Еще 5 минуточек: как отучить себя тратить время впустую и победить прокрастинацию

Срок сдачи задачи уже на подходе, а рука так и тянется проверить ленту соцсети, появляется желание пойти полить цветы, поесть или потискать кота — в общем, сделать что угодно, лишь бы не садиться за выполнение. Если это состояние вам знакомо, значит, и прокрастинация тоже не чужда. Разбираемся, откуда возникает такое поведение и как научиться с ним справляться, чтобы успевать делать необходимые дела.
Что такое и откуда берется прокрастинация?
Прокрастинация, или откладывание дел до последнего, когда дедлайны уже горят, — это довольно часто встречающаяся практика. Соцопросы указывают, что так или иначе дела пытаются отсрочить более 95% людей.
Не нужно путать прокрастинацию с ленью. И хотя вторую не признают даже психологи, считая, что за простым и понятным словом скрывается множество причин, понять разницу можно.
Прокрастинация — это именно откладывание дел, но не полное их отрицание. Вместо того, чтобы выполнить задачу в спокойном ритме за час, человек делает все за последние 5-10 минут. Не факт, что страдает качество: кто-то может в короткий период максимально сконцентрироваться и получить прилив энергии.
Лень, в свою очередь, — это когда человек отказывается от выполнения задачи. Может быть, он однажды ее и сделает. А может быть, и нет. Лень связана с огромным количеством факторов, вплоть до депрессии и сильного выгорания, когда никакие негативные последствия безделья не пересилят нежелание браться за работу.

Причины прокрастинации
Трудности с концентрацией внимания и импульсивность
Мозг человека устроен так, что мы на подсознательном уровне всегда сравниваем издержки и объем работы, которые связаны с достижением цели. И у разных людей эта система устроена по-разному. Если предложить группе детей такую сделку — либо одна шоколадка сейчас, либо две, но через час,— тех, кто выберет подождать, окажется от 25% до 75% (точное значение зависит от возраста и некоторых других факторов). Даже несмотря на то, что такое решение кажется более рациональным — две шоколадки, с точки зрения ребенка, лучше, чем одна, — всегда существует процент тех, кто хочет вознаграждения прямо сейчас.