Подкастинг вместо бродкастинга
Почему подкасты сейчас так важны
Дарья Данилова, еще будучи студенткой журфака МГУ, интересовалась документальной радиожурналистикой и на каждой из радиостанций, где ей пришлось работать, предлагала сделать документальный проект. Получилось только на «Серебряном дожде», где у нее выходила десятиминутная программа «О том, как звучат люди.» Идея делать подкаст пришла ей в декретном отпуске, который совпал с новой волной общественного интереса к этому формату. Выяснилось, что ее коллега Дарья Полыгаева думает об аналогичном проекте, и они сошлись на том, что будут вместе делать программы о людям, в судьбах которых произошел резкий поворот. Так получился подкаст «Не перебивай», который стал первым нарративным подкастом в России. Вокруг проекта собралась команда из пяти человек, которая помимо авторов включает в себя саунддизайнера и SMM-менеджера, а редактором проекта стал именитый Андрей Аллахвердов. «Не перебивай» стартовал в феврале прошлого года и с тех пор выходит с периодичностью раз в две-три недели.
Каждый эпизод «Не перебивай», собирает аудиторию двадцать — двадцать пять тысяч человек. Это существенно меньше, чем топовые подкасты с аудиторией сто тысяч человек, тем не менее «Не перебивай» вошел в прошлом году в двадцатку Apple Podcasts. В каждом выпуске есть реклама. Авторы подкаста призывают слушателей перечислять посильные суммы через сайт Patreon. «Благодаря этой поддержке мы оплачиваем хостинг и какие-то элементы производства, но оно слишком сложное, чтобы его можно было полностью оправдать этими перечислениями, — признается Дарья Данилова в интервью “Эксперту”. — Проект уже начал зарабатывать, по пока он экономически не оправдывает себя. Мы его делаем, не рассчитывая на вознаграждение, но если бы у нас был инвестор, то проект бы ему дорого обходился. У нас сложный производственный цикл, который не ограничивается записью разговора на диктофоного обходился.» У проекта есть и дополнительные эффекты: свою нынешнюю работу в отделе подкастов в «МБХ-медиа» Дарья Данилова, по ее словам, получила во многом благодаря успеху «Не перебивай».
Успеть за пятнадцать лет
В 2005-м Apple добавила в iTunes раздел с подкастами, и тогда же возник этот термин, который буквально переводится как «вещание для айподов». В этом же году возник портал Russian Podcasting, фронтменом которого стал теле- и радиоведущий Василий Стрельников, выпускавший на нем собственное шоу The Big Podcast. Russian Podcasting позволял отечественным энтузиастам подкастинга и радиостанциям бесплатно загружать звуковые файлы и транслировать их в iTunes в течение десяти лет, а потом загадочно исчез без следа, объявив пользователям портала, что его миссия выполнена. В 2007-м отечественный Фонд независимого радиовещания, наблюдая рост интереса к этому формату, решил создать собственное комьюнити подкастеров и запустил проект PodFM. «Тогда мы получили сигнал из англоязычного мира, — говорит Елена Упорова, возглавлявшая в тот период проект PodFM, — что подкасты пользуются большим спросом не только в США, но и в таких странах, как Австралия, и решили, что в России может возникнуть что-то подобное, но тогда у нас ничего не получилось».
Новый всплеск международного интереса к подкастам связан с феноменом проекта «Сериал», в котором журналистка Сара Кениг повествовала об убийстве кореянки американского происхождения, случившемся в Балтиморе в 1999 году. Эпизоды «Сериала», запущенного в 2017 году, были скачаны в общей сложности не меньше пяти миллионов раз. Под данным сайта Radiotopia.fm, который позиционирует себя как «сеть экстраординарных и ультрасовременных подкастов», уже тогда свыше 57 млн американцев слушали подкасты каждый месяц, а 112 млн делали это хотя бы однажды. При этом рекламные доходы производителей подкастов достигли 119 млн долларов. А в этом году американский рынок подкастов, по оценке Bridge Ratings, может приблизиться к 400 млн долларов. Отечественный рынок подкастов пока никто оценить не решился. Interactive Advertising Bureau считает, что среднемесячная аудитория русскоязычных подкастов — пять миллионов человек, и прогнозирует, что через четыре года она увеличится почти до 27,9 млн.
Битва за подкасты
Помимо рекламодателей еще одним источником дохода будут онлайн-сервисы, которые готовы платить создателям подкастов в зависимости от количества прослушиваний. Пионером этой модели экономических отношений с подкастерами стал сервис аудиокниг Storytel. В отличие от похожего проекта «Литрес: Чтец», который предлагает всем желающим сделать аудиоверсии ограниченного редакторами сервиса набора литературных произведений, Storytel ждет от авторов любые аудиопроизведения, включая их собственные, имея в виду и подкасты тоже. Диана Смирнова, продюсер сервиса аудиокниг Storytel, так комментирует это решение сервиса «Эксперту»: «На определенном этапе развития Storytel мы пришли к выводу, что модель подписного сервиса, когда пользователь платит некий фикс за полный доступ к электронной библиотеке аудиокниг, позволяет нам задуматься о привлечении на площадку максимально разнообразного контента. Мы хотим, чтобы наш пользователь оставался с нами двадцать четыре часа в сутки и находил самый разнообразный контент в рамках одного сервиса».
Заметив популярность подкастинга, Storytel начала создавать собственный уникальный продукт и продумывать максимально удобный вход для каждого, кому будет интересно разместить собственный контент на сервисе. «В очень короткий срок мы создали более двадцати пяти собственных уникальных подкастов, производство контента мы не останавливали даже в период локдауна: наши спикеры и их гости присылали звукорежиссеру записанные дорожки, и мы буквально собирали подкасты, как пазлы,— говорит Диана Смирнова. — Спасибо уникальным обстоятельствам: мы приобрели интереснейший опыт продакшена. А уже в июне мы анонсировали запуск Storytel Hub — удобного сервиса размещения готового контента: образно говоря, мы вручили ключ к Storytel каждому, кому интересно быть услышанным. Все перечисленное выше — маленькие и большие шаги к созданию продуманной контентной экосистемы вокруг нашего пользователя. Таким образом, мы говорим: “Оставайтесь с нами, следите за развитием нашей категории “Лекции и подкасты”, а мы позаботимся о том, чтобы вам с нами всегда было интересно”».
Свободу авторам!
Геннадий Сырков, не одно десятилетие практикующий радиожурналистику (в данный момент на «Радио России») и преподающий ее (сейчас на журфаке МГУ), считает, что взрывной интерес к подкастингу обусловлен появлением новой аудитории, которая, в отличие от прежней, приученной получать порции новостей в начале или середине часа, предпочитает сама управлять своим расписанием. Но подкастинг — это не просто удобно, в нем есть эффект новизны. Если расширить контекст, следует говорить о появлении продюсеров и авторов, которые «жаждут своих проектов, которые хотят быть самостоятельными фигурами, а не какими-то наемными работниками на той или иной радиостанции». Подкастинг для них — это нечто новое, то, чего мир еще не видел. Хотя от бродкастинга он отличается только способом доставки: «В основном в подкастах люди садятся к микрофону и начинают разговаривать. Радио остается для них порождающей моделью. Развлекательные шоу на сто процентов похожи на то, что делается на радио. По моим ощущениям, подкастинг пока никакой новой формы не создал».
Содержание подкастов, которыми обзавелись в том числе большинство отечественных медиа, не отличается от того, что можно услышать в эфире информационных и музыкальных радиостанций. Они так или иначе воспроизводят уже устоявшиеся форматы. «Подкасты делают в основном не радийщики, но даже если бы их делали радийщики, это не изменило бы ситуацию: у нас в подкастах, как и в музыке, нет разнообразия, у нас и радио максимально заформатированное, — говорит Елена Упорова, которая в ближайшие время собирается выпустить собственный подкаст “Полтора градуса”, посвященный климатическим проблемам. — Я надеюсь, что у нас так же, как это уже произошло в США, подкастинг станет свежей кровью для радио. Если в подкастинге будет больше экспериментов и количество их прослушиваний значительно возрастет, это в конце концов повлияет и на радио». Единственное различие с радийными форматами, в котором и заключается основное преимущество подкастинга, — хронометраж. Если радиожурналисты ограничены жестким таймингом, то подкастеры могут вещать столько, сколько посчитают нужным. Они могут легко «отпустить» слушателя, который может «вернуться» в тот момент, когда ему будет удобно.
Но главное преимущество подкаста — творчество. Автор может начать делать программу любой тематики с любым названием и найти аудиторию, которой она будет интересна. «Один мой студент предложил делать программу о насекомых, но его идея не была принята на радио, и понятно почему, — рассказывает Геннадий Сырков. — Но я его понимаю. Пусть делает подкаст, пусть выражает в звуке этот удивительный мир. Почему нет? Я сам вспоминаю период, когда хотел делать программу о мостах, но мне говорили: это тема для газеты или телевидения, где мост можно показать, иначе этот материал не будет интересен широкой аудитории. Подкаст эту проблему снимает. Даже если он соберет минимальную аудиторию, он имеет право на существование. Для радио аудитория в несколько человек — это невозможно. Для подкастинга это нормально». Тем не менее аудитория подкастов в США еще три года назад превысила аудиторию FM/AM-радиостанций. Здесь творческая свобода стала решающим фактором. В России сейчас есть почти все для того, чтобы и здесь авторы могли ее реализовать в полной мере.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl