Почему сериал корейского режиссера Хван Дон Хека так популярен

ЭкспертСобытия

«Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти

Почему сериал корейского режиссера Хван Дон Хека так популярен

Вячеслав Суриков

Корейский сериал с невзрачным названием «Игра в кальмара» вышел на Netflix в сентябре и меньше чем за месяц заполучил титул самого популярного на сервисе сериала. Хван Дон Хек вслед за режиссером Пон Джун-хо, который в прошлом году стал триумфатором премии «Оскар», совершил еще один подвиг во славу корейского кинематографа. Но если режиссер «Паразитов» поразил в первую очередь профессионалов, отдавших ему сначала Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале, а потом четыре «Оскара», то Хван Дон Хек сумел достучаться до сердец широкой аудитории: сериал стал лидером по просмотрам в 90 странах, и Россия не стала среди них исключением. Никогда ни один корейский сериал не добивался подобного успеха за столь короткий срок. Возможно, ни один сериал в мире не добивался подобного успеха, потому что у него не было доступа к тому количеству зрителей, какое смог собрать на сегодняшний день Netflix: по итогам прошлого года только число подписчиков сервиса выросло до 200 млн.

И без того фантастические чутье дирекции Netflix на этот раз ее тоже не обмануло. Она сделала ставку на проект, успех которого казался далеко не очевидным — Хван Дон Хек искал на него деньги на протяжении многих лет и не мог найти по понятным причинам: фильмы в жанре «игра на выживание» уже многократно предлагали аудитории, и она далеко не всегда на него откликалась. «Игру на выживание» образца прошлого века — «Бегущего человек» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли — принято относить к числу коммерческих неудач Голливуда. Японский эксперимент начала века — «Королевские игры» с Такеси Китано — как коммерческий проект оказался намного успешнее «Бегущего человека», но мировым хитом ему стать не удалось. Последовавший за ним фильм Джеймса Вана «Пила: игра на выживание», сумевший обойтись без звезд, оказался самой успешной работой в этом жанре, но последовавшие за ним еще восемь фильмов серии хотя и собрали в общей сложности миллиард долларов, работали скорее на выхолащивание зрительского интереса.

Хван Дон Хек не стал переносить своих героев в будущее: в «Игре в кальмара» мы имеем дело с нашими современниками. Он не сделал их невольниками — это еще одно принципиальное отличие от его предшественников в жанре: герои корейского сериала участвуют в играх на выживание добровольно. При этом знают, на что идут, и у них есть возможность в любую минуту принять коллективное решение прекратить игру, что они и делают, после того как сталкиваются с ее жестокой реальностью. И это самый тонкий момент сюжетной линии, когда зритель должен окончательно встроиться в реальность сериала. Хван Дон Хек убеждает нас: для героев сериала жизнь в социальной и экономической реальности столь трудна, что они не видят другого выхода, кроме как рискнуть наполненной страданиями жизнью ради призрачной надежды на крупный выигрыш. При этом режиссер почти не дает этой надежды зрителям: самые проницательные уже начинают догадываться, что участники игры обречены.

Самое поразительное в работе Хван Дон Хека то, с какой легкостью зрители принимают правила, по которым он создает свою реальность. В фильме нет ничего исключительного для корейского кинематографа: начиненность изощренным насилием и сделала его экспортным продуктом. Такие издевательства не только над телом человека, но и над его психикой (зачастую ничем не объяснимые, что делает их еще страшнее) трудно встретить в каком-либо другом кино, разве что в японском: японские кинематографисты тоже могут бесконечно расширять пределы жестокости, они тоже создатели насилия, льющегося с экранов, но им свойственно отвлекаться на красоту окружающего мира, поэтому поток экранного насилия, который продуцируют корейские кинематографисты, более плотный и постоянный. Для них жестокость не метафора, а естественная реальность. И выход за ее пределы сразу снижает ценность их высказываний.

Но доминирующей сюжетный мотив «Игры в кальмара» отнюдь не жажда наживы: герои сериала стремятся не за деньгами — они бегут от долгов. И именно это заталкивает их в игру, которая кажется им пусть более рискованной, чем разворачивающаяся в социальной реальности экономическая игра (в ней они уже потерпели поражение), но все же более справедливой: здесь у всех равные шансы. Одна из сюжетных линий посвящена участнику игры, вступившему в коррупционную сделку со служителями игры: он помогает им добывать человеческие органы из мертвых тел на продажу и взамен получает информацию о правилах следующей игры. Его настигает кара, а зритель убеждается: этот мир и в самом деле справедлив. Создатели сериала показывают, что все участники игры вошли в нее случайно: они не просто находятся под давлением обстоятельств, но сами их создали совокупностью своих поступков. Смерть, настигающую то одного, то другого, они заслужили. Страдания, на которые они себя обрекают, — это шанс искупить собственные преступления.

Но виноваты не только они — виноваты и те, кто платит за то, чтобы наблюдать за игрой: похотливые, сексуально неразборчивые богатеи с европеоидными лицами и те, кто обслуживает ее, в том числе беспощадно убивая незадачливых игроков за то, что не смогли аккуратно выломать фигурку по линиям, прорисованным в кругляшке из запеченного теста (в этом заключалось одно из зданий игры на выживание). Все умрут. Останется в живых только тот, кто будет до конца стремиться оставаться человеком в нечеловеческих условиях. В мире, где одни впиваются зубами в горло другим, считая скорость реакции, собственную силу и изощренный интеллект условием выживания. Самым сильным в этой игре сначала оказывается самый глупый, тот, кто не рвется к победе, а всего лишь пытается помочь тем, кому может помочь. Вторым победителем (это выясняется уже в самом финале фильма) становится слабейший из игроков. Он же создатель игры, который только кажется исчадием зла, а на деле и есть источник справедливости.

Несомненно, в искусстве рассказывания историй, создания персонажей и встраивания их в композицию, которая обеспечивает драматургическое напряжение и начинает двигать сюжет, корейские кинематографисты если не номер один, то, во всяком случае, в первой тройке. В изобретательности по части придумывания финала им просто нет равных. И «Игра в кальмара» еще одно тому свидетельство. Развернутый финал сериала — шедевр кинематографической драматургии. Как, впрочем, и финалы других прославленных корейских фильмов — «Паразитов» и «Олдбоя», что свидетельствует не об одной, случайной, удаче, а о продуманной драматургической стратегии, для которой финал в повествовании ничуть не менее важен, чем завязка и кульминация. Финал в лучших корейских фильмах не просто завершает историю, где главный герой идет от одного события к другому, он ее переворачивает, представляет в новом свете, становится точкой обратного отсчета, вызывает желание еще раз обратиться к уже завершенной истории — с новым знанием. В «Игре в кальмара» даже не один, а два параллельно развивающихся сюжета, в каждом — нетривиальный финал.

Этот сериал еще и удачно вписался в новые медиа. Игры, в которые не на жизнь, а на смерть играют ее персонажи, стали форматом, позволившим привлечь к просмотру аудиторию младше 16 лет: если бы он не стал фильмом для семейного просмотра, у него не было бы таких цифр. Режиссер внедрил в сериал микросюжеты, и они дают зрителю возможность войти в его художественное пространство: не просто смотреть «Игру в кальмара», но участвовать в ней на глазах у пользователей социальных сетей. Без этого фактора сериал не получил бы столь масштабного успеха — не зря Хван Дон Хек так долго ждал, пока кто-нибудь из продюсеров не обратит внимание на его проект. Выпусти он его на несколько лет раньше — и тот мог бы затеряться в потоке азиатского кино. Но все произошло вовремя.

Netflix сделал «Игру в кальмара» глобальным брендом, который сделает еще сильнее позиции корейцев на мировом рынке развлечений. Они не просто ворвались на него с захватывающей историей, но привнесли в него печаль и жажду справедливости, которая оказывается сильнее страха смерти.

Их всегдашний источник вдохновения — близлежащая Северная Корея, которая не отпускает сознание корейцев южных; ее и воссоздал Хван Дон Хек в образе острова смерти, где происходит игра на выживание. Свою родину — Корею Южную — он охарактеризовал во второй серии «Игры в кальмара». Она называется «Ад».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ozon: прибыль на горизонте? Ozon: прибыль на горизонте?

На российском рынке интернет-торговли начинается жестокая битва между игроками

Эксперт
Российские ученые передали квантовый сигнал вместе с классическим по одному оптоволокну Российские ученые передали квантовый сигнал вместе с классическим по одному оптоволокну

Российские ученые осуществили квантовую генерацию ключей

N+1
Лекарств все меньше, цены все выше Лекарств все меньше, цены все выше

Регулирование фармотрасли привело к исчезновению большого ассортимента лекарств

Эксперт
Напал на мать: дети известных советских актеров, ставшие преступниками Напал на мать: дети известных советских актеров, ставшие преступниками

Нередко судьба детей знаменитостей складывается совсем не так радужно

Cosmopolitan
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
Даже Питт и Гослинг: секс-символы Голливуда, о пластике которых ты вряд ли знала Даже Питт и Гослинг: секс-символы Голливуда, о пластике которых ты вряд ли знала

Рассказываем, на какие хирургические вмешательства решились эти актеры

Cosmopolitan
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Безрассудство и отвага: история аэросаней в полярных экспедициях Безрассудство и отвага: история аэросаней в полярных экспедициях

Годы назад идея взять с собой в безлюдные места новую технику никого не смущала

Maxim
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
На востоке Англии нашли крупнейший англосаксонский клад золотых монет На востоке Англии нашли крупнейший англосаксонский клад золотых монет

Британский музей сообщил о 135 золотых артефактах, обнаруженных кладоискателями

N+1
Мировое правительство Мировое правительство

Тайны женщин семейства Ротшильд

Tatler
Холодная космическая футурология: что почитать у писателя-астрофизика Аластера Рейнольдса Холодная космическая футурология: что почитать у писателя-астрофизика Аластера Рейнольдса

Рассказываем, на какие произведения Аластера Рейнольдса стоит обратить внимание

Популярная механика
Песнь льда и пломбира Песнь льда и пломбира

Лиза Туктамышева – просто красивая девушка, которая любит мороженое!

Maxim
10 чешских производителей самолётов, о которых никто не слышал 10 чешских производителей самолётов, о которых никто не слышал

Чехословакия славится своей авиационной промышленностью

Популярная механика
Ученые против старения: книги о том, как прожить больше 100 лет Ученые против старения: книги о том, как прожить больше 100 лет

Книги о средства по борьбе со старением

Популярная механика
10 захватывающих фильмов и сериалов о  женщинах, перевернувших мир 10 захватывающих фильмов и сериалов о  женщинах, перевернувших мир

Фильмы и сериалы, которые лучше всего показывают женщин-лидеров

Cosmopolitan
8 необычных мужских эрогенных зон 8 необычных мужских эрогенных зон

Рассказываем о чувствительных зонах мужчин

Psychologies
Искусство жить красиво Искусство жить красиво

История у гостиницы «Метрополь» всегда была непростой

Караван историй
6 способов взбодриться, если после обеда вас клонит ко сну 6 способов взбодриться, если после обеда вас клонит ко сну

Что делать, если после еды хочется спать

Psychologies
Кейт Миддлтон и Уильям используют приемы принцессы Дианы в воспитании детей Кейт Миддлтон и Уильям используют приемы принцессы Дианы в воспитании детей

Герцоги Кембриджские часто выходят в свет со своими маленькими детьми

Cosmopolitan
Живой детектор лжи: агент секретной службы США о мышлении пуленепробиваемых людей Живой детектор лжи: агент секретной службы США о мышлении пуленепробиваемых людей

Отрывок из книги «Стань неуязвимым» о том, как научиться распознавать ложь

Forbes
Чилийская утка и филиппинский селезень вывели потомство с половым диморфизмом Чилийская утка и филиппинский селезень вывели потомство с половым диморфизмом

Орнитологи описали необычный случай гибридизации двух видов уток

N+1
Четвёрка над пятёркой Четвёрка над пятёркой

Советские разведчики, которые вербовали, курировали и руководили «пятёркой»

Дилетант
Житель Колорадо встретил в гараже вымирающего американского хорька Житель Колорадо встретил в гараже вымирающего американского хорька

Американские хорьки находятся на грани исчезновения

N+1
Nissan: адаптация технологий к российским условиям Nissan: адаптация технологий к российским условиям

Nissan адаптирует свои технологии под специфику российского рынка

Эксперт
«История одного супружества» — роман пулитцеровского лауреата о том, что мы плохо знаем тех, кого любим. Публикуем его фрагмент «История одного супружества» — роман пулитцеровского лауреата о том, что мы плохо знаем тех, кого любим. Публикуем его фрагмент

Фрагмент романа «История одного супружества» — о любви, верности и расставании

Esquire
Новый Эрмитаж Новый Эрмитаж

«Возвращение блудного сына» Рембрандта и Колыванская ваза

Культура.РФ
Терапия для миллениалов: как зарабатывать 44 млн рублей в год на онлайн-консультациях Терапия для миллениалов: как зарабатывать 44 млн рублей в год на онлайн-консультациях

YouTalk — один из первых российских сервисов подбора психологов онлайн

Forbes
PodRide: самый крутой электробайк или самый странный электромобиль PodRide: самый крутой электробайк или самый странный электромобиль

"Электрокар" весом в 70 кг имеет гибридную схему: в нем есть педали и мотор

CHIP
Покорить вершину: такие разные истории успеха в спорте Покорить вершину: такие разные истории успеха в спорте

Подборка книг о победах и поражениях в спорте

Популярная механика
Открыть в приложении