Российские цветоводы констатируют предбанкротное состояние отрасли

ЭкспертБизнес

Розы нуждаются в защите

Российские цветоводы констатируют предбанкротное состояние отрасли и просят государство оказать им экстренную помощь

Софья Инкижинова

«Цветочный рынок в России не просто перестал расти, он умирает. Сегодня даже наиболее устойчивые предприятия перестали зарабатывать, а те, кто имеет долговую нагрузку, и вовсе обречены» — так говорят о текущем положении в отрасли отечественные производители цветов. Среди проблем, которые привели цветоводов к нулевой доходности, в первую очередь называют возросшую налоговую нагрузку: с января 2019 года вступили в силу изменения в налоговом законодательстве РФ, в соответствии с которыми на цветочную отрасль перестал распространяться единый сельхозналог в размере 6%. Комбинаты — производители цветочной продукции стали платить НДС по ставке 20%. И это стало последней каплей в чаше терпения цветоводов.

Еще десять лет назад бизнес смотрел на рынок свежесрезанных цветов с интересом и активно инвестировал: действовала повышенная таможенная пошлина для импортеров, рынок был емкий, на нем присутствовало мало игроков, действовало льготное налогообложение. Однако за последние примерно пять лет все разрушилось: сначала снизилась таможенная ставка, затем страну заполонил неконтролируемый серый импорт, а теперь и цены на цветы упали в разы. В результате ряд цветочных комбинатов уже закрылись, выставлены на продажу или перепрофилируются.

Критическая ситуация в цветочной индустрии мобилизовала оставшихся игроков. Недавно появилась Национальная ассоциация цветоводов (НАЦ), в состав которой вошли крупнейшие производители цветов в стране с общей площадью теплиц 129,5 га (80% площади всех теплиц в отрасли, оцениваемой в 161 га). НАЦ обращается в самые разные ведомства — от Таможенного комитета до правительства РФ: «Цветочная отрасль — единственная в России отрасль сельского хозяйства, которая не получает государственную поддержку. Когда мы входили в рынок, то были одни правила, а сейчас они совершенно другие. Но если раньше мы не стремились к господдержке, то теперь она нам необходима. Дальше работать в таких условиях невозможно», — говорит глава НАЦ Алексей Антипов.

Четыре шага к спасению

Россия — один из крупнейших потребителей цветов в мире (входит в десятку стран — импортеров срезанных цветов). Объем отечественного рынка — около 1,8 млрд штук цветов в год, в стоимостном выражении это свыше 160 млрд рублей. Эксперты считают, что рынок еще больше, так как на нем в значительном объеме присутствует серый импорт, а также цветы, выращенные на продажу в домашних хозяйствах.

Вместе с тем российский рынок свежесрезанных цветов — совсем молодая отрасль. Современные предприятия, специализирующиеся на высокотехнологичном производстве (прежде всего роз — это самый востребованный на российском рынке цветок), появились в стране всего десять лет назад. Это порядка дюжины комбинатов, которые относятся к категории среднего бизнеса, с оборотом до 900 млн рублей в год. Крупнейшие из них — «Юг Агро», «Новая Голландия», «Мокшанский», «Подосинки». В совокупности они производят 250–270 млн стеблей в год, что составляет 15–18% общего потребления цветов в России.

Снижение доходности предприятий из-за высокой налоговой нагрузки — первое, с чем сегодня предлагают разобраться производители свежесрезанных цветов. Основными покупателями российских цветов являются индивидуальные предприниматели, которые не относятся к плательщикам НДС. Это делает невозможным возмещение НДС для производителей при продаже цветов, и им приходится изымать из оборота 10–12% для уплаты НДС. Компенсировать падение доходов повышением цен российские производители не могут, поскольку их продукция станет неконкурентоспособной в сравнении с доминирующим импортом.

На плаву остаются цветочные комбинаты, которые не имеют долговой нагрузки или же успели рассчитаться с долгами до новаций с НДС. «Считайте, из выручки 900 миллионов рублей почти 100 миллионов уходит на оплату НДС. А новые комбинаты и вовсе построить невозможно. Например, для строительства тепличного комплекса по выращиванию цветов площадью 12 гектаров потребуется два с половиной — три миллиарда рублей. Кредиты в среднем дают на восемь-десять лет, лучшая ставка — 8,5 процента. У нас нет никаких субсидий, поэтому 300 миллионов рублей в год уходит на выплату тела кредита, примерно столько же — на оплату процентов, затраты на электричество и газ — 250 миллионов. И еще нужно выплачивать аренду, зарплату», — объясняет Алексей Антипов.

Не исключено, что правительство пойдет навстречу цветоводам. «В весеннюю сессию мы внесли изменения в налоговое законодательство — к примеру, для производителей яблок снизили НДС в два раза, а для пальмового масла, наоборот, увеличили. Конечно, на финансовых показателях отечественных предприятий это отразилось позитивно. Нечто подобное можно сделать и в отношении цветоводов, снизив для них ставку НДС», — рассуждает председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

Второе предложение цветоводов — увеличение таможенной пошлины на импортные цветы с 5 до 15%. И в этой инициативе нет ничего нового: участники рынка лишь хотят восстановить справедливость прежних условий (до вступления в ВТО таможенная ставка составляла 15%). Сегодня за ввоз цветов на территорию России взимается всего 5% — это одна из самых низких ставок в мире. Китай, например, берет пошлину за импортные цветы в размере 10%, Евросоюз — 8,5%.

По расчетам НАЦ, именно эта инициатива может заместить выпадающие доходы государственной казны в случае положительного решения о снижении НДС для отечественных игроков. Производители подсчитали, что повышение пошлины не скажется на цене продукции для конечного потребителя. Сейчас оптовая цена за один стебель составляет 25–35 рублей, после предлагаемого повышения пошлины она изменится всего на один-два рубля.

Расстроены цветоводы и обилием импорта, на долю которого, по разным оценкам, приходится от 80 до 90% всех продаваемых в России цветов. Производителей пугает не столько рост импорта — за последние четыре-пять лет он вырос всего на 3–4%, — сколько стремительная смена декораций в отношении стран-поставщиков. Если раньше почти половина всех ввозимых цветов приезжала из Нидерландов, то теперь — из Белоруссии, а это в основном реэкспорт с занижением таможенной стоимости: под видом белорусской продукции часто ввозится товар из других стран (Италия, Кения, Эквадор, Испания, Израиль, Нидерланды и проч.). По данным BusinesStat, в 2018 году из Белоруссии было поставлено 683 млн штук срезанных цветов, это в 122 раза больше, чем в 2014-м. За это время в Белоруссии не было построено ни одного нового тепличного комплекса по выращиванию цветов. В 2018 году средняя цена одного цветка, импортированного из Белоруссии, составила 0,1 доллара, или порядка 6,2 рубля. В 2014 году средняя цена белорусского цветка была втрое выше, чем сейчас.

Участники рынка предлагают государству решить вопросы серого импорта, рассмотрев белорусскую схему, — из-за нее российский бюджет теряет более шести миллиардов рублей. «По нашим оценкам, серый импорт занимает порядка 50–60 процентов цветочного рынка, что существенно влияет на наше ценообразование и снижает нашу рентабельность. Мы надеемся, что в дальнейшем тарифы импорта через РБ и РФ не будут столь сильно отличаться, как сейчас (сейчас разница — порядка 40 процентов в себестоимости продукции в пользу более дешевого белорусского транзита)», — говорит член правления НАЦ Наиль Ахундов.

И наконец, последнее, о чем просит цветочный бизнес, — включить производителей цветочной продукции в программу льготного инвестиционного кредитования по ставке 5%, как других аграриев. На данном этапе это предложение тормозится неоднозначным статусом цветоводов. В советское время их относили к сфере коммунального хозяйства, так как большинство предприятий, выращивающих цветы, занимались и многолетними растениями, которыми украшали города. С 2000-х годов за цветоводов стал отвечать Минсельхоз. Однако формально к сельхозпредприятиям их так и не причислили, потому что они не производят продукты питания.

Встают на сторону цветоводов производители тепличных овощей. Эти бизнесы очень похожи, производственная рентабельность примерно одинаковая — 12– 15%, цветоводы сталкиваются с теми же проблемами, что и тепличные овощные хозяйства, разница лишь в том, что первых совсем не поддерживает государство. «На наш взгляд, сегодня важно оказать стартовую поддержку цветоводческой отрасли, как это сделали в свое время по отношению к нам. К примеру, те деньги, которые были вложены в программу по овощеводству защищенного грунта, уже фактически вернулись налогами (с 2014 года — 63 миллиарда рублей). В этом отношении рынок свежесрезанных цветов, пожалуй, еще более перспективен; вложенные средства могут вернуться государству за три года», — заключает президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников.

ИТАР-ТАСС/ Роман Храмовник

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Проблемное место Проблемное место

Жить без трудностей не только скучно, но и вредно для здоровья

GQ
Самый простой и наиболее действенный способ продлить жизнь Самый простой и наиболее действенный способ продлить жизнь

Человечество веками ищет эликсир вечной молодости или хотя бы бессмертия

Популярная механика
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
«Я вырос в ВТБ и восхищаюсь Костиным»: CEO Альфа-банка о трансформации в компании, слухах о переговорах с ВТБ и бессмысленных экосистемах «Я вырос в ВТБ и восхищаюсь Костиным»: CEO Альфа-банка о трансформации в компании, слухах о переговорах с ВТБ и бессмысленных экосистемах

Владимир Верхошинский рассказал о переходе из ВТБ в крупнейший частный банк

Forbes
Аресты есть, ясности нет Аресты есть, ясности нет

Расследование убийства журналиста Павла Шеремета продолжается

Огонёк
Универсальный солдат. К чему ведет соревнование между мужчинами и женщинами Универсальный солдат. К чему ведет соревнование между мужчинами и женщинами

Феминизм начинался как борьба за равные права, но пришёл к жесткому соревнованию

Forbes
Здоровое будущее Здоровое будущее

Основатель компании Organic People: чем он планирует удивить любителей йоги

Yoga Journal
Милош Бикович: «Почему вы думаете, что русская культура мне не родная?» Милош Бикович: «Почему вы думаете, что русская культура мне не родная?»

О своей системе ценностей и об историческом единстве сербской и русской культур

Эксперт
Алиса в стране откатов Алиса в стране откатов

Как именно работает эзотерическая экономика откатов и офшоров?

Esquire
Глубоко в душе: 8 секс-позиций для секса в душевой кабине Глубоко в душе: 8 секс-позиций для секса в душевой кабине

В фильмах секс под душем всегда классный, но в реальности есть много нюансов

Cosmopolitan
Возвращение адмирала Возвращение адмирала

Семейный архив Александра Колчака обрел родину

Огонёк
Квартира фотографа, 82 м² Квартира фотографа, 82 м²

Брутальный интерьер квартиры наполнен винтажной мебелью

AD
Теннисист Карен Хачанов — о джетлаге, питании и шопинге Теннисист Карен Хачанов — о джетлаге, питании и шопинге

Как член сборной Карен Хачанов переносит перелеты и в чем ограничивает питание

РБК
Грозная мать Грозная мать

Елена Глинская — мать Ивана IV — по грозности не уступала знаменитому сыну

Дилетант
На всякий морозный: какие телефоны не боятся холодов? На всякий морозный: какие телефоны не боятся холодов?

Как выбрать телефон, который выживет российские в морозы

CHIP
ВТБ и «Эфко» укрепятся в экспорте ВТБ и «Эфко» укрепятся в экспорте

О совместном проекте ВТБ и «Эфко» по строительству маслозернового терминала

Эксперт
Квартира с тайным спальным местом, 63 м² Квартира с тайным спальным местом, 63 м²

Квартира–перевалочный пункт для хозяина, который много путешествует

AD
В поисках качественного топлива: как выбрать АЗС с лучшим бензином В поисках качественного топлива: как выбрать АЗС с лучшим бензином

Согласно последним данным Росстандарта, проблемы с российскими АЗС есть

Популярная механика
Антиэйдж у стоматолога Антиэйдж у стоматолога

Собрали консилиум и обсудили планы по сохранению улыбки

Собака.ru
Революция Розы Революция Розы

Актриса Роза Хайруллина и шоумен Александр Гудков поговорили о тишине и славе

Vogue
Я люблю тебя, Дима Я люблю тебя, Дима

Близкие Димы Билана поделились, как он помог им

StarHit
Обри ди Грей: «Медицина может предложить совершенно другое качество жизни» Обри ди Грей: «Медицина может предложить совершенно другое качество жизни»

Почему богатые не смогут жить дольше бедных, а диктаторы — править вечно

РБК
Квартира с графичным интерьером, 40 м² Квартира с графичным интерьером, 40 м²

Интерьер этой квартиры отражает образ и характер своей сдержанной хозяйки

AD
Итоги года: Апрель, май, июнь Итоги года: Апрель, май, июнь

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
Особый путь пармезана: как выглядит русский сыр в 2019 году и кто его делает Особый путь пармезана: как выглядит русский сыр в 2019 году и кто его делает

Российские сыры берут призовые места на европейских конкурсах

Forbes
Топ-7 стран, где ты должен побывать в 2020 году Топ-7 стран, где ты должен побывать в 2020 году

Список необычных стран для путешествий

Playboy
Папа дома: как активное отцовство меняет жизнь Папа дома: как активное отцовство меняет жизнь

Отрывок из книги «Nordic Dads»

Psychologies
Папины дочки: как воспитаны и чем занимаются Алеся Кафельникова, Лиза Пескова и Даша Тинькова Папины дочки: как воспитаны и чем занимаются Алеся Кафельникова, Лиза Пескова и Даша Тинькова

О деньгах, «золотой молодежи», строгих отцах и собственной карьере девушек

Forbes
Когда позитивные эмоции вредны Когда позитивные эмоции вредны

Теневые стороны есть и у позитивных эмоций

Psychologies
«Каждый ищет выход в одиночку» «Каждый ищет выход в одиночку»

Как румынский поэт стал капиталистом, но остался диссидентом

Огонёк
Открыть в приложении