В российский прокат выходит фильм режиссера Пон Чжун Хо «Паразиты»

ЭкспертСобытия

Подпольные люди: непреднамеренное насилие

В российский прокат выходит фильм южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо «Паразиты», удостоенный на 72-м Каннском фестивале «Золотой пальмовой ветви»

Вячеслав Суриков

Победа в Каннах стала первой для южнокорейских кинематографистов, но они так долго и так последовательно шли к этой цели, что ее можно расценивать скорее как закономерность, а не как из ряда вон выходящую случайность. Еще в 2004 году фильм Пан Чхан Ука «Олдбой» остановился в шаге от «Золотой пальмовой ветви», получив вместо нее вторую по значимости награду Каннского фестиваля — Гран-при. В нем главный герой проводит пятнадцать лет в частной тюрьме, даже не подозревая о том, по какой причине его туда поместили. В «Паразитах» тоже есть персонаж, обитающий в ограниченном пространстве — в подвале дома из разряда архитектурных шедевров, где живет богатая семья. Но делает он это, подобно герою повести Федора Достоевского «Записки из подполья», добровольно. Тот оставался бы там до самой смерти, если бы не обстоятельства, вынуждающие его покинуть уютное и безопасное убежище. Эти обстоятельства возникают из-за появления в доме других подпольных людей.

Пон Чжун Хо так формулирует концепцию снятого им фильма: «В современном капиталистическом обществе существуют незримые рейтинги и касты. Мы стараемся их не замечать, сквозь пальцы смотрим на классовую иерархию как на пережиток прошлого, но реальность такова, что существуют границы, которые невозможно пересечь. Я думаю, что этот фильм обнажает неизбежные трещины, появляющиеся, когда два класса сталкиваются друг с другом в сегодняшнем все более поляризованном обществе». Корейский режиссер описывает три стратегии поведения подпольных людей. Первая: пытаться заработать на жизнь честным трудом. По версии Пон Чжун Хо, она не срабатывает, поскольку не приносит ни удовлетворения, ни денег. Семья южнокорейских бедняков, проживающих в полуподвальном помещении, начинает с того, что подряжается собирать коробки для пиццы. Мало того что попытка подойти к этому процессу творчески приводит к повышению процента брака, так еще и полученных денег им хватает лишь на то, чтобы восстановить мобильную связь с миром.

«Паразиты» начинаются с сетования главного героя: чужая точка доступа в интернет, которой он до сих пор пользовался, теперь для него закрыта — ее владелец установил новый пароль. Из полуподвала, где вместе с ним живут мать, отец и сестра, он пытается подключиться к вайфаю ближайшего кафе. Пока добирается до туалета, чтобы обнаружить там желанную связь, зритель успевает оценить всю неприглядность нищеты, в которой живет он и его семья. Им то и дело приходится созерцать прохожих, которые справляют нужду перед их глазами. Когда же по улице движутся сотрудники службы по борьбе с насекомыми, часть распыляемых ими отравляющих веществ попадает к ним в квартиру. Пон Чжун Хо таким образом расшифровывает смысл названия картины: перед нами семья из четырех человек, которая выживает, подобно насекомым, за счет других. При этом он не выказывает им никакого сочувствия: назначает полуподвальную квартиру их обителью. Они и не собирались ее покидать. Если бы не обстоятельства.

По воле случая семья бедняков составляет прислугу богатой семьи. Дело находится всем, вот только, чтобы занять рабочие места, их надо сначала освободить, что семья и проделывает с помощью наветов и наговоров, пользуясь доверчивостью нанимателей. Они переходят в другую категорию паразитов: тех, кто оказывает услуги состоятельным людям. Это еще одна описываемая Пон Чжун Хо возможная стратегия выживания подпольных людей: поступить в услужение к людям богатым и ждать, когда те поделятся доступными им благами. Но даже самые щедрые не в состоянии удовлетворить все их потребности, поэтому, как только хозяева покидают свой дом, их место занимают слуги — и ведут себя в чужом доме так, как будто он их собственный. Пока естественная иерархия сохраняется, они добросовестно исполняют свои обязанности, и тогда их хозяев можно расценивать как паразитов — концепция, когда-то ставшая движущей силой русской революции.

При этом представители высшего класса почти безупречны. Они сполна платят прислуге и ведут себя по отношению к ней необычайно деликатно, требуя только то, что предусмотрено контрактом. Тогда как прислуга обманывает их: никто из ее нового, проникшего обманом в дом состава не является тем, за кого себя выдает. И даже скрывают, что они члены одной семьи. Но этот обман скорее вынужденный: с его помощью они пытаются обойти искусственно воздвигнутые в обществе препоны и заработать деньги, в которых так нуждаются. Им удается обмануть своих нанимателей, и они даже начинают планировать новый этап мистификации: пригласить на свадьбу с дочерью богачей, на которую рассчитывает главный герой, в качестве родителей актеров, чтобы не разрушать созданную потребительскую экосистему. Но на этом этапе развития сюжета начинается внутривидовая борьба, приводящая к кровавой развязке.

Пон Чжун Хо настойчиво призывает критиков не пересказывать придуманный им сюжет. Он и в самом деле выстроен в духе лучших корейских фильмов, основное достижение которых как раз непредсказуемость развития событий. В его фильме мы узнаём сюжетные мотивы лучших образцов корейского кинематографа: это и все тот же «Олдбой» Пан Чхан Ука, и «Пустой дом» Ким Ки Дука, и участник прошлогоднего Каннского фестиваля «Пылающий» Ли Чхан-дона — еще одного завсегдатая фестиваля из Кореи. Но если вести речь о третьей стратегии выживания подпольных людей, умолчать, в соответствии с пожеланием режиссера, об основной части «Паразитов» невозможно. Третья стратегия выживания — тот самый подпольный образ жизни, когда человек превращается в «насекомое» и получает от этого удовольствие. «Скажу вам торжественно, что я много раз хотел сделаться насекомым», — поведал в своих записках подпольный человек Достоевского, не желающий покидать убежище. Аналогичным образом ведет себя еще один герой Пон Чжун Хо.

Он прячется в подвале под домом и крадет еду из хозяйского холодильника. До того как в дом проникли чужаки, он удовлетворял свои сексуальные пристрастия со служанкой, знающей о его существовании, и жил припеваючи. Сексуальная активность — важная характеристика «паразитов». Первое, что делает новая прислуга в отсутствие хозяев, — удовлетворяет свой сексуальный голод в новом месте обитания, а уже потом наслаждается едой и выпивкой. Рафинированные представители высшего класса лишены животной сексуальности. Пон Чжун Хо демонстрирует нам сцену: мужчина и женщина неловко пытаются пробудить друг в друге желание обладать и, чувствуя его недостаточность, вспоминают о дешевых трусиках, найденных в машине (одна из уловок семьи «паразитов» в борьбе за выживание). Когда те в первый раз попадают к ним в руки, они демонстрируют отвращение к ним и выбрасывают их, но образ дешевого женского белья не покидает их сознание и актуализируется в момент, когда их охватывает сексуальная страсть.

Единственное, что раздражает хозяина дома, — запах, исходящий от его нового шофера. Он не любит, когда прислуга пересекает границы, и неоднократно говорит об этом. Запах — это то, что как раз границы пересекает, и «паразит» не может его контролировать. Он проявляет недюжинные таланты, но так и не превращается в человека, который по собственной воле исполняет свои обязанности. И когда ситуация вокруг дестабилизируется, выпускает свой гнев наружу. «Хорошие люди хороши в хорошей жизни, в ужасной ситуации они ужасны». Герой Достоевского так описывал это состояние: «Нашего брата подпольного нужно в узде держать. Он хоть и способен молча в подполье сорок лет просидеть, но, уж коль выйдет на свет да прорвется, так уж говорит, говорит, говорит…» В фильме подпольный человек не только говорит, но и убивает, следуя неосознаваемому инстинкту. А потом снова прячется в подполье, где его никто не может найти. Ему остается лишь иллюзия, что когда-нибудь он его покинет и обретет свой долгожданный «хрустальный дворец».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тимур Бекмамбетов: «Я всегда занимался тем, чего не было до меня» Тимур Бекмамбетов: «Я всегда занимался тем, чего не было до меня»

Режиссер, продюсер и изобретатель — о своем новом проекте и новых технологиях

Эксперт
Текстовое сообщество Текстовое сообщество

Тима Радя: поэзия на улице

Weekend
Курс на юго-восток: как переехать в тропическую страну и можно ли там жить долго Курс на юго-восток: как переехать в тропическую страну и можно ли там жить долго

Разбираемся в тонкостях жизни в разных странах Юго-Восточной Азии

Forbes
У тихоходок нашли еще одну суперспособность — их белок может сохранять лекарства без заморозки У тихоходок нашли еще одну суперспособность — их белок может сохранять лекарства без заморозки

У всеми любимого микроскопического существа нашлась еще одна сверхспособность

TechInsider
Интервью Интервью

Али Онгер и Алексей Горский: почему сейчас самое время покупать яхту в Турции

Y Magazine
Инспектор ГИБДД попросил выйти из машины. Как себя вести Инспектор ГИБДД попросил выйти из машины. Как себя вести

Зачем инспектор ГИБДД просит выйти из машины и есть ли у него на это право?

РБК
Мягкая сила Мягкая сила

Выдающаяся оперная прима, покорившая лучшие сцены мира — Хибла Герзмава

OK!
«После первого класса вряд ли захочешь в эконом»: в 2000-х энтузиасты летали через всю страну ради миль, но не теперь «После первого класса вряд ли захочешь в эконом»: в 2000-х энтузиасты летали через всю страну ради миль, но не теперь

Почему программы лояльности авиакомпаний больше не актуальны

VC.RU
Сбой запроса дескриптора USB устройства: что делать? Сбой запроса дескриптора USB устройства: что делать?

Сбой запроса дескриптора USB устройства Код 43. Что это за проблема?

CHIP
Что делать и что делать нельзя, если человек провалился под лёд: советы спасателей Что делать и что делать нельзя, если человек провалился под лёд: советы спасателей

Как вести себя на льду?

VOICE
«Гадание сбылось»: почему так происходит и стоит ли доверять предсказанному «Гадание сбылось»: почему так происходит и стоит ли доверять предсказанному

Действительно ли предсказания и гадания имеют силу?

Psychologies
Укрепление автомобильной брони Укрепление автомобильной брони

Появление на российской дороге китайской марки Tank вызывает живой интерес

Эксперт
Гештальт-терапевт Екатерина Артеменко: Любовь — это вечное путешествие за золотым руном Гештальт-терапевт Екатерина Артеменко: Любовь — это вечное путешествие за золотым руном

Как трансформируется любовь в современном мире?

СНОБ
«Возможно, людям будут платить за то, чтобы они вообще хоть что-нибудь хотели» «Возможно, людям будут платить за то, чтобы они вообще хоть что-нибудь хотели»

Медиахудожник Вадим Эпштейн — о генеративном искусстве и нейросетях

Reminder
Самая крепкая водка в мире Самая крепкая водка в мире

В мире производят немало водок с содержанием спирта более 40 процентов

Maxim
За стеклом За стеклом

7 секретов макияжа для тех, кто носит очки

Лиза
Персона Персона

О кризис-менеджменте, конкурентной борьбе и западных бизнес-стратегиях

Robb Report
Философия аскетизма от Диогена до Стива Джобса: как ограничения делают жизнь лучше Философия аскетизма от Диогена до Стива Джобса: как ограничения делают жизнь лучше

Как ограничения меняют нашу жизнь и помогают разобраться в себе?

Правила жизни
Александр Долгих. Про скорость, концентрацию и количество аварий Александр Долгих. Про скорость, концентрацию и количество аварий

Водить машину не так уж и сложно

4x4 Club
Взяли матушек, сделали круг с молитвами: Андрей Малахов вспомнил о неожиданном звонке Жанны Фриске Взяли матушек, сделали круг с молитвами: Андрей Малахов вспомнил о неожиданном звонке Жанны Фриске

Андрей Малахов поддерживал связь с Жанной Фриске до самой ее смерти

VOICE
Взрослые — это теперь мы. Как не бояться и получать удовольствие Взрослые — это теперь мы. Как не бояться и получать удовольствие

Как меняется жизнь в тот момент, когда понимаешь, что взрослый — это ты сам?

РБК
Мыло на драму Мыло на драму

«Нолли»: бенефис Хелены Бонем Картер

Weekend
Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя

Чем прокрастинация отличается от лени?

Psychologies
«Слишком много шума» «Слишком много шума»

Лев Ландау выделялся глубоким пониманием всех разделов физической науки

Наука
Мы нашли ответ, куда бежит время и как его остановить! Мы нашли ответ, куда бежит время и как его остановить!

Куда бежит время?

TechInsider
Русские красавицы, покорившие сердца голливудских звезд Русские красавицы, покорившие сердца голливудских звезд

Не зря говорят, что в России самые красивые женщины!

VOICE
Ой, мамочки! Ой, мамочки!

Женщины, которые воспитывают нескольких детей и успевают жить полной жизнью

Здоровье
Почему «Всё везде и сразу» победил на Оскаре и стоит ли на него тратить время Почему «Всё везде и сразу» победил на Оскаре и стоит ли на него тратить время

Фантастический феномен, который уничтожил все традиционные оскаровские расклады

Maxim
Танец цвета Танец цвета

Отправной точкой для оформления этой квартиры послужила картина «Танец»

Идеи Вашего Дома
Женское лицо Чечни: фильм «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой показали на Берлинале Женское лицо Чечни: фильм «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой показали на Берлинале

Почему так важен дебют «Клетка ищет птицу» и какими он рисует чеченских женщин

Forbes
Открыть в приложении