Егор Перегудов поставил на сцене МХТ одну из самых известных в драматургии пьес

ЭкспертКультура

«Сирано де Бержерак» в МХТ: трагедия неуверенности в себе

Егор Перегудов поставил на сцене МХТ одну из самых известных в мировой драматургии пьес и смог пересказать ее так, что его спектакль оказался непохож на все те, что ставили до него

Вячеслав Суриков

В роли Сирано — Юрий Чурсин

Пьеса, которую ставили много раз, всегда обрастает штампами, и визуальными в том числе. В какой-то момент появляется наиболее успешная постановка, и ее признают канонической трактовкой этой пьесы. И все последующие постановщики вынуждены в той или иной степени ее воспроизводить, чтобы соответствовать зрительским стереотипам восприятия. Зритель, приходя в театр на хорошо известный сюжет, в большинстве случае предполагает увидеть уже сложившийся в его сознании образ и хочет стать сопричастным ему, подобно тому как он приходит в музей, чтобы увидеть знаменитую картину, и рассматривает ее вместе со всеми, кто уже делал это до него. Соответствует спектакль его ожиданиям или нет — вот что определяет набор критериев, по которым он оценивает увиденную им постановку и потраченные на нее деньги и время. И в то же время каждый зритель подсознательно ищет на сцене, на экране и на страницах книги героя, с которым мог бы себя отождествить и с его помощью эмоционально подключиться к событиям, разворачивающимся у него на глазах.

С носом

У главного героя пьесы Эдмона Ростана «Сирано» (самой популярной и в России, и в мире из всех им написанных) в канонической версии есть особая внешняя примета — длинный нос. Из текста пьесы не совсем понятно, какова его длина, и только благодаря развернутому монологу главного героя, который он посвящает носу, можно предположить: во всяком случае, размер незаурядный. И все актеры, берущиеся за эту роль, были обречены выходить на сцену в гриме, подчеркивающем особенность внешности главного героя, причем так, чтобы та стала очевидна даже зрителям, сидящим на последних рядах. Это до такой степени закрепилось за главным героем пьесы, что стало одним из главных зрительских ожиданий от спектаклей, по ней поставленным. А если не нос, то должна быть какая-то иная особенность внешности, порождающая в герое все те комплексы, что и становятся двигателем сюжета. В одной из недавних голливудских экранизаций этого сюжета Сирано играет Питер Динклэйдж — актер ростом 1,32 метра.

В отечественном театре появилось несколько режиссеров, которые сломали общепринятые правила игры. Они не просто берут классический материал, переодевают героев пьесы в современные костюмы и помещают их в современные же интерьеры, но переворачивают все с ног на голову. Проще всего это сделать, отдав мужскую роль женщине, а женскую — мужчине. И этого часто достаточно, чтобы произвести эффект неожиданности. Иногда в этом нет заранее продуманного подтекста. Он может возникать ситуативно. И подобная игра оказалась настолько увлекательной и так полюбилась театралам, что без нее все труднее представить современный театр. Егор Перегудов принадлежит к поколению тех режиссеров, для кого принцип театральной условности наиболее органичен. В его «Дон Жуане» по Мольеру, поставленном им на сцене «Сатирикона», главного героя играет Тимофей Трибунцев, который на той же сцене играл и распаляющего в Отелло ревность Яго.

Первое действие «Сирано» не обошлось без фехтовальных сцен

Без грима

Главную роль в «Сирано» исполняет Юрий Чурсин и обходится при этом без накладного носа. Он выглядит естественно, что очищает его персонажа от шелухи ложных смыслов. И страдает не от того, что природа наградила его невероятным интеллектом, поэтическим даром и вместе с этим внешним уродством, а от того, что воспринимает собственную внешность с преувеличенной придирчивостью. Егор Перегудов увидел в Сирано поэта и поставил перед собой задачу показать героя с поэтическим восприятием мира — преувеличенно восторженным, жаждущим идеала. Но оно же оказалось и увеличительным стеклом — сквозь него главный герой видит свое отражение в зеркале и не обнаруживает идеала в самом себе. Вместо этого видит огромный нос, который становится его фетишем. В воображении Сирано тот вырастает до таких размеров, что за ним он не различает собственных достоинств и прикладывает колоссальные усилия, чтобы защититься от любых напоминаний о внешнем недостатке.

Он создает виртуальный мир, где никто, кроме него самого, не обращает внимания на его нос, иначе последует вызов на поединок. Будучи отчаянно храбрым на полях сражений, Сирано оказывается беспомощным в отношениях с Роксаной. Не хватает смелости обнаружить свои чувства, и вместо этого он выстраивает сложную конструкцию, чтобы соединить собственный ум с внешностью другого человека — Кристиана: по его мнению, у него есть все достоинства, необходимые для того, чтобы сделать любимую им женщину счастливой. Сирано пишет за Кристиана письма и даже становится его суфлером на любовном свидании, но над ним довлеет не рок, а он сам. Настолько, что даже не велеречивый, но наделенный недюжинным здравомыслием Кристиан не в состоянии его переубедить. Сирано мучает и самого себя, и веденную в заблуждение любимую Роксану. И только смертельно раненный, он все-таки находит в себе силы намекнуть ей: это он был автором всех прочтенных ею любовных посланий и любила она не Кристиана, а виртуального персонажа, созданного совместными с последним усилиями.

В роли Роксаны — Паулина Андреева, в роли Кристиана — Кузьма Котрелев, в роли Сирано — Юрий Чурсин

Пространство для воображения

Юрий Чурсин фантастически хорош в роли Сирано. Он отлично работает с поэтической речью: делает ее естественной. И играет того самого человека, который вообразил, что у него огромный нос. Для всех остальных такой нос если и существует, то лишь как повод уязвить его, вывести из себя. Анна Чиповская (роль Роксаны для нее дебют на сцене МХТ имени А. П. Чехова, ради которого она покинула Театр Олега Табакова) тоже великолепно играет роль наивной романтической героини, оказавшейся не в состоянии различить человека, пылавшего к ней чувствами. Она тоже оказалась в плену собственного воображения, придумав себе возлюбленного, наделенного всеми совершенными качествами, и не пожелала взглянуть на реальность незамутненным стереотипами взглядом. Чиповская органична именно в пространстве, где наслаиваются одна на другую несколько исторических эпох. Егор Перегудов предпочитает поместить персонажей пьесы в ту из них, где жил ее автор Эдмон Ростан: время накануне Первой мировой войны.

Но без поединков на шпагах не обошлось. Они выглядят подобием сценических танцев. Текст оснащен цитатами, делающими его ироничным. Рифмованный текст, обычно замедляющий действие на сцене, оживает, приобретает динамику. Но в спектакле звучат не только тексты классиков — к нему приложили усилия и студенты Школы-студии МХТ, на которых Егор Перегудов ссылается как на соавторов. Запылившийся текст пьесы, многажды произнесенный со всех сцен мира и провоцирующий привычный поток ассоциаций как история о несостоявшейся любви, причина которой всего лишь цепочка случайностей, преображается. Он насыщен музыкальными номерами — тоже, по всей видимости, сочиненными студентами и обладающими привлекательностью почти импровизированных текстов и музыки, которые выражают сиюминутные чувства. Формат мюзикла подходит пьесе Эдмона Ростана. Впрочем, недавняя голливудская версия с Питером Динклэйджем в главной роли тоже мюзикл.

Сценическая декорация — стена-трансформер, она служит фоном то для поединка, то для любовного свидания, то для военного лагеря. Лаконичная декорация еще одна черта современного театра — ее задача не убедить зрителя в том, что место действия соответствует его представлениям о нем, навязанным ему предшествующим опытом, а пробудить его воображение. Сценограф предлагает исходные условия, а зритель в своем сознании дорисовывает недостающие детали. Постановка, которая дает зрителю возможность для сотворчества, еще сильнее вовлекает его в действо. Чтобы усилить эту вовлеченность, Егор Перегудов ставит Сирано де Бержерака в ряд других поэтов, к кому судьба оказалась несправедлива и чья жизнь была прервана насильственным образом, в ряд всех тех, кто «не дописал, недолюбил». В финале спектакля зачитывается мартиролог погибших поэтов и художников, и возникает пробел, который воображение восполнить не в силах. Все-таки Сирано де Бержерак, по версии Эдмона Ростана, хоть и оказался способен на самопожертвование во имя любви, но миролюбивым совсем не был и никому ничего не прощал. В этом смысле он и в самом деле не идеал.

Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова/александра Торгушникова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ломать и строить Ломать и строить

Пожары, наводнения и набеги врагов развивали градостроительство

Вокруг света
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Как помирить Израиль и Палестину Как помирить Израиль и Палестину

Почему арабы и евреи столько лет не могут ужиться в Палестине

Эксперт
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Скажи «мяу» Скажи «мяу»

Даем таблетку кошке без ссор и скандалов

Лиза
Роковое увлечение Роковое увлечение

Музыка, рыбалка, фотография – его хобби только притворяются милыми и невинными!

VOICE
Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей

Бертран Бонелло о работе с Леей Сейду, всеобщем одиночестве и катастрофах

СНОБ
Лекарство от диабета облегчило симптомы болезни Паркинсона Лекарство от диабета облегчило симптомы болезни Паркинсона

Лекарство от диабета тормозит прогрессирование симптомов болезни Паркинсона

N+1
Только спокойствие! Только спокойствие!

Семь идей, которые помогут быстро успокоиться в стрессовой ситуации

Лиза
На вилле «Прованс» На вилле «Прованс»

Вилла в стиле прованс на юге России

SALON-Interior
Царь Ирод Царь Ирод

Царь Ирод: злой гений или величайший строитель?

Знание – сила
Самый энергичный свет Самый энергичный свет

История открытия и некоторые факты о гамма-лучах

Наука и жизнь
«Киноглаз» против «кинокулака» «Киноглаз» против «кинокулака»

История Дзиги Вертова и неслучившейся «кинокизации» всей страны

Weekend
Открыть в приложении