План обогащения Ирана
Исламская Республика Иран выдвинула очередной ультиматум европейским гарантам Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД): у них есть два месяца на то, чтобы вернуться к соблюдению условий ядерной сделки. Тегеран настаивает на возобновлении полномасштабного экономического сотрудничества — обеспечении возможности продавать свою нефть в Европу и восстановлении работы европейских фирм, бежавших из Ирана из-за боязни американских санкций. Кроме того, Иран требует компенсации за экономический урон, нанесенный ему американскими санкциями. В противном случае он начнет обогащать уран уровнем выше, чем предусмотрено ядерной сделкой, хотя и не дойдет пока до уровня 90%, необходимого для создания ядерного оружия. При этом Иран намерен продолжить сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии, которое всегда подтверждало, что страна выполняет условия по СВПД.
Европейцы всего год назад собирались применить против американских санкций блокирующий устав (компенсирующий убытки европейских предпринимателей, ведущих бизнес в Иране, от американских санкций) и разработали Инструмент поддержки торговых обменов (INSTEX) — финансовый институт, позволяющий Ирану осуществлять внешние платежи. Но по прошествии года не заработал ни первый механизм, ни второй: ЕС перестал закупать иранскую нефть, а европейские фирмы постепенно сворачивают свою деятельность в этой стране. Евросоюз, провозгласив крестовый поход против американских санкций, на деле присоединился к ним, и в результате Иран вполне обоснованно почувствовал себя обманутым.
Тегеран, год ожидавший выполнения европейских обещаний, 8 мая 2019-го выдвинул свой первый двухмесячный ультиматум участникам СВПД. К началу июля ситуация с антииранскими санкциями не улучшилась, и он повысил свои запасы низкообогащенного урана на бльшую, нежели предусмотрено условиями ядерной сделки, величину. Европейцы призвали Иран соблюдать условия сделки, но со своей стороны соблюдать их по-прежнему отказываются. ЕС не желает ссориться с президентом США Дональдом Трампом, угрожающим развязать с ЕС торговую войну, как с Китаем. Большинство лидеров ЕС сделали ставку на время: перетерпеть пребывание Трампа в Белом доме в надежде на победу демократов в ноябре 2020 года. Единственным в Евросоюзе «борцом за иранские интересы» остался президент Франции Эммануэль Макрон. Он приготовил «сюрприз» для американской делегации, пригласив на одно из заседаний, проходящих в рамках саммита G7, министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа. Затем Макрон предложил Трампу предоставить Ирану кредит в размере 15 млрд долларов в обмен на соблюдение им условий ядерной сделки. Американский президент прогнозируемо отказался спонсировать страну, которую уже второй год пытается экономически удушить. Эти действия Макрона вызваны скорее желанием потроллить Трампа, нежели стремлением сохранить ядерную сделку. Макроновские уколы в адрес Трампа, выставляющие того в неприглядном свете, призваны помочь победе демократического кандидата на президентских выборах 2020 года.
США тем временем лишь усиливают давление на Иран: они назначили награду в 15 млн долларов за помощь в подрыве финансовых операций Корпуса стражей Исламской революции и ввели санкции против космической программы Ирана. Американские ограничения были наложены на сотрудничество с исследовательским институтом астронавтики Ирана, космическим агентством и иранским центром исследования космоса. По мнению американцев, космическую программу Иран использует для прикрытия развития программы создания баллистических ракет.
Формального международного запрета для Ирана на пуск ракет, даже военных, не существует, но Белый дом обеспокоен безопасностью Израиля, которому Иран отказывает в праве на существование. Израиль и США, в свою очередь, отказывают Ирану в праве иметь любые современные технологии, способные угрожать соседям по региону. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ответ на иранский ультиматум заявил, что сейчас не время для переговоров с Тегераном, и призвал все страны усилить на него санкционное давление. Президент Турции Реджеп Эрдоган неожиданно вмешался в этот спор, заявив, что считает неприемлемой ситуацию, когда Израиль обладает ядерным оружием, а Анкаре запрещено его разрабатывать.
Яркие примеры Ливии и Ирака, отказавшихся от разработки ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет, и бедной, но очень гордой Северной Кореи, которая обзавелась и тем и другим, — заставляют оппонентов США усиленно вооружаться. Северной Корее не удалось обменять угрозу нанесения ядерного удара по американцам и их союзникам на экономические дивиденды, но зато это стало гарантией ее собственной безопасности. Трамп, несмотря на воинственную риторику, в глубине души оказался очень мирным человеком и не хочет развязывать войны, предпочитая экономические санкции.
На помощь Ирану может также прийти Китай, обиженный на США из-за новых таможенных пошлин и вмешательства в дела Гонконга. Если после введения американских санкций против Ирана Китай начал резко сокращать закупки иранской нефти, то в июле нынешнего года он нарастил их до 213 тыс. баррелей в сутки, что на 5% больше, чем в июне. По мнению журнала Petroleum Economist со ссылкой на высокопоставленный источник в иранском министерстве нефти, Китай планирует инвестировать в нефтегазовый комплекс Ирана около 280 млрд долларов. Возможно, иранский источник склонен переоценивать как объем инвестиций, так и готовность Китая вложить четверть триллиона долларов в Иран. Но в случае начала полномасштабной торговой войны США и Китая Пекин точно будет покупать всю иранскую нефть «назло врагу».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl