Поле цифровых возможностей
Цель разработки и внедрения цифровых сервисов в АПК — радикальное повышение эффективности работы сельхозпредприятий. Однако пока не все компании к этому готовы.

Более 500 млрд рублей дополнительной прибыли в ближайшие пять лет, по расчетам Россельхозбанка, должно принести компаниям АПК использование цифровых технологий — тема цифровизации докатилась до самых консервативных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство. Двигателем этого процесса в отрасли являются разработчики всевозможных платформ и сервисов и российское правительство, поставившее цифровизацию во всех отраслях на пьедестал экономического роста.
Однако у цифровизации сельского хозяйства впереди еще длинная дорога — только пять процентов отечественных игроков отрасли используют современные цифровые технологии. В основном это крупные агрохолдинги — «Русагро», «Белая дача» и др. Цифровизация, которая включает в себя целый набор возможностей — от банальной автоматизации производства до использования искусственного интеллекта, — не масштабируется по разным причинам. Одни говорят, что на данном этапе она не нужна из-за неопределенной экономической ситуации в стране, другие не видят в ней целесообразности из-за дороговизны внедрения электронных технологий, у кого-то сложился такой управленческий опыт, что они не доверяют всем цифровым инструментам. Однако если крупные игроки рынка, активно внедряющие новые технологии, покажут благодаря этому серьезный рост эффективности, у других не останется выбора: условия выживания на рынке существенно ужесточатся.
Сегодня все крупные современные предприятия уже имеют высокую степень автоматизации процессов. Но всем крайне не хватает сервисов, которые позволили бы им повышать эффективность производства и решать логистические задачи. Кроме того, в информационном плане видна гигантская разобщенность отрасли: практически нет базы данных, которая давала бы цельную картину по отрасли, начиная с достоверного прогноза погоды и размежевания земель и заканчивая поиском покупателей за рубежом. На решение этой задачи не так давно замахнулся Минсельхоз, где приступили к формированию национальной цифровой платформы в сельском хозяйстве. Новый проект призван оптимизировать производственные процессы сельхозпроизводителей, замкнув на себе все предыдущие этапы автоматизации и информатизации АПК. И если на данном этапе отечественный рынок цифровых технологий в АПК оценивается в 360 млрд рублей, то к 2026 году, по прогнозам Минсельхоза, он должен вырасти в пять раз. Предполагается, что благодаря использованию цифровых сервисов на одной площадке производители смогут в разы увеличить урожайность, улучшить качественные характеристики продукции и сократить производственные затраты. За счет инновационных технологий в переработке и логистике можно будет сэкономить на горючем, упаковке, хранении и транспортировке продукции.
Созвездие сервисов
Фундаментом новой мегаплатформы в АПК будут служить цифровые данные, которые, по замыслу министерства, им должны будут предоставлять компании, собирающие эти данные с помощью своих информационных систем. «Сегодня идет первая очередь реализации проекта цифровизации АПК. Прежде всего это создание личного кабинета для сельхозпроизводителя, в рамках которого будут оцифрованы меры господдержки. Параллельно формируется единое окно — система, которая дает ответы на вопросы, что происходит в отрасли, откуда и какие данные поступают в Минсельхоз. Второе направление — формирование единой системы о землях сельхозназначения, сбор и верификация отраслевых данных», — рассказывает руководитель проекта по цифровизации АПК Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ Сергей Косогор. В госпрограмме, по его словам, большое значение будет также уделено совершенствованию систем прослеживаемости сельхозпродукции, повышению качества контрольно-надзорной деятельности и мониторинга и исключению из цепочек поставок посредников, в результате чего сельхозпроизводители смогут взаимодействовать с клиентами напрямую и больше зарабатывать.
Однако пока не все аграрии представляют себе, о чем идет речь, когда говорят о цифровизации в сельском хозяйстве. «Многие мечтают о какой-то суперплатформе: нажал на кнопку — и все само проанализировалось, сделалось. Но это больше похоже на футуристические сюжеты книг братьев Стругацких, что к реалиям производственников не имеет отношения. На мой взгляд, цифровая платформа АПК не волшебная зеленая кнопка, не суперпрограмма, а созвездие маленьких программ, которые отработали и доказали свою эффективность», — говорит генеральный директор компании «Белая дача фарминг» Артем Беляев.
Задача цифровой платформы в АПК, по мнению производителей, — связывать сервисы друг с другом, чтобы не повторять данные и не множить ошибки в производственных операциях, как это происходит сейчас. «Существующие программы в агросекторе в основном сосредоточены на решении какой-либо одной проблемы — например, система контроля транспорта или система контроля земель. Сложности заключается в том, чтобы грамотно свести их между собой. В компаниях так и говорят: неплохо бы добавить на новую платформу инвентаризацию, а еще агрохимобследование, а еще получить комментарий специалиста, который поможет все это оценить и использовать данные максимально рационально», — объясняет директор направления отраслевых проектов «Ростелекома»