Полярная трасса разогрелась в кабинетах

Схватка ведомств за первенство в проекте развития Арктики завершена

ЭкспертБизнес

Полярная трасса разогрелась в кабинетах

Схватка ведомств и госструктур за первенство в проекте развития Арктики и Северного морского пути вчерне завершена. Стратегические документы, формирующие образ макрорегиона, почти готовы. Тем временем частные компании начинают все активнее насыщать это развитие реальным содержанием

Анна Горохова

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП) в прошлом году увеличились в полтора раза — до 31,5 млн тонн. Более 60% объемов перевозок обеспечили отгрузки сжиженного природного газа и газового конденсата с завода «Ямал СПГ» компании «НоваТЭК» и ее зарубежных партнеров. Сегодня «НоваТЭК» организует строительство четвертой линии «Ямал СПГ» и запускает еще более масштабный проект «Арктик СПГ — 2» на Гыданском полуострове. Но планы России в отношении СМП в проектах законов и стратегий не сводятся к перевозкам сжиженных углеводородов, они гораздо масштабнее. Что нужно для реального развития артерии российской Арктики и помогут ли процессу правительственные документы и решения чиновников?

Копилка грузов

В послании Федеральному собранию в 2018 году президент России Владимир Путин обозначил цель превратить Северный морской путь в «глобальную, конкурентную транзитную артерию». В майском указе того же года была поставлена задача к 2024 году увеличить грузопоток СМП до 80 млн тонн.

На сегодняшний день высокой вероятностью обладают только прогнозы по проектам, которые уже действуют или находятся на стадии реализации, — это 52 млн тонн грузов. Оставшиеся 28 млн тонн — сумма «обещаний» добывающих компаний, начавших геологоразведку. Транзитный поток международных грузов по северной артерии составляет сегодня скромные 697 тыс. тонн — это чуть больше 2% суммарного грузопотока СМП. На обозримую перспективу какой-то взрывной рост в этой части прогнозировать сложно, специалисты рассматривают его скорее как вероятный бонус по мере развития инфраструктуры СМП.

Объем перевозок через Суэцкий канал ежегодно растет и уже преодолел планку один миллиард тонн грузов в год — это в тридцать с лишним раз больше, чем у СМП сегодня. Иностранные перевозчики пока видят в Севморпути больше минусов, чем плюсов. Да, в ряде случаев маршрут через Север может сэкономить до двух недель пути. Но в логистике контейнерных перевозок важнее не скорость, а соблюдение сроков. Погодные условия Арктики слишком непредсказуемы, чтобы гарантировать дату прибытия груза из пункта А в пункт Б, поэтому перевозчик должен быть готов получить штраф за просрочку. К тому же заказчик в ожидании поставки желает знать, где в конкретный момент находится судно. Сегодня оснащение СМП не позволяет сообщать эту информацию регулярно.

При проходе через Суэцкий канал перевозчики тратят большие средства на страховку и охрану судов от пиратских нападений. В Северном Ледовитом океане пиратов не встретишь, однако нынешнее состояние портов СМП и различных систем обеспечения тоже становится причиной высоких страховых ставок. Свои нули к итоговой цене добавляет потребность во фрахте ледокола или судна ледового класса — обычный контейнеровоз на СМП не пропустят по соображениям безопасности.

В советский период развитие Арктической морской транспортной системы осуществлялось исключительно для внутреннего пользования. В 1967 году правительство СССР решило открыть трассу для международного судоходства, чтобы заработать на проводке иностранных судов и покрыть таким образом часть расходов на содержание СМП. Однако ни один заморский перевозчик услугами не воспользовался — Севморпуть в те годы был еще менее привлекателен, чем сейчас.

На данный момент в российской Арктике действуют и запланированы к реализации 24 проекта добычи ископаемых, требующих морской транспортировки. Главные игроки — «НоваТЭК», «Газпром», «Норникель», УК «Востокуголь» (входит в группу компаний «Сибантрацит»), корпорация AEON. Свои планы на Арктику имеют Нефтегазхолдинг и «Роснефть», «ЛУКойл», ГДК «Баимская», KAZ Minerals PLC и др.

К 2024 году внести свой вклад в исполнение указа президента успеют не все. На днях Счетная палата РФ опубликовала промежуточные итоги мониторинга нацпроектов, где проанализировала и реалистичность достижения объема перевозок по СМП 80 млн тонн. «Показатели функционирования объектов инфраструктуры могут быть не выполнены в срок», — отмечается в документе. Так, компания «Востокуголь», планирующая добычу угля в Таймырском бассейне, не располагает судами арктического класса для вывоза грузов. Под сомнение Счетной палаты попали и прогнозные показатели Нефтегазхолдинга по перевозке нефти с полуострова Таймыр в объеме 5 млн тонн к 2024 году. Сегодня на месторождениях только начаты геологоразведочные работы, и есть риск, что заявленные цифры не подтвердятся.

В то время как выход на 80 млн тонн в указанный срок остается предметом споров экспертов, государственные стратегии развития арктической транспортной системы считают эту цифру лишь стартовой, «для разгона». В конце 2019 года правительство утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года, который состоит из трех этапов. К концу третьего документ ставит задачу наладить на заполярной морской трассе круглогодичный трафик каботажных и транзитных перевозок по всей ее акватории. Запланировано усиление ледокольного флота, модернизация инфраструктуры для гарантии сроков прохождения непростой трассы.

По планам правительства, при создании необходимых условий все же станет возможна решительная активизация транзитной функции СМП — поставок товаров между рынками Европы и Юго-Восточной Азии, сопряжение сухопутных и морских транспортных путей. Любопытно, что реализация этих планов выходит далеко за пределы современных юридических границ Северного морского пути.

Умножение сущностей

История развития СМП началась в 1930-е годы с формирования центральной гражданской структуры — Главного управления Северного морского пути при Совете народных комиссаров СССР, которое занялось вопросами народнохозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства. Постановление Совнаркома 1936 года определило Севморпуть как акваторию от Баренцева моря до Берингова пролива. Маршрут связывал восточные и западные районы страны, объединяя протяженную морскую трассу правилами безопасности, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения.

С развалом Советского Союза созданную на море и суше заполярную инфраструктуру постигло двадцатилетнее забвение. Объемы грузоперевозок по СМП снизились до полутора-двух миллионов тонн в год. К мысли воссоздать системное управление маршрутом правительство России вернулось только в 2012 году, когда федеральным законом была определена «акватория Севморпути» — участок «старого» СМП от Карских ворот на Западе до мыса Дежнева в Беринговом проливе (см. карту). Источники рассказывают, что западная точка отрезка была выбрана исходя из условий ледовой обстановки: Баренцево море, в отличие от других морей Арктики, не замерзает полностью даже в зимний период, поэтому Северный морской путь в новых российских документах теперь стартует с более холодного Карского моря. К тому же в новых границах акватории СМП стало проще исполнять ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой прибрежные государства имеют право на регулирование судоходства в покрытых льдами районах в пределах двухсотмильной исключительной экономической зоны.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вторая китайская волна Вторая китайская волна

На российском автомобильном рынке — очередная волна наступления китайских марок

Эксперт, ноябрь'19
Правительство цифровизации Правительство цифровизации

Будет ли в госполитике место живому человеку

Русский репортер, январь'20
Ваш партнер (не) обязан быть в курсе всего, что происходит у вас на работе? Ваш партнер (не) обязан быть в курсе всего, что происходит у вас на работе?

Должен ли партнер знать обо всем, что вы делаете в профессиональном плане

Psychologies, январь'20
Полезно. Супер Полезно. Супер

Что такое суперфуды и могут ли они спасти человечество?

GQ, февраль'20
«Я зарабатываю сама»: Елизавета Пескова о доходах от своего инстаграма, учебе во Франции и разоблачениях Навального «Я зарабатываю сама»: Елизавета Пескова о доходах от своего инстаграма, учебе во Франции и разоблачениях Навального

Интервью с дочерью пресс-секретаря президента Елизаветой Песковой

Forbes, январь'20
Короли видео: 8 самых богатых YouTube-блогеров Короли видео: 8 самых богатых YouTube-блогеров

Эти люди сделали свои миллионы на видеоканалах

Cosmopolitan, январь'20
Пернатый спецназ: как альбатросы помогают ловить браконьеров Пернатый спецназ: как альбатросы помогают ловить браконьеров

Птицы оказались идеальными воздушными «шпионами»

National Geographic, январь'20
Что важного сделал для мужской моды Жан-Поль Готье Что важного сделал для мужской моды Жан-Поль Готье

Вспоминаем новаторские решения и творческий путь дизайнера Жан-Поля Готье

GQ, январь'20
Ну что ж ты страшная такая Ну что ж ты страшная такая

В инстаграме как на войне

Tatler, февраль'20
Как брендам работать с поколением Z Как брендам работать с поколением Z

Поколение Z сейчас становится все более активным потребителем

Esquire, январь'20
Что делать, когда у вас нет настроения заняться сексом? Что делать, когда у вас нет настроения заняться сексом?

Заниматься сексом, которого совершенно не хочется – своего рода обман

GQ, январь'20
«Самореализация и свобода — абстрактные понятия из шоу Дудя»: Сергей Шнуров о деньгах, таланте, ЗОЖе и Грете Тунберг «Самореализация и свобода — абстрактные понятия из шоу Дудя»: Сергей Шнуров о деньгах, таланте, ЗОЖе и Грете Тунберг

Большое интервью с лидером группировки «Ленинград»

Forbes, январь'20
Дмитрию Маликову - 50! Любопытные факты о нем, которых ты точно не знала Дмитрию Маликову - 50! Любопытные факты о нем, которых ты точно не знала

Вспоминаем интересные моменты биографии Дмитрия Маликова

Cosmopolitan, январь'20
Зверское противостояние Зверское противостояние

Зоопарки Берлина как зеркало холодной войны

Forbes, февраль'20
Как Клара Карла карала: 10 историй женской мести Как Клара Карла карала: 10 историй женской мести

К прочтению допускаются люди с крепкими нервами и пузырьком успокоительного

Maxim, январь'20
Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...» Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...»

В юности у меня была странная фантазия

Караван историй, февраль'20
Высокое положение Высокое положение

Проект Mountain House дизайнер Асель Баймахан создала с нуля

SALON-Interior, февраль'20
Трагические судьбы известных моделей: жуткие убийства и загадочные исчезновения Трагические судьбы известных моделей: жуткие убийства и загадочные исчезновения

Вспоминаем самые жуткие истории из жизни моделей

Cosmopolitan, январь'20
13 способов помочь жертве домашнего насилия 13 способов помочь жертве домашнего насилия

Как правильно вести себя с жертвой домашнего тирана и чем помочь

Psychologies, январь'20
Почему музыка Эминема безнадежно устарела (и в чем причина — в слушателях или в самом рэпере) Почему музыка Эминема безнадежно устарела (и в чем причина — в слушателях или в самом рэпере)

Почему злость и провокации Эминема больше не работают

Esquire, январь'20
Длинная верхняя одежда: собираем зимний гардероб Длинная верхняя одежда: собираем зимний гардероб

Как и с чем носить длинную верхнюю одежду зимой

Cosmopolitan, январь'20
Лада Дэнс: да, нет, знаю Лада Дэнс: да, нет, знаю

Лада Дэнс всегда сама была продюсером своей жизни

Glamour, январь'20
Кровь застыла в жилах: чем так хорош новый «Дракула» от создателей «Шерлока» Кровь застыла в жилах: чем так хорош новый «Дракула» от создателей «Шерлока»

Вышел главный сериал нового года – экранизация романа Брэма Стокера «Дракула»

Forbes, январь'20
10 крупнейших технологических ошибок в истории 10 крупнейших технологических ошибок в истории

Ошибаются все, но некоторые ошибки приводят к более серьёзным последствиям

Популярная механика, январь'20
Раскрыты причины массовой гибели китов в Калифорнии Раскрыты причины массовой гибели китов в Калифорнии

Волна жары запустила череду изменений, повлиявших на китов

National Geographic, январь'20
Как розовый костюм укрепил свои позиции в мужской моде Как розовый костюм укрепил свои позиции в мужской моде

Звёзды носят розовые костюмы и выглядят в них изумительно

GQ, январь'20
Жирафы Жирафы

Грациозных гигантов все сильнее притесняют в Африке

National Geographic, февраль'20
Почему мужской макияж – это нормально Почему мужской макияж – это нормально

Как Голливуд заставил мужчин краситься и когда мы начнем носить яркую помаду

GQ, январь'20
«Сейчас приходится платить за остатки» «Сейчас приходится платить за остатки»

Филипп Литвиненко — что в обслуживании важно для крупных и средних компаний

Эксперт, январь'20
Как перестать опаздывать: 6 советов Как перестать опаздывать: 6 советов

Пунктуальность должна быть свойственна не только курьерам

Maxim, январь'20