Интервью с директором главного музея страны Михаилом Борисовичем Пиотровским

Собака.ruКультура

Срочно к директору!

Текст: Виталий Котов, Михаил Стацюк

Как не выгорать на работе? Зачем нам новый закон «О культуре»? Созрел ли Петербург для современного искусства? Как управлять штатом в 2500 человек? В любой непонятной ситуации — звоним директору главного музея страны Михаилу Борисовичу Пиотровскому. А ситуация как раз непонятная: интересно, что покажет Эрмитаж в российском павильоне в Венеции — впервые за долгое время Россию на биеннале представляют художники из Петербурга. В общем, это тот случай, когда мы сами вызвались к директору.

I «Эрмитаж — и храм искусства, и аттракцион»

Часы «Павлин»

Всех, конечно же, интересует, как будет выглядеть павильон России в Венеции, куратором которого на нынешней биеннале выступает Эрмитаж.

Экспозиция на Венецианской биеннале, которая откроется в мае, призвана рассказать об идентичности Эрмитажа, о том, чем он отличается от всех других музеев мира. В 2019 году отмечается 350-летие со дня смерти Рембрандта. «Возвращение блудного сына» Рембрандта на сегодня, конечно же, главная картина Эрмитажа для всего мира. Это полотно давно уже значительно больше, чем просто великое произведение искусства. Увидев его во время поездки в СССР в 1968 году, Бенджамин Бриттен написал оперу «Блудный сын». В 2000 году она стала символом миллениума — Римско-католическая церковь тогда получила у нас разрешение на это. А когда Папа Римский объявил 2015-й Годом милосердия, во всех католических церквях мира с нашего согласия висела репродукция «Блудного сына» как символ милосердия. И мы покажем на Венецианской биеннале экспозицию Эрмитажа в национальном павильоне России, которая будет называться «Лк. 15:11-32» — это традиционное обозначение притчи о блудном сыне в Евангелии от Луки. Так вот, об идентичности Эрмитажа. Во-первых, Эрмитаж — храм искусства. Атланты Нового Эрмитажа уже не просто один из символов Петербурга, увековеченный песней Александра Городницкого, которая стала недавно официальным гимном Эрмитажа. Специально к атлантам приходят люди, трут их ноги на счастье, оставляют там монетки — разве что записочки еще не кладут, хотя я все жду, когда это произойдет. (Смеется.) Это совершенно новое явление, которого не было еще лет десять назад, — таким образом храм искусства постепенно превращается в капище. И вот сейчас, пока мы с вами беседуем у меня в кабинете, на подъезде Нового Эрмитажа стоят леса и снимаются копии с ног атлантов — они будут выставлены в первом зале павильона России. С другой стороны, Эрмитаж в значительной мере аттракцион. Люди идут к нам в первую очередь смотреть мумии, часы «Павлин», а уж затем «Мадонну Литта». Этой теме в русском павильоне будет посвящен зал, в котором художник Шишкин-Хокусай создаст аттракцион под названием «Фламандская школа» — вырезанные фигурки посетителей Эрмитажа будут крутиться-вертеться, отсылая как раз к механическим часам «Павлин». При подготовке этого раздела выставки мы сотрудничаем с мастерскими БДТ, которые выполняют работы для нас бесплатно.

Александр Сокуров

И главной частью экспозиции будет мультимедиаинсталляция Александра Сокурова, посвященная «Блудному сыну»?

Да, в ней Александр Николаевич будет использовать и зеркала, и копии картин, и фигуры, и видео. Она будет символизировать Эрмитаж, окруженный жестоким миром и живущий своей внутренней жизнью. Ведь Эрмитаж, как следует из самого его названия, — это место, где ты уединяешься от мира. Наша идея, что музей — лучше этого мира, но все время подвергается опасности его вторжения. Вот такой образ мы представим на Венецианской биеннале.

Для Александра Николаевича это первый подобный опыт, как я понимаю?

Ну, Александр Николаевич и кино снимал, и спектакли ставил, так что он справится. А в самом Эрмитаже, отмечая тот же Год Рембрандта, мы устроим осенью выставку одной его картины, которая выходит из реставрации, — «Аман узнает свою судьбу». Вокруг нее будет сделана выставка «Рембрандт и Восток» — на ней мы покажем вещи из собрания нашего отдела Востока — от ковров до оружия. Но вообще, 2019-й в Эрмитаже — это одновременно Год сюрреализма, Леонардо да Винчи, Рембрандта и коллекционеров.

И что музей готовит к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи?

Здесь мы поступаем по-своему: в Эрмитаже все не как у людей. (Улыбается.) Мы показываем блестящую картину «Флора» Франческо Мельци, ученика да Винчи. Как известно, очень сложно установить, где рука самого Леонардо, а где его учеников, так называемых леонардесок. «Флора» — картина гениальная, и особенно очевидно это стало после нашей недавней реставрации. Мы ее показываем сейчас в Петербурге, а в мае будем выставлять в лондонской Национальной галерее в рамках Дней Эрмитажа. И самое главное, что в Год да Винчи мы производим атаку на Италию, куда отправятся наши Леонардо: «Мадонна Литта» — в Венецию и Милан, а «Мадонна Бенуа» — в культурную столицу Европы 2019 года — город Матера. Параллельно в Урбино, на родине Рафаэля, мы выставим его «Мадонну Конестабиле», а в Риме уже показали «Скорчившегося мальчика» Микеланджело — Италия удивится тому, какие итальянские вещи хранятся в Эрмитаже. Кроме того, мы очень надеемся привезти из Ватикана в Петербург большой картон, копию «Тайной вечери», который делали Мельци и да Винчи. И, возможно, сможем показать деревянную скульптуру ангела по рисункам Леонардо, которая находится в частном собрании в Италии.

Очевидно, что юбилейные даты да Винчи и Рембрандта будут отмечаться по всему миру, не только в Эрмитаже, а вот Год сюрреализма и Год коллекционеров — это инициатива самого музея.

Да, 9 апреля в Главном штабе откроется выставка «Роберто Матта. Четвертое измерение» — это особое событие, Эрмитаж, по сути, знакомит Россию с одним из последних представителей сюрреализма. В эрмитажном Кабинете книги художника в течение года будут показаны выставки, посвященные сюрреалистам — Роберто Матте, Пабло Пикассо, Андре Массону, Сальвадору Дали. И у нас пройдет выставка Макса Эрнста — одного из важнейших представителей сюрреализма и создателя фантастических, невероятных образов, отсылающих к внутреннему миру человека и к его детским воспоминаниям. Это будет камерная экспозиция работ из частных коллекций, которые никто в России не видел.

II «Щукин и Морозов теперь воспринимаются как двуглавый орел — оба в гробу перевернулись бы, узнав об этом»

Главным «блокбастером» Эрмитажа этого года будет выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», которая откроется 21 июня в Большой анфиладе Главного штаба.

Вот в том-то и дело, что это не блокбастер. И мы делаем не просто объединенную гала-выставку собраний братьев Морозовых из коллекций Эрмитажа и ГМИИ имени Пушкина. Мы создаем венок памяти Щукина и Морозова, которые еще с советских времен стали восприниматься как некий двуглавый орел под названием «Щукин-Морозов», — они оба в гробу бы перевернулись, узнав об этом. Летом в Москве откроется выставка коллекции Щукина, которая будет сильно отличаться от парижской экспозиции, проходившей два года назад в Фонде Louis Vuitton: она будет очень человечной и расскажет о знаменитой московской купеческой династии Щукиных. Параллельно у нас, в Главном штабе, откроется выставка памяти братьев Ивана и Михаила Морозовых — на ней будут представлены 140 шедевров из их собраний. Не кто иной, как Михаил Морозов, открыл Гогена и Боннара и привез первую картину Ван Гога в Россию, а именно его брат Иван создал уникальный ансамбль полотен Сезанна. В следующем году выставка коллекций Морозовых пройдет в Париже в Фонде Louis Vuitton, и на ней будут показаны не только принадлежавшие братьям работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, но и приобретенные ими картины русских художников — Серова, Коровина, Врубеля, Кустодиева, Сомова, Гончаровой. Затем выставка, посвященная французским и русским коллекциям Морозовых, пройдет в Москве. Коллекция Щукина в 2020 году будет показана в Эрмитаже, но это будет не «Щукин у себя дома», как в Москве, а «Щукин во дворце».

Христиан Корнелиус
Крон. Портрет
Сергея Щукина.
1916 год

То есть выставки одних и тех же собраний во всех трех городах будут отличаться друг от друга?

Да, везде свой подход: это будут разные выставки коллекций Морозовых и Щукина. Кстати, Щукин сейчас стал самым знаменитым коллекционером в мире — и благодаря своему дару предвидения, и «благодаря» национализации его собрания. Хотя судьбы коллекций Щукина и Морозова во многом схожи: обе были сначала монструозно соединены в 1929 году в Музее нового западного искусства, потом разделены в 1948 году между ГМИИ и Эрмитажем, но это же разделение спасло их от продажи на Запад, затем потомки начали скандальную борьбу за их возвращение. И в результате всех этих драматичных событий обеим коллекциям был создан грандиозный исторический музейный маркетинг. А ведь оба собрания могли быть давно распылены по американским коллекциям либо существовать по-прежнему как Музей нового западного искусства, к которому все давно привыкли бы и не видели бы в нем нечто экстраординарное. Это сегодня «Танец» Матисса великий, еще позавчера он таким не был, а как он будет восприниматься через 30 лет — тоже неизвестно, все меняется. Щукин и Морозов сейчас величины абсолютно недосягаемые — я думаю, что потомки других знаменитых коллекционеров XX века, например Гертруды Стайн, кусают себе локти по этому поводу. И вот тут мы подошли вплотную еще к одному эрмитажному году — Году коллекционера.

Дизайн выставки
Пьеро делла
Франчески отсылал
к храмовой
архитектуре

Эрмитажное собрание состоит из многих коллекций, так или иначе попавших в музей.

На самом деле, все серьезные частные коллекции рано или поздно становятся музейными — или сами превращаются в отдельный музей, или оказываются в крупном музее, в котором расходятся по разным отделам. Время от времени коллекции нужно показывать в их первоначальном виде, и мы совместно с Лувром в июне откроем в Манеже Малого Эрмитажа громадную новаторскую выставку «Мечты об Италии. Коллекция маркиза Кампаны». Придумавший некогда ломбард банкир Ватикана маркиз Кампана потратил казенные деньги на свою коллекцию, попал в тюрьму, и его собрание было продано и разделено между Эрмитажем и Лувром. Прибытие его вещей в 1861 году стало переворотом для Эрмитажа, пришлось освобождать от книг и русской скульптуры залы, которые заняли знаменитые древнегреческие вазы, в том числе «Царица ваз», фрески школы Рафаэля, громадный Юпитер. И вот теперь мы вместе с Лувром демонстрируем коллекцию маркиза Кампаны — сейчас в Париже, летом в Петербурге, потом в Риме. Французы с русскими нагло покажут итальянцам: смотрите, что мы у вас забрали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Орбитальные ломы Орбитальные ломы

Сверхтяжелые ракеты SpaceX могут стать носителем первого легального оружия

Популярная механика
Кончилась пленка, мотай: компакт-кассета снова в игре Кончилась пленка, мотай: компакт-кассета снова в игре

Этот пришелец из 1960-х продолжает пользоваться устойчивым спросом!

Популярная механика
Об этом не расскажут в «Прямом эфире» Об этом не расскажут в «Прямом эфире»

Андрей Малахов коллекционирует современное петербургское искусство

Собака.ru
Почему все в криптомире говорят о DeFi Почему все в криптомире говорят о DeFi

Как децентрализация в финансах может сделать банковскую систему открытой

Forbes
Поверила в себя Поверила в себя

Юлия Снигирь рассказала, как персонаж заставил ее пересмотреть отношение к себе

Grazia
Илон Маск из Китая. Кто изобретает заново люксовые электрокары Karma Илон Маск из Китая. Кто изобретает заново люксовые электрокары Karma

Производитель электрокаров Karma существует чуть больше 10 лет

Forbes
Гуттаперчевый мальчик Гуттаперчевый мальчик

Главный комик страны Александр Гудков высмеивает легендарные обложки Esquire

Esquire
Финал близко: где смотреть «Игру престолов» 8 сезон онлайн? Финал близко: где смотреть «Игру престолов» 8 сезон онлайн?

Фанаты легендарного сериала ликуют: стартовал восьмой сезон «Игры престолов»!

CHIP
Зачем Роман Троценко предложил залог в миллиард рублей за Михаила Абызова Зачем Роман Троценко предложил залог в миллиард рублей за Михаила Абызова

Роман Троценко был одним из тех, кто лично поручился за Михаила Абызова

Forbes
«Выдавливая маленького Сталина». Почему Серебренникову изменили меру пресечения «Выдавливая маленького Сталина». Почему Серебренникову изменили меру пресечения

В деле Кирилла Серебренникова было много театра

Forbes
Сын Дениса Косякова: «На меня постоянно ругаются!» Сын Дениса Косякова: «На меня постоянно ругаются!»

Сын Дениса Косякова рассказал, кому он вместе с младшим братом объявил войну

StarHit
Кето наших надежд Кето наших надежд

В чем феномен кетогенной диеты, насколько она эффективна и может ли быть опасной

Grazia
Ариана Гранде получила на сцене удар лимоном в грудь от поклонников Бейонсе Ариана Гранде получила на сцене удар лимоном в грудь от поклонников Бейонсе

В 25-летнюю певицу бросили цитрус во время ее концерта на фестивале Coachella

Cosmopolitan
«Зарабатывать на детях подло»: Алена Водонаева о звездных мамах «Зарабатывать на детях подло»: Алена Водонаева о звездных мамах

36-летняя ведущая высказалась о заработках сына Яны Рудковской

Cosmopolitan
Обида и гнев на мать: стоит ли ей о них говорить? Обида и гнев на мать: стоит ли ей о них говорить?

Станет ли нам легче, если мы расскажем матери о своих чувствах

Psychologies
Дом, который построил Джон Дом, который построил Джон

Английское поместье Хэтфилд-хаус пользуется славой у кинематографистов

Караван историй
Паутина для клиента. Как российские банки превращаются в технологические компании Паутина для клиента. Как российские банки превращаются в технологические компании

Банки строят финансовые экосистемы, которые позволяют монетизировать big data

Forbes
Атака на веру Атака на веру

Теракты в Шри-Ланке на глобальном уровне стали продолжением войн против христиан

Эксперт
Предок «Адмирала»: китайский авианосец «Шаньдун» Предок «Адмирала»: китайский авианосец «Шаньдун»

Авианосец проекта 001А «Шаньдун» к 70-летнему юбилею военно-морского флота КНР

Популярная механика
Какую соковыжималку лучше выбрать для дома: рейтинг моделей 2019 Какую соковыжималку лучше выбрать для дома: рейтинг моделей 2019

Мы составили актуальный рейтинг соковыжималок

CHIP
Стилисты знаменитостей рассказывают, что вам стоит носить в этом сезоне Стилисты знаменитостей рассказывают, что вам стоит носить в этом сезоне

Дурацкие рубашки, брюки с защипами и футболки тай-дай – в деле

GQ
Скандальный бой Дацик — Тарасов: полное видео, гонорары, обвинения в подкупе Скандальный бой Дацик — Тарасов: полное видео, гонорары, обвинения в подкупе

Один из самых странных боев MMA

Maxim
Во вред себе: 6 мифов о селфхарме Во вред себе: 6 мифов о селфхарме

Селфхарм — это намеренное нанесение себе повреждений и причинение боли

Psychologies
Как Marvel пришли к миллиардным сборам и почему студия обязана своим успехом одному человеку — Кевину Файги Как Marvel пришли к миллиардным сборам и почему студия обязана своим успехом одному человеку — Кевину Файги

Дела Marvel Studios не всегда шли так гладко

Esquire
Картины за миллионы и люстры XVIII века: самые дорогие ремонты российских звезд Картины за миллионы и люстры XVIII века: самые дорогие ремонты российских звезд

Многие знаменитости предпочитают инвестировать в недвижимость

Cosmopolitan
10 самых шокирующих озёр в мире 10 самых шокирующих озёр в мире

Среди озёр можно встретить самые непредсказуемые сюрпризы нашей планеты

Популярная механика
«Хеллбой»: бессмысленный и обалденный треш «Хеллбой»: бессмысленный и обалденный треш

В новой экранизации комикса про адового героя вырывают языки и отрубают головы

GQ
Богатейшие жены в Кремле, Госдуме и Совете Федерации Богатейшие жены в Кремле, Госдуме и Совете Федерации

Кто из жен слуг народа в прошлом году заработал миллиард рублей?

Forbes
Весь мир — театр: Библионочь — 2019 в Ленинке Весь мир — театр: Библионочь — 2019 в Ленинке

Гости «Библионочи в Ленинке»

Cosmopolitan
Два важных вопроса. Зачем Путину нужна встреча с Ким Чен Ыном Два важных вопроса. Зачем Путину нужна встреча с Ким Чен Ыном

О чем могли разговаривать лидеры России и КНДР с глазу на глаз?

Forbes
Открыть в приложении