30 лет покушению на Михаила Горбачева
Как советский слесарь невзлюбил генерального секретаря.
7 ноября 1990 года. Россия, Москва, Красная площадь. По старинному советскому обычаю, каждый год в эту дату там проходила демонстрация по случаю очередной годовщины Октябрьской революции. Не был исключением и тот день. Кстати, та демонстрация в честь революционного 73-летия стала последней.
Михаил Горбачев, как президент СССР и генеральный секретарь ЦК КПСС. стоял на трибуне Мавзолея Ленина, приветствуя марширующих трудящихся.
В 11.09 человек из проходившей мимо колонны (потом выяснится, что до трибуны оставалось 47 метров) вдруг вынул из-под полы пальто ружье и выстрелил в Горбачева. Целил он в голову.
Покушенца звали Александр Шмонов. Родился он в 1962 году в семье бывшего начальника УВД города Колпино Ленинградской области. Рос, учился, женился, на момент покушения работал слесарем-вентиляционщиком «Ижорского завода», обитал с женой и дочкой в рабочей общаге все в том же Колпине.
Судя по имеющимся данным, недовольство новой постперестроечной властью копилось, зрело и разрасталось в Шмонове какое-то время. За год до случившегося он смастерил плакат с надписью «Прямые всенародные выборы главы государства на альтернативной основе!» и вышел с ним на местную ноябрьскую демонстрацию.
А в марте 1990-го отправил в Политбюро ЦК КПСС письма ультимативного характера, требуя референдума по ряду вопросов — всенародные прямые выборы президента, многопартийность, рыночная экономика, «вольнонаемная армия». В противном случае заявлял: Горбачев и председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов будут убиты за «злодеяния». В первом письме он поставил срок выполнения его требования до 1 марта 1991 года, во втором — уже к 1 сентября 1990-го.