Компания Philips локализовала в России производство высокопольных томографов

ЭкспертБизнес

На своем магнитном поле

Компания Philips первой среди транснациональных игроков локализовала в России производство высокопольных магнитно-резонансных томографов. Это позволит компании увеличить продажи по госзакупкам и решить логистические проблемы

Софья Инкижинова

Планируемые инвестиции Philips в производство аппаратов МРТ в России в ближайшие пять лет
составят около 5 млн долларов.

На прошлой неделе с конвейера российского разработчика и производителя медоборудования компании «Амико» сошел первый высокопольный магнитно-резонансный томограф (МРТ) — на базе его предприятия «Рентгенпром» в Подмосковье нидерландская компания Philips локализует собственное производство. Для серийного выпуска выбрана универсальная модель Ingenia 1.5T, которая подходит для проведения широкого спектра исследований. Томографы такого типа позволяют получать цифровые МР-изображения наиболее высокого качества при коротком времени процедуры. Новое медоборудование Philips вскоре поступит в клиники и, как поясняют в самой компании, оно ничем не уступает по качеству аппаратам, поставленным из-за рубежа.

В России до настоящего времени аппараты МРТ с высокой напряженностью поля в 1,5 тесла (Тл) серийно не производились. Пару лет назад о создании первого высокопольного отечественного МРТ «Престиж-15» (1,5 Тл) заявила компания «Мип-Нано», планируя выпустить новинку в тираж, но в настоящее время информации об этом нет. Другие российские разработчики и производители медицинского оборудования в нашей стране серийно производят лишь несколько моделей низкопольных МРТ (мощность поля ниже 0,5 Тл), и их можно перечесть по пальцам одной руки — помимо компании «Амико» это предприятия «С. П. Гелпик», «Аз», «МТТ Контролл», предприятие Казанского физико-технического института.

Впрочем, сейчас конкуренция среди игроков на российском рынке аппаратов МРТ усиливается. В локализации собственного производства заинтересована не только Philips, но и другие международные игроки, которые на данном этапе импортируют высокоточное медоборудование в нашу страну, — американский General Electric (GE), немецкий Siemens. И, к примеру, если планируемые инвестиции Philips в производство аппаратов МРТ в России в ближайшие пять лет составят около пяти миллионов долларов, то суммарный объем инвестиций в проект GE Healthcare и АО «Русатом Хэлскеа» (интегратор госкорпорации «Росатом» в области радиационных технологий в медицине и промышленности) превысит 8,5 млн долларов. Обе транснациональные компании — Philips и GE — с 2022 года намерены выпускать по 50 высокопольных аппаратов МРТ в год.

Пять МРТ на миллион

Для международных производителей аппаратов МРТ собственное производство в России становится уже необходимостью. За время ковида потребность медицинского рынка в системах для быстрой и точной диагностики резко выросла. При этом серьезно возросли проблемы с международной логистикой: из-за пандемии участились задержки на таможне при трансграничных поставках.

График 1: В России аппараты МРТ в дефиците

График 2: Цены на аппараты МРТ растут

Локализация также дает производителям преимущество при участии в госзакупках. Если в 2021 году минимальная квота для тендеров по закупке отечественных медизделий, согласно распоряжению правительства, составит 30%, то в 2022–2023 годах она должна вырасти до 50%. При этом МРТ входит в перечень оборудования для переоснащения онкоклиник и медучреждений первичного звена по нацпроекту «Здравоохранение», на дополнительное оснащение государство в прошлом году, по данным портала Vademecum, суммарно потратило 550 млрд рублей.

В настоящее время в России существует большой дефицит магнитно-резонансных томографов: на миллион россиян приходится всего 5,1 аппарата МРТ. Для сравнения: самая высокая оснащенность в мире аппаратами МРТ — в Японии (55,2 на один миллион жителей) и США (40,5 на миллион). В Европе показатели в каждой из стран сильно варьируются, но в целом они примерно в четыре раза выше, чем в России (см. график 1).

Новый проект Philips по локализации производства оборудования — далеко не первый опыт компании на российском рынке в этом направлении. Еще в начале 1990-х Philips наладила в Санкт-Петербурге выпуск лицензионных линейных ускорителей (используются для лучевой терапии в онкологии). С 2017 года Philips стал сотрудничать с компанией «Амико» по договору контрактного производства. В этом партнерстве были выпущены ультразвуковые (УЗ) системы высокого и экспертного класса, затем компьютерные томографы (КТ), теперь же появились аппараты МРТ.

Произвести магнитно-резонансный томограф сложнее, чем КТ, где используется рентгеновское излучение. «В нашем оборудовании МРТ очень высокое магнитное поле. Для справки: одна тесла — это единица измерения силы напряженности магнитного поля, что составляет десять тысяч гаусс. А один гаусс — это магнитное поле Земли, которое двигает стрелку компаса. Теперь представьте, какова сила напряженности в нашем оборудовании. Это создает существенные инженерные сложности, которые необходимо решить при производстве аппаратов МРТ», — рассказывает глава направления систем медицинской визуализации компании Philips в России и СНГ Михаил Гончаров.

В компании «Амико» подтверждают, что производство аппаратов МРТ требует более высокой квалификации персонала, значительного количества компонентов и максимальной точности операций. По словам директора компании «Амико» Николая Блинова, чтобы подготовить российскую площадку, Philips поставила на его завод прецизионное сборочное оборудование и инструменты, а также провела тренинги с работниками. К примеру, новым процессом для отечественных производителей была работа с криогенной системой магнита, которой оснащены высокопольные МРТ.

Курс на бюджеты регионов

МРТ-аппараты — дорогостоящее оборудование. По данным Единой информационной системы в сфере закупок, средняя цена одного аппарата МРТ в России по итогам первого полугодия 2021 года составляет 80–180 млн рублей (в зависимости от диаметра тоннеля и мощности магнитного поля, 60 и 70 сантиметров, 1,5 Тл и 3,0 Тл соответственно). К примеру, если аппараты МРТ в 1,5 Тл с диаметром тоннеля 60 см стоят 80 млн рублей, то аппараты в 70 см продают уже за 170 млн рублей. Соответственно, аппараты МРТ 3,0 Тл аналогичных диаметров оцениваются в 110 и 180 млн рублей (в основном их закупают для онкодиагностики — чем выше напряженность поля, тем качественнее изображение, оно более точное). Впрочем, в последнее время производители стали снижать стоимость аппаратов на российском рынке (прежде всего для частного бизнеса). «Сегодня мы обсуждаем покупку МРТ-аппарата за 600 тысяч долларов (порядка 45 миллионов рублей)», — говорит владелец сети частных МРТ-центров. Какова себестоимость МРТ-аппаратов, узнать не удалось, однако, по словам наших собеседников, чистая прибыль крупных медицинских компаний — производителей оборудования может составлять пять-шесть процентов в год.

Основные покупатели высокоточных аппаратов МРТ — государственные медицинские учреждения. Причем закупки государства в рамках квот динамично растут: за первое полугодие 2021-го в бюджетные медучреждения России было закуплено порядка ста аппаратов МРТ, тогда как за весь минувший год приобретено 138 аппаратов МРТ.

Однако, по имеющимся оценкам, число частных и государственных учреждений томографической диагностики (всего около двух с половиной тысяч) примерно сопоставима — многие частные клиники из-за дороговизны приобретают бывшие в употреблении аппараты МРТ, как правило из европейских стран. Поэтому точно определить численность имеющегося парка оборудования очень сложно.

Philips при реализации локализованного оборудования намерена ориентироваться на бюджетные клиники, причем более 90% выпущенного оборудования будет отправляться в регионы — столичный рынок близок к насыщению, и здесь, несмотря на платежеспособный спрос, будет сложно окупить затраты на оборудование.

Срок окупаемости аппаратов МРТ для их покупателей составляет в среднем три-пять лет — это зависит преимущественно от бизнес-модели клиники, тарифа ОМС. Срок эксплуатации аппарата МРТ до необходимости его замены составляет не менее десяти лет при условии ежегодного технического обслуживания и регулярного апгрейда.

Чем сложнее, тем выгоднее

В компании «Амико» считают, что новые аппараты на рынке смогут конкурировать за счет их универсальности — когда оборудование подходит для широкого спектра исследований, качества — соответствия как российским требованиям, так и международным стандартам, а также возможности кастомизации, чтобы машинный интерфейс можно было адаптировать под нужды конкретной больницы-заказчика. Что, впрочем, скорее всего гарантируют своим покупателям и другие производители.

«Для медицинских клиник аппараты МРТ в 1,5 тесла наиболее экономически оправданны. Высокопольные машины позволяют решить львиную долю диагностических вопросов за разумное время и деньги, получив при этом хорошее качество изображения. Качество низкопольных аппаратов не подходит для принятия серьезных лечебных тактических решений. Тогда как сверхвысокопольные машины (3 тесла) предназначены для более сложных исследований, и это, скорее, удел высокоспециализированных федеральных центров», — комментирует руководитель отделения лучевой диагностики сети медицинских центров «Медскан» Кирилл Петров.

В среднем стоимость стандартного исследования МРТ для конечных потребителей сегодня составляет порядка пяти тысяч рублей. Цены разнятся в зависимости от региона и клиник. При этом пациенты, не зная всех тонкостей, могут лишь обращать внимание на скорость проведения исследования: на аппаратах с низкой напряженностью магнитного поля они будут проводиться от сорока минут до часа, на высокопольном аппарате МРТ — 7–15 минут. У низкопольных аппаратов более открытая конструкция, так как они построены на магните другого типа. Их предлагают пациентам с большим весом или используют в ветеринарии, при сканировании животных. Некоторые частные клиники очень активно позиционируют эту открытость среди страдающих клаустрофобией пациентов, поэтому нередко цены на исследования на низкопольных аппаратах МРТ лишь на 10–15% ниже, чем на более высокотехнологичном оборудовании.

Высокопольные аппараты интересны клиникам и по экономическим причинам, так как наибольшую выгоду диагностическим центрам приносят сложные исследования. Как правило, «ходовые» МРТ-исследования — поясницы, головы, шеи и сосудов, которые у всех болят и зажаты, — достаточно дешевы на рынке. И их предлагают все и везде. А вот исследования сложные, которые требуют чаще всего контрастного усиления (исследование брюшной полости, малого таза, мягких тканей — допустим, при онкологических заболеваниях) сложнее в исполнении и интерпретации. Они требуют на 20–30% больше времени на сбор данных, но и средний чек за такие исследования может быть в два-три раза выше. Однако для таких исследований требуется не только высокоточное оборудование, но и экспертиза самих сотрудников клиники.

К тому же для успешной окупаемости оборудования очень важна организация системы потока пациентов — оборудование должно постоянно работать. «Наибольшая потеря времени не в МРТ, а вокруг него. У вас должно быть минимизировано время простоя между пациентами. Аппарат не должен простаивать. Банальный просчет в количестве доступных раздевалок может сильно ухудшить пропускную способность отделения — как бы эффективно там ни работали лаборанты и какой бы МРТ-аппарат вы ни купили», — отмечает Кирилл Петров.

За те же деньги

На данном этапе Россия выступает только площадкой для локализации производств крупнейших западных игроков. Но не исключено, что уже в краткосрочной перспективе усилится не только конкуренция среди транснациональных компаний — весь отечественный рынок аппаратов МРТ ждет качественный рывок. Нечто подобное уже произошло с рынком аппаратов КТ. Еще недавно на нем тоже присутствовали в основном иностранные производители, но сейчас большая часть рентгеновского оборудования не импортируется, а выпускается внутри страны. Впрочем, рынок КТ тоже еще не насыщен, поэтому в планах той же Philips — развивать компетенции и на этом поприще.

Производственная площадка Philips в России, мощности которой можно расширить до ста аппаратов МРТ, интересна компании и для дальнейшего выхода на экспорт, например в страны Таможенного союза, — потребность в аппаратах МРТ там также велика. Что касается выпуска сверхвысокопольных аппаратов МРТ (напряженность поля более 3 Тл), которые требуются для глубоких анализов и научных целей, то пока в компании не планируют их локализацию и будут по-прежнему завозить в нашу страну.

Текущее углубление локализации компаний осложняется дефицитом компонентов для производства (так как с их поставками тоже проблемы) и слабой конкурентоспособностью отечественных производств компонентов, которые проигрывают конкурентам из Китая — из-за больших производственных объемов себестоимость китайских компонентов оказывается ниже.

На сегодняшний день локализация производств МРТ ведущими компаниями не изменит сложившуюся ценовую конъюнктуру: стоимость оборудования, произведенного у одного и того же игрока в России и за рубежом, не будет сильно различаться. Экономия для покупателей может достигаться за счет сокращения расходов на поставку аппаратов, но по сравнению с общей стоимостью эти затраты невелики.

В настоящее время, как рассказывают участники рынка МРТ-исследований, проблема не в дороговизне аппаратов, а в дефиците квалифицированного медперсонала. Конечно, компании-производители предлагают воспользоваться услугами по типу телемедицины — к новейшим аппаратам МРТ уже не требуются операторы: вся информация о сканировании передается в любую точку земного шара и снимки анализируются удаленно. Однако для медицинских учреждений это дополнительная опция при покупке аппарата, которая может значительно увеличить его стоимость. И вопрос утечки персональных данных пациентов тоже в этом случае остается открытым.

Как и вопрос локализации интеллектуальной собственности. В новом производстве компании «Амико» все программы будет обеспечивать сама Philips. Очевидно, что локализация производств без создания интеллектуальной собственности — это путь в никуда для развития отрасли. Впрочем, в Philips говорят, что российский научный потенциал и производственная база дают возможность не только выпускать продукцию, но и проводить новые разработки. Например, в Сколково вот уже четыре года работает научно-исследовательская лаборатория Philips, результаты которой транслируются как в нашей стране, так и за рубежом (впрочем, конкретные примеры не были приведены).

В качестве позитивного примера в компании Philips приводят партнерство с шведской компанией Elekta. Вместе они создали на глобальном рынке уникальный аппарат, совмещающий в себе МРТ 1,5 Тл и линейный ускоритель, — это позволяет на одном аппарате не только диагностировать заболевания, но и проводить лечение. В дальнейшем схожие инновационные проекты, уверены в Philips, можно создать и на российском рынке.

Фотографии предоставлены компаниями

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
Почему у человека только 4% сперматозоидов без дефектов, а у шимпанзе — 95% Почему у человека только 4% сперматозоидов без дефектов, а у шимпанзе — 95%

Лишь очень малая часть человеческого эякулята способна оплодотворять яйцеклетку

Maxim
Материал для победы Материал для победы

Композитная долина позволит запустить производство высокотехнологичной продукции

Эксперт
Вуди Аллен как искупительная жертва Вуди Аллен как искупительная жертва

Как Голливуд выбирает злодеев среди местных гениев

Эксперт
Крестовый психоз бедноты Крестовый психоз бедноты

Крестовый поход бедноты запомнился грабежами и массовыми убийствами

Дилетант
От чего помогает активированный уголь и зачем его продолжают употреблять От чего помогает активированный уголь и зачем его продолжают употреблять

Какой эффект оказывает активированный уголь на организм?

РБК
Интифада без смысла и перспективы Интифада без смысла и перспективы

Кто может извлечь выгоду из новой арабо-израильской войны

Эксперт
Операция «Преемник» началась? Версия ответа на вопрос, почему Шойгу стал так много выступать по «путинским» темам Операция «Преемник» началась? Версия ответа на вопрос, почему Шойгу стал так много выступать по «путинским» темам

Путин готовит себе преемника?

СНОБ
Как не попасть на удочку мошенников Как не попасть на удочку мошенников

Правила цифровой гигиены, чтобы не стать жертвой мошенников

Эксперт
12 признаков человека, неспособного любить 12 признаков человека, неспособного любить

Как узнать человека, который олицетворяет собой «нелюбовь»?

Psychologies
История одной фотографии: моряки отдают честь безногому ветерану Великой Отечественной войны История одной фотографии: моряки отдают честь безногому ветерану Великой Отечественной войны

И все-таки — фотография документальная или постановочная?

Maxim
Константин Паустовский Константин Паустовский

Константин Паустовский в портретной галерее Дмитрия Быкова

Дилетант
Жизнь — игра, а ты в ней просто функция: о чем комедия «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом Жизнь — игра, а ты в ней просто функция: о чем комедия «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом

Как это детское на вид кино говорит о взрослых вещах

Forbes
Рассказ с лежанки Рассказ с лежанки

Мужчина ленится и не проявляет инициативу. Можно ли это починить?

Cosmopolitan
12 причин принимать рыбий жир 12 причин принимать рыбий жир

Зачем медики рекомендуют пить рыбий жир?

РБК
Почему мужчины разбрасывают носки? Почему мужчины разбрасывают носки?

Разбрасывание носков — проявление инстинкта или психологическая проблема?

Psychologies
Случаи так называемого вранья Случаи так называемого вранья

О чем лгали публичные люди и как были разоблачены

Weekend
Оксана Монж: «Важны не только лекарства» Оксана Монж: «Важны не только лекарства»

Оксана Монж — о главных проблемах и трендах фармакологического рынка России

РБК
Александр Пелевин Александр Пелевин

Писатель Александр Пелевин стал победителем премии «Национальный бестселлер»

Собака.ru
«Душа Сократа, слог Гомера»: 8 женщин-философов античного мира «Душа Сократа, слог Гомера»: 8 женщин-философов античного мира

Рассказываем о влиятельных мыслительницах Античности

Forbes
Какие занятия предложить пожилому родственнику с деменцией? Какие занятия предложить пожилому родственнику с деменцией?

Как простые бытовые задачи могут принести пользу родственнику с деменцией?

Psychologies
Сотрудники гадали, кого Маск «сожрёт» перед совещанием: детали работы в Tesla из новой книги о ней Сотрудники гадали, кого Маск «сожрёт» перед совещанием: детали работы в Tesla из новой книги о ней

Детали работы в Tesla

VC.RU
Сладкая история: 5 десертов с богатым прошлым Сладкая история: 5 десертов с богатым прошлым

Десерты могут рассказать что-то интересное о прошлом разных стран

Вокруг света

Рассказываем все об актерах культового сериала по порядку

Cosmopolitan
Крепкие браки и скандальные разводы: личная жизнь звезд Первого канала Крепкие браки и скандальные разводы: личная жизнь звезд Первого канала

Эти телеведущие – настоящий пример для подражания

Cosmopolitan
Помогать без вреда для репутации: главные риски социального маркетинга Помогать без вреда для репутации: главные риски социального маркетинга

Как бизнесу работать с социальными проектами?

Forbes
Мысленно с вами. Как работают нейроинтерфейсы — те, что уже испытаны на животных и людях Мысленно с вами. Как работают нейроинтерфейсы — те, что уже испытаны на животных и людях

Каково это — ​оперировать на живом мозге

Цифровой океан
Магический реализм Магический реализм

Оксана Лаврентьева о том, как обрела крылья. И речь не только о логотипе OLOLOL

Harper's Bazaar
Шесть животных-целителей Шесть животных-целителей

Взаимодействие с животными улучшает прогноз многих серьёзных заболеваний

Здоровье

Истории людей, которые точно незабываемо провели вечер

Playboy
Открыть в приложении