Осознать себя
Что нужно делать родителю подростка, чтобы сохранить у ребенка активный интерес к жизни и при этом не выгореть самому? Ответ, на первый взгляд, неочевидный — попробовать заняться самим собой.
После публикации материалов о несчастливых подростках получила вот такое письмо от Лены из Петрозаводска:
«<…> Вы пишете: “Сталкиваясь в своей клинической практике с подобными случаями практически постоянно и в целом не очень понимая, что советовать родителям (я бы могла много рассказать о профилактике, но что делать, когда все уже произошло и ребенок фактически вырос?), подумала, что мы, несомненно, имеем дело с каким-то алгоритмом…”
У меня к вам просьба: пожалуйста, расскажите об этой профилактике. У меня двое маленьких детей — мальчики 5,5 и 7,5 лет. Читая ваши материалы о “несчастных детях” и отклики на них, я парадоксальным образом узнавала себя в обеих матерях, хотя вы и пишете несколько раз, что они ведут себя противоположным образом.
Как такое может быть? Да очень просто. Мне 35 лет, я с самого начала очень серьезно отношусь к своему родительству, еще до рождения старшего сына читала много литературы, слушала лекции психологов и решила, что буду придерживаться демократического стиля воспитания — это мне показалось ближе. Когда родился первый сын, я старалась на него не давить (хотя иногда очень хотелось), много с ним разговаривать, все объяснять, давать возможность решать самому, там, где это не опасно. Кроме этого, посвящала много времени всяким развивающим занятиям. Вроде бы я делала все правильно, как и собиралась, но через какое-то время мне начало казаться, что все это уходит в пустоту. Я очень уставала, а у сына были какие-то тусклые глаза. А однажды (ему было уже лет пять) он вдруг тяжело вздохнул и сказал: мама, может ты уже не будешь мне объяснять и предлагать, а просто сразу скажешь, как будет, и все? И тут у меня как-то с вашей лекцией совпало, и я поняла, что по сути я ему все время что-то такое говорю, а делаю-то все равно так, как сама считаю нужным. И вот от этой двойственности и чувствую себя плохо. А тут и младший слегка подрос и начал задавать жару, и мне стало вообще ни до чего. Оба мальчика подвижные, но старший слегка тугодум, а младший смышленый и с самого начала развивается быстрее своего возраста. И еще он какой-то прямо хулиган, если можно куда-нибудь залезть и что-нибудь там сломать — залезет и сломает, да еще и попутно нос себе расквасит или руку повредит так, что приходится в травму ехать.
В результате я либо пытаюсь все контролировать и “держать и не пущать”, то вдруг спохватываюсь и начинаю опять “играть в демократию” — извиняюсь, устраиваю всякие обсуждения, во время которых младший вертится и пытается убежать, а старший просто засыпает.
Понимаю, что все это неправильно и ни к чему хорошему не ведет. Боюсь, что все закончится тем самым несчастливым подростковым “пофигизмом”, который вы часто описывали, но никак не могу определиться, что же мне теперь все-таки делать.