Эдвард Мунк: Как украсть миллион
Кража картин Эдварда Мунка становится такой же норвежской национальной традицией, как сочинение мифов о троллях или ловля трески. Полотна великого экспрессиониста воруют в Норвегии с завидным постоянством...
Февральским утром 1994 года в Национальной галерее Осло вместо картины «Крик» служители обнаружили пустое место и записку. Накануне ночью двое неизвестных вскарабкались по лестнице, выбили окно, сняли со стены полотно стоимостью семьдесят пять миллионов долларов и беспрепятственно скрылись. На все им понадобилось меньше одной минуты. Особенно удивлял тот факт, что после срабатывания сигнализации злоумышленники не убежали, а спокойно отключили ее, да еще перед тем как покинуть музей, черкнули на листочке благодарность за плохую охрану. Дерзкое ограбление, обескуражившее всю Норвегию, быстро получило международную огласку — именно в этот день, двенадцатого февраля, открывались зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере. Скандал набирал обороты: украден один из самых ценных шедевров мировой живописи! По просьбе норвежской полиции к розыску картины подключился британский СкотлендЯрд, сотрудники арт-отдела которого славились высоким профессионализмом. Англичанам не было равных в распутывании хитроумных преступных комбинаций и внедрении подставных покупателей на рынок краденых произведений искусства.
Ведь украсть картину — только полдела, ее надо еще сбыть. А дела у похитителей, несмотря на удачное начало, явно не задались: то ли заказчик отказался, то ли они заранее не продумали, что с добычей делать дальше. Во всяком случае, совсем скоро воры дали о себе знать, потребовав у властей миллион долларов за возврат полотна. Те платить отказались. Мошенникам ничего не оставалось, как искать потенциальных покупателей. Через три месяца желающие нашлись. Договорившись о продаже за довольно скромную сумму в четыреста десять тысяч долларов и о встрече в отеле маленького приморского городка Осгордстранда, парочка не подозревала, что попалась на удочку. Под видом скупщиков краденого на сделку явились британские детективы и арестовали воров в номере отеля. Там же обнаружили и полотно Мунка 1893 года.
Странное совпадение — картину нашли в том самом курортном городке Осгордстранде, где художник обычно проводил летние месяцы. В это идиллическое местечко на западном берегу Осло-фьорда в ста километрах от столицы Эдвард приезжал более двадцати лет и даже приобрел там скромный домик с видом на море. Здесь его мятущаяся душа обретала покой, а работы — яркие краски и свободные мазки. Столичную знаменитость жители уважали, хотя и считали чудаком. В этом крошечном городке с его белыми домиками и лодками у пирсов, по словам Эдварда, «нельзя и шагу сделать, чтобы не захотеть работать». Его вдохновляли сумрачные скалы и зеленоватая вода фьорда, пустынные молы, серые валуны, кусты красного шиповника. И Мунк жадно писал все, что попадалось на глаза. «Гулять по Осгордстранду — будто гулять среди моих картин», — говорил он друзьям.
Спустя десять лет тихая Норвегия вновь напоминала растревоженный улей. Кража из Музея Мунка, случившаяся в 2004 году, вполне может претендовать на «похищение века». Ограбление проходило по всем канонам голливудского боевика. Налетчики действовали хладнокровно и даже вызывающе. В воскресенье двадцать второго августа в музее было полно народу. Неожиданно в зал ворвались два человека в балаклавах и угрожая пистолетами, уложили на пол охранника и смотрителей. Затем на глазах у нескольких десятков перепуганных посетителей сорвали со стены два полотна Мунка — «Крик» 1910 года и «Мадонну», выскочили из здания и скрылись на автомобиле, поджидавшем у входа.
Страну охватил шок. Была вновь похищена не только очередная версия самой известной картины — можно сказать национальное достояние, — но и впервые в истории королевства это произошло с применением огнестрельного оружия! К тому же свидетели рассказали, что когда воры убегали, «Крик» уронили. Сотрудники музея пришли в отчаяние — картина ветхая и любые резкие перемещения, тем более падение, нанесут ей невосполнимый ущерб.
Задержать преступников по горячим следам не удалось. На одной из улиц Осло обнаружили лишь брошенный черный «ауди», а в мусорных баках рядом с галереей — рамы от украденных картин. Оставалось ждать, когда грабители потребуют выкуп. Тянулись месяцы тревожных ожиданий и рутинной работы, в ходе которой прослушали более семидесяти тысяч телефонных разговоров и провели десятки допросов свидетелей. Время от времени появлялись слухи о том, что отчаявшись продать слишком известные полотна, преступники их сожгли.