В свете сверхновых
Звёзды влияют на нашу жизнь… Когда так говорят астрологи, в этом нет ничего удивительного, в конце концов, продавать гороскопы и прочие звёздные сказки — это их, мягко скажем, «работа». Но когда о чём-то подобном пишут учёные, причём не где-нибудь в блоге, а в научных журналах?! Неужели астрология победила астрономию и скоро в университетах студенты на лабораторных работах будут высчитывать влияние ретроградного Меркурия на успех сдачи зимней сессии? Последнего, надеюсь, всё-таки не произойдёт, а вот к влиянию звёзд на земную жизнь стоит присмотреться, с научной точки зрения, конечно же.
Для начала возьмём наше Солнце, нашу Землю и заодно нас с вами, ведь если вдуматься, то мы все состоим из атомов, когда-то родившихся в недрах звёзд. Любители выражаться высокопарно говорят: «Мы дети звёзд!» И вот почему. Когда-то, очень-очень давно, образовавшиеся после Большого взрыва первые звёзды сожгли своё топливо и взорвались сверхновыми, разметав по Вселенной добрую половину таблицы Менделеева. Из остатков первых звёзд зародились новые звёзды, которые спустя миллиарды лет повторили судьбу своих звёздных «родителей», щедро удобрив межзвёздное пространство химическими элементами из оставшейся половины периодической системы. И вот уже из этого химического материала четыре с половиной миллиарда лет назад сформировалась Солнечная система. Поэтому Солнце и называют звездой третьего поколения, ну а мы получили возможность записать себе в сверхдальние родственники не абы кого, а целую тройную звёздную систему Альфа Центавра — почему бы и нет, имеем право.
Хорошо, мы, а точнее химические элементы появились благодаря звёздам, за что им, конечно, большое спасибо, но сейчас-то какое отношение они имеют к жизни на планете? Ведь до ближайшей звезды солнечному лучику добираться больше четырёх лет — трудно представить лучшие условия для космической самоизоляции! В принципе на Землю может упасть какой-нибудь крупный астероид и устроить конец света, но он в любом случае будет «наш», родной, из Солнечной системы, а не из далёких чужих звёздных систем. Ещё можно предположить совсем фантастический вариант (это всё не более чем наша весёлая фантазия), что древние рептилии бегали друг за другом по тёмным лесам юрского периода, ориентируясь по звёздам. Потребность разбираться в небесной механике заставила их мозги быстрее эволюционировать — первые млекопитающие вроде бы как раз вели ночной образ жизни.
Проблема нашей кажущейся изоляции от космоса заключается в том, что мы представляем космическое пространство как нечто очень пустое и очень неизменное, хотя это не совсем так. В масштабах человеческой жизни неизменность космоса по большей части справедлива — звёздные карты начала прошлого века более чем пригодны для современных наблюдений. Хотя даже за последнюю сотню лет на небе происходили некоторые видимые «косметические» изменения. Так, в 1987 году на окраине туманности Тарантул в Большом Магеллановом Облаке вспыхнула сверхновая SN 1987A, которую можно было видеть даже невооружённым глазом! Последний раз такой космический подарок астрономы получали только в 1604 году, когда Иоганн Кеплер во всех подробностях наблюдал за вспышкой и затуханием сверхновой SN 1604 в созвездии Змееносца.