Главное из большого интервью Юрия Мильнера проекту «Русские норм»

VC.RUБизнес

«Без везения не обошлось. Но должно быть что-то больше, чем везение»: Юрий Мильнер о принципах, инвестициях и космосе

Главное из большого интервью основателя DST Global проекту «Русские норм».

Альберт Хабибрахимов

1280

Физик стал предпринимателем и инвестором — хорошо ли это?

Юрий Мильнер: Я бы сказал, это и удача, и неудача. Неудача состояла в том, что из меня не получился большой учёный. Хотя у меня в спальне висели портреты Эйнштейна, Ландау и Хокинга, но даже близко к этому уровню мне подойти не удалось.

А удача состояла в том, что основополагающие принципы научного подхода очень подходят и для инвестиций тоже. Например, попытка найти объяснение, исходя из первых принципов, или разобраться в бизнесе, исходя из первых принципов. Или количественный подход к анализу инвестиций — здесь, мне кажется, научный подход очень адекватен.

«Первые принципы» — это попытаться на базовом уровне понять, в чём идея бизнеса. В математике это ещё называется аксиоматический подход.

В 1989 году, когда я, не защитив кандидатскую диссертацию, закончил аспирантуру, возник вопрос, что делать после этого. Счастливым обстоятельством было то, что 89 год — это год расцвета бизнеса в Советском союзе. Идеи о том, чтобы заниматься бизнесом, витали в воздухе.

Но дальше опять возобладал академический подход, и мой папа меня убедил в том, что чтобы заниматься бизнесом, надо учиться сначала. Отсюда возникла идея бизнес-школы.

Зачем после учёбы в США Мильнер вернулся в Россию

Юрий Мильнер: В 1990-е годы был уникальный период в развитии России. Открывались новые и уникальные бизнес-перспективы. Хотя когда я вернулся в 1995 году, основные компании уже были приватизированы, так что мне пришлось начинать с нуля и делать то, что называется стартапом.

Как показал опыт, возможности, которые были тогда, они были уникальными. Наверное, этот период уже не повторится.

Стартапом я называю Mail.ru и всё связанное. Я начал с изучения отчётов крупных международных инвестиционных банков, таких как Goldman Sachs, Morgan Stanley, JPMorgan, и, наверное, прочитал несколько сот этих отчётов по самым разным темам.

Среди этих нескольких сот нашёлся один, который был про интернет. Этот отчёт написала известный аналитик из банка Morgan Stanley — Мэри Микер. Был 1999 год, отчёт рассказывал про европейский и американский интернет. Для меня это было откровением.

1999 год был очень оптимистичным для интернета — до кризиса 2000 года. Поэтому это было счастливое время, чтобы читать этот отчёт. Тогда Amazon, eBay, Yahoo стоили десятки миллиардов долларов, и мне казалось, что в России есть возможность построить что-то аналогичное.

Впоследствии мы назвали эту стратегию географический арбитраж — когда что-то происходит, допустим в Китае, но ещё не происходит в Америке. Мы довольно активно использовали эту стратегию уже в DST, когда мы стали не строить, а инвестировать. 

С чего началась компания Mail.ru

Юрий Мильнер: Первая идея была — «Давайте сделаем всё». «Всё» было представлено тремя бизнес моделями: электронная коммерция типа Amazon, портал типа Yahoo и аукцион типа eBay.

Две из трёх этих идей были изначально совместным предприятием между нами и «Яндексом». А идея портала возникла после объединения с Mail.ru в 2000 году (объединение NetBridge, которую Мильнер основал с партнёрами, и Port.ru, которой принадлежал почтовый сервис Mail.ru — vc.ru).

[С «Яндексом»] у нас всё получилось. Аукцион «Молоток», если кто помнит, был нашим совместным произведением вместе с Аркадием Воложем. Первая социальная сеть, которая называлась «Народ», по аналогу с проектом GeoCities.

Всё закончилось тем, что мы обменяли с ним доли: мы забрали себе аукцион, а он забрал себе социальную сеть.

В нашей стратегии не было поиска просто потому, что было три крупных поиска на тот момент: «Яндекс», Rambler и ещё был один поисковик. У них у всех были достаточно большие доли, и мы решили, что здесь конкурировать будет сложно. И сфокусировались на более социальной направленности с примесью электронной коммерции.

Откуда Мильнер взял деньги на создание Mail.ru

Юрий Мильнер: Деньги были очень тяжёлым вопросом. В 1999 году нам удалось привлечь несколько миллионов долларов, из которых почти $1 млн были мои личные деньги, заработанные за предыдущие пять лет. Начиная с 2000 года это было реально проблематично.

Просто для сравнения. Я думаю, что современным предпринимателям это очень дико слышать, но в 2000 году, когда нам нужно было поднимать очередной раунд, цена акций нашей компании упала на 97%, причём на частном рынке. То есть если у нас в предыдущий раунд была капитализация $200 млн, то следующий раунд был по капитализации $6 млн.

Я думаю, нынешним предпринимателям такое трудно себе представить, потому что в тех редких случаях, когда происходит down-раунд, привлечение денег по цене меньше, чем в предыдущий раунд, они воспринимают это как некий трагический исход.

Хотя я могу напомнить, что наша первая инвестиция в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) [в 2009 году] тоже был down-раундом для Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Капитализация Mail.ru падала на 97%, немногие компании выжили после такого падения.

Почему не получилось объединить Mail.ru и «Яндекс»

Юрий Мильнер: Мы пытались приобрести долю в «Яндексе», но у нас не получилось. Они предпочли инвестиции от Леонида Богуславского и фонда Baring Vostok.

Аркадий Волож, в общем, разумно предположил, что Baring Vostok и ru-Net являются чисто финансовыми инвесторами, а мы на тот момент были уже стратегическими, поскольку у нас какие-то активы были. Ему было, наверное, не очень комфортно брать деньги именно от стратегического инвестора. Мы были в значительной мере конкуренты, а брать деньги от конкурентов не всегда логично.

[Объединение Mail.ru и «Яндекса»] было большой мечтой. Наверное, в большей мере моей.

Идея состояла в том, чтобы консолидировать наши активы внутри России и дальше вместе идти на завовевание как минимум европейского рынка. Мне кажется, что это, в некотором смысле, упущенная возможность.

Где-то в середине 2000-х, мне кажется, это могло бы получиться, и тогда объединённая компания была бы уже компанией другого уровня. Я думаю, она стоила бы существенно больше $100 млрд и была бы глобальным игроком.

Вы думаете, она могла бы всерьёз потягаться с Google?

Думаю, что да. Но мы в значительной мере были сфокусированы на защите собственного рынка и строительстве национального интернета. Мне кажется, что это серьёзное достижение даже без глобальной экспансии.

То, что удалось построить национальный интернет в одной отдельно взятой стране, это уникальное явление в мире. Из больших достижений такого рода, наверное, можно отметить только Китай.

Почему Мильнер верит в братьев Дуровых и их проекты

За интервью Мильнер несколько раз отметил успехи Павла и Николая Дуровых и их проектов. Когда-то он инвестировал в соцсеть «ВКонтакте», а в 2019 году вложил в ICO мессенджера Telegram и разработку блокчейн-платформы TON, которую Дуровым пришлось свернуть из-за претензий регулятора в США.

  • «Единственная попытка выйти за рамки русскоязычного интернета — это Telegram. Я думаю, что с нашим российским интеллектуальным потенциалом мы могли претендовать на большее. Даже с Павлом Дуровым у нас были разговоры о том, чтобы построить социальную сеть за пределами России, ещё на уровне "ВКонтакте"».
  • «Если бы не было в России "ВКонтакте", то вряд ли бы мы проинвестировали в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). [Инвестиции во "ВКонтакте"] это в некотором смысле аналитический подход и географический арбитраж. На тот момент Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) уже существовала, и мы искали наиболее близкий аналог в России. "ВКонтакте" была именно близким и успешным аналогом, на тот момент даже технологически более продвинутым, чем Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), как выяснилось. Команда братьев Дуровых, безусловно, была выдающейся командой».

Юрий Мильнер: [В Telegram] трудится выдающаяся команда разработчиков. У них есть своя ниша на мировом рынке социальных сетей. Они мало на каких рынках являются первыми, но на многих являются вторыми, третьими.

Что касается проекта с криптовалютой, это произошло не по их вине. Это был чисто регуляторный аспект, который привёл к тому, что им не удалось его запустить. С точки зрения технологий, я думаю, что они были готовы.

Но денежное обращение это такая вещь, которая существенно регулируется в любой стране. Я думаю, что такой риск существовал изначально. Не всякая не инициатива заканчивается успешным бизнесом. Я думаю, тот же Amazon проводит сотни разных экспериментов, и только единицы из них приводят к успешному бизнесу.

Мильнер инвестировал в WhatsApp уже после продажи мессенджера Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — как ему это удалось

Юрий Мильнер: Это довольно интересная история. Мы пытались договориться с Яном Кумом, тоже выдающимся деятелем на поприще интернета, на протяжении многих лет. Но всякий раз нам не удавалось это сделать, просто потому что они не привлекали сколь-либо крупного финансирования вообще ни от кого.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Доход с разумным риском Доход с разумным риском

Специалисты советуют инвесторам-физлицам повышать уровень финансовой грамотности

РБК
Детокс на дому Детокс на дому

Что необходимо для хорошего самочувствия ранней весной?

Здоровье
Переменные величины Переменные величины

Как заработали состояние богатейшие селфмейдмены мира?

РБК
Экстремальные нагрузки вызвали появление аморфных фаз в высокоэнтропийном сплаве Экстремальные нагрузки вызвали появление аморфных фаз в высокоэнтропийном сплаве

Физики нашли аморфные зоны в кристаллической структуре металла под нагрузкой

N+1
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Что наблюдать на небе в феврале: «весенние» галактики и Веста во Льве Что наблюдать на небе в феврале: «весенние» галактики и Веста во Льве

В феврале уже пора наблюдать «весенние» галактики

N+1
По кусочку По кусочку

Есть ли какое-то объяснение привычки кусочничества?

Худеем правильно
Насекомые — пища на все времена Насекомые — пища на все времена

Поедание насекомых стимулировало трудовую деятельность наших предков

Наука и жизнь
Лучи поддержки Лучи поддержки

Зачем над растениями вешают фиолетовые лампы

N+1
Трещина в мироздании: правдивая история путешествия тибетского ламы в Страну Бессмертия Трещина в мироздании: правдивая история путешествия тибетского ламы в Страну Бессмертия

История жизни Тулшука Лингпы, который отправился на поиски страны бессмертия

Forbes
Путь Дзэн Путь Дзэн

Истоки, принципы, практика

kiozk originals
58 лет вместе: роман Андрея Мягкова и Анастасии Вознесенской длиною в жизнь 58 лет вместе: роман Андрея Мягкова и Анастасии Вознесенской длиною в жизнь

Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская доказали, что любовь живет всю жизнь

Cosmopolitan
10 самых быстрых бюджетных машин в России. Список 10 самых быстрых бюджетных машин в России. Список

Что делать, если бюджет на покупку нового автомобиля ограничен?

РБК
Можно ли вылечить насморк быстро? 7 советов оториноларинголога Можно ли вылечить насморк быстро? 7 советов оториноларинголога

Как избавиться от насморка и при этом не навредить себе

РБК
Аня, два ее мужа и один котенок Аня, два ее мужа и один котенок

За очередным поворотом судьбы может оказаться то, что давно перестала искать

Psychologies
4 показателя фитнес-браслетов, на которые действительно стоит обращать внимание (их назвали тренеры) 4 показателя фитнес-браслетов, на которые действительно стоит обращать внимание (их назвали тренеры)

Наиболее важные метрики фитнес-браслетов

Playboy
История одной катастрофы: Павел Табаков и Михаил Ефремов в сериале «Полет» История одной катастрофы: Павел Табаков и Михаил Ефремов в сериале «Полет»

«Полет» — сериал о внутренней катастрофе и кризисе

Forbes
8 самых знаменитых археологических памятников России 8 самых знаменитых археологических памятников России

Известные археологические памятники России

Популярная механика
Наследственные признаки Наследственные признаки

Дизайнеры отвечают на вопрос: цитировать отцов-основателей или создавать свое?

Vogue
Нити цивилизации: от лоскутного одеяла до умной ткани Нити цивилизации: от лоскутного одеяла до умной ткани

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
Тут Русью пахнет Тут Русью пахнет

Отечественные дизайнеры все чаще находят источник вдохновения на родной почве

Vogue
Отрывок из книги Дэвида Дарлинга и Агниджо Банерджи «Эта странная математика» Отрывок из книги Дэвида Дарлинга и Агниджо Банерджи «Эта странная математика»

Парадокс и его магия

СНОБ
Песнь льда и пломбира Песнь льда и пломбира

Лиза Туктамышева – просто красивая девушка, которая любит мороженое!

Maxim
Северный «биток»: как устроен бизнес первого в российской Арктике майнинг-отеля Северный «биток»: как устроен бизнес первого в российской Арктике майнинг-отеля

Как устроена первая криптоферма в российской Арктике?

Forbes
Четыре устрашающие находки археологов Четыре устрашающие находки археологов

Археология — по-настоящему жуткая наука

Maxim
Свиней научили управлять курсором при помощи джойстика Свиней научили управлять курсором при помощи джойстика

Ученые научили свиней управлять курсором

N+1
Диссидентское возражение эпохе Путина. Зачем сняли фильм про Алексея Кудрина Диссидентское возражение эпохе Путина. Зачем сняли фильм про Алексея Кудрина

фильм про Алексея Кудрина

СНОБ
Какое количество шоколада может убить человека Какое количество шоколада может убить человека

Что будет, если съесть сразу несколько килограмм шоколада?

Популярная механика
«Мы разведемся»: Кирилл Кяро чуть не потерял жену из-за карантина «Мы разведемся»: Кирилл Кяро чуть не потерял жену из-за карантина

Кирилл Кяро признался, что самоизоляция едва не разрушила его отношения

Cosmopolitan
«А вы думали, Земфира — не человек?»: почему новый альбом певицы «Борделайн» не звучит как открытие «А вы думали, Земфира — не человек?»: почему новый альбом певицы «Борделайн» не звучит как открытие

Почему Земфира не оправдала ожидания многих

Forbes
Открыть в приложении