Не волшебная палочка

Мировой опыт доказывает: тратить деньги на ВСМ необходимо с открытыми глазами

ЭкспертОбщество

Не волшебная палочка

Мировой опыт доказывает, что тратить деньги на ВСМ необходимо с открытыми глазами, тщательно взвешивая и планируя каждый проект, вписывая его в стратегию развития национальной транспортной системы, с одной стороны, и региональных экономик по ходу следования трассы — с другой

Андрей Горбунов

Проекты ВСМ, которые в России РЖД предлагает реализовать между Санкт-Петербургом, Москвой и Казанью, активно заявляются во многих странах мира, от Польши до Марокко. Но до запуска движения поездов доходит далеко не каждый проект. В Западной Европе на уровне стратегических документов ЕС поставлена задача к середине нынешнего века сконцентрировать на ВСМ половину пассажиропотока на расстояниях 300–600 км. Между тем результаты реализованных проектов ВСМ неоднозначны. Есть абсолютно хитовые линии, востребованность которых у пассажиров почти сразу и сильно превзошла все самые смелые прогнозы, а остановочные пункты по их следованию стали точками роста новой экономики. Есть линии менее востребованные, сильно недозагруженные, у которых даже операционная работа убыточна и дотируется региональными и центральными бюджетами. Впрочем, в мире принято не только считать рентабельность конкретных линий, но и оценивать эффекты от развития национальной сети ВСМ, включая расширение рынков труда, товаров, услуг, капитала вследствие агломерационных эффектов и повышения мобильности населения.

ВСМ не следует тянуть до каждой деревни. Это не только высокоскоростной, высокотехнологичный, но и крайне дорогостоящий вид транспорта. В Евросоюзе Испания потратила на строительство ВСМ 31 млрд евро, Франция — более 38 млрд, Италия — почти 32 млрд, Германия — 28,5 млрд. Общие затраты на развертывание сети ВСМ в Китае уже превысили совершенно невообразимую цифру — 1,2 трлн долларов (это три четверти годового ВВП России).

ВСМ — это комплексный проект, выходящий за рамки чисто транспортных эффектов. При удачном расчете эти магистрали дают импульс экономическому росту. Но ошибки в планировании обходятся очень дорого. Поэтому долгое и детальное обсуждение проектов ВСМ в нашей стране с привлечением экспертного сообщества может положительно сказаться на их воплощении.

Национальный проект

Крупнейшей сетью ВСМ в Европе обладает Испания. В отдельные годы объемы прямых бюджетных вложений и банковских гарантий в строительство ВСМ в Испании превышали затраты на строительство автомагистралей, достигая 4 млрд евро в год, или 0,6% ВВП страны. Спустя 30 лет с момента запуска первой высокоскоростной линии две трети испанцев сегодня живут в зоне оперативного доступа к ближайшей станции ВСМ. Другой вопрос, насколько активно испанцы пользуются такой возможностью. Если «столичные» линии, от Мадрида до крупных экономических центров, неплохо загружены и рентабельны (Мадрид— Барселона—7,4 млн пассажиров в 2017 году, Мадрид—Севилья — 3,3 млн, Мадрид—Малага — 2,5 млн), то ряд провинциальных линий не могут похвастаться востребованностью. Например, загрузка ВСМ Ла-Корунья—Виго не превышает 19% расчетной. Заметим, конечные точки трассы — города с населением менее 300 тыс. человек, что существенно меньше эмпирической нижней границы населенности городов-узлов рентабельных высокоскоростных магистралей. Две другие линии ВСМ связали Мадрид с городами Леон (130 тыс. человек, административный центр одноименной провинции) и Сантьяго-де-Компостела (94 тыс. человек, столица Галисии). Как результат, загрузки новых линий между столицей и такими малочисленными городами не превысила соответственно 39 и 36%. Были примеры и полного провала в перспективном планировании. В 2011 году оператор Renfe закрыл линию ВСМ Толедо—Альбасете, после того как за полгода по ней было перевезено всего шесть тысяч человек.

Подоплека испанского бума ВСМ носит не чисто экономический характер. С самого начала проекту создания сети ВСМ в этой стране придавалось важное политическое и идеологическое значение — как символу национальной гордости, самостоятельности и состоятельности. К слову, испанцы сумели разработать и наладить массовое производство подвижного состава для ВСМ на собственной оригинальной платформе.

В 1980-е годы страна прошла через период автономизации, когда отдельные полномочия передавались на уровень вновь образованных провинций. В этот период строительство ВСМ обеспечивало лояльность местных элит, так как придавало импульс региональным экономикам, создавало рабочие места, увеличивало доступность столицы для провинциальных жителей. В настоящее время обеспечение работы убыточных незагруженных линий осуществляется за счет прибыли от ВСМ центральных направлений, где высокоскоростные поезда успешно оттянули на себя пассажиропотоки как с авиатранспорта, так и с традиционных железных дорог.

Важным элементом поддержания рентабельности перевозок на испанских ВСМ стало разделение железных дорог страны на две госкомпании: оператора перевозок Renfe и собственника инфраструктуры ADIF. Долговая нагрузка при строительстве линий ВСМ ложится на ADIF (более 20 млрд евро), а размер платежей со стороны Renfe за доступ и использование линий регулирует государство. За год Renfe перевозит на всех типах высокоскоростных и скоростных линий более 36 млн человек, из них поездами ВСМ пользуются чуть более 21 млн.

Бюджетная поддержка

Французская сеть ВСМ начала создаваться во второй половине 1970-х годов. Первая линия ВСМ Париж—Лион, запущенная в 1981 году, полностью окупилась к 1992 году, после 11 лет эксплуатации. Государственные фонды и после 2000 года активно привлекались к финансированию строительства новых линий ВСМ. В недавно построенных или строящихся линиях ВСМ доля государственных субсидий составляет от 10% на линии Валанс — Средиземное море до 40% на линии Тур—Бордо и 75% на линии Париж—Восток.

Источником финансирования для важной в политическом отношении линии ВСМ между Парижем и Страсбургом, дающей выход на высокоскоростные магистрали Германии, стали государственные фонды Франции и французских провинций, Люксембурга и ЕС.

Фонды ЕС, основной вклад в наполнение которых вносят Германия и Франция, являются одним из важных источником финансирования строительства ВСМ в Евросоюзе. На них приходится в среднем по 11% инвестиционных программ ВСМ. С 2000 года ЕС предоставил 23,7 млрд евро в виде субсидий для совместного финансирования вложений в инфраструктуру высокоскоростных железных дорог. Еще 29,7 млрд евро, но уже в виде кредитов, выделил Европейский инвестиционный банк. Испания стала основным получателем половины средств ЕС, выделенных для инвестирования высокоскоростных железнодорожных перевозок (более 11 млрд евро). Доля Италии составила всего 2%.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цифра в расфокусе Цифра в расфокусе

Владимир Бессонов рассказал, что и почему не так в данных Росстата

Эксперт, сентябрь'19
Лучшие летние веранды Петербурга. Гид «РБК Стиль» Лучшие летние веранды Петербурга. Гид «РБК Стиль»

По-настоящему классные веранды в городе — не слишком тиражируемый жанр

РБК, июнь'19
Тонкая и звонкая: 9 звезд с самой узкой талией Тонкая и звонкая: 9 звезд с самой узкой талией

Кто из звезд сегодня может похвастать самыми изящными изгибами

Cosmopolitan, июнь'19
Александр Роднянский — о «Кинотавре» и повторении чужих успехов Александр Роднянский — о «Кинотавре» и повторении чужих успехов

Президент «Кинотавра» Александр Роднянский о том, что стало с фестивалем

РБК, июнь'19
Куда везет «Яндекс»? Куда везет «Яндекс»?

На российском рынке такси новое крупное поглощение агрегаторов

Эксперт, июль'19
Сколько можно заработать на перепродаже кроссовок Сколько можно заработать на перепродаже кроссовок

По каким правилам сегодня живет бизнес перепродажи кроссовок

РБК, июнь'19
Идеи на триллион Идеи на триллион

Минфин подсчитал стоимость расходов на социальную часть президентского послания

РБК, июнь'19
Бериллий вне таблицы. Каков он? Бериллий вне таблицы. Каков он?

Периодическая таблица. От элемента к элементу

Наука и жизнь, март'19
Почему половина стартапов в России не сможет привлечь инвестиции Почему половина стартапов в России не сможет привлечь инвестиции

Каждый второй предприниматель не сможет получить финансирование от инвесторов

Forbes, июнь'19
Антифашисты в немецких мундирах Антифашисты в немецких мундирах

Заговор против Гитлера окончился двойной неудачей

Дилетант, июль'19
США обогнали Китай по числу инвестпроектов в России США обогнали Китай по числу инвестпроектов в России

Россия вошла в топ-20 стран, привлекательных для иностранных инвесторов

Forbes, июнь'19
Незамеченная катастрофа: в Судане военные убивают и насилуют людей, но международное сообщество не спешит вмешаться Незамеченная катастрофа: в Судане военные убивают и насилуют людей, но международное сообщество не спешит вмешаться

Судан существует в режиме политической и гуманитарной катастрофы

Esquire, июнь'19
Как избавиться от отеков Как избавиться от отеков

Мы собрали и протестировали по-настоящему эффективные салонные процедуры

Women’s Health, июнь'19
Что произошло в карьере Месси за последний год? Что произошло в карьере Месси за последний год?

В честь дня рождения аргентинского футболиста вспоминаем, как он провел год

GQ, июнь'19
Ле Бурже — 2019: авиапром в условиях новой публичности Ле Бурже — 2019: авиапром в условиях новой публичности

В самолетостроении на наших глазах происходит тихая революция

Forbes, июнь'19
Сто лет одиночества: звезды, о личной жизни которых давно ничего не известно Сто лет одиночества: звезды, о личной жизни которых давно ничего не известно

Подборка знаменитостей, скрывающих личную жизнь за семью замками

Cosmopolitan, июнь'19
Само несовершенство. Почему женщины не любят себя Само несовершенство. Почему женщины не любят себя

Как полюбить себя, если с самого детства от вас требовали быть идеалом

Forbes, июнь'19
Стимуляция бедности. Почему увеличение детского пособия никому не принесет пользы Стимуляция бедности. Почему увеличение детского пособия никому не принесет пользы

Увеличивая размер пособия, правительство оказывает медвежью услугу матерям

Forbes, июнь'19
Тусовки, внебрачные дети и суды: скандальные члены монарших семей и их истории Тусовки, внебрачные дети и суды: скандальные члены монарших семей и их истории

9 членов королевских семей Европы, с чьими именами связаны громкие скандалы

Cosmopolitan, июнь'19
«Я чувствую ответственность за это безобразие». Главное из прямой линии Владимира Путина «Я чувствую ответственность за это безобразие». Главное из прямой линии Владимира Путина

Семнадцатая по счету прямая линия Владимира Путина продлилась более 4 часов

Forbes, июнь'19
Лето без проблем. 9 советов для будущих мам Лето без проблем. 9 советов для будущих мам

Это чудесное время года таит множество опасностей для беременной женщины

9 месяцев, июнь'19
От Сталинграда до ГАЗа: как в СССР появилась «Победа» От Сталинграда до ГАЗа: как в СССР появилась «Победа»

28 июня 1946 года была собрана первая партия автомобилей ГАЗ-М20 «Победа»

Популярная механика, июнь'19
Похищенный на Рублевке. Кто пожаловался в ФСБ на Давида Якобашвили Похищенный на Рублевке. Кто пожаловался в ФСБ на Давида Якобашвили

Бизнесмен Борис Минахи обвинил Давида Якобашвили в попытке рейдерского захвата

Forbes, июнь'19
Крупнейший поставщик камер полиции в США отказался от функции распознавания лиц Крупнейший поставщик камер полиции в США отказался от функции распознавания лиц

Axon объявил, что не будет добавлять функцию распознавания лиц

Forbes, июнь'19
Чтобы мужики не жаловались Чтобы мужики не жаловались

КамАЗ совместно с немецкой компанией Daimler запустил новый завод кабин

Эксперт, июнь'19
Камеры, ужесточения и запрет правых рулей: что ждет автомобилистов Камеры, ужесточения и запрет правых рулей: что ждет автомобилистов

С 1 июля в России изменится жизнь автомобилистов

РБК, июнь'19
«Дизайнерские дети»: как ученый из Китая открыл ящик Пандоры, отредактировав ДНК двух младенцев, — и пропал без вести «Дизайнерские дети»: как ученый из Китая открыл ящик Пандоры, отредактировав ДНК двух младенцев, — и пропал без вести

В ноябре 2018-го в Китае родились дети с отредактированной ДНК

Esquire, июнь'19
Holme — новая модель John Lobb из коллекции non-welted Holme — новая модель John Lobb из коллекции non-welted

Holme отлично подойдет активным путешественникам, привыкшим отдыхать со вкусом

Men’s Health, июнь'19
На старт, внимание На старт, внимание

Новую гонку ведущих космических держав можно считать открытой

Популярная механика, июль'19
«Не ори на мать!» Звезды, у которых очень напряженные отношения с родителями «Не ори на мать!» Звезды, у которых очень напряженные отношения с родителями

О тех звездах, кто не поддерживает связь с родней

Cosmopolitan, июнь'19