наркотиков и рок-н-ролла»? Как Woodstock в 1969 году стал символом поколения «секса, наркотиков и рок-н-ролла»?

Трехдневный фестиваль Woodstock, собравший около полумиллиона зрителей

GQ
20 лет группе «Тату»: почему мы до сих пор о них помним 20 лет группе «Тату»: почему мы до сих пор о них помним

Самой известной за пределами СНГ российской группе году исполняется 20 лет

РБК
Худее, краше, счастливее Худее, краше, счастливее

Перепробовала уже все, а похудеть все равно не получается

Лиза
Трихолог — о выпадении волос, правильном уходе и плазмотерапии Трихолог — о выпадении волос, правильном уходе и плазмотерапии

Как избежать проблем с волосами и какие факторы влияют на их здоровье

РБК
Феномен Лабковского: как самый узнаваемый психолог России зарабатывает 130 млн рублей в год на лекциях о счастье Феномен Лабковского: как самый узнаваемый психолог России зарабатывает 130 млн рублей в год на лекциях о счастье

Михаил Лабковский стал одним из первых популяризаторов психологии в России

Forbes
Открыть в приложении