В какую сторону качнулся маятник читательских интересов?

ЭкспертКультура

Рамиль Фасхутдинов: «Когда люди не могут планировать, они не понимают, что им читать»

Главный редактор издательства «Бомбора» — о том, в какую сторону качнулся маятник читательских интересов, и о работе с отечественными авторами

Вячеслав Суриков

Главный редактор издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов. Фото: Стоян Васев

В первой половине этого года российскому книжному рынку пришлось столкнуться с повышением цен на печать и с отказом от сотрудничества иностранных правообладателей. Изменились предпочтения читателей. Если раньше нон-фикшен был одним из драйверов роста рынка, то сейчас издатели отмечают спад интереса к литературе, опирающейся на реальные события, факты и истории. О том, что в этих условиях предпринимают издатели, «Эксперт» поговорил с главным редактором издательства «Бомбора» Рамилем Фасхутдиновым.

— Что происходит на книжном рынке?

— Все, что происходит сейчас в экономике России, мало чем отличается от того, что происходит в мире. Где-то те или иные процессы протекают чуть дольше, где-то быстрее, но в целом тренды одинаковы. Прошлый год во всем мире и в России был для книжного рынка очень позитивным. Продажи росли так, как не росли последние пять-шесть лет. Итоги первой половины этого года, я думаю, многих удивят. Книжная палата отчиталась о росте тиражей. Большинство издателей отмечают рост продаж до тридцати процентов.

— Как ведут себя читатели?

— Маятник интересов читателей качнулся в сторону художественной литературы. Рынок нон-фикшен в Британии, в Германии, в США и в России снижался весь прошлый год. Возможно, это усталость. Возможно, это связано со сменой поколений. Еще один фактор — в России произошел второй «двадцатый год». Несмотря на то что магазины не закрыты, есть ощущение неопределенности будущего. Особенно это чувствовалось в марте-апреле. Когда люди не могут планировать, они не понимают, что им читать. Весной было ощущение, что наш покупатель просто поставил жизнь на паузу. Он сказал себе: «Я не знаю, что делать». И вышел покурить. Вернулся ли он? Это вопрос. Я знаю многих людей, которые читали книги по саморазвитию, по психологии, по бизнесу и еженедельно выкладывали по ним обзоры в соцсетях. В конце февраля они написали: «Ничего не хотим читать». И только сейчас они возвращаются к книгам. Кто-то переключается на художественную литературу, потому что она заставляет мозги работать в другом направлении.

— Какова стратегия «Бомборы» в этой ситуации, в какую сторону вы движетесь?

— Проблемы на рынке начались еще в ноябре-декабре прошлого года. Но мы заметили их только в начале февраля. Планы пришлось корректировать. Ушел гламур. Раньше мы могли издавать популярных блогеров из Инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), теперь это не работает. Сейчас мы берем глобальный тренд — интерес к аниме — и думаем, что мы можем издать на эту тему: как рисовать аниме, как шить куколок — персонажей аниме, как готовить в стиле аниме. Отмечаем также всплеск интереса к метафорическим картам и картам Таро. Даже издательство «Манн, Иванов и Фербер», специализирующееся на бизнес-литературе, и то выпускает карты Таро. И мы их тоже издаем, но не под импринтом «Бомборы», а под импринтом «Эксмо». Это колоссальный сдвиг. Три-четыре года назад нас бы за это заклевали, а сейчас это нормально. С помощью карт Таро люди, опять же, пытаются справиться с неопределенностью будущего. Это хороший инструмент для снятия тревожности, которая, несомненно, присутствует.

Еще один важный момент: уже после 2020 года мы просили авторов дописывать в их книги хотя бы одну главу о том, как изменился мир, — и сейчас тоже просим авторов обновить свои тексты. Скорректировать их с точки зрения сегодняшнего дня, чтобы читатели видели, что мы предлагаем им актуальные книги. Мы видим, что рынок нуждается в профессиональной литературе. Очень хорошо почувствовали себя книги, связанные с анимацией, о том, как писать сценарии, как создавать кино, книги по программированию, по остеопатии. Современные люди в тридцать-сорок лет часто принимают решение сменить профессию и начинают переучиваться. Если раньше мы ориентировались на англоязычных авторов, то сейчас, понимая, что нам могут не продать права на их книги, ищем писателей во Франции, Италии, Германии, Бразилии, Корее и Японии.

— Насколько может быть убедителен для отечественного читателя корейский или японский автор, пишущий о бизнесе?

— Если бы я сказал, что корейских и японских авторов до сегодняшнего дня не было на российском рынке, это было бы неправдой. Они были. В сегменте прикладных книг, например о том, как рисовать, вязать, Япония делит первое-второе место с Америкой по количеству и качеству контента. Самые продаваемые книги по рукоделию последние три-четыре года — книги Хитоми Шида. Хотя вне рынка рукоделия ее имя никому не известно.

Сейчас, когда в мире кино мало новинок, мы обращаемся к пропущенным по тем или иным причинам лентам прошлых лет и открываем для себя в том числе первоклассные сериалы и фильмы в жанре аниме. Когда мы начинаем покупать прикладные японские книги по садоводству, флористике, рисованию, то сталкиваемся с сумасшедшим качеством, которого никогда на российском рынке не было. Это если говорить об иллюстрированных изданиях формата coffee-table books (книги, которые идеально смотрятся на журнальном столике. — «Эксперт»), где не так много текста и много полезной информации.

Другое дело книги по психологии. Здесь все сложнее из-за существенной разницы в менталитете. У нас есть японские авторы, которых мы хорошо продаем, но полностью заменить западную и российскую литературу они не смогут.

— Что предлагают отечественные авторы?

— Еще в 2020 году мы взяли курс на развитие отечественных авторов. Мы сделали для них личные кабинеты на сайте издательства, стали активнее вступать в диалог, проводить авторские конференции. В художественной литературе проблем с количеством рукописей нет, есть проблема с качеством. Если говорить о прикладной литературе, то мы сталкиваемся с отсутствием желания делиться опытом. Нам нужен в качестве автора известный человек, чей опыт мы можем подтвердить. Но многие известные люди нас спрашивают: зачем мне писать книги, что мне это даст? Между тем CEO Microsoft, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Google, Netflix пишут книги о своем бизнесе, о себе. А CEO каких крупных отечественных компаний написали книги? Я уверен, что все издадут книгу Германа Грефа, я первый буду бороться за то, чтобы ее выпустить, — но ведь он до сих пор ее не написал. Мы не можем дождаться книг от Алексея Миллера, Игоря Сечина, от Леонида Федуна или Вагита Алекперова. Нет книги Сергея Галицкого. Сколько раз мы обращались к нему с предложением ее написать! У каждого из наших «стальных баронов» — у Алексея Мордашова, Владимира Лисина, Виктора Рашникова — есть интересная история. Но традиция, чтобы личности такого масштаба рассказывали о себе, не сложилась.

Свою птицу удачи мы поймали в конце 2020 года. До этого самый продаваемым русскоязычным автором был Михаил Лабковский. Но состоялся он не благодаря книге. На момент ее выхода он уже был медийной личностью. Мы же нашли авторов, которые не были известны российскому читателю. Они были популярными блогерами, но речь не шла о миллионах подписчиков. Самой продаваемой книгой прошлого года стала книга Ольги Примаченко «К себе нежно». Номер один на «ЛитРесе» среди аудиокниг — «Брать, давать и наслаждаться» Татьяны Мужицкой. Эти имена возникли, потому что мы научились работать с текстами. Наши редакторы помогают авторам их прокачивать. Они не просто получают рукопись, чистят ее и сдают в печать, а делают книги такими, какими их ожидает рынок. В этом случае и автор не должен быть из разряда тех, что в течение пяти лет вымучивает одну книгу; он должен быть готов продолжать над ней работать. Это ключевое изменение, которое произошло пока только в одном сегменте — саморазвитие.

Когда возникают такие истории успеха, это вдохновляет других авторов, и они присылают свои рукописи. Мой электронный адрес можно найти на сайте. В потоке приходящих текстов мало таких, когда люди вообще не понимают, о чем хотят написать. До десяти-пятнадцати процентов книг из этого потока уходит в печать. Два года назад ситуация была иная: никто не присылал никаких писем, а если и присылали, эти письма не доходили даже до редактора. Сейчас рукописи приходят сразу мне, а я направляю редактору.

Еще один канал поступления рукописей, которого до сих пор не было, — «ЛитРес». Люди поверили в себя и стали выпускать книги на платформах для самиздата. Мы стали наблюдать за результатами, которых они добиваются на «ЛитРесе», брать наиболее успешные тексты, усиливать их и выводить в печатном варианте на широкую аудиторию. Этого тоже не было два года назад. Если раньше соотношение отечественных и зарубежных авторов в нашем портфеле было 55 к 45, сейчас это 50 на 50.

— Как меняется соотношение электронной, бумажной и аудиокниги?

— Здесь тоже за последние два года произошли кардинальные изменения. Потребление аудиокниг по подписке дало колоссальный толчок развития этому рынку. Аудиокнига стала отдельным продуктом. Они есть в подписке «Яндекс.Музыки», они появятся в готовящемся к запуску книжном сервисе МТС. Выход на рынок национальных игроков, которые планируют инвестиции в продвижение формата аудиокниги, говорит о том, что этот рынок будет расти. Мы второй год уделяем больше внимания тому, кто будет записывать аудиоверсию, особенно если речь идет о знаковых продуктах, и думаем о том, можно ли привлечь автора к записи. У аудиокниги Татьяны Мужицкой больше продаж, чем у печатной книги, — с этим я встречаюсь впервые. И это при том, что издание входит в топ-100 книг «Читай-города»! У одной из книг Татьяны Мужицкой были идентичные продажи с прошлогодней новинкой Виктора Пелевина. В чем секрет? В том, что она уникально читает свою книгу. Своим чтением она добавляет в текст энергетики и наполняет его дополнительными смыслами. Это не просто начитывание, это больше чем аудиокнига.

Такие продукты колоссально развивают рынок. Продажа электронных книг в совокупности занимает три-четыре процента от оборота. Эти продажи могут быть на уровне десяти-пятнадцати процентов, но такого результата удается достичь только бестселлерам. Основной объем продаж по-прежнему приходится на бумажные книги.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Растут ли темпы инноваций Растут ли темпы инноваций

Когда нам ждать, что прорывные инновации изменят мир?

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Chery Tiggo 8 Pro. С мыслями о будущем Chery Tiggo 8 Pro. С мыслями о будущем

Tiggo 8 Pro — самый крутой в линейке кроссоверов Tiggo последнего поколения

4x4 Club
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Крёстная мать перестройки Крёстная мать перестройки

Маргарет Тэтчер лучше всех почувствовала возможность перелома в Советском Союзе

Дилетант
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Раньше было лучше? Раньше было лучше?

Как научиться ценить себя в настоящем, чтобы через годы не скучать по прошлому

Grazia
Новая уникальная антилопа Азии Новая уникальная антилопа Азии

Уникальные саолы — редкие "единороги" из горных лесов Вьетнама

Знание – сила
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
«Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви» «Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви»

Почему буддизм не заставил японцев отказаться от рыбы

N+1
Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки

Вы часто сетуете, что в сутках всего 24 часа? Хронически ничего не успеваете?

Psychologies
Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом

«Антон тут рядом» системно поддерживает людей с аутизмом и дает им рабочие места

Forbes
Стыд и завыванье Стыд и завыванье

«Месье Азнавур»: смехотворный байопик великого шансонье

Weekend
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
На пороге перемен На пороге перемен

Как женщине поддержать красоту и молодость кожи в период менопаузы

Лиза
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
«7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно «7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно

Какие бытовые отходы считаются опасными и приносят наибольший вред природе

ТехИнсайдер
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
Открыть в приложении