Премьера спектакля в постановке Валерия Фокина по пьесе Бориса Акунина

ЭкспертКультура

«Один восемь восемь один»: жизнь и судьба русского императора

В Национальном драматическом (Александринском) театре — премьера спектакля в постановке Валерия Фокина по пьесе Бориса Акунина

Вячеслав Суриков

Автор пьесы «Один восемь восемь один» Борис Акунин

«Один восемь восемь один» рассказывает о последних днях жизни Александра II и начале царствования вступившего на престол после смерти отца Александра III. Александра II — ему посвящено первое действие спектакля — зритель застает накануне шестого покушения и последующего за ним фатального, седьмого. Император только женился на матери его четырех детей Екатерине Юрьевской. Страха он не выказывает. Ведет привычный образ жизни. Ходит в театр, где сцена на тот момент представляет собой арену, затянутую красной тканью и размещенную там, где в современных театрах располагается зрительный зал. Сидя в царской ложе, император (Иван Волков — обладатель «Золотой маски» за лучшую мужскую роль в «Сирано де Бержераке») и наследник престола (Иван Трус, который играет также роль Йозефа К. в «Процессе») смотрят спектакль. На арену внезапно выскакивает человек. Жандармы скручивают его. Но сомнений не остается: охота на царя в самом разгаре и закончиться она может только его смертью. Ни на какой другой исход шансов нет.

Жизнь

Александр II показан зрителю в максимальном приближении. Зритель видит перед собой человека, возвышающегося над огромным количеством людей и обладающего властью над ними. Его психика деформирована давящим на нее грузом ответственности. Но как бы ни был тяжел этот груз, Александр II изо всех сил пытается жить и чувствовать как обычный человек, как будто он всего лишь играет роль царя, а когда его никто не видит, желает одного — любить и быть любимым. Любовь к Екатерине Юрьевской (Анна Блинова, которая играет главные роли в постановках Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви» и Андрия Жолдака «Нана») пытается защитить Александра II от того, чтобы его сознание полностью поглотил властный механизм, сделав царя своей неотъемлемой частью, — тогда Александр II будет императором и больше никем другим. Но вместе со способностью любить приходит и страх смерти, который, отражаясь в сознании любящей его женщины, удваивает силу.

Еще одна ключевая фигура — министр внутренних дел Михаил Лорис-Меликов (в этой роли — Петр Семак, играющий также Евгения Арбенина в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего»). Он напитывает царя либеральными идеями и убеждает его в необходимости провести политическую реформу, которая позволила бы расширить круг людей, участвующих в законотворческой деятельности. Исторический парадокс заключается в том, что бомбометатели из «Народной воли», убив Александра II и приведя на трон Александра III, заморозили этот процесс и качнули российское государство в сторону укрепления вертикали власти. Его основной соперник — обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев (в этой роли на сцену выходит Андрей Калинин — режиссер спектакля «Товарищ Кисляков», по итогам сезона 2020/21 получившего «Золотую маску»). Он выигрывает у Лорис-Меликова схватку за влияние на царя. По версии Бориса Акунина, выразитель консервативных взглядов перетягивает на свою сторону Александра III не только с помощью убедительных аргументов, но и благодаря ловкости опытного царедворца.

В роли Александра II — Иван Волков (слева). В роли Александра III — Иван Трус

Судьба

Валерий Фокин работает в максимально широком жанровом диапазоне. В прошлом году спектаклем «Честная женщина» вернул на отечественную сцену жанр политического театра. В «Один восемь восемь один» он в очередной раз обращается к историческому сюжету (всего три года назад поставил почти документальное «Рождение Сталина»). Но в этот раз режиссер намного чаще прибегает к метафорическому языку: когда в происходящем на сцене совмещаются сразу несколько смысловых слоев. В спектакле есть эпизод: уже после убийства снова появляется Александр II и стоит неподвижно, с расползшимся по ноге кровавым пятном, в центре игрушечной железной дороги, по которой едет поезд. Дорога рушится, и под нее подставляет плечи Александр III, заставляя вспомнить об исторической железнодорожной катастрофе — прямой причине его преждевременной смерти.

Александр III с подачи Победоносцева отказывается от реформ, усмиряет разбушевавшуюся народную стихию, но судьбы избежать не может. Катастрофа все равно настигает его. Это лишь частный случай, но в театре он становится символом пробуждения энергии, которая прежде уничтожила Александра II и после никуда не исчезла. Она продолжает подспудно накапливаться и жаждет вырваться. А император и его семья — препятствие на ее пути. Железнодорожная катастрофа определяет будущее царя и метафорически описывает будущее царской династии. Царь, удерживающий железную дорогу на своих плечах (так на сцене, а в действительности — крышу вагона), — это и есть суть правления Александра III: он сел в поезд, которому суждено потерпеть крушение, понадеявшись, что сможет одной только своей силой его предотвратить, и переоценивает собственные силы. Поезд — ход истории, и он вдруг сходит с рельс. Александр III бросается под удар, но поглощает телом лишь ничтожную часть заключенной в нем энергии.

Музыку к спектаклю «Один восемь восемь один» написал Вячеслав Бутусов

Император

Парадоксальным образом в России, пережившей советский период, царь остался сакральной фигурой. Ажиотаж, предшествовавший выходу фильма «Матильда», в котором авторы позволили себе небольшое исследование личной жизни Николая II и тем самым навлекли на себя гнев его поклонников, тому свидетельство. «Один восемь восемь один» напоминает о времени, когда общество охватила иллюзия, будто причина всего неблагополучия, существующего на тот момент, — монарх и его устранение может в одночасье решить все их проблемы. И это лишь еще одна разновидность восприятия царя как символической фигуры, каждое слово и каждый жест которого имеют особое значение. Валерий Фокин изменяет ракурс восприятия монархов. Цари в его спектакле — заложники своего символического бытия. Они пытаются из него вырваться и превратиться из живых статуй в людей, наделенных страстями и слабостями, и почти вырываются, но только совсем ненадолго. Александр III в эти минуты играет на валторне, чем веселит свою жену. Она тоже жаждет увидеть в нем обычного человека.

В «Один восемь восемь один» есть эпизод, в котором ясновидящая предрекает роковые события 1881 года и выход России на историческую развилку. Пророчество по стечению обстоятельств сбывается, но в нем нет и намека на то, что исторический сценарий уже написан и, быть может, не до конца прописаны реплики тех или иных персонажей (в этом случае они могут импровизировать), но их личная воля неспособна кардинально изменить ход сюжета, как бы они ни старались. И даже если пытаются что-то сделать, сила уже набранной исторической инерции поглощает их усилия. Какими бы добрыми ни были их намерения, всегда найдется сила, пытающаяся удержать их от введения изменений до тех пор, пока сложившаяся система социальных взаимоотношений внезапно не дестабилизируется, и тогда достаточно малейшего усилия, чтобы она рассыпалась, как карточный домик.

В одном из музыкальных мотивов, звучащих в спектакле, заключена мелодическая основа песни Вячеслава Бутусова «Титаник» с текстом Ильи Кормильцева, очень точно описывающим предощущение неотвратимости катастрофы. Он не звучит, но вспоминается сам собой: «Капитан, я пришел попрощаться с тобой, с тобой и твоим кораблем». И она еще больше расширяет смысловое пространство спектакля. «Один восемь восемь один» — театральный дебют Вячеслава Бутусова, когда-то лидера и вокалиста рок-группы Nautilus Pompilius, ныне исполняющего свои песни вместе с группой «Орден Славы». Его музыка к спектаклю «Один восемь восемь один» поражает тщательностью отделки. Она узнаваема только тогда, когда это соответствует общему замыслу. Во всех остальных случаях растворяется в театральном действии. И все же в финале ни режиссер, ни композитор не смогли удержаться от того, чтобы песня «Прогулки по воде» не прозвучала и со словами тоже. Уж очень они хороши.

Фото: Владимир Постнов / Пресс-служба Александринского театра

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сам себе доктор Сам себе доктор

Тренд на развитие ответственного отношения к здоровью набирает обороты

Эксперт
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Революция без хиджабов Революция без хиджабов

Насколько новые протесты опасны для иранских властей

Эксперт
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Стартапы вечной мерзлоты Стартапы вечной мерзлоты

Якутия претендует на звание ИТ-столицы Дальнего Востока

Эксперт
Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему

8 фильмов южнокорейского режиссера, от легких комедий до мощных триллеров

Maxim
Зеленая эпоха уходит Зеленая эпоха уходит

Все больше стран отказываются от доллара в пользу национальных валют

Эксперт
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья

Porsche Cayenne – отличный внедорожник для всех

4x4 Club
Сезонный переполох Сезонный переполох

Какие болезни чаще всего обостряются весной и что с этим делать?

Лиза
Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях

Настоящие шекспировские страсти в теориях заговора вокруг литераторов

Правила жизни
«Люди должны захотеть быть здоровыми» «Люди должны захотеть быть здоровыми»

Кто должен отвечать за стремление к здоровью и как бороться с эпидемией ожирения

Ведомости
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
Я никогда не ждала принца на белом коне Я никогда не ждала принца на белом коне

Актриса Валентина Ляпина размышляет о героине сказки «Царевна-лягушка»

Новый очаг
Леонид Быков. В бой идут одни герои Леонид Быков. В бой идут одни герои

Из реальной жизни боевых летчиков Быков взял в картину очень много деталей

Коллекция. Караван историй
Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением

Как решения используют в России по уборке нефтепродуктов?

Inc.
Две недели в середине лета: история о любви, абьюзе и смерти Две недели в середине лета: история о любви, абьюзе и смерти

Трогательный рассказ о насилии и любви, жизни и смерти

Psychologies
Мезозойские млекопитающие и их родственники оказались обладателями однотонного темно-коричневого меха Мезозойские млекопитающие и их родственники оказались обладателями однотонного темно-коричневого меха

Палеонтологи реконструировали окраску шести маммалиаформов

N+1
Реактивный рост Реактивный рост

Как стартап выпускников химфака МГУ и Бауманки превратился в большой бизнес

Ведомости
Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея» Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея»

Даже если вы талантливы и трудолюбивы, успех не гарантирован

Коллекция. Караван историй
Из чего выгоднее всего делать самогон? Из чего выгоднее всего делать самогон?

Разбираем экономику домашней дистилляции

Maxim
Юани и авось Юани и авось

Почему китайская валюта не заменила американскую на российском рынке

Деньги
Валдис Пельш: Как ревели горы Валдис Пельш: Как ревели горы

История-подъем, превозмогание, смелость и безумие

Maxim
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Старый новый рэп Старый новый рэп

Как в рэп вернулась непоколебимая маскулинность и почему это не так плохо?

Men Today
Вечный двигатель Вечный двигатель

Белла Филатова о том, как «чужое» место может стать «своим»

Seasons of life
Геолокация резидента Геолокация резидента

Зачем власти обновляют порядок актуализации информации о налоговом резидентстве

Ведомости
Открыть в приложении