Розы нуждаются в защите
Российские цветоводы констатируют предбанкротное состояние отрасли и просят государство оказать им экстренную помощь
«Цветочный рынок в России не просто перестал расти, он умирает. Сегодня даже наиболее устойчивые предприятия перестали зарабатывать, а те, кто имеет долговую нагрузку, и вовсе обречены» — так говорят о текущем положении в отрасли отечественные производители цветов. Среди проблем, которые привели цветоводов к нулевой доходности, в первую очередь называют возросшую налоговую нагрузку: с января 2019 года вступили в силу изменения в налоговом законодательстве РФ, в соответствии с которыми на цветочную отрасль перестал распространяться единый сельхозналог в размере 6%. Комбинаты — производители цветочной продукции стали платить НДС по ставке 20%. И это стало последней каплей в чаше терпения цветоводов.
Еще десять лет назад бизнес смотрел на рынок свежесрезанных цветов с интересом и активно инвестировал: действовала повышенная таможенная пошлина для импортеров, рынок был емкий, на нем присутствовало мало игроков, действовало льготное налогообложение. Однако за последние примерно пять лет все разрушилось: сначала снизилась таможенная ставка, затем страну заполонил неконтролируемый серый импорт, а теперь и цены на цветы упали в разы. В результате ряд цветочных комбинатов уже закрылись, выставлены на продажу или перепрофилируются.
Критическая ситуация в цветочной индустрии мобилизовала оставшихся игроков. Недавно появилась Национальная ассоциация цветоводов (НАЦ), в состав которой вошли крупнейшие производители цветов в стране с общей площадью теплиц 129,5 га (80% площади всех теплиц в отрасли, оцениваемой в 161 га). НАЦ обращается в самые разные ведомства — от Таможенного комитета до правительства РФ: «Цветочная отрасль — единственная в России отрасль сельского хозяйства, которая не получает государственную поддержку. Когда мы входили в рынок, то были одни правила, а сейчас они совершенно другие. Но если раньше мы не стремились к господдержке, то теперь она нам необходима. Дальше работать в таких условиях невозможно», — говорит глава НАЦ Алексей Антипов.
Четыре шага к спасению
Россия — один из крупнейших потребителей цветов в мире (входит в десятку стран — импортеров срезанных цветов). Объем отечественного рынка — около 1,8 млрд штук цветов в год, в стоимостном выражении это свыше 160 млрд рублей. Эксперты считают, что рынок еще больше, так как на нем в значительном объеме присутствует серый импорт, а также цветы, выращенные на продажу в домашних хозяйствах.
Вместе с тем российский рынок свежесрезанных цветов — совсем молодая отрасль. Современные предприятия, специализирующиеся на высокотехнологичном производстве (прежде всего роз — это самый востребованный на российском рынке цветок), появились в стране всего десять лет назад. Это порядка дюжины комбинатов, которые относятся к категории среднего бизнеса, с оборотом до 900 млн рублей в год. Крупнейшие из них — «Юг Агро», «Новая Голландия», «Мокшанский», «Подосинки». В совокупности они производят 250–270 млн стеблей в год, что составляет 15–18% общего потребления цветов в России.
Снижение доходности предприятий из-за высокой налоговой нагрузки — первое, с чем сегодня предлагают разобраться производители свежесрезанных цветов. Основными покупателями российских цветов являются индивидуальные предприниматели, которые не относятся к плательщикам НДС. Это делает невозможным возмещение НДС для производителей при продаже цветов, и им приходится изымать из оборота 10–12% для уплаты НДС. Компенсировать падение доходов повышением цен российские производители не могут, поскольку их продукция станет неконкурентоспособной в сравнении с доминирующим импортом.
На плаву остаются цветочные комбинаты, которые не имеют долговой нагрузки или же успели рассчитаться с долгами до новаций с НДС. «Считайте, из выручки 900 миллионов рублей почти 100 миллионов уходит на оплату НДС. А новые комбинаты и вовсе построить невозможно. Например, для строительства тепличного комплекса по выращиванию цветов площадью 12 гектаров потребуется два с половиной — три миллиарда рублей. Кредиты в среднем дают на восемь-десять лет, лучшая ставка — 8,5 процента. У нас нет никаких субсидий, поэтому 300 миллионов рублей в год уходит на выплату тела кредита, примерно столько же — на оплату процентов, затраты на электричество и газ — 250 миллионов. И еще нужно выплачивать аренду, зарплату», — объясняет Алексей Антипов.
Не исключено, что правительство пойдет навстречу цветоводам. «В весеннюю сессию мы внесли изменения в налоговое законодательство — к примеру, для производителей яблок снизили НДС в два раза, а для пальмового масла, наоборот, увеличили. Конечно, на финансовых показателях отечественных предприятий это отразилось позитивно. Нечто подобное можно сделать и в отношении цветоводов, снизив для них ставку НДС», — рассуждает председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
Второе предложение цветоводов — увеличение таможенной пошлины на импортные цветы с 5 до 15%. И в этой инициативе нет ничего нового: участники рынка лишь хотят восстановить справедливость прежних условий (до вступления в ВТО таможенная ставка составляла 15%). Сегодня за ввоз цветов на территорию России взимается всего 5% — это одна из самых низких ставок в мире. Китай, например, берет пошлину за импортные цветы в размере 10%, Евросоюз — 8,5%.
По расчетам НАЦ, именно эта инициатива может заместить выпадающие доходы государственной казны в случае положительного решения о снижении НДС для отечественных игроков. Производители подсчитали, что повышение пошлины не скажется на цене продукции для конечного потребителя. Сейчас оптовая цена за один стебель составляет 25–35 рублей, после предлагаемого повышения пошлины она изменится всего на один-два рубля.
Расстроены цветоводы и обилием импорта, на долю которого, по разным оценкам, приходится от 80 до 90% всех продаваемых в России цветов. Производителей пугает не столько рост импорта — за последние четыре-пять лет он вырос всего на 3–4%, — сколько стремительная смена декораций в отношении стран-поставщиков. Если раньше почти половина всех ввозимых цветов приезжала из Нидерландов, то теперь — из Белоруссии, а это в основном реэкспорт с занижением таможенной стоимости: под видом белорусской продукции часто ввозится товар из других стран (Италия, Кения, Эквадор, Испания, Израиль, Нидерланды и проч.). По данным BusinesStat, в 2018 году из Белоруссии было поставлено 683 млн штук срезанных цветов, это в 122 раза больше, чем в 2014-м. За это время в Белоруссии не было построено ни одного нового тепличного комплекса по выращиванию цветов. В 2018 году средняя цена одного цветка, импортированного из Белоруссии, составила 0,1 доллара, или порядка 6,2 рубля. В 2014 году средняя цена белорусского цветка была втрое выше, чем сейчас.
Участники рынка предлагают государству решить вопросы серого импорта, рассмотрев белорусскую схему, — из-за нее российский бюджет теряет более шести миллиардов рублей. «По нашим оценкам, серый импорт занимает порядка 50–60 процентов цветочного рынка, что существенно влияет на наше ценообразование и снижает нашу рентабельность. Мы надеемся, что в дальнейшем тарифы импорта через РБ и РФ не будут столь сильно отличаться, как сейчас (сейчас разница — порядка 40 процентов в себестоимости продукции в пользу более дешевого белорусского транзита)», — говорит член правления НАЦ Наиль Ахундов.
И наконец, последнее, о чем просит цветочный бизнес, — включить производителей цветочной продукции в программу льготного инвестиционного кредитования по ставке 5%, как других аграриев. На данном этапе это предложение тормозится неоднозначным статусом цветоводов. В советское время их относили к сфере коммунального хозяйства, так как большинство предприятий, выращивающих цветы, занимались и многолетними растениями, которыми украшали города. С 2000-х годов за цветоводов стал отвечать Минсельхоз. Однако формально к сельхозпредприятиям их так и не причислили, потому что они не производят продукты питания.
Встают на сторону цветоводов производители тепличных овощей. Эти бизнесы очень похожи, производственная рентабельность примерно одинаковая — 12– 15%, цветоводы сталкиваются с теми же проблемами, что и тепличные овощные хозяйства, разница лишь в том, что первых совсем не поддерживает государство. «На наш взгляд, сегодня важно оказать стартовую поддержку цветоводческой отрасли, как это сделали в свое время по отношению к нам. К примеру, те деньги, которые были вложены в программу по овощеводству защищенного грунта, уже фактически вернулись налогами (с 2014 года — 63 миллиарда рублей). В этом отношении рынок свежесрезанных цветов, пожалуй, еще более перспективен; вложенные средства могут вернуться государству за три года», — заключает президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников.
ИТАР-ТАСС/ Роман Храмовник
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl