Отечественный фильм ужасов «Русалка. Озеро мертвых» продан более чем в 140 стран

ЭкспертСобытия

Русский хоррор: смотреть, бояться!

Отечественный фильм ужасов «Русалка. Озеро мертвых» продан более чем в 140 стран. Это почти в два раза больше, чем у «Невесты», которая на сегодняшний день считается самым успешным русским фильмом в жанре хоррор

Вячеслав Суриков

Фильм «Русалка» продан более чем в 140 стран мира. ЦПШ

Дуэт первопроходцев нового русского хоррора продюсера Ивана Капитонова и режиссера Станислава Подгаевского сложился на фильме «Пиковая дама: черный обряд», который совершил прорыв в этом жанре, собрав в кинопрокате России и СНГ порядка 140 млн рублей.

Страшно и прибыльно

Следующий фильм Подгаевского «Невеста» взял новую высоту — 182,8 млн рублей бокс-офиса при бюджете 70 млн. Свой первый рекорд лента установила уже в день релиза, собрав 16,264 млн рублей. Всего в кинотеатрах СНГ за первый уикенд более чем на 15 тысячах сеансов фильм заработал 101 млн рублей.

«Невеста» заняла второе место среди самых кассовых российский фильмов в зарубежном прокате (5 660 100 долларов) за 2017 год. Американская студия Lionsgate купила права на фильм и обещает снять его ремейк.

Мотивацию продюсера, обращающегося к жанру хоррор, продюсер Иван Капитонов объясняет следующим образом: «Люди всегда любили смеяться и пугаться. Кинематограф начинался с комедий и фильмов ужасов, и они по-прежнему остаются доминирующими жанрами, при этом в Советском Союзе фильм ужасов считался чуждым и низким жанром. В девяностые и нулевые в России предпринимались попытки что-то снять, но серьезного коммерческого успеха у этих картин не было. Тем не менее большие западные релизы в этом жанре привлекают зрителей. Почему бы не попробовать начать рассказывать увлекательные драматические истории, используя каноны классического “страшного рассказа”, но при этом на русском языке и в связи с русской ментальностью?»

На проекте «Пиковая дама: Черный обряд» Капитонов и Подгаевский поставили перед собой задачу минимизировать расходы. Поддержку Фонда кино получить не удалось. На тот момент у Ивана Капитонова была собственная фирма, мажориторием в которой была интенсивно снимающая кинокомпания Enjoy Movies, что позволило оптимизировать производственные расходы, разделяя творческую и техническую группы между несколькими проектами. Эту же схему создатели фильма использовали и на других этапах его производства.

По словам Ивана Капитонова, почти все скептически оценивали коммерческие перспективы фильма: «Все нам говорили: “Русский хоррор?! Больше тридцати-сорока миллионов вы не соберете! На что вы рассчитываете? Производство — тридцать-сорок миллионов рублей, промокампания по продвижению минимум — двадцать пять миллионов. Вам нужно собирать 120 миллионов? Вы это серьезно?” Потому что даже голливудские фильмы в этом жанре, если речь не идет не о хитах, собирают в среднем от сорока до ста миллионов. Все воспринимали это как неработающую бизнес-модель».

Риски усиливались тем фактом, что в отличие от комедий у хоррора нет телевизионных продаж. Покупка прав на показ первой тройкой больших телеканалов практически исключена.

Можно рассчитывать на то, что фильм ужасов могут купить каналы ТНТ или ТВ-3, но это будут принципиально другие суммы. Несмотря на скепсис специалистов, «Пиковая дама» с итоговым бюджетом 40 млн рублей собрала в прокате 139,8 млн. Еще на этапе производства к продюсированию проекта подключилась кинопрокатная компания «Вольга» и в процессе проката максимально вложились в продвижение фильма.

Свой новый фильм «Русалка. Озеро мертвых», который выходит в прокат 12 июля этого года, Капитонов и Подгаевский создавали, по-прежнему делая акцент на концепцию фильма. К производству фильма подключилась компания КИТ. Роль режиссера в успехе фильма, по словам Ивана Капитонова, является определяющей: «Для меня режиссер — это прежде всего человек, способный объединить вокруг себя талантливых людей, дать им общее ощущение замысла, дать целостное ощущение будущего фильма, но сделав это таким образом, чтобы вся съемочная группа была бы счастлива воплотить этот замысел».

«Гоголь» как супергерой

Сериал «Гоголь» планировался исключительно для телевизионных каналов, но уже в процессе работы над сериалом продюсеры увидели в нем потенциал фильма, который может быть успешен в прокате. Он необычайно близок к жанру хоррор, хотя сами создатели фильма определяют его как «супергеройский байопик, приключения, детектив, драма, мистика». «Гоголь» задумывался ими как современный постмодернистский фильм, и при работе над ним использовались самые различные референсы, в основном далекие от жанра хоррор. Режиссер Егор Баранов утверждает, что при работе над первой серией он вдохновлялся «Андалузским псом» Бунюэля. В кастинге продюсеры действовали с размахом: одну из главных ролей в фильме получил Олег Меньшиков. Для исполнения другой главной роли пригласили еще одну звезду отечественного кинематографа, но уже нового поколения, —Александра Петрова. По данным компании, свой производственный бюджет «Гоголь» окупил в первый же день проката. Две первые части проекта — «Гоголь. Начало» и «Гоголь. Вий» — посмотрели в кинотеатрах России и СНГ почти четыре миллиона зрителей. Ленты собрали в прокате более 900 млн рублей. Тридцатого августа в прокат выходит третья часть — «Гоголь. Страшная месть».

Фильм «Гоголь. Начало» оправдал затраты на производство в первый день проката. ТВ-3

ТВ-3 оценивает результаты «Гоголя» как «отличные для кинофильма и просто феноменальные, если учесть, что это первый в истории телесериал, вышедший в широкий кинопрокат. За две недели до выхода в прокат фильма «Гоголь. Начало» самые оптимистичные прогнозы аналитиков в СМИ о сборах не превышали 150 млн рублей, а в итоге картина собрала больше 400 млн. Как показывает практика, продолжения российских фильмов обычно работают хуже, чем первые части. Однако “Гоголь. Вий“ смог собрать даже чуть больше, чем “Гоголь. Начало“».

В рекламной кампании создатели «Гоголя» свели наружную рекламу к минимуму, сделав упор на необычные решения для диджитал, ТВ и рекламы в кинотеатрах. Чтобы получить охват, задействовали все ресурсы крупнейшего в России медиахолдинга «Газпром-медиа», включая федеральные телеканалы, радиостанции и сайты. В результате охват рекламной кампании фильма составил 64 млн человек. А чтобы получить вовлечение, на ТВ-3 разработали кампанию, в которой попытались подать «страшное через смешное и незнакомое через знакомое». Они запустили первый в России веб-сериал, в котором Гоголь в исполнении Александра Петрова путешествовал по мирам популярных молодежных сериалов и серию юмористических роликов с Сергеем Буруновым. Они создали авторский инстаграм-комикс и онлайн-проект «О’кей Гоголь». Таким образом Гоголь побывал на одном из центральных футбольных матчей «Спартак» — «Локомотив» и попал в прямой эфир «Матч-ТВ». Известный российский рэпер лейбла Black Star Скруджи и поп-певица Loboda записали специальные треки для «Гоголя». ТВ-3 на день переименовал Парк Горького в Парк Гоголя и вывели огромную проекцию головы Гоголя на одно из деревьев. Концепция кампании по продвижению фильма заключалась в том, чтобы «сбить пыль» с классика.

Судя по финансовым показателям «Гоголя», это им в самом деле удалось. Создателям «Русалки» «сбивать пыль» не пришлось. Им пришлось войти в зону финансовых рисков и сложившихся предубеждений к одному из направлений российского жанрового кино. Эксперимент оказался успешным. Он не только принес финансовую прибыль своим создателям, но и значительно раздвинул отечественному кино зону возможностей для коммерческого успеха.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Станция «Двадцать лет» Станция «Двадцать лет»

За два десятилетия работы компания РЖД прошла значительный путь

Эксперт
Как ухаживать за белой обувью Как ухаживать за белой обувью

Правила обращения с белой обувью

Maxim
Уолт-Стрит Уолт-Стрит

Может ли сказка быть бизнесом, а бизнес – сказкой? Взлет корпорации Disney

Правила жизни
Парадокс ЕГЭ Парадокс ЕГЭ

Единый государственный экзамен ухудшил качество российского образования

СНОБ
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
На волне На волне

Счастье — в единении с природой, и по-настоящему оно ощущается на гребне волны

Вокруг света
Молодая Сидни Свини: 20 горячих фото звезды «Острых предметов» и «Рассказа служанки» Молодая Сидни Свини: 20 горячих фото звезды «Острых предметов» и «Рассказа служанки»

Сериал «Рассказ служанки» — это страшный и злободневный триллер

Playboy
Щипай нас, мы спим!!! Россия обыграла Испанию и вышла в четвертьфинал! Щипай нас, мы спим!!! Россия обыграла Испанию и вышла в четвертьфинал!

Россия в 1/8 финала чемпионата мира победила Испанию

Maxim
Космическая техника: беседа Александра Грека с космонавтом Марком Серовым Космическая техника: беседа Александра Грека с космонавтом Марком Серовым

27 июня в Сколково» состоялся дизайн-диалог «В невестомости»

Популярная механика
Самая глупая ложь: 4 случая, когда лжецов Самая глупая ложь: 4 случая, когда лжецов

Самые глупые поступки людей

Cosmopolitan
А если бы подумать… А если бы подумать…

Объявленная пенсионная реформа будет воспринята как несправедливая

Forbes
Золотые горы Золотые горы

Как работает казино в новой игорной зоне «Красная Поляна»

Forbes
Основатель Kanobu создает онлайн-энциклопедию для геймеров Основатель Kanobu создает онлайн-энциклопедию для геймеров

Основатель Kanobu рассказывает о новом проекте — «энциклопедии для геймеров»

РБК
8 удивительных фактов о динозаврах 8 удивительных фактов о динозаврах

Теплокровные, пернатые и заботливые — такими были динозавры

Вокруг света
Вторая жизнь бесполезных подарков Вторая жизнь бесполезных подарков

Получила презент, открыла коробку и поняла, что даритель не угадал...

Лиза
Сети подземелья Сети подземелья

Почему так сложно запустить wi-fi в метро

Forbes
Хип-хоперша Несс Найт — девушка трудной судьбы с большим будущим Хип-хоперша Несс Найт — девушка трудной судьбы с большим будущим

Как Несс Найт прошла путь от хостес в стрип-клубе до восходящей звезды

Vogue
Вторая столица: ставка на подземелье Вторая столица: ставка на подземелье

Давайте заглянем в самарские подземелья

Популярная механика
«Меня бесит, когда перебивают» «Меня бесит, когда перебивают»

Почему некоторых людей бесит, когда их перебивают?

Psychologies
Один в море Один в море

Танцовщик и хореограф Юрий Смекалов

OK!
«Нам из бюджета не надо много денег» «Нам из бюджета не надо много денег»

О новых программах кредитования и цене денег

Эксперт
Чак Паланик Чак Паланик

Чак Паланик: Судный день

Esquire
Как найти работу? Стать бездомным и раздавать на улице всем свое резюме Как найти работу? Стать бездомным и раздавать на улице всем свое резюме

Техасский разработчик решил переехать в Кремниевую долину для запуска стартапа

Playboy
Хочу ребенка, но... Хочу ребенка, но...

Материнство – потребность, которая заложена в женщине природой

Лиза
9 вопросов, на которые стоит ответить до развода 9 вопросов, на которые стоит ответить до развода

О чем стоит спросить себя, прежде чем подавать на развод

Psychologies
Ты этого ждала: 10 идей пляжных образов в стиле героев Disney Ты этого ждала: 10 идей пляжных образов в стиле героев Disney

Подборка идеальных пляжных образов, вдохновленных героями любимых мультфильмов

Cosmopolitan
“Майкл взаперти” и “Верила-верю”: маленькие сенсации для тех, кто обожает кино “Майкл взаперти” и “Верила-верю”: маленькие сенсации для тех, кто обожает кино

Esquire отправился на фестиваль молодого европейского кино VOICES

Esquire
«Брак научил меня независимости» «Брак научил меня независимости»

Многие девушки не торопятся выходить замуж, потому что боятся потерять свободу

Psychologies
С поля — в вечность: 6 главных рекордcменов чемпионатов мира С поля — в вечность: 6 главных рекордcменов чемпионатов мира

На чемпионатах мира по футболу играют команды, а звездами становятся личности.

Playboy
Как бизнес меняет женщину, или Как побороть в себе Терминатора Как бизнес меняет женщину, или Как побороть в себе Терминатора

Действительно ли в мире бизнеса нет места бантам и женским слабостям

Psychologies
Открыть в приложении