Толчок к дружбе: как новый кризис в отношениях России и Грузии может решить давние проблемы
Российско-грузинские отношения, пережившие за последние тридцать лет немало непростых периодов, летом этого года проходят очередной тест на прочность. Впрочем, реакция Москвы на антироссийские протесты в Грузии дает надежду на то, что нынешний кризис в отношениях двух стран не приведет к их заморозке. Более того, кризис можно использовать как толчок к разрешению давних проблем.
На первый взгляд, предыстория нынешнего российско-грузинского кризиса выглядит совершенно абсурдной. Депутат Госдумы Сергей Гаврилов во время заседания Межпарламентской ассамблеи православия, проходившей в Грузии, занял место спикера грузинского парламента. Уже через несколько часов политически активная молодежь в знак протеста вышла на улицы Тбилиси с антироссийскими лозунгами. Акции протеста затянулись и превратились в многодневную манифестацию со антироссийским мобилизующим фактором.
Можно ли допустить, что севший не туда депутат Госдумы стал реальной причиной масштабных многодневных акций протеста? Едва ли. Депутат Гаврилов не является таким уж известным и влиятельным политиком, определяющим российскую стратегию в отношении Грузии. Поэтому его участие в форуме и использование стула спикера парламента Грузии никак не способствовало продвижению российской политической повестки. Очевидно, что промах протокольной службы лишь повод, а истинные причины волнений и протестов – внутренние. Это и усталость от правящей партии «Грузинская мечта» и «серого кардинала» республики Бидзины Иванишвили, и требования решить такие насущные проблемы, как безработица и низкий уровень жизни. Помимо психологической усталости грузинского общества сыграли свою роль и политические изменения у соседей – прежде всего в Армении и на Украине. В ответ на общественный