Несостоятельный муниципалитет
Без денег и полномочий, но с 13 индикаторами и 27 показателями эффективности: уволить главу муниципалитета станет проще
В Госдуме предложили окончательно спрямить вертикаль власти и позволить главам регионов увольнять глав муниципалитетов за «недостижение минимальных показателей эффективности». Такая инициатива прозвучала на круглом столе, организованном думским комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. К слову, с этой поправкой вся система местного самоуправления, де-юре независимая от органов власти, может быть просто упразднена — правда, вместе со статьей 12 Конституции.
Пока что отстранить главу муниципалитета возможно только по решению суда, да и то за нарушение законов и нецелевое расходование средств. Депутаты предлагают поставить судьбу чиновника в зависимость от состояния 13 основных индикаторов, которые сформулированы в «Перечне показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», подписанном президентом в 2008 году. Там есть и «число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек», и «доля протяженности автодорог общего пользования», и «общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя». В общем, все то, что от главы муниципалитета не зависит никаким образом. Помимо 13 основных есть и 27 дополнительных показателей, утвержденных постановлением правительства в 2012 году. Ситуация та же. Эти документы сегодня выглядят абсолютным анахронизмом: деньги у муниципалитетов отняли, полномочия отняли, а индикаторы остались. А теперь за них еще и увольнять будут.
Как рассказал нам председатель комиссии Общественной палаты (ОП) по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов, глава муниципалитета ответственен даже «за долю выпускников школ, не получивших аттестат о среднем полном образовании». Притом что «за содержание образовательного процесса органы местного управления не отвечают, они отвечают за функционирование организаций», — добавляет эксперт.
«У нас уже лет десять или пятнадцать говорится, что надо оставлять в муниципалитетах хотя бы часть налога на прибыль, но все эти разговоры и даже поручения президента не были реализованы», — поясняет «Эксперту» зампред комиссии ОП по территориальному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева.
«У нас в целом система сложилась таким образом, что практически две трети консолидированного бюджета страны — это федеральный бюджет, и менее десяти процентов занимают бюджеты муниципальных образований», — отмечает Андрей Максимов. Еще в 2012 году Владимир Путин говорил о необходимости создать «финансово состоятельные» муниципалитеты, способные решать «повседневные людские проблемы». Однако даже сегодня в ходе реализации «мусорной» реформы органы местного самоуправления (ОМС) лишь признаются в собственном бессилии и кивают в сторону региональной администрации.
Комплексные проблемы муниципалитетов никуда не делись. Глава ОМС связан «с хроническим дефицитом политических возможностей, экономических ресурсов, элементарного права голоса в решении тех самых вопросов местного значения», отмечает научный сотрудник факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова Кирилл Телин. В связи с этим логичным выглядит предложение экспертов предусмотреть прямые механизмы личного поощрения успешных руководителей ОМС. Действительно, негативных мотиваций более чем достаточно: региональная власть, пресса, сами жители.
Нет и четкого понимания того, как изменится процедура увольнения глав ОМС. «Кого мы имеем в виду? — задается вопросом Светлана Разворотнева.
— Есть несколько процедур избрания: избрание напрямую, избрание из числа муниципальных депутатов и назначение сити-менеджера специальной комиссией с участием регионального органа власти». Последний, к слову, идет на работу по контракту и может быть легко смещен региональной комиссией. Видимо, нововведения коснутся первых двух категорий. Некоторым городам, очевидно, придется пересмотреть и систему отчетности. Например, мэр Череповца, согласно уставу, «подконтролен и подотчетен городской думе».
Проблема современных ОМС заключается и в том, что на местных глав валит все шишки недовольное население, хотя те не в состоянии решить проблемы, а «государственная власть чаще смотрит не на то, насколько эффективно решаются вопросы местного значения, а насколько эффектно и послушно муниципальные руководители “берут под козырек”, исполняя поручения сверху», — поясняет Кирилл Телин. То есть речь идет о личностном факторе и персональной лояльности начальника.
ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl