Сериал как опыт программирования нации

ЭкспертОбщество

«Слуга народа» — предвыборный сериал

Сериал как опыт программирования нации

Вячеслав Суриков

Владимир Зеленский в сериале «Слуга народа» в роли президента Украины Василия Голобородько

Владимир Зеленский — кандидат в президенты Украины, набравший в первом туре выборов наибольшее число голосов, уже больше трех лет является президентом Украины, но только под другим именем. В той, другой жизни его зовут Василий Голобородько. Он был простым учителем истории до тех пор, пока не сорвался и не наговорил в сердцах все, что он думает по поводу происходящего в социальной и экономической страны. Его хейт-спич зафиксировали школьники и выложили запись в интернет. Она и стала стартом политической карьеры экранной ипостаси Владимира Зеленского, как он от нее ни отказывался. И даже в тот самый день, когда стали известны результаты выборов, он собирался на школьный урок — пока за ним не пришли люди с ничего не выражающими лицами, в галстуках и строгих костюмах. Так Василий Голобородько стал политиком и остается таковым на протяжении уже трех сезонов. Причем показ третьего из них пришелся на уже реальную на предвыборную кампанию Владимира Зеленского.

Первым политиком, выбравшимся из актерской среды на вершину политической власти, был Рональд Рейган. Арнольд Шварценеггер отчасти повторил его путь: он дважды избирался на пост губернатора Калифорнии, причем, в отличие от Рейгана, он вовсю использовал репутацию своего кинематографического образа. Прокат «Терминатора III» совпал с его предвыборной кампанией, Шварценеггер постоянно к нему апеллировал, и это сработало. В силу его происхождения у Шварценеггера не было шансов продолжить восхождение на политический Эверест, но в его случае уже был заметен зазор между кинематографической и политической реальностью. За два срока на посту губернатора Шварценегогер выработал свой политический потенциал и, здраво оценив свои возможности, вернулся в лоно Голливуда, где и пребывает по сей день. Своим примером он только подтвердил, что хрестоматийный пример Рональда Рейгана скорее исключение из правил. Для того чтобы быть эффективным политиком, одной только харизмы и узнаваемости недостаточно.

Наиболее ярким российским персонажем, решившим, подобно Рейгану и Шварценеггеру, перешагнуть из медийной в политическую реальность, можно считать Михаила Евдокимова. Наделенный, как и Зеленский, ярким комическим талантом, он позиционировал себя на выборах на пост губернатора Алтайского края как человек, свободный от коррупционных связей. Увы, этот политический эксперимент середины нулевых так и остался незавершенным: Евдокимов погиб на втором году своего губернаторства. Но по тому недолгому сроку, который он провел в качестве политика регионального масштаба, можно судить о величине разрыва, который все-таки существует между представлением большинства людей о том, как работают властные механизмы и как они действуют в реальности. Разрыв слишком велик. Всем хочется верить в то, что где-то есть правильный человек, который приведет с собой таких же, как он, правильных людей, и этого будет достаточно для политического и экономического благополучия если не всей страны, то по крайней мере одного отдельно взятого региона.

Зеленский пошел путем, который принципиально отличается от тех, которыми прошли его предшественники: политики с актерским прошлым. Он не просто решил трансформировать медийный капитал в политический, но максимально глубоко внедрился в сознание соотечественников в образе президента. «Слуга народа» — один из самых рейтинговых сериалов в Украине. Об этом сериале нельзя сказать, что это шедевр телевизионного искусства. Сейчас его можно расценивать как шедевр политической рекламы, даже если он таковым изначально и не задумывался. В степени убедительности созданного им образа президента Зеленский может соперничать с самим Кевином Спейси, с поправкой на разницу между американской и украинской политической реальностью. Как знать, если бы образ Фрэнка Андервуда не был столь отталкивающим и если бы не странная кампания по дискредитации Кевина Спейси, мы могли бы однажды увидеть на американском политическом небосклоне политика, не уступающего по яркости Дональду Трампу.

Владимир Зеленский оказался дальновиднее Кевина Спейси — его Голобородько исключительно положительный персонаж. Он носитель идеи, что отсутствие политического опыта — это скорее плюс, чем минус. По крайней мере, это именно то, в чем нуждается сейчас Украина. В названии «Слуга народа» заключен незамысловатый месседж сериала: что будет, если главу страны лишить того мистического ореола, которым он сам себя окружает с помощью созданных до него властных механизмов. Голобродько ввязывается в схватку с коррумпированной элитой и шаг за шагом отвоевывает у нее политическую территорию. Он не только проработал всевозможные варианты политической ситуации, пусть и в упрощенном виде, но и продекларировал таким образом свою политическую программу. Причем сделал это в максимально наглядном образе. Его потенциальные избиратели не только узнали его политические цели, но и увидели, каким образом он собрался их воплотить. Простота художественной реальности в данном случае играет на руку — делает ее еще убедительнее.

Если в первом сезоне Зеленский создает образ и в самом деле наивного учителя истории, случайно, против своей воли избранного президентом, то уже во втором сезоне бывший учитель истории по-настоящему входит в роль. В первом сезоне Голобородько отказывается от всех привилегий, настаивая на том, что президент страны — это обычный чиновник с чуть большей, чем у всех остальных, мерой ответственности, но она вовсе не означает, что ему полагается больше привилегий, чем всем остальным. Голобородько отказывается от охраны, ездит на работу на такси, сокращает до минимума расходы на управленческий аппарат и отбивается от всевозможных подарков, которые сыплются на него и членов его семьи со всех сторон. Кульминацией этой борьбы становится программная речь президента Голобородько, где он проводит черту между украинцами — честными работящими людьми и хохлами — соотечественниками, решающими все проблемы, с которыми им приходиться сталкиваться, с помощью мздоимства. В этот момент и начинается перепрограммирование нации.

Сюжет сериала развивается за счет противостояния честных управленцев коррумпированным депутатам и чиновникам, которые не исчезают из политической реальности в одночасье. Но в этой борьбе происходит трансформация экранного персонажа Зеленского. От серии к серии он и его соратники становятся все более опытными политиками. Он все меньше шутит, он все чаще оказывается в гуще политических и экономических проблем, демонстрируя если не знания и умения (их он черпает, как и полагается учителю истории, из исторического опыта), то здравый смысл. Однажды он позволяет ему на равных противостоять тройке серых кардиналов Украины, которые манипулируют политической реальностью страны исключительно в свою пользу. И эта сюжетная линия в том числе позволила сериалу с Владимиром Зеленским в главной роли стать необыкновенно убедительным и, судя по первому туру выборов, более привлекательным, чем тот «сериал», в котором главную роль играет Петр Порошенко. Уже сейчас то, чего ему удалось добиться, заставляет по-другому взглянуть на сериалы и на то, какое влияние они оказывают на массовую аудиторию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обзор игры Devil May Cry 5: Данте сильно изменился за лето Обзор игры Devil May Cry 5: Данте сильно изменился за лето

DMC5 – рассказываем, что нового появилось в игре

CHIP
Павел Первый Павел Первый

Павел Деревянко — одна из самых ярких звезд современной комедии

GQ
Круче Беллуччи Круче Беллуччи

Ирина Дубцова. Столь знойную женщину мы просто обязаны были снять

Maxim
Гром и молния: как Никита Кучеров становится главной русской звездой в НХЛ Гром и молния: как Никита Кучеров становится главной русской звездой в НХЛ

Российский хоккеист проводит фантастически результативный сезон

Forbes
Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны

Российское общество живет на две информационные повестки: официальную и свою

Forbes
За что поощрять сотрудников, чтобы не потерять лучших За что поощрять сотрудников, чтобы не потерять лучших

Кризис доверия и уважения — главная причина ухода хороших сотрудников

Forbes
Секреты доброго утра Секреты доброго утра

Настроение вполне поддается коррекции с помощью небольших волевых усилий

9 месяцев
Дорогущие спорткары и экоавтомобили: на чем ездят Кардашьян, Ивлеева и другие Дорогущие спорткары и экоавтомобили: на чем ездят Кардашьян, Ивлеева и другие

На чем ездят топовые российские и зарубежные звезды?

Cosmopolitan
Третья попытка: потекут ли деньги в «российские офшоры» Третья попытка: потекут ли деньги в «российские офшоры»

Законопроект, который продляет амнистию капиталов до 29 февраля 2020 года

Forbes
Весь мир — театр: Библионочь — 2019 в Ленинке Весь мир — театр: Библионочь — 2019 в Ленинке

Гости «Библионочи в Ленинке»

Cosmopolitan
Венецианская биеннале-2019: главное Венецианская биеннале-2019: главное

От Эрмитажа и V-A-C до хитросплетений основного проекта

Vogue
Чего точно не стоит делать в отеле? 6 способов избежать проблем Чего точно не стоит делать в отеле? 6 способов избежать проблем

Как уберечь себя от неприятных сюрпризов в отеле

Playboy
С особой аурой С особой аурой

Женя Катава о том, как ее фэшн-карьера сложилась по счастливой случайности

Grazia
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Для чего во Франкфурте-на-Майне восстановили средневековый облик центра города

Forbes
Забота онлайн Забота онлайн

Как новые технологии помогают людям старшего возраста управлять своими деньгами

Огонёк
На все руки На все руки

Архитектор Марио Беллини — о Москве, актуальном дизайне и Стиве Джобсе

SALON-Interior
Не опять, а Сноу Не опять, а Сноу

Звезда «Игры престолов» Кит Харингтон и его «Дольче»

Esquire
Удивительное – рядом Удивительное – рядом

В обычных больницах сегодня применяют уникальные технологии

Лиза
Сто друзей Сто друзей

«СтарХит» узнал, какие сюрпризы готовит гостям знаменитая юбилярша

StarHit
«Ловушка для Путина»: что думают в Вашингтоне о выдаче российских паспортов в ЛНР и ДНР «Ловушка для Путина»: что думают в Вашингтоне о выдаче российских паспортов в ЛНР и ДНР

Если восстановление Донбасса ляжет на российскую экономику, это станет кошмаром

Forbes
Нос тигра, усы Дали Нос тигра, усы Дали

Обновлённый KIA Sportage отказался от турбомотора и коробки с двойным сцеплением

4x4 Club
Флирт мужской и женский: в чем разница Флирт мужской и женский: в чем разница

В тонком искусстве флирта можно обойтись без единого слова

Psychologies
Механизмы зависимости Механизмы зависимости

У технического прогресса есть и обратная сторона

Psychologies
«Теперь каждую таблеточку проверяю»: как Анастасия Нифонтова стала первой женщиной, покорившей «Дакар» «Теперь каждую таблеточку проверяю»: как Анастасия Нифонтова стала первой женщиной, покорившей «Дакар»

Что помогло мотогонщице Анастасии Нифонтовой проехать «Дакар» в зачете Original

Forbes
Без тормозов: самые яркие новинки Нью-Йоркского автосалона — 2019 Без тормозов: самые яркие новинки Нью-Йоркского автосалона — 2019

Новинки от Bugatti, Porsche, Lincoln, Fiat

Forbes
Первая леди Украины: что мы знаем о Елене Зеленской Первая леди Украины: что мы знаем о Елене Зеленской

Будет ли Елена Зеленская принимать активное участие в политической карьере мужа

Forbes
6 детских игрушек, которых лучше бы не было 6 детских игрушек, которых лучше бы не было

Читайте подборку самых опасных игрушек, которые попадали в руки детям

CHIP
Почему стало модным подсаживаться на таблетки? Почему стало модным подсаживаться на таблетки?

Почему мы спешим воспользоваться лекарствами?

Psychologies
Volkswagen Passat: хочу отличаться Volkswagen Passat: хочу отличаться

Белоснежный седан с дизелем в самой дорогой комплектации

АвтоМир
Гитлер и Сталин как полководцы Гитлер и Сталин как полководцы

Расследование военного историка Алексея Исаева

Популярная механика
Открыть в приложении