“Майкл взаперти” и “Верила-верю”: маленькие сенсации для тех, кто обожает кино
Esquire отправился на фестиваль молодого европейского кино VOICES в поисках удивительных фильмов, о которых никто не слышал. И нашел минимум два — один художественный и один документальный.
Поездки по кинофестивалям для критиков в какой-то момент превращаются в крысиные бега по полю для “Монополии”. Есть одни и те же клетки, на которые наступают все-все: Канны и Берлин, Венеция и Торонто, Сочи и Юта. Есть островки артхауса для самых упрямых — Рим, Локарно, Цюрих, Роттердам. И есть случайные броски костей, которые могут привести как к глубоко закопанным кладам, так и в душную тюрьму с надписью “пропусти ход”. В этом году минимум два сокровища обнаружились на фестивале VOICES — восьмом за девять лет параде кино в городе Вологда.
Смотры в близких и дальних уголках России обычно делают ставки на что-то нишевое. “Край света” в Южно-Сахалинске полагается на местную экзотику, азиатских соседей и просветительские воркшопы. “Движение” в Омске ревностно отбирает национальные дебюты и прямо сейчас готовится ответить “Кинотавру”, возродившему аналогичную секцию у тебя. “Окно в Европу” в Выборге — немножечко русский “Санденс”, и его микробюджетные трагикомедии дарят зрителям скорее тепло, чем печаль. VOICES — один из немногих смотров, пытающихся привозить в Россию самое актуальное европейское кино. В английском языке для таких амбиций существует очень кинематографичная идиома — to go Thelma & Louise, “вызваться на миссию для самоубийц”. Потому что добыча иностранных лент — работа для крупных хищников вроде ММКФ, а не для фестиваля в городе, где живет триста тысяч человек.
И тем не менее, пока VOICES справляется. Внеконкурсная программа этого года с ее повторными показами — практически сливки Берлина и Канн: “Между рядами” Томаса Штрубера, милое “Лицо” полячки Малгожаты Шумовска, пронзительные “3 дня с Роми Шнайдер” Эмили Атеф и, в день открытия, “Холодная война” Павла Паликовского. Плюс редкие находки прошлых лет — болгарский “Вестерн”, хорватское “Министерство любви”, израильский “Фокстрот”. И неизбежная выставка достижений народного хозяйства России — “Война Анны” и “Лето”, “Аритмия” и “Теснота”, “Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов” и “Ваш репетитор”.
Для местных жителей этот репертуар — возможность прикоснуться к эйфории творческого поиска, которую в какой-нибудь Москве перестаешь ценить, как быструю мобильную связь. Когда что-то работает повсеместно, это не замечаешь. В поездах, которые едут из Москвы в Вологду, не ловит даже 3G, поэтому ощущение изоляции возникает очень быстро. Но тем легче заметить потом горячее чувство причастности, родившееся в других людях. Поэтому местная молодежь и не только молодежь фестиваль ценит и охотно записывается в волонтеры — сопровождать заседающих в жюри звезд вроде Ирины Горбачевой и Алексея Федорченко; помогать гостям из Франции, Ирландии и Сербии; просто носить белоснежные свитшоты, свидетельствующие о принадлежности к особому веселому братству. Такая же атмосфера