Максим Егоров — о новой стратегии в ЖКХ

ЭкспертОбщество

«Понять, что лежит под землей»

Замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Максим Егоров — о новой стратегии в ЖКХ, инструментах ее реализации, проблемах статистики и, конечно, о тарифах

Евгений Огородников

Заместитель министра строительства и ЖКХ Максим Егоров. Фото ТАСС

Новый состав Министерства строительства и ЖКХ РФ во главе с Владимиром Якушевым призван раскрыть потенциал одной из самых сложных и одновременно самых значимых отраслей российской экономики. Несмотря на очевидную необходимость инвестиций в новые котлы, трубы, приборы учета, массовых вложений в отрасль пока не видно. Предыдущий состав Минстроя подготовил и внедрил огромный пласт законодательства, в частности такой инструмент государственно-частного партнерства, как концессии. Хотя они заработали не везде, через этот инструмент в отрасль все же запланированы инвестиции в размере почти 325 млрд рублей (таков номинальный объем заключенных концессий на текущий момент).

Привлечение инвестиций было решено начать с фундамента — с формирования новой стратегии. Однако для этого нужно понимать, в каком состоянии сейчас находится отрасль, и уже на этой стадии возникли проблемы. Реального состояния ЖКХ в России не знает никто.

«Эксперт» поговорил с заместителем министра строительства и ЖКХ РФ Максимом Егоровым, отвечающим за разработку новой стратегии, о том, что это будет за документ и что делать с тарифами и убытками региональных компаний в отрасли.

— Минстрой начал формировать стратегию отрасли ЖКХ. Зачем?

— Мы действительно формируем стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства. Это важнейшая отрасль, которая обеспечивает нашу с вами жизнедеятельность. Мы с утра встаем, идем включаем воду, перед сном умываемся. Отопление тоже каждый день должно быть, ну и электричество, хотя за эту отрасль отвечает другое ведомство. Это все то, что обеспечивает комфортные условия жизни.

Документ будет обсуждаться широким кругом экспертного сообщества: мы будем привлекать к работе над ним не только производителей ресурсов и поставщиков, но и управляющие организации, представителей субъектов федерации, различные общественные организации: «Общероссийский народный фронт», Общественную палату, Российский союз промышленников и предпринимателей.

— Какие основные направления будут выделены в стратегии?

— Прежде всего, одна из ключевых задач стратегии — оценка технического состояния отрасли. Для того чтобы сформировать грамотную стратегию, мы должны ответить на простой вопрос: что у нас происходит с ЖКХ и где мы находимся? Во-вторых, большой блок будет посвящен техническому регулированию. Это отдельное направление, которое мы будем формировать с коллегами из Росстандарта. В-третьих, в стратегии будет блок, посвященный такому важному показателю, как обучение в отрасли. В-четвертых, мы особенно выделим инвестиционное направление: куда надо двигаться и какие мероприятия проводить, чтобы привлечь инвестиции в отрасль. Пятое направление — формирование комфортной городской среды. И шестое — управление многоквартирными жилыми домами.

— Как человек, по долгу службы работающий с данными статистики, могу сказать, что они не очень соответствуют реалиям отрасли ЖКХ. Например, берешь статистику по Новокузнецку: там зимой из всех коллекторов пар идет, а по статистике показатели потерь не многим хуже, чем в Европе. Другой пример — масса бесхозных сетей в каждом городе. Износ фондов, кажется, просто некому посчитать.

— Здесь надо очень осторожно подходить к вопросу и проводить масштабную ревизию. Мы поставили себе задачу наладить сбор отчетности, которая поступает от регионов в адрес Минстроя и Росстата. Зачастую мы встречаем необъяснимые цифры, в которых нет никакой логики. Например, у нас во внутренней статистике есть «форма 1-ЖКХ (зима)», и там есть показатель «Ветхие сети, всего» и «Замена ветхих сетей». Я нашел несколько регионов, которые из года в год ставят одну и ту же цифру: количество ветхих сетей — «икс», замена ветхих сетей — «икс». То есть они каждый год меняют эти ветхие сети, но они все еще ветхие. Понятно, что такого быть не может, и с этим надо разбираться. Если мы не будем знать реальных данных, мы никаких инвестиций не привлечем и никакие новые механизмы не помогут.

— Как выстроить правильный сбор информации?

— Самый действенный механизм — деньги. Если мы будем меньше денег давать на ту же «городскую среду» тем муниципалитетам, где искажают данные статистики или вовсе не предоставляют их, — это будет самый действенный механизм. Это лишь пример, но смысл передает: плохо отчитываешься — меньше денег получаешь.

— Как гарантировать долгосрочные правила игры, если у нас отрасль регулируется многоголовой гидрой: Минстрой говорит одно, ФАС — другое. Есть еще Минэнерго, Минэкономразвития, Ростехнадзор, региональные власти…

— Об этом уже говорил наш министр Владимир Якушев: функцию роста тарифов надо отдать на уровень субъектов. Пусть местные власти сами выстраивают диалог с гражданами и объясняют, почему у них растет цена на ресурсы. В тарифе, возможно, должна быть какая-то отдельная инвестиционная надбавка, которую регион сам берет на себя.

Наше законодательство позволяет в случае применения концессии или тарифа альткотельной (тарификация, устанавливающая предельную цену на тепло для жителей конкретных муниципалитетов. — «Эксперт») поднимать тариф выше предельного индекса цен. Возможно, такую опцию надо давать вообще на все инвестиции, вне зависимости от формы, которую выбрал инвестор. Если инвестор есть, инвестпрограмма действительно выполняется и региону она нужна, то руководитель региона должен сам с гражданами организовать работу, чтобы объяснить ситуацию: «Если сейчас мы не привлечем инвестиции — у нас будут аварии. Вы хотите жить по-старому, низкие тарифы и аварии? Давайте так жить. Если вы хотите жить по-другому, нужно вкладывать деньги». Это я говорю про крупные города. Что касается мелких, то я считаю, что ситуацию там может исправить только прямая поддержка из федерального бюджета.

— Все так плохо?

— По некоторым котельным доля топливной составляющей — 99 процентов тарифа.

— Там даже амортизации нет? Хотя какая амортизация!

— Либо там все такое старое, что там ничего нет и один землекоп кидает уголь в топку или открывает мазут. Это о чем-то говорит?

Говорит. Ну это вопрос как раз к региональной власти — как они устанавливают тариф.

— Да, вероятно местная энергетическая комиссия утверждает топливо как статью, которая точно нужна, без топлива топить будет нечем, и этим ограничивается. Конечно, есть вопросы, как поставлять топливо, по какой цене, — это вопросы к регионам. Но могу сказать, что этой зимой у нас была ситуация, когда уголь и мазут в цене выросли, и в один субъект Российской Федерации мы чуть ли не в ручном режиме топливо поставляли. У меня каждое утро была справка, на сколько часов запасов в топлива осталось в двух региональных котельных, находящихся, кстати, не так далеко от Москвы.

— Отчего возникают такие проблемы?

Во-первых, регионы сами не знают, что им нужно по факту. Это вопрос сбора данных. Во-вторых, не знают, где купить топливо по нормальной цене и чтобы оно точно было доставлено; кому отдать управление над котельными и так далее. Это комплекс проблем. У нас, к сожалению, в стране нет управленческих команд на местах, и в ЖКХ их негде взять. Да и кто пойдет в муниципалитеты с инвестициями, если никто не знает, что там фактически происходит?

— Только госбюджет.

— Мы сейчас рассматриваем в рамках федерального проекта «Чистая вода» региональные проекты. И часто вынуждены говорить региональным чиновникам: «Ребята, вы проект, который приносите сюда и просите под него федеральные деньги, сами-то видели? Вы что, хотите потратить деньги, чтобы их потратить? Какое техническое решение из вашего проекта выходит? Какое качество воды вы хотите получить? Где эффект?» Увы, часто ответить на это ничего не могут.

Это системная проблема. Надо повышать уровень квалификации, и мы стараемся и по этому направлению работать с регионами.

Очистить Волгу

— На Сочинском форуме премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение проработать вопрос замены и модернизации инфраструктуры с износом более 60 процентов. Но для этого ведь надо провести инвентаризацию объектов?

— В основном мы видим износ на бумаге — не реальный, а бухгалтерский. Когда у нас не было инвестиционной составляющей в тарифах, во всех водоканалах за счет денег, которые водоканал получал на свою операционную деятельность, меняли трубы, но не ставили их на баланс. После аудита может оказаться, что износ трубы не 70 процентов, а меньше, так как там новая труба уже лежит. А по бумагам она старая. Поэтому действительно надо проводить инвентаризацию всего водного хозяйства —надо понять, что лежит под землей.

— Это касается не только водного хозяйства, но и тепла?

— Конечно, но в тепле немного проще. Я считаю, что уровень тарифов по теплу в целом адекватнее, чем по воде. Вода всегда была замыкающей. Тариф там формировался по остаточному принципу, и получилось, что тариф для водоснабжения, водоотведения занижен и не отражает реальные потребности отрасли.

Особенно остра эта проблема в малых городах?

— Да, в некоторых малых городах вообще нет системы водопровода, либо тарифы символические. И тут есть конфликт: если сейчас установить экономически обоснованный тариф, то, скорее всего, население малых городов не сможет платить за такую дорогую воду. Здесь надо что-то придумать.

Вопросы о тарифообразовании — это компетенция не Минстроя, а Минэкономики и Федеральной антимонопольной службы. Возможно, стоит уходить от социальных тарифов и делать отдельную социальную помощь малообеспеченным гражданам. Но делать это очень аккуратно, внимательно.

— Вроде регионы и так по мере возможности дотируют население. Что может предложить Минстрой?

— В сфере водоснабжения тяжелое состояние. Но у нас есть национальный проект «Экология», в нем федеральный проект «Чистая вода», за который отвечают Минстрой и Роспотребнадзор. Есть показатели, к которым мы должны прийти: обеспечить 90,8 процента населения качественной водой. На это заложены большие федеральные деньги — 147 миллиардов рублей на пять лет. Программу мы выполняем в 83 субъектах федерации, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

Поэтому сейчас Минстрой проводит полную инвентаризацию водного хозяйства, и до 1 октября 2019 года мы должны утвердить региональные программы по этому проекту. На основании региональных программ будем проводить финансирование объектов.

— Не мало 147 миллиардов рублей на 83 субъекта?

— Давайте мы сначала попробуем использовать эффективно то, что есть, а потом будем говорить, мало или нет. Сейчас существует проблема — низкое качество подготовки регионами проектно-сметной документации, поэтому у нас есть договоренность с Роспотребнадзором, что каждый проект будет проходить отдельную госпроверку. Чтобы показать, что этот конкретный проект действительно позволит повысить качество воды. Но мы говорим только о воде, которую мы доводим до дома. Я не говорю о качестве воды во внутридомовом оборудовании. За эти системы должны отвечать собственники, то есть сами граждане.

— Мало воду доставить, ее еще нужно отвести и очистить.

— Водоотведение не менее важная задача, но, к сожалению, на всю страну деньги пока не выделены. Мы являемся исполнителями по федеральному проекту «Оздоровление реки Волги» и в рамках этого направления планируем запустить строительство очистных сооружений в 14 субъектах федерации, по которым течет Волга. Из федерального бюджета на это будет направлено 85,6 миллиарда рублей. Основная задача — в три раза снизить объем сброса загрязненных сточных вод. Сейчас в реку сбрасывается три миллиона кубометров, нам надо снизить до одного.

Но одними из самых серьезных загрязнителей Волги, как это ни странно, являются Москва и Московская область. Эти субъекты сбрасывают практически треть грязных вод в бассейн Волги. Но, к сожалению, пока нацпроект охватывает только 16 субъектов. Поэтому мы ведем диалог с Минприроды о включении в нацпроект всего бассейна Волги. Кроме того, руководители регионов Северного Кавказа вышли с инициативой оздоровить Терек, так как на Северном Кавказе вообще практически нет канализации.

Внедрить альткотельную

— Минэнерго долго разрабатывало пакет поправок в закон о теплоснабжении. Их квинтэссенция — так называемый тариф альткотельной, который обещал революцию в инвестициях в теплоснабжение. На текущий момент лишь один не самый крупный город Рубцовск акцептовал этот закон. В чем проблема?

— Я уверен, что мы вместе с коллегами из Минэнерго сдвинем это с мертвой точки. Мы понимаем, как это сделать. Механизм альтернативной котельной надо развивать, и наше министерство в этом направлении будет работать. Мы сейчас уже с крупными производителями тепла и с муниципалитетами ведем работу в части запуска альтернативной котельной в крупных городах. Мы это направление рассматриваем предметно и точечно — механизмы, модели, как это все докрутить. Альткотельную надо запускать, хотя бы в пяти-шести городах. А потом он пойдет, сам раскроется.

— А в чем сейчас проблема?

— К сожалению, в законодательстве по алькотельной нет четкого закрепления инвестиционных обязательств. В итоге мы говорим: «Коллеги, давайте тогда выходить на соглашение, где будут обязательства сторон прописаны».

Тот же Рубцовск — это отложенные инвестиции. Это инвестиции, которые были сделаны ранее, и теперь инвестор ищет способ окупить их.

— Вроде же регионы и компании принимают схему теплоснабжения, где прописаны все инвестиции?

Есть возможности от этого уклониться. У регионов именно в этом опасения: «Мы пойдем на повышение уровня стоимости тепла, но не получим инвестиций». Цены вырастут, а трубы останутся те же самые. Это важный вопрос всей реформы, который сейчас нужно решить. Плюс некоторые регионы не хотят перехода на альткотельную, потому что понимают, что у них забирают бизнес.

— «Мэрские» котельные — старая проблема.

— Не могу согласиться с таким термином. Но действительно, некоторые регионы ведут себя, как собака на сене: «Пускай все рушится, но я никому ничего не отдам». Поэтому мы и хотим с новыми губернаторами и их командами, которые пришли в регионы, обкатать механизм альткотельной. Нужно с этой тяжелой отраслью что-то делать. Но во многих городах страны, даже в миллионниках, тарифы низкие. Денег хватает на топливо, зарплату и на «поддержание штанов». О каких-то инвестициях говорить не приходится. В то время как накоплена масса проблем технологического характера, общей усталости системы, и точечными инвестициями кардинально ситуацию не изменить.

— Возьмем такую форму привлечения инвестиций в отрасль, как концессии. Оправдал ли себя этот инструмент?

— В тех субъектах, где тариф был хороший, концессия, заработала. В других, мы считаем, она не заработала в том должном виде, в котором могла заработать. Поэтому концессия — лишь один из инструментов привлечения инвестиций.

Расселить и отремонтировать

— Несмотря на все проблемы региональных управленческих команд, один из сложнейших проектов — расселение ветхого и аварийного жилья — успешно закончен.

— Нет, еще не до конца. Несколько субъектов его не выполнили, но подавляющее большинство все-таки программу 2013–2017 годов завершили. Сейчас действие Фонда ЖКХ продлили до 2026 года, и будет запущена программа расселения аварийного жилья, признанного таковым на начало 2017 года. Пока программу запустили по старым механизмам, но до 20 июля доработаем новые механизмы, предложим участникам процесса различные варианты, как выполнить расселение.

— Что за новые механизмы вы планируете запустить?

— Мы будем вводить понятие «ветхий жилой фонд». Чтобы выявлять те дома, где можно отремонтировать отдельные конструктивные элементы, и дом будет еще долго жить. А не переводить его в аварийный фонд и сносить. Под эту программу будет отдельная подпрограмма капитальных ремонтов, она будет годовая — на каждый год, а не на тридцать лет, как сейчас.

— Финансироваться тоже будет из фондов капремонта?

— Да, но хотелось бы отметить, что те дома, которые уже признаны аварийными, мы снесем и расселим. Вернуть аварийный дом в состояние ветхого жилья не получится.

В ходе новой программы мы до 2024 года включительно расселим весь аварийный фонд, признанный таковым на 1 января 2017 года. Это порядка 10,2 миллиона квадратных метров жилья.

— Как, по вашей оценке, идет программа капитального ремонта?

— В среднем по стране у нас сейчас собираемость в фонды капремонта 95 процентов, это самый высокий показатель за все годы реализации программы. Однако есть проблема, как повысить финансовую устойчивость программы. У нас есть ряд субъектов федерации, в которых она идет тяжело. Регионы перегружают программу капитального ремонта излишними мероприятиями. С этими регионами будем садиться и прописывать пошагово, что делать. Когда у нас в некоторых городах за счет капитального ремонта фасады домов превращаются в иной, я здесь очень аккуратно скажу, архитектурный стиль — это неправильно.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без углеродного следа Без углеродного следа

Виктор Манн — о модернизации алюминиевой промышленности России

Эксперт
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
3 запроса о здоровом образе жизни 3 запроса о здоровом образе жизни

Что мешает нам поддерживать здоровый образ жизни?

Здоровье
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Поговорим о наших деньгах Поговорим о наших деньгах

Что представляют собой деньги и почему эта тема так болезненна?

Psychologies
Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения

Почему сброшенные килограммы часто возвращаются?

ТехИнсайдер
Пространство свободы Пространство свободы

Этот лаконичный дизайн стал воплощением идеи об интерьере как месте отдыха

SALON-Interior
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
15 советов, которые помогут получить повышение 15 советов, которые помогут получить повышение

Как выделиться на фоне коллег и стать по-настоящему ценным сотрудником?

Psychologies
Чувство дома Чувство дома

Места, где связь с прошлым ощущается особенно сильно

Grazia
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Открыть в приложении