Рубли взяли паузу
Движение денег в российской экономике замедляется, кредитов выдается заметно меньше. Средства клиентов без дела оседают на счетах и депозитах в банках. Пока ничего страшного в этом нет, говорят экономисты
Движение денег в российской финансовой системе замедляется. В апреле-мае темпы выдачи новых кредитов были такими низкими, что даже не позволяли сохранить объем кредитного портфеля на прежнем уровне. Но в то же время денег у банков более чем достаточно. Объем средств клиентов банков (как физических, так и юридических лиц) снова начали расти. Структурный профицит ликвидности банковского сектора опять пытается преодолеть отметку 2,5 трлн рублей, то есть банковская система снова столкнулась с избытком денег, как было до февраля 2022 года.
Кредиты: одни не могут — другие не хотят
К сожалению, детальная статистика Банка России по банковскому сектору доступна только за апрель, но некоторые данные все-таки опубликованы и за май. В мае по сравнению с предыдущим месяцем корпоративный кредитный портфель сократился на 0,2% (в апреле без изменений, в марте минус 0,3%). Это не очень значительное падение, тем более что сокращение произошло за счет валютной части, что неудивительно: возвращать валютные кредиты при укреплении рубля довольно выгодно, а вот брать новые желающих мало.
График 1. Денежные средства ускоряются: это может означать скорый рост экономики
В ЦБ сокращение кредитного портфеля бизнесу объясняют тем, что компании все еще испытывают трудности с логистикой и поиском новых партнеров и рынков сбыта. По мнению же доцента департамента банковского дела и финансовых рынков Финансового университета при правительстве РФ Валерии Литвин, сокращение корпоративного кредитования в мае помимо ужесточения условий связано также с пессимистическими ожиданиями относительно динамики спроса и предложения товаров и услуг на национальном рынке.
Физлица тоже не спешат за новыми деньгами. Портфель кредитов населению в мае сократился на 0,2% (в апреле минус 0,9%, в марте плюс 0,1%). При этом ипотечный портфель сократился всего на 0,1%, тут основной объем выдач по-прежнему приходится на программы господдержки. По мнению ЦБ, это объясняется тем, что в мае банки продолжали повышать ставки, а заемщики не спешили брать кредиты на новых условиях — вероятно, опасаясь за стабильность и достаточность своих доходов. Необеспеченное потребительское кредитование сократилось на 0,4%, тренд на его сокращение продолжается третий месяц подряд. Как отмечают в Банке России, стандарты выдач остаются достаточно жесткими (менее обеспеченные не проходят скоринг), а ставки — высокими (не устраивают финансово благополучных).
В то же время несут деньги в банки весьма активно. Депозиты и счета юрлиц выросли в мае на 2,2% (в апреле плюс 0,2%, в марте без изменений). Правда, преимущественно это заслуга компаний нефтегазовой отрасли и обусловлено высокими ценами на сырьевые товары и ростом выручки экспортеров. Росли как рублевые остатки, так и валютные.
Средства населения также продолжили увеличиваться — на 0,8% в мае (в апреле плюс 3,8%, в марте минус 0,7%). Тут интересно, что валютные остатки росли в полтора раза активнее рублевых. В ЦБ считают, что рост валютных размещений физлиц, вероятно, связан с конвертацией рублевых средств на фоне существенного укрепления рубля к доллару и евро, а также со снижением ставок по рублевым вкладам.
«Можно сформировать пассивы за счет более высоких ставок — сейчас ставка по депозитам колеблется на уровне семи-восьми процентов. Однако довольно сложно найти тех, кто готов кредитоваться по сопоставимым ставкам», — комментирует ситуацию директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. По его словам, все еще нет ясной картины, какие отрасли будут стагнировать, какие развиваться, а какие остановятся вообще. Кроме того, разорваны многочисленные логистические цепочки. «Если же говорить о потребительском кредитовании, то там сказывается падение реальных доходов населения», — добавляет Солодков.
Как поясняет Валерия Литвин, в структуре пассивов российских банков наибольший удельный вес по-прежнему принадлежит средствам юридических лиц, вклады населения составляют гораздо меньшую величину. По ее данным, приток вкладов населения с апреля 2022 года замедлился: чистый приток средств за месяц составил немногим более 500 млрд рублей, притом что в марте было 1,9 трлн рублей.
Снижается не только кредитование, но и вложения в другие активы. «Вложения банков в ценные бумаги существенно сократились, что было обусловлено потерями от обвала на фондовом рынке в первом квартале 2022 года. Банки в экстренном порядке использовали ценные бумаги в качестве залога по операциям репо, для привлечения ресурсов Банка России», — добавляет Валерия Литвин.
Что касается профицита ликвидности, то ситуация с ним не столь очевидна. Многие эксперты сейчас считают, что говорить об устойчивом профиците еще рано. «Российская банковская система в конце февраля — начале марта 2022 года пережила беспрецедентный отток средств вкладчиков, в первом квартале 2022-го наблюдался рекордный дефицит ликвидности, — напоминает Валерия Литвин. — За счет увеличения ключевой ставки до 20 процентов и введения валютных ограничений удалось приостановить отток вкладов из банковской системы. Существенную поддержку банкам в этот период оказывал ЦБ, осуществляя безлимитное кредитование под залог ценных бумаг, а также Министерство финансов за счет размещения свободных денежных средств на депозитах банков. В итоге в апреле 2022 года в банковском секторе сформировался профицит ликвидности». Можно сказать, что сейчас ситуация с ликвидностью, во всяком случае с рублевой, нормализовалась: некоторый структурный профицит для российского банковского сектора не является чем-то необычным.
Не остановка, а пауза
В целом экономисты и аналитики не считают сложившуюся ситуацию с некоторым избытком денег клиентов у банков при снижении кредитования критической. Например, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора ЦМАКП Олег Солнцев считает, что говорить об остановке движения денег в российской экономике преждевременно: текущие изменения в кредитовании и средствах юридических и физических лиц абсолютно нормальны для кризиса, происходят вполне прогнозируемые коррекции. «Население осторожничает, вкладывать деньги особо некуда. В марте был рост вложений граждан в ценные бумаги, но там он и выдохся. Кроме того, происходит сжатие конечного спроса, а импорт находится на минимуме. Сжатие кредитования в текущих условиях тоже вполне нормальное явление. Скорее всего, так будет продолжаться еще минимум полгода», — заключает Солнцев.
Профессор кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков также считает, что выражение «остановка денег в банках» не вполне отражает суть происходящего. По его мнению, деньги, скорее, «подвисли» из-за консервативной политики самих коммерческих банков. «Мы находимся не “на остановке”, а в структурной паузе: меняются поставщики и потребители, очень медленно, но нарастает параллельный импорт. Происходит грандиозная смена рынков: закрывается Европа, приоткрывается направление рынков от Каспийского моря до Китая и тестируются рынки Юго-Восточной Азии. Пока очень слабо освоен Прикаспийский регион», — рассуждает Юрий Юденков. Он считает, что уже в третьем квартале следует ожидать смены структуры активов банков в части нарастания кредитов под сделки внешней торговли».
В свою очередь, Василий Солодков считает, что на ситуацию надо смотреть шире: российская экономика в принципе останавливается. Производство, экспорт, импорт, накопление, сбережение — все нормальные процессы тут разорваны. «Проблема не в деньгах, — уверен Солодков. — Деньги только отражают процесс остановки экономики. Если последние двадцать лет мы боролись за благоприятный инвестиционный климат, то на ближайшее десятилетие на нем поставлена большая жирная точка. Внешних инвесторов за редким исключением не будет. Что касается внутренних инвесторов, то непонятно, кто готов рискнуть своими средствами в текущих условиях. Если же нет инвестиций, то нет развития. Чтобы заниматься импортозамещением, нужны средства и новое оборудование. Сейчас же у компаний встает вопрос: за счет чего покупать? А у тех, у кого есть деньги: кто вам продаст?»
Впрочем, большинство экономистов все-таки более оптимистичны. Так, Валерия Литвин отмечает, что в условиях валютных ограничений и снижения доверия к российскому фондовому рынку база альтернативных форм сбережений сузилась, то есть вариантов у граждан особо не осталось. А это означает приток средств населения в банковские институты в кратко- и среднесрочной перспективе, даже при дальнейшем снижении процентных ставок. «Прогнозный параметр по ключевой ставке — 8,08,5 процента к концу 2022 года, а средневзвешенного депозитного процента — 77,5. Это дает основания предположить, что снизится и ссудный процент, по крайней мере до уровня средней рентабельности промышленного производства в стране», — рассуждает доцент Финансового университета. По ее прогнозу, к концу 2022 года можно ожидать оживления экономической конъюнктуры с ростом кредитов юридическим лицам до 5%, физическим лицам — до 12%, тем более что к 2023 году Банк России прогнозирует полное восстановление кредитной активности субъектов национальной экономики.
«Ничего особенного не происходит»
На вопросы «Эксперта» ответил Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора ЦМАКП.
Говорить об «остановке» или «замедлении» денег и не вспомнить, про такое понятие экономической теории, как скорость обращения денег, нельзя. Простого способа измерения этой скорости нет, поэтому используют косвенные оценки.
— Что сейчас происходит со скоростью денежного обращения в России?
— Снижение скорости денежного обращения, по всей видимости, есть, но это заметно только на графике сравнения с аналогичным периодом предыдущего года. Если оценивать скорость обращения классическим методом, через отношение скользящего ВВП за год к М2, то изменения будут совсем минимальными. Однако это запаздывающий показатель. Потому лучше смотреть темпы роста ВВП и денежных агрегатов (денежная масса М2 и другие) по сравнению с предыдущим годом. Тогда становится видно, что в последнее время денежные агрегаты растут быстрее номинального ВВП, а темпы роста номинального ВВП сокращаются. Это следствие как снижения физического объема ВВП, так и дезинфляции. Однако в сравнении с данными за предыдущие годы сейчас ничего совсем уж особенного не происходит.
— Как вообще это снижение сказывается на российской экономике?
— Если посмотреть на успешные периоды нашей экономической истории, например на 2000-е годы, то окажется, что в эти периоды наблюдался тренд на снижение скорости обращения денег. Это объясняется тем, что происходил рост монетизации экономики, и, чисто из формулы оценки скорости денежного обращения, это приводит к его замедлению. В свою очередь, повышение монетизации в тот период было одним из факторов, обеспечивающих экономический рост. Единственный период, когда замедление денежного обращения сопровождалось спадом экономики, — это 2020 год. Однако это были особые условия, когда в связи с пандемией народ сидел по домам и было трудно потратить деньги, многие занялись увеличением домашних запасов наличности.
— Как наша экономика реагирует на ускорение денежного обращения?
— Локальное ускорение денежного обращения в России часто (но не всегда) сопровождалось какими-то проблемными моментами в нашей экономике. Например, в моменты финансовых кризисов у нас подскакивала скорость обращения из-за того, что люди уходили в доллар или население и предприятия просто начинали быстрее тратить деньги, разгоняя инфляцию.
Если внимательно посмотреть на графики динамики роста ВВП и высоколиквидных денежных средств (М0 плюс счета предприятий, которые в наибольшей степени обслуживают оборот товаров и услуг), можно увидеть, что ускорение роста денежных средств часто предшествует ускорению темпов роста номинального ВВП, а возможно, отчасти является и условием для роста ВВП.
Возвращаясь к текущей ситуации: изменения в монетарных агрегатах сейчас, скорее, работают на сдерживание спада, чем на его ускорение.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl