Спасибо, что продержались. Какое наследие оставило правительство Дмитрия Медведева
Правительство Дмитрия Медведева заступило на работу 8 мая 2012 года, а 21 января 2020 года был объявлен новый состав министров. Какое наследие оставил медведевский кабинет своим преемникам в Белом доме?
Кажется, что два ключевых элемента — многофакторную макроэкономическую стабильность и пенсионную реформу — вполне можно отнести к сильным результатам работы правительства. Но у принятых решений есть оборотная сторона, в том числе замедленный рост и весьма слабое увеличение средств в руках бизнеса и населения.
Пенсионная реформа
Начать стоит с самого проблемного и при этом вполне предсказуемого шага. Увеличение пенсионного возраста начиная с 2019 года — давно обсуждавшаяся к тому времени реформа и при этом крайне непопулярная в любой стране, где бы ее ни проводили. Кажется, что она не привела к существенному улучшению потенциала роста экономики, скорее несколько замедлив сокращение рабочей силы из-за старения населения. Зато она купила Пенсионному фонду около 25 лет стабильности: скорее всего, до 2045 года мы не увидим слишком больших сложностей с дефицитом пенсионной системы.
Насколько это необходимый шаг на фоне профицитного бюджета? Все-таки в 2019 году он составил 1,8% ВВП, что завоевало России примерно 15-е место в мире. Но надо понимать, что трансферт в ПФР из федерального бюджета составляет порядка 3% ВВП, то есть полной сбалансированности доходов и расходов ПФР не будет даже после реформы. Пенсии же будут индексироваться чуть выше инфляции, хотя и ненамного. Проблема с дефицитом пенсионных фондов не уникальна для России: это стандартная сложность стареющего мира. Например, в Нидерландах уже вынуждены снижать пенсии.
Хорошо или плохо это для экономики? Нейтрально. Снижение числа лет получения пенсии будет частично компенсироваться вовлечением более взрослых людей в работу, но их зарплаты будут не радикально выше пенсии, а возможность найти что-то после «предпенсионного» возраста в регионах пока не так велика, хотя и кажется, что безработица среди людей 50+ не выше, чем в других возрастах.
Макроэкономическая стабильность
Многие считают, что потенциальный рост российской экономики в 1-2%, к которому мы скатились в 2020 году, недостаточен для выхода на более высокий уровень благосостояния. В числе национальных экономических целей — рост выше среднемировых темпов, то есть порядка 3-4%. Эти задачи, кажется, успешно решает Китай, опять выросший в 2019 году на 6,1%. Да, ВВП на душу населения в России все еще выше, что номинально, что по паритету покупательной способности (ППС). Но такими темпами Китаю до нас еще лет 15, не больше.