Протокол выхода из кризиса
Прямая помощь «Суперджету», авиакомпаниям и строителям, строительство новых автомобильных дорог и ледоколов, обновление электрических сетей в Крыму, масштабная цифровизация госуслуг населению и бизнесу — правительственный план вывода экономики из кризиса выглядит эклектичным. Но нам может и повезти
Президент России Владимир Путин одобрил подготовленный правительством «Общенациональный план по восстановлению экономики». Впрочем, новых мер, как и денег на них, в нем немного — в основном это систематизация того, что уже осуществляется.
План состоит из девяти разделов и содержит около 500 конкретных мероприятий; стоимость его реализации примерно за два года составит около пяти триллионов рублей. К концу 2021 года предполагается выйти на уровень роста ВВП минимум 2,5% (по итогам 2020-го ожидается падение примерно на 5–6%), на 2,5% должны вырасти реальные зарплаты. Безработица должна составить меньше 5% (сейчас 5,8%), ежегодный прирост инвестиций в основной капитал — не менее 4,5% (в этом году они рухнут на 12%). Интересно, что целевые показатели плана сегодня даже меньше, чем прогнозы восстановительного роста, которые еще 22 мая 2020 года рассчитало Минэкономразвития: ведомство Максима Решетникова полагало, что в 2021 году ВВП упадет на 2,8%, а инвестиции — на 4,9%. Непонятно, почему в итоге в план вошли такие осторожные показатели.
Правительственный план в целом эксперты оценивают достаточно позитивно, однако призывают не переоценивать объем денег, которые будут направлены на стимулирование экономики и ликвидацию последствий кризиса. В сумму пять триллионов рублей входят недополученные доходы бюджета, а также расходы на уже утвержденные и даже уже реализуемые мероприятия. Например, в него включены запланированные ранее закупки оборудования и машин по нацпроектам почти на триллион рублей.
«План правительства сделан вовремя и достаточно профессионально. Однако методологически правильно было бы разделить вопросы ликвидации последствий кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста — это разные задачи. Соответственно, нужно разделять антикризисные меры и стимулирующие меры», — объясняет заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Алексей Ведев. Он также отмечает, что пять триллионов рублей — это, видимо, только начальная цифра, скорее всего, денег потребуется больше.
Начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Сергей Заверский отмечает важный факт: в документе вообще не упоминается стратегическое планирование. «Несмотря на принятие закона, фактически стратегического планирования в стране все еще нет. Это одна из причин, почему многие объявляемые планы часто так и остаются набором разрозненных действий, не обеспечивающим достижения поставленных целей. Как показал, в частности, первый год запуска нацпроектов, даже наличие выделенных из федерального бюджета средств не обеспечивает реальных изменений», — говорит экономист.
Самолеты и дороги
Начнем с борьбы с кризисом. Прямую помощь получат наиболее пострадавшие отрасли. В этом году авиакомпаниям будут компенсированы расходы на сумму 23,4 млрд рублей; кроме того, они получат госгарантии по кредитам на закупку самолетов «Сухой Суперджет» на 139,6 млрд рублей. В жилищном строительстве продолжится реализация программ субсидирования ипотеки по ставке 6,5% и будет выделено 30 млрд рублей на завершение проблемных объектов. Всего разным отраслям выделят 500 млрд рублей и еще 350 млрд рублей — регионам.
Далее — стимулирование экономики. Тот вариант плана, который имеется в распоряжении «Эксперта» (вариантов существует несколько, так как план постоянно дорабатывается), предусматривает следующие шаги для запуска нового инвестиционного цикла: создание комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов, частных, государственных, частно-государственных, на федеральном и региональном уровнях, в том числе на основе соглашений о защите и поощрении капитальных вложений и соглашений о поощрении инвестиций и капвложений (СЗПК и СПИК 2.0); реализация крупнейших инвестиционных проектов развития инфраструктуры; интеграция институтов развития в общенациональную повестку, инвентаризация их деятельности, уточнение целей, задач и показателей эффективности (а также докапитализация ВЭБ.РФ); улучшение делового климата, включая регулирование процедуры банкротства и совершенствование корпоративного права; ускорение строительных процедур, реформирование нормативной правовой базы для них и цифровизация строительства; создание программного механизма по ускорению социально-экономического развития городских агломераций и городов, являющихся центрами экономического роста.
В очередной раз предполагается доработать СЗПК. Это механизм фиксирования внешних экономических условий (уровня налогообложения, ставок по кредитам, норм регулирования и т. д.) для инвестора или концессионера. Первую официальную версию СЗПК Минфин разработал еще осенью 2018 года. Дальнейшее развитие тема получила в ноябре 2019-го при разработке так называемого инвестиционного кодекса (см. «Инвестиционный кодекс для всех, помощь для избранных», «Эксперт» № 48 за 2019 год). В дополнение к этому к октябрю должна быть представлена цифровая система «Капиталовложения», с помощью которой будет осуществляться мониторинг этих соглашений. Большое внимание уделяется также крупным инфраструктурным нацпроектам, таким как «Безопасные и качественные дороги» и другие проекты и планы по дорожному строительству. На «Безопасные и качественные дороги» в 2020–2021 годах пойдет 1,36 трлн рублей — туда входят, к примеру, строительство обхода города Тольятти с мостовым переходом через Волгу в составе международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай (46 млрд рублей в 2020–2021 годах) и строительство с последующей эксплуатацией на платной основе Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области А-113 (87 млрд рублей).
Начнется реализация проектов по железнодорожному строительству — уже ожидаемые увеличение провозной способности БАМа и Транссиба, развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и развитие железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле.
В ряду перечисленных в плане промышленных проектов — несколько проектов «Росатома» (СПГ-терминал, два ледокола) и несколько проектов ФСК ЕЭС (модернизация электросетевого комплекса Крыма и т. д.).
Впрочем, нацпроект «Безопасные и качественные дороги» не так уж и масштабен по меркам всей страны. Как отмечает аналитик ИКСИ Наталья Чуркина, долю региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям, по этому нацпроекту предполагается увеличить с 44,1% в 2019 году до 50,9% в 2023-м (до плана предполагалось это сделать к 2024 году). Инвестиции в инфраструктуру должны составить 2,2 трлн рублей, включая внебюджетные деньги.
К мерам перезапуска экономики можно отнести и ускорение импортозамещения компонентов стратегического назначения, в том числе на основе диверсификации оборонно-промышленного комплекса; создание комплексной системы поддержки экспортеров на принципах «одного окна»; повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса; ускоренное развитие внутреннего и въездного туризма.
При этом целевые показатели по промышленности в плане довольно скромны — рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 5% в годовом исчислении и рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности не менее чем на 3% в 2021 году.
Эффект неясен
Наталья Чуркина обращает внимание на то, что часть мер почему-то предполагается распространить лишь на госкомпании, хотя в них нуждается и частный бизнес. Например, это касается «поддержки инвестиционных программ крупнейших российских компаний с государственным участием с целью минимизации их сокращения в 2020 и 2021 годах и содействия их реализации». К тому же сокращение инвестпрограммы РЖД — одного из основных инвесторов в инфраструктурные проекты — в 2020 году на 24,3% (с 821,2 млрд до 621,9 млрд рублей) в плане никак не упоминается и компенсировано другими мерами поддержки не будет. Возникает также вопрос, что будет с не упомянутыми в плане проектами, например с «Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (инвестиции в транспортные инфраструктурные проекты в 2,5–3,5 раза выше, чем в плане).
Наконец, непонятен тот факт, что в плане лишь предполагается приступить к совершенствованию планирования развития территорий — но, по идее, без этого планирования странно вообще начинать масштабное дорожное строительство и возведение прочих дорогостоящих объектов. Неясно, будут ли они востребованы, какой эффект они дадут — и какого эффекта в комплексе авторы плана хотели бы добиться для экономики конкретных регионов и всей страны.
Стимулирование экономики через реализацию масштабных государственных проектов, в первую очередь инфраструктурных, — это классика кейнсианской экономической школы. Впрочем, у этого подхода есть подводные камни. «Государственные проекты действительно стимулируют экономику, но одновременно нужно рассматривать и приватизацию. Государства в экономике у нас слишком много, — поясняет Алексей Ведев. — Крупные проекты должны привлекать частные инвестиции. Если ими занимаются только госкомпании, то хорошо становится только их сотрудникам. Помимо этого очень важно оценивать мультипликативный эффект инвестпроектов, для экономики этот эффект важнее их окупаемости». В плане заявлено, что инфраструктурные проекты имеют высокий мультипликативный эффект, но значение ни для одного проекта не указано. Большое значение мультипликаторам / мультипликативному эффекту придает и руководитель направления, заместитель генерального директора ЦМАКП Владимир Сальников. По его мнению, сейчас легкие источники быстрого роста в России отсутствуют, и единственное, что можно сделать, — добиваться роста эффективности. «Ключевой вопрос не в количестве инвестиционных проектов и в их объемах (денег-то мало), а в их качестве и нюансах реализации, — рассказывает он. — Возьмем, к примеру, строительство дорог. Дороги строить нужно, но с текущей себестоимостью много не настроишь, надо повышать эффективность. Возможен, например, переход на контракты жизненного цикла, чтобы компании отвечали не за постройку, а за то, что дорога будет надлежащего качества, скажем, в течение пяти лет. Впрочем, может не найтись много желающих работать по этой схеме».
Малый бизнес поддержали на бумаге
Довольно большое внимание в плане уделяется мерам поддержки МСП, но в основном это уже известные инициативы. Из нового можно назвать разве что отказ от индексации фиксированных взносов ИП в 2021 году, льготный переходный режим для тех, кто потерял право на упрощенку, и уменьшение срока моратория на право заниматься бизнесом для обанкротившихся ИП. Из нового — разработка системы мер по развитие придорожной инфраструктуры, совершенствование правового регулирования отношений между маркетплейсами и МСП, одобрение инструментов поддержки на основе скоринга базы данных о субъектах МСП, развитие финансирования субъектов МСП с помощью краудинвестинговой платформы, создание на основе информационных систем Банка России платформы «Знай своего клиента». Всего на программы помощи малому и среднему бизнесу выделят 1,3 трлн рублей. Предполагается вывести годовой рост оборота МСП на темпы выше роста ВВП. В отличие от инфраструктурных проектов энтузиазма по поводу мер поддержки МСП не испытывает никто. «На 20–25 мая 2020 года из 161 кода ОКВЭД 95 кодов не включены в список пострадавших отраслей и программы поддержки, на 26 кодов меры поддержки распространяются лишь частично. Только порядка десяти процентов компаний России смогли воспользоваться господдержкой. Субсидии в размере МРОТ могут получить лишь 18 процентов малых и средних предприятий», — рассказывает заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин.
В недавнем докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей для президента РФ тоже приведены удручающие цифры: льготными кредитами для выплаты зарплаты воспользовались 5,6% МСП, реструктуризацией ссуд — 7%, кредитованием под 2% годовых — 0,4%, прямым возмещением зарплаты — 16,7%, снижением или отсрочкой налогов, квазиналогов, арендных платежей по государственному или муниципальному имуществу — 5,9%. Освобождением от уплаты налогов (кроме НДС) за второй квартал 2020 года воспользовались 7,7% малых и средних предприятий.
Сам бизнес-омбудсмен Борис Титов говорит, что экстренная антикризисная помощь государства в виде льготных кредитов в теории хороша, но на практике воспользоваться ею могут далеко не все. «Множество условий, плюс часть ответственности все же оставлена на коммерческих банках, и они совершенно не торопятся вытаскивать тех, кто тонет. Осуждать их за это сложно, государство просто должно взять на себя всю ответственность, а не большую часть», — отмечает он.
Сами предприниматели также не испытывают большого энтузиазма. «Господдержка для МСБ вылилась в помощь на бумаге. Для тех, кто ею воспользовался, она может еще обернуться и личным банкротством. Обязательства по уплате налоговой задолженности и погашению льготного кредита могут наступить одновременно. Спрос не восстановился; когда будут окончательно сняты ограничения, неизвестно. В такой ситуации финансовая нагрузка на бизнес станет непосильной, — рассказывает владелец сети барбершопов Topgun Алексей Локонцев. — Непродуманная государственная политика приведет к уходу с рынка до половины компаний в секторе МСБ».
Население поддержат «цифрой»
Для увеличения реальных доходов населения предполагается создать «социальное казначейство» — еще одну информационную систему, задачей которой будет повышение адресности соцподдержки. Будут утверждены порядок определения состава семьи и метод расчета среднедушевого дохода — исходя из этого и будет оказываться поддержка. Для снижения безработицы вводится минимальная ставка почасовой оплаты, упрощаются процедуры перевода сотрудников на неполный рабочий день и удаленную работу. На удаленный режим можно будет переводить также государственных и муниципальных служащих. В план включены и уже объявленные меры, такие как выплаты на детей и увеличение пособия по безработице до уровня минимальной оплаты труда. Всего на социальную поддержку планируется выделить более 700 млрд рублей.
Этот раздел нового плана особой полемики не вызывает, но, с другой стороны, особых надежд на улучшение ситуации тоже. «В чем заключается заявленное в плане совершенствование режима неполной занятости, остается во многом неясным, — удивляется Наталья Чуркина. — Мера по возмещению расходов на частичную оплату труда какую-то часть предприятий может поддержать. Однако на данную меру выделяется в 2020 году лишь пять миллиардов рублей». Борис Титов добавляет, что в нынешней ситуации предпринимателей больше волнует, из чего платить зарплаты, чем то, каким образом оформлять трудовые отношения с сотрудниками.
Предприниматели относятся к нововведениям со сдержанным энтузиазмом. «Возможность перехода на удаленку и комбинированный режим работы без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору — запоздалая, но важная мера для работодателей. Многие компании оптимизируют затраты на аренду, планируя оставить часть сотрудников на удаленке и после отмены режима самоизоляции, — рассказывает член координационного совета “Деловой России”, генеральный директор ИТ-компании “Эвотор” Андрей Романенко. — В будущем компании станут охотнее брать на работу людей из других регионов без релокации (переезда в Москву. — “Эксперт”). Работникам же это позволит выбирать более комфортную среду для жизни, а также совмещать работу по нескольким проектам для сохранения дохода».
В 2020 году реальные располагаемые доходы населения (РРДН) упадут почти на четыре процента даже со всеми этими мерами, и судя по тому, что именно по динамике РРДН в плане никаких целей нет, кроме «Траектории устойчивого роста», правительство само понимает, что вся декларируемая поддержка доходы населения, а значит, и спрос кардинально на улучшит. Об этом говорят и целевые показатели на 2021 год по розничному товарообороту и объему платных услуг населению — 3 и 2,5% соответственно.
Цифровизация не решает
Нельзя также не упомянуть целый ряд проектов в области цифровизации, на которые правительство явно делает ставку. Так, для МСП будет запущена экосистема, внутри которой можно будет получить все меры поддержки и уплатить налоги. Будут созданы образовательная цифровая платформа и единая информационная система в сфере здравоохранения, включая электронную медицинскую карту. Последняя, надо сказать, обсуждается года с 2010-го, впрочем, как и многие другие проекты по электронному взаимодействию государства, бизнеса и граждан. Госуслуги будут оказываться на базе облачных решений с уходом от необходимости посещений МФЦ. «Работа по ключевым инициативам предполагает последовательное создание системы управления, основанной на эффективном использовании данных, интеграцию различных цифровых платформ, созданных разными ведомствами и используемых в разных отраслях, внедрение обязательных правил работы с данными на первичном уровне» — так в плане описывается «гибкий подход» к управлению экономикой.
Ускорение цифровизации в основном рассматривается положительно. Однако Борис Титов, например, считает, что правительство переоценивает влияние удаленной работы и цифровизации на процесс восстановления экономики. «В плане упоминается институт цифровой репутации МСП, говорится о “проактивном одобрении” инструментов поддержки на основе скоринга большой базы данных, анонсирована и еще одна цифровая платформа, на этот раз банковская. На основе информационных систем Банка России участников хозяйственной деятельности будут классифицировать по группам риска, чтобы более осознанно бороться с отмыванием денег, — рассказывает бизнес-омбудсмен. — Это яркий пример технократического подхода и по-хорошему технократического. Но этого мало. Нужны более масштабные, “политические” изменения».
Антикризисный план правительства РФ: скромные действия и скромные цели
Фото: Игорь Шапошников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl