«Пока человек не будет воскрешать, он будет убивать», — писал Николай Федоров

ЭкспертКультура

Николай Федоров: философ планетарной консолидации

«Пока человек не будет воскрешать, он будет убивать», — писал Николай Федоров. Все его наследие, начиная с проекта всемирной библиотеки и заканчивая регуляцией природных процессов, пронизано одной целью: победить смерть

Анастасия Гачева*

Пастернак Л. О. Портрет Николая Федорова. 1928 год

В начале XX века, отметившегося на карте истории черными воронками двух мировых войн и одновременно ставшего веком величайших научных и творческих прорывов землян — от создания квантовой теории и теории относительности, развития трансплантологии и открытия ДНК до космического рывка и старта цифровых технологий, — на далекой окраине России, в городе Верном (нынешняя Алма-Ата), вышел в свет первый том «Философии общего дела».

В семисотстраничную книгу под зеленой обложкой были собраны главные труды философа Николая Федоровича Федорова (1829–1903), знаменитого библиотекаря Румянцевского музея, собеседника Льва Толстого и Владимира Соловьева, мыслителя, идеи которого Федор Достоевский, по его собственному признанию, «прочел как бы за свои».

Современников и потомков Федоров поражал не только масштабом своей личности — «энциклопедист», знавший содержание всех книг огромной Румянцевской библиотеки, «философ-праведник», лишенный даже тени меркантильности и без слов приходивший на помощь нуждающимся, человек огромной силы духа и внутренней смелости, — но и дерзновенностью идей, мощной прогностикой, соединенной с проектированием будущего.

Он стремился выстроить созидательный вектор истории и был глубоко убежден в том, что наука и вера не антагонисты, а сотрудницы в деле миростроительства. Что человек, одаренный сознанием и способностью к творчеству, не пешка и не букашка, а существо, которому дана заповедь возделывать, совершенствовать и преображать бытие, причем не только в границах Земли, но и в масштабах Вселенной.

«Зритель небесного пространства» должен стать «обитателем» и деятелем звездных миров, победить смерть, возвратив к преображенной, творческой жизни всех когда-либо живших. От эксплуатации ресурсов земли, ставящей цивилизацию на грань катастрофы, к регуляции природных процессов, к глобальному управлению, основанному на глобальном знании; от геополитических противостояний и противоборств к планетарной солидарности и сотворчеству — такой ценностный выбор утверждал Федоров. Он видел в нем не только целеполагание личности, созревшей до чувства ответственности за мир, но и требование самой природы, рождающей человека как деятеля, призванного вести ее вперед.

Федоровский переворот в философии

Философ Сергей Булгаков назвал Федорова московским Сократом. Как Сократ древности повернул ход античной мысли от натурфилософии к этике, так и Федоров развернул философию Новейшего времени от чистого мышления к действию, от идеи к проекту. «Всякая философия несостоятельна, если она — мысль без дела», — подчеркивал он.

Вопрос «почему сущее существует?» он подчинял другому, бьющему в сердце вопросу: «почему живущее страдает и умирает?» А проблему добра и зла, составляющую систему координат любой философской системы, формулировал так: «Богатство ли добро, а бедность — зло, или жизнь, т. е. жизнь бессмертная, есть истинное добро, а смерть — истинное зло?»

В максиме Федорова «Добро есть сохранение жизни живущим и возвращение ее теряющим и потерявшим жизнь» — суть той всечеловеческой этики, которую утверждал мыслитель как опору цивилизации будущего и ключ к новой антропологии, где человек выступает как созидатель и сотворец, как существо, онтологически предназначенное противодействовать распаду, хаосу, небытию.

Для верующих человеческий род — соработник Бога в деле «восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения». Для тех, кто самоопределяется в пространстве светской мысли и позитивной науки, — мыслящий авангард природного целого, через который природа «начинает не только сознавать себя, но и управлять собою», двигаясь к тому состоянию, которое Владимир Вернадский позднее назовет ноосферой, новым творчески организованным состоянием биосферы Земли.

Разнообразные области активности человека — наука, культура, техника, производство, медицина, экономика, педагогика — у Федорова неразрывны с нравственным идеалом, с признанием абсолютной ценности Жизни, уникальности каждого «я», но не в его обособленности, эгоистическом противопоставлении себя другим, а в общем деле, в труде регуляции. Принцип индивидуального и коллективного действия философ определял так: «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех».

«Философия общего дела» против ценностного кризиса мира

Идеи философа легли в основание целого течения философской и научной мысли России, получившего название «русский космизм». Значение его не ограничивается тем, что оно дает философское обоснование выхода человечества в космос. Актуальность ноосферной, космической мысли — в преодолении ценностного кризиса цивилизации, которая, достигнув огромных успехов в сфере развития науки, техники, технологий, до сих пор не может ответить на вопрос, заданный Нестором-летописцем в начале «Повести временных лет»: «Чего ради создан был человек?».

Федор Достоевский недаром с воодушевлением откликнулся на мысли Федорова. Автор «Братьев Карамазовых» был убежден в невозможности для человека жить без «высшей идеи существования». Его герои «задают себе беспрерывно вопросы» и приходят к тупику и самоубийству тогда, когда иссякает в них вера в осмысленность бытия и истории, когда человек предстает нелепым, злым и ничтожным созданием, пущенным на землю «в виде какой-то наглой пробы» и способным лишь истощать природный мир, уничтожать себе подобных. Отсюда недалеко до пресловутой формулы «Человек — биомусор», которой так любят бравировать современные брейвики.

Для Федорова и космистов человек не биомусор, но существо, отвечающее за мир во всей полноте. Вспыхивающие то там, то здесь стихийные природные бедствия — землетрясения, наводнения, цунами, засухи, вспышки эпидемий, угрожающих жизни людей, — требуют, по мысли философа, планетарной консолидации.

Только объединившись вокруг глобальных проблем можно будет перековать мечи на орала, обратив «орудия разрушения» в «орудия спасения». Как это было в начале космической эры, когда технологии создания военных баллистических ракет были использованы для конструирования знаменитой Р-7, которая вывела на орбиту первый спутник, а затем корабль Гагарина.

Посмотреть на себя из глуби Вселенной

Федоров не раз повторял: на протяжении столетий человечество искало рецепт всеобщего счастья и стремилось к воплощению социальной гармонии, не понимая того, что при наличии смерти эта гармония недостижима. Смертность, неразрывно связанная в природном порядке с законом вытеснения и борьбы за существование, является объективной почвой «небратства».

Мысль о неизбежном конце отравляет психику токсинами страха, тоски, отчаяния, злого цинизма, порождает агрессию, выплескивается в локальных и глобальных конфликтах. Человечество эксплуатирует смерть, делая ее орудием давления, устрашения, наказания, инструментом братоубийственной, падшей истории, умножая ее жертвы и взаимную ненависть, вызванную этими жертвами.

Не поставив себе задачи преодоления смерти, возвращения к жизни всех жертв «небратства», невозможно установить «вечный мир». «Пока человек не будет воскрешать, он будет убивать», — пишет Федоров, настойчиво ища пути перехода от истории как арены ожесточенной борьбы, «взаимного истребления» людей и народов к истории как «работе спасения». При этом он намечает созидательные возможности политического и экономического действия, науки, техники, культуры и педагогики.

Саму миссию России, на протяжении веков собиравшей земли и народы, вводившей их в орбиту просвещения и исторического строительства, он видит в том, чтобы воплотить на практике и предложить другим народам и регионам целостную модель развития, основанную на принципе многообразия в единстве, субъект-субъектном, а не субъект-объектном отношении людей друг к другу и к миру. Эту идеальную модель человечества философ видел в образе Троицы, ипостаси которой связаны неслиянно и нераздельно, пребывают в безграничной любви, общении и сотворчестве.

Выдвигая задачу «умиротворения» и общего дела, Федоров меняет ракурс взгляда на социальную жизнь человечества с локального на глобальный, с теллурического на космический. Ибо именно он позволяет роду людскому осознать и почувствовать себя единым планетарным субъектом.

Пока наш взгляд направлен с Земли на Землю, мы делим планету на островки, ареалы обитания государств и народов, предопределяя их геополитическое противостояние. Глядя же на себя с орбиты или из глуби Вселенной, мы начинаем рассматривать человечество как единый субъект природной и социальной истории. Что совершенно не отменяет национально-культурных различий, индивидуальных траекторий развития народов и составляющих эти народы людей. Напротив, придает целому человечества многоликость, многоталантливость, полноту, утверждает ценность каждого «я» и одновременно его взаимодействие с другими людьми, в основе которого не доминирование, не отстаивание своих интересов в ущерб другим, но любовь, взаимная жертва, общее дело.

Знание как всеобщая ценность

Утверждая, что в человеке и через человека природа достигает «полноты самосознания и самоуправления», Федоров придавал огромное значение знанию, имеющему не элитарный, не кастовый, а всеобщий характер, способному воплотиться на практике, сориентировать действие. «Все должны быть познающими и всё — предметом знания и дела», — писал он.

Философ особенно ценил принцип самообразования, видя в нем проявление совершеннолетней активности личности, ее сознательной мотивации. Еще в начале пути, в 1854–1868 годах, работая учителем истории и географии в уездных училищах Липецка, Богородска, Углича, Боровска, Подольска и других, он отстаивал принцип активности учащихся в процессе познания, вовлекая учеников в исследовательскую деятельность. И свои энциклопедические познания, о которых ходили легенды, приобрел во время работы сначала в Чертковской библиотеке в Москве, где был помощником знаменитого историка, издателя журнала «Русский архив» Петра Бартенева, а затем в библиотеке Румянцевского музея с ее уникальными книжными и рукописными богатствами.

«Герой и подвижник в области книговедения», Федоров выступал за соработничество библиотек, музеев, архивов в области сохранения и трансляции знания и наследия. Философ отстаивал всеобщность и бесплатность доступа к информации, резко высказываясь против искусственных ограничений. Многие его проекты раскрываются во всей полноте только сейчас.

Еще в начале 1890-х годов знаменитый библиотекарь выдвинул идею международного книгообмена и проект всемирной библиотеки, в которой были бы собраны все издания, книги и манускрипты, появившиеся на разных концах земного шара в разные эпохи истории. В настоящее время эта идея философа обретает реальную перспективу в связи с возникновением цифровой формы хранения информации. Создание и развитие национальных электронных библиотек — шаг к созданию всемирной электронной библиотеки, куда вольются все цифровые ресурсы народов Земли.

Собиранию и хранению информации Федоров придавал не прикладной, а священный смысл, видел в нем первые этапы труда воскрешения. Институты памяти и наследия были для него не собранием артефактов прошедшего, а «собором лиц», стоящих за каждой книгой и документом. «Всякий человек носит в себе Музей», — писал мыслитель, подчеркивая, что занятия историей своего рода и судьбами своих предков — это путь к самопознанию и самоопределению личности.

Николай Федоров умел увлекать своими идеями. Библиотека Румянцевского музея стала при нем местом библиоволонтерства. «Пожертвовать своим трудом на пользу общую» философ побуждал и собирателей книги, даривших библиотеке свои коллекции или предоставлявших издания из них тем, кто занимался в читальном зале, и ученых, которых он призывал безвозмездно, по зову сердца, давать консультации читателям, самостоятельно исследующим предмет.

Ставя музейно-библиотечное самообразование выше пассивного слушания лекций, Федоров видел в библиотеке народный университет и научную лабораторию, стены которых открыты для всех. И сам щедро делился с читателями своим пониманием и умениями. Константин Циолковский, проходивший свои университеты самообразования в библиотеке Румянцевского музея под руководством Федорова, говорил, что философ заменил ему университетских профессоров. Из автобиографии Циолковского мы узнаем, что именно в годы общения с Федоровым у будущего родоначальника космонавтики впервые появилась мысль о проектировании аппарата, который позволит преодолеть силу земного тяготения и вывести человечество за пределы земли.

Технический и органический прогресс

В своем видении перспектив человека Федоров исходил из трагического разрыва между бесконечностью духовных порывов личности и ее физической ограниченностью, между полетом воображения и прикованностью к земле. Этот разрыв точно запечатлел поэтическим словом космист Федор Тютчев в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»:

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..

Вектор регуляции Николай Федоров направлял не только на внешний мир, но и на самого человека, подчеркивая необходимость целостной перестройки организма, управления протекающими в нем процессами, раскрытия тех потенций, которые еще «спят».

Осмысляя пути техники, горизонты развития технологий, он указывал на ограниченность и иллюзорность той «мощи», которой человек достигает за счет изобретаемых им орудий и механизмов. И выступал за постепенный переход от технического прогресса, создающего машинную цивилизацию, максимально расширяющего сферу искусственного, к прогрессу органическому — когда человек благодаря знанию и управлению законами жизни сможет свободно перемещаться в пространстве, жить в разных средах, регенерировать ткани своего организма, станет способным к бесконечному самообновлению, обретет бессмертие.

Философ неоднократно подчеркивал, что движение к «полноорганности» предполагает не только совершенствование физической природы людей, но и их нравственный рост, гармонизацию межчеловеческих отношений, развитие эмпатии, душевной прозрачности, взаимопомощи и любви. Любви не только к живущим, но и к умершим, без которых мир неполон и сиротеет. Ни один человек, с точки зрения Федорова, не должен быть потерян для вечности, ведь он обязательно кому-нибудь дорог.

* Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН, заведующая отделом музейно-экскурсионной работы и культурных проектов Библиотеки № 180 им. Н. Ф. Федорова.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Писатели и мода. Часть 2 Писатели и мода. Часть 2

Что Владимир Маяковский считал «самым красивым в человеке»?

Культура.РФ
История одной вещи: подстаканники, без которых не обходится путешествие на поезде История одной вещи: подстаканники, без которых не обходится путешествие на поезде

Рассказываем вековую историю подстаканников

Правила жизни
Как научиться быть благодарным: 3 шага Как научиться быть благодарным: 3 шага

Как научиться быть благодарным себе, окружающим и миру даже в трудные времена?

Psychologies
12 советских телефонных аппаратов: самые культовые и самые народные модели 12 советских телефонных аппаратов: самые культовые и самые народные модели

Испытываешь ностальгию по старой технике? Понимаем, уважаем, сами извращенцы

Maxim
Анастасия Калманович — о 1990-х, Москве тех лет, Земфире и жизни, похожей на остросюжетный фильм Анастасия Калманович — о 1990-х, Москве тех лет, Земфире и жизни, похожей на остросюжетный фильм

Анастасия Калманович рассказала свою историю беспокойных 1990-х

Правила жизни
Date rape drug: зачем женщинам подсыпают снотворное на свиданиях и вечеринках Date rape drug: зачем женщинам подсыпают снотворное на свиданиях и вечеринках

Как не стать жертвой изнасилования на свиданиях и вечеринках?

Forbes
Новый эко-тренд: стартапы в США начали выпускать съедобную посуду вместо одноразовой Новый эко-тренд: стартапы в США начали выпускать съедобную посуду вместо одноразовой

Тренд на отказ от одноразовой посуды распространяется во всем мире

Inc.
«Ключность»: почему мы переживаем из-за того, что случилось давным-давно «Ключность»: почему мы переживаем из-за того, что случилось давным-давно

Вы кого-то давно обидели, а воспоминания продолжают мучить все так же сильно?

Psychologies
Фотонным временным кристаллам предрекли роль лазеров Фотонным временным кристаллам предрекли роль лазеров

Теория взаимодействия атома с излучением в среде фотонного временного кристалла

N+1
В бессмертье в двадцать лет ушла: отчаянный подвиг Наташи Качуевской в битве под Сталинградом В бессмертье в двадцать лет ушла: отчаянный подвиг Наташи Качуевской в битве под Сталинградом

Медсестра Наташа до самой смерти вытаскивала с поля боя раненых бойцов

ТехИнсайдер
«Серийный бабник ее обманул!»: почему Эмили Ратаковски решила развестись с продюсером «Серийный бабник ее обманул!»: почему Эмили Ратаковски решила развестись с продюсером

Эмили Ратаковски рассталась продюсером Себастьяном Беар-МакКлардом

VOICE
Палеогенетики прочитали геномы десяти людей из мексиканского некрополя колониального периода Палеогенетики прочитали геномы десяти людей из мексиканского некрополя колониального периода

Палеогенетики не обнаружили метисации между индейцами, европейцами и африканцами

N+1
Кроссоверы против внедорожников, или почему Outlander победил Pajero Кроссоверы против внедорожников, или почему Outlander победил Pajero

Куда подевались «настоящие внедорожники» и почему их почти вытеснили кроссоверы?

4x4 Club
Парадоксы аппетита Парадоксы аппетита

80% молодых женщин считают себя толстыми

Лиза
Как в 50 выглядеть на 35: в чем главный секрет невероятной молодости королевы Рании Как в 50 выглядеть на 35: в чем главный секрет невероятной молодости королевы Рании

Как супруга короля Иордании Рания в 51 год умудряется выглядеть на 35 лет

VOICE
Китчен бук Китчен бук

Что такое система «буков» и как она помогает в работе ресторана?

Bones
Как общаться с прорабом и строителями, чтобы тебя не обманули: 4 совета от опытного дизайнера Как общаться с прорабом и строителями, чтобы тебя не обманули: 4 совета от опытного дизайнера

О чем важно сразу договориться с ремонтной бригадой и как проверять этапы работ

Maxim
«Лучшим мужем был мертвый муж»: как в США вдовы конгрессменов попадали в политику «Лучшим мужем был мертвый муж»: как в США вдовы конгрессменов попадали в политику

Как в XX веке женщины попадали в Конгресс США

Forbes
Как не нужно заниматься фитнесом: 10 ошибок, которые делает каждый второй во время тренировок Как не нужно заниматься фитнесом: 10 ошибок, которые делает каждый второй во время тренировок

Эти ошибки популярны среди тех, кто только начинает заниматься спортом

ТехИнсайдер
12 секунд в небе: как братья Райт научили людей летать? 5 фактов об истории создания первого летающего самолета 12 секунд в небе: как братья Райт научили людей летать? 5 фактов об истории создания первого летающего самолета

Создание первого в мире летающего самолета — это их неуемных рук дело

ТехИнсайдер
Пять кроссоверов Lada, которые могли стать суперхитами Пять кроссоверов Lada, которые могли стать суперхитами

Вспоминаем историю неудавшихся проектов Lada

РБК
Шрамы украшают динозавров: палеонтологи рассмотрели у древних ящеров пупок Шрамы украшают динозавров: палеонтологи рассмотрели у древних ящеров пупок

Пситаккозавра просветили лазером

Вокруг света
Сезонные десерты от GRANDPRO Сезонные десерты от GRANDPRO

Новые продукты и технологии позволяют создавать необычные блюда и десерты

Bones
Уйти нельзя остаться: «Я прожила с абьюзером 20 лет» Уйти нельзя остаться: «Я прожила с абьюзером 20 лет»

Подвергаться психологическому и физическому насилию и ничего не предпринимать?

Psychologies
Поражение миндалины не дало людям принести одного в жертву ради спасения многих Поражение миндалины не дало людям принести одного в жертву ради спасения многих

Пациенты с болезнью Убраха-Вите отказываются приносить в жертву невинного

N+1
Равноногие рачки «опылили» красные водоросли Равноногие рачки «опылили» красные водоросли

Биологи доказали, что животные могут переносить мужские гаметы водорослей

N+1
Тернистый путь к Тернистый путь к

Перед тем как выйти на красные дорожки, актеры залечивают раны

ТехИнсайдер
Ад здесь. Зачем смотреть фильм «Продукты 24» Ад здесь. Зачем смотреть фильм «Продукты 24»

«Продукты 24» — фильм об ужасах повседневности

СНОБ
Экономический бумт Экономический бумт

Пять кризисных эпох в истории дореволюционной России

Правила жизни
Еще 5 минуточек: как отучить себя тратить время впустую и победить прокрастинацию Еще 5 минуточек: как отучить себя тратить время впустую и победить прокрастинацию

Почему мы прокрастинируем и как от этого отучиться

ТехИнсайдер
Открыть в приложении