Почему взрослым непросто учиться: плюсы и минусы образовательных подходов
Сегодня мы не перестаем учиться, окончив университет: все чаще зрелые люди покупают онлайн-курсы, повышают квалификацию, осваивают новые профессии. Однако не у всех и не всегда получается дойти до конца учебной программы. Причина редко связана с ленью, отсутствием мотивации или времени — зачастую дело в неподходящем методе обучения.
Найти интересные онлайн-курсы несложно — в интернете множество предложений. Можно научиться обработке фотографий или дизайну интерьеров, освоить иностранный язык или понять, как построить эффективную воронку продаж. Однако согласно независимому исследованию, до конца обучения доходят студенты только 20% онлайн-школ.
Тем не менее учащимся не стоит обвинять себя в лени: чаще всего им просто не подходит план обучения и манера преподавания. Вместе с поведенческим психологом Алиной Редько разбираемся, в чем плюсы и минусы разных образовательных подходов и существует ли универсальный эффективный метод для обучения взрослых.
Традиционный метод
Этот подход знаком каждому с детства по школьным или университетским занятиям: учитель-ментор руководит, а ученики слушают и заучивают. Его основоположниками принято считать «отца педагогики» Яна Коменского и немецкого философа, психолога и педагога Иоганна Гербарта.
Сам же термин «традиционное обучение» вошел в обиход только в XX веке. Учеников обычно объединяют в группы примерно одного уровня подготовки. Иногда обучение ведется с преподавателем один на один, но это больше касается репетиторства или получения дополнительных навыков.
Плюсы и минусы
«Такой подход хорош для тех, кто привык все делать идеально и любит, когда соблюдаются правила, — отмечает Алина Редько. — Иначе человек не будет чувствовать себя в безопасности. Минус подхода в том, что преподаватели концентрируют внимание учеников на ошибках и снижают за них оценки. Однако метод обучения через положительное подкрепление не менее эффективен».
Проектный подход
Проектный метод предложил американский философ и педагог Джон Дьюи в начале XX века. Цель подхода — вызвать личный интерес студента к изучаемой теме. Для этого преподаватель ставит перед учеником реальную проблему из жизни, а тот ищет способы ее решения, применяя знания, полученные на занятиях до этого.