Нефть в обмен на модернизацию
Россия может не только поставлять в Японию углеводородное сырье, но и развивать экспорт продовольствия и программного обеспечения. В обмен нашей стране для модернизации экономики, например для инфраструктурных проектов, остро необходимо японское высокотехнологичное оборудование, поставки которого будут нарастать, несмотря на продолжающиеся территориальные споры и санкционное давление.
Японцы считают себя осторожной нацией, и в полной мере их традиционный подход все делать с оглядкой проявляется в отношении экономического сотрудничества с Россией. Последние годы товарооборот РФ с Японией находится на стабильном уровне: по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), по итогам прошлого года он составил 20,3 млрд долларов. Это на 4,5% меньше, чем в 2018-м, и примерно столько же, сколько в 2015 году (см. график 1). Примерно на треть в долларовом выражении показатели торговли России и Японии упали после кризиса 2014 года, но это связано в первую очередь с резкими колебаниями валютного курса. Что касается текущего года, то по итогам первого квартала товарооборот между странами сократился на 8,3%, до 387 млн долларов. Однако наблюдатели указывают, что это падение временное, связано оно с пандемией, характерно для торговли и с другими странами и до конца текущего года показатели российско-японской торговли скорее всего восстановятся.
Впрочем, при видимой стабильности экономическое сотрудничество России с четвертой экономической державой мира (по итогам прошлого года Япония заняла третье место по ВВП после Китая, США и Индии) находится на весьма низком уровне. Для сравнения: показатели товарооборота России и Японии составляют всего одну десятую объема торговли между Японией и США, а по сравнению с объемом торговли между Японией и Китаем и вовсе меньше в 14 раз. «В целом торговые отношения России и Японии пока развиты слабо, — констатирует Владимир Максимов, руководитель департамента развития новых направлений бизнеса компании Toshiba в России. — Доля товарооборота с Японией в торговом балансе России составляет всего три процента, это меньше, чем, скажем, с Польшей (3,2 процента), хотя очевидно, что Япония — один из мировых технологических лидеров, а Россия — огромный рынок сбыта, ресурсов и кадров. С японской точки зрения ситуация схожая: доля России в экспорте страны составляет всего один процент, а в импорте — 2,2 процента. Таким образом, основные показатели торгового сотрудничества скорее стагнируют, причин такого положения дел много, в частности низкая инвестиционная активность Японии в России: ежегодный объем прямых японских инвестиций в Россию составляет всего полтора-два миллиарда долларов, то есть 0,1–0,3 процента от общих прямых иностранных инвестиций Японии в разные страны».
Технологии для инфраструктурных проектов
Неизменной остается и структура российско-японского товарооборота. Последние годы в поставках России в Японии доминируют нефть и нефтепродукты, доля которых в общем обороте достигает более 75%. А ключевые виды поставок из Япония в Россию — это автомобили (45%) и энергетическое оборудование, которые в сумме занимают более 70%.
О том, что экономическое сотрудничество России и Японии должно быть более разнообразным и что необходимо наращивать его объемы, говорят на самом высоком уровне. В частности, в мае 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил президенту РФ Владимиру Путину план сотрудничества из восьми пунктов, который предполагает усиление экономического взаимодействия российского и японского бизнеса в сфере медицины, модернизации городов, повышения производительности российской промышленности, взаимодействия малого и среднего бизнеса, сотрудничество в сфере информационных технологий.
Не так быстро, как хотелось бы, но ключевые идеи этого плана постепенно воплощаются в реальные проекты. И в ближайшее время этот процесс может ускориться в связи с острой потребностью российского бизнеса в модернизации. «Полагаю, что, скорее всего, структура экспорта-импорта России и Японии со временем будет более сложной и диверсифицированной, — прогнозирует Владимир Максимов, — Дело в том, что российская техносфера (промышленность, инфраструктура, энергетический комплекс) стремительно стареют, собственных мощностей России для модернизации этих комплексов не хватит, соответственно России неизбежно придется привлекать новые технологии из-за рубежа, в том числе из Японии. Сейчас в России накоплен огромный денежный резерв, который можно потратить на модернизацию, не возвращаясь к практике целевых кредитов 1970-х, когда в обмен на оборудование СССР поставлял в Японию металлы, лес, драгоценные камни и другие ресурсы».
В частности, в ближайшее время можно ожидать более активного привлечения японского оборудования и технологий в российские инфраструктурные проекты. «Основными направлениями российско-японского сотрудничества помимо энергетики в ближайшее время станут оборудование для транспорта, связи и прочей важной инфраструктуры, — продолжает Владимир Максимов. — Например, наша компания в последнее время активно участвует в модернизации российской логистики и связи. В частности, в 2017 году мы помогли “Почте России” внедрить “умные” поточные линии обработки почты и посылок, чтобы избежать почтовых коллапсов в эпоху развития электронной торговли. В ближайшем будущем мы прогнозируем рост спроса на японские технологии в России — например, это может быть распознавание лиц в связи с внедрением новых систем безопасности в российских городах».
Российские роботы для Японии
Другими перспективными направлениями сотрудничества России и Японии можно назвать медицину и здравоохранение, а также информационные технологии и сельское хозяйство. Эти отрасли все еще составляют небольшую долю в российско-японских экономических отношениях: например, по данным ФТС, прошлом году доля поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из России в Японию составляло всего 2,9% общего экспорта, но это направление имеет большой потенциал. «Пищевая промышленность — перспективная сфера сотрудничества России и Японии, — отмечает Моисей Фурщик, управляющий партнер компании “Финансовый и организационный консалтинг”. — В отношении продукции АПК у России есть целый ряд важных преимуществ — выгодные климатические отличия от Японии, наличие значительных земельных ресурсов, неплохая экология и достаточно интересные для Азии национальные традиции и технологии в сфере производства продуктов питания».
В последние годы заметен рост интереса японских компаний к созданию в России своих производств сельскохозяйственной продукции. Например, компания JGC Corporation развивает тепличное производство пищевой продукции в Хабаровске, где ее предприятие выращивает не только томаты и огурцы, но и японскую паприку и клубнику, причем частично продает эту продукцию на местном рынке. Или другой пример: с декабря 2016 года в Якутске успешно производит овощи в теплицах японская компания Hokkaido Corporation. А недавно дочерняя компания крупной металлургической корпорации JFE Engineering Corporation совместно с Marubeni Corporation объявила о планах запустить в Московской области производство клубники.
Хороший потенциал развития сотрудничества с японцами есть и у российской IT-индустрии: последние годы уверенно растут экспортные поставки программного обеспечения, которое все больше востребовано и в Японии. «В области информационных технологий у России неплохие конкурентные позиции, — продолжает Моисей Фурщик. — Но их необходимо дополнить пониманием потребностей довольно специфических японских потребителей, то есть адаптировать или специально разрабатывать IT-продукты под рынок Японии, а также обеспечивать их правильное продвижение. В том числе путем развития партнерских отношений между соответствующими компаниями двух стран. В качестве примера российских IT-продуктов, получивших заметную популярность в Японии, можно привести игры компании Playrix. Определенные шансы есть у специфической фармацевтической и косметической продукции, а также БАДов. Например, НПЦ “Микромир”, выпускающий средства гигиены и лечебную косметику на основе бактериофагов, недавно начал экспорт в Японию. Уже первая поставленная партия геля для гигиены и нормализации микрофлоры кожи и мягких тканей “Фагодерм” по объему соответствовала их месячному производству».
Примечательно, что в последнее время российским компаниям не только удается поставлять в Японию IT-продукты, но и делать интересные для японцев предложения в области робототехники. «Япония считается родиной роботов, и, казалось бы, у российских производителей мало шансов достичь успеха на японском рынке, но это не так, — рассказывает Павел Фролов, основатель компании РОББО и сети школ робототехники ROBBO Club. — Мы, производители образовательной робототехники, в декабре 2019 года открыли в Японии представительство, участвуем в госпрограмме по оборудованию инженерных классов в школах, открываем детские клубы робототехники. Сотрудничество с Японией началось с конкурса Fukuoka Startup Day, в котором мы приняли участие по приглашению бизнес-инкубатора “Ингрия” (мы являемся резидентом их технопарка “Санкт-Петербург”) в мае 2019 года. Целью конкурса, организованного правительством Японии, было найти российские технологии для их развития на японском рынке. Мы выиграли конкурс, наши образовательные программы и оборудование протестировали в школах Японии, пилоты оказались успешными. Нас пригласили открыть подразделение, что мы и сделали в конце 2019 года. Осенью приняли участие в выставке передовых технологий CEATEC, завели контакты среди коммерческих организаций страны. В апреле 2020 года мы открыли два первых клуба робототехники ROBBO Club в Токио и Фукуоке, начали продажи франшизы. Как и в России, в японских клубах мы запустили онлайн-обучение на время карантина. При этом мы одними из первых предложили дистанционные уроки программирования и робототехники в стране. В конце мая министерство экономики, торговли и промышленности Японии включило ROBBO Japan в государственную программу субсидирования образовательных услуг EdTech. Нам будут компенсировать затраты на открытие классов робототехники и программирования в японских общеобразовательных школах из госбюджета. То есть правительство страны готово обучать своих детей программированию и робототехнике с помощью российских технологий, и все это за один год».
За прозрачные правила
Безусловно, главными сдерживающими факторами развития делового взаимодействия России и Японии остаются санкции, а также связанная с территориальными претензиями политическая напряженность. Но наряду с этим японская сторона указывает на необходимость совершенствования российского законодательства. Например, выступая на последнем совместном заседании по российско-японскому экономическому сотрудничеству, которое в начале текущего года проводил РСПП, председатель Японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству Тэруо Асада отметил, что для роста взаимных инвестиций и углубления экономического сотрудничества с Россией необходимо обновить действующее с 2000 года межправительственное соглашение о поощрении и защите капиталовложений. «Двадцать лет назад, в 2000 году, вступило в силу действующее инвестиционное соглашение, которое является традиционным типом защиты инвестиций. Если обновить некоторые его положения для смягчения регулирования иностранных инвестиций, защиты инвесторов, создания комфортных условий для проектов и обеспечения прозрачности, можно ожидать повышения надежности и предсказуемости инвестиций в Россию», — заявил г-н Асада в своем выступлении. Это мнение поддержал посол Японии в Москве Тоехиса Кодзуки. «Я рассчитываю, что правительства, в частности, обратят пристальное внимание на это предложение», — сказал дипломат и добавил, что российские регионы заинтересованы в развитии экономического сотрудничества с японскими компаниями.
Российские власти, в свою очередь, говорят, что они на законодательном уровне совершенствуют нормативное регулирование, связанное с привлечением иностранных инвестиций, в том числе из Японии. В частности, особый упор регулятор делает на заключение специнвестконтрактов (СПИК), которые дают инвесторам значительные преференции. Например, на упомянутом заседании заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных обратил внимание японских бизнесменов на то, что в ближайшее время СПИК будут заключаться по усовершенствованным правилам. Помимо прочего в новом варианте соглашения СПИК 2.0 увеличивается срок действия контракта с десяти до двадцати лет, вводятся дополнительные налоговые льготы и, наконец, снижается минимальный порог обязательный инвестиций, который раньше составлял 750 млн рублей.
Японская же сторона в ответ на предложения властей заключать СПИК выражает озабоченность, что при его подписании для каждого инвестора условия оговариваются отдельно, часто в закрытом режиме. И было бы гораздо лучше, если для всех были единые прозрачные правила. Представители японского бизнеса также жалуются на неразвитость инфраструктуры в России, особенно на Дальнем Востоке. При этом исчерпывающую информацию о возможностях в России получают преимущественно крупные японские компании. «Одной из основных проблем является то, что средние по размеру японские компании очень мало знают о возможностях ведения бизнеса в России, а именно среди таких компаний имеется наибольший потенциал для роста инвестиций, торговли и технического сотрудничества, — говорит Моисей Фурщик. — Поэтому важно расширять прямые контакты между компаниями наших стран, не ограничиваясь гигантами, а системно отрабатывать целевые сегменты с привлечением экспертных организаций, глубоко понимающих структуру и принципы работы японской экономики».
Роботизация по-японски
Россия сильно отстает от Японии по уровню внедрения промышленных роботов. О том, что можно сделать для преодоления этого отставания, рассказывает Мотоко Даимон, генеральный директор «Кавасаки Рус».
— Как вы в целом оцениваете уровень роботизации российской промышленности по сравнению с Японией и другими странами? Какие преимущества робототехника может дать промышленным предприятиям?
— Несмотря на все преимущества, которые дает роботизация производственному предприятию, промышленных роботов еще редко встретишь на российских фабриках и заводах. К сожалению, уровень роботизации российских предприятий один из самых низких в мире. Сегодня по статистике IFR (Международная федерация робототехники) на десять тысяч работников в России приходится всего четыре робота. Для сравнения: в Японии этот показатель составляет 308 роботов. Один из главных сдерживающих факторов развития робототехники в России — низкая осведомленность о современных производственных технологиях. Одновременно, как это ни парадоксально, в России, имеющей одну из лучших в мире инженерных школ, не хватает инженеров по разработке роботизированных технологических процессов. Наконец, из экономических факторов следует отметить долгий срок окупаемости робототехнического комплекса, что связано с его высокой ценой по сравнению с невысокой стоимостью ручного труда.
— Kawasaki Heavy Industries — очень большой концерн. Расскажите, пожалуйста, о его подразделении, которое занимается выпуском промышленных роботов.
— Kawasaki производит промышленных роботов различного предназначения: для сварки, сборки, перемещения, покраски, палетирования, — способных работать в самых разных отраслях и весовых диапазонах. Уникальность роботов Kawasaki в том, что компания, в отличие от многих других производителей роботов, является одновременно и потребителем. На заводах Kawasaki мы применяем роботов собственного производства для выполнения самых разных задач. Таким образом, будучи сами потребителями роботов, мы не только можем понять потребности других потребителей, но и использовать собственный опыт их эксплуатации для дальнейшего усовершенствования.
— Насколько широко применяются промышленные роботы Kawasaki в России?
— Не секрет, что самым большим потребителем промышленных роботов, в том числе в России, является автопром, и долгое время он двигал развитие промышленной робототехники. Еще две отрасли, где промышленные роботы очень активно используются, — общее машиностроение и пищевая промышленность, где, по классической схеме, присутствуют и большая серийность, и однотипность операций. Есть мнение, что использование роботов экономически обосновано только на больших предприятиях. Но это не всегда верно. Например, один из последних наших проектов — небольшое предприятие по производству сухих строительных смесей в Самарской области. Тут один робот заменил 18 рабочих, найти которых для выполнения тяжелой, грязной и вредной для здоровья работы в российской глубинке совсем не просто.
DENSO: компоненты ускорения
Уже многие десятилетия японские компании занимают видные позиции на мировом рынке автомобильных компонентов. О партнерстве в этой сфере в России рассказывает Алексей Стрючков, старший специалист по продажам Denso в России, Беларуси и Армении.
— Как вы оцениваете динамику российского-японского сотрудничества в области автомобильных компонентов?
— В 1990-е автопарк в России в основном формировался автомобилями европейских производителей, однако в 2000-е ситуация начала меняться. Японские автомобильные бренды, например Toyota, сумели продемонстрировать преимущества своей продукции российскому потребителю, который стал все чаще отдавать предпочтение именно автомобилям из Японии. Компания Denso частично принадлежит концерну Toyota — именно Denso поставляет значительную долю компонентов для конвейерной комплектации автомобилей Toyota, а также автомобилей других японских брендов. Поэтому с ростом популярности японских автомобилей среди российских потребителей спрос на нашу продукцию для независимого рынка автозапчастей естественным образом возрос.
— Как давно Denso присутствует в России, какие продукты и услуги компании особенно востребованы на российском рынке?
— Denso начала работать на российском рынке в 2006 году, с тех пор мы стабильно фиксируем уверенный рост продаж. В 2013 году отдельный импульс развитию бизнеса дало открытие склада, и сегодня компания Denso Rus занимает самую большую долю среди всех регионов Европы и имеет оборот в несколько миллиардов рублей в год. Что касается нашего продуктового портфеля, то мы предлагаем изделия и продукты таких товарных категорий, как свечи зажигания, щетки стеклоочистителя, дизельные компоненты, компоненты системы охлаждения и кондиционирования, стартеры и генераторы, салонные фильтры, компоненты системы управления двигателем.
— Что можно сказать о сотрудничестве вашей компании с российскими партнерами? В каких направлениях Denso планирует развиваться в ближайшем будущем?
— Мы считаем очень успешным наше сотрудничество, например, с сетью станций технического обслуживания «Фит Сервис», которая является нашим стратегическим партнером: в частности, на протяжении шести лет мы были для них единственным стратегическим поставщиком свечей зажигания. В текущем году мы сосредоточены на реализации проекта авторизации станций технического обслуживания, которые занимаются обслуживанием и ремонтом автомобильных кондиционеров. Что касается новых продуктов, то в начале следующего календарного года мы ожидаем поступления на склад масляных и воздушных фильтров. Одновременно Denso продолжает бороться с такой проблемой, как поставка контрафактной продукции: со своей стороны мы инициируем судебные иски к компаниям, поставляющим такие изделия. Осуществляя борьбу юридическими методами, мы продолжаем информировать рынок о главных отличиях оригинала, чтобы помочь клиенту сделать правильный выбор.
Печать в новых реалиях
Вопреки прогнозам развитие цифровых технологий не приводит к отказу от классической печати на бумаге. Почему японским компаниям удается удерживать лидирующие позиции среди производителей печатных устройств и как этот рынок адаптируется к новым потребностям бизнеса, в том числе связанным с пандемией? Об этом рассказывает руководитель российского офиса Brother, генеральный директор ООО «Бразер» Наиль Гималиев.
— В чем заключаются конкурентные преимущества продукции компании Brother на сегодняшний день?
— Компания Brother существует уже более 110 лет. Слоган At your side («На вашей стороне») достаточно четко описывает концепцию ведения и развития нашего бизнеса, который ориентирован прежде всего на ожидания клиентов. Еще одно несомненное преимущество Brother — традиционное японское качество и высокая надежность устройств. Буквально на днях мы получили отзыв от крупного заказчика по итогам работы с нашей техникой, и первое, что он отметил, — более высокая, чем у предыдущего вендора, производительность оборудования, надежность сборки и минимальное количество проблем.
— Сегодня, когда весь мир переходит на цифровые носители информации, остается ли спрос на печатные устройства? Как ведущие производители этой техники адаптируются к новым запросам бизнеса?
— Уже довольно давно говорят, что бумага «умрет» и печатная техника исчезнет за ненадобностью, однако бизнес по-прежнему активно использует в своей работе принтеры, копиры, сканеры. А вот требования к печати меняются. Например, все большее значение приобретают мобильные и облачные решения. Наша компания гибко реагирует на такие запросы, мы предлагаем мобильные приложения для сканирования, печати и маркировки, приложения для безопасной облачной печати из любой точки мира, а также для сканирования в облако. Устройства Brother интегрируются с популярными облачными сервисами (Google Drive, Dropbox, Evernote, печать через Google Cloud Print) и известными облачными системами по управлению печатью, разработанными сторонними производителями (SafeQ, Papercut, Kofax).
— Как меняется ситуация на рынке устройств печати в связи с пандемией? Какие решения для бизнеса становятся более актуальными?
— В связи с масштабным переходом заказчиков на работу из дома мы, особенно в начале карантина, наблюдали высокий спрос на компактные многофункциональные устройства, которые полностью решают проблему печати, копирования или сканирования в домашних условиях. Например, я, работая из дома, могу распечатать документ как на месте, так и отправив его на печать на любой принтер в офисе. При этом наши технологии обеспечивают безопасность, конфиденциальность и сохранность документа от компрометации даже при удаленной печати — путем идентификации пользователя по ПИН-коду или иными способами с использованием Secure Print от Brother. И конечно, сейчас нужно обратить особое внимание на необходимость использования только оригинальных картриджей. Расходные материалы сторонних производителей нередко становятся причиной поломок техники и простоев. В условиях удаленной работы это может стать еще большей проблемой, чем обычно.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl