Сообразим на троих
Сергей Студенников в одиночку создал гигантскую сеть алкомаркетов «Красное & Белое» и неожиданно отдал ее «табачным магнатам», ветеранам списка Forbes. Что стало с компанией спустя почти два года?
В новогодние каникулы 2019 года настроение основателя сети магазинов алкогольных напитков «Красное & Белое» Сергея Студенникова было совсем непраздничным. Двадцать шестого декабря 2018 года в офисы и на склады его компании пришли с обысками сотрудники ФНС, ФСБ, ОМОН и Росалкогольрегулирования. Как выяснилось позже, сеть заподозрили в обороте контрафакта и неуплате налогов. Старый знакомый, случайно встретивший предпринимателя на улице Челябинска, бросил дежурное: «Как дела?» — «А то сам не знаешь. Плохо!» — резко ответил Студенников. Впрочем, ситуация выправилась достаточно быстро: в конце января 2019-го стало известно о слиянии «Красного & Белого» с сетями «Бристоль» и «Дикси» Игоря Кесаева (№28 в рейтинге богатейших бизнесменов России, состояние $3,5 млрд) и Сергея Кациева (№66, $1,5 млрд), основателей крупнейшего в стране табачного дистрибьютора «Мегаполис». Студенникову досталось 49% акций объединенной компании, через год после сделки его состояние, по оценке Forbes, увеличилось с $850 млн до $1 млрд. По итогам 2019 года оборот «Красного & Белого» достиг 420 млрд рублей, прогноз на 2020-й — 530 млрд рублей. Челябинский предприниматель продолжает самостоятельно управлять сетью, партнеры, по его словам, не вмешиваются. Кому и зачем нужно было это слияние?
Выбор напитка
После одной из самых громких сделок в российском ретейле прошло больше полутора лет, и Сергей Студенников впервые согласился поговорить с журналистом. Бизнесмен встретил корреспондента Forbes в своем московском офисе, расположенном в золотой башне «Меркурий тауэр» Игоря Кесаева в «Москва-Сити».
Выпускник Саткинского горно-керамического техникума занялся бизнесом в конце 1980-х. Лично ездил за товаром, стоял в очередях, покупал и перепродавал продукцию возле ресторана «Уральские пельмени» в Челябинске. Позже Студенников участвовал в запуске уральской розничной сети «Монетка» Романа Заболотнова и Александра Жеребцова, был директором представительства в Челябинске. «Сергей там был младшим партнером, а Заболотнов — его боссом», — рассказывает старый знакомый Заболотнова и Студенникова.
Заработав первые деньги, Студенников основал собственный «SPS-Холдинг», куда в разное время входили оптовые фирмы по торговле бакалеей, табаком, стройматериалами, алкоголем и пивом. «Мне сильно повезло в жизни, — признается бизнесмен. — Я общался с людьми, которые начали заниматься ретейлом уже в конце 1990-х. Они вдохнули в меня идею ретейла, расширили мировоззрение». В начале 2000-х Студенников с региональным партнером компании «Р-Модуль» из Нижнего Тагила основал фирму «Ролис», которая управляла сетью строймаркетов «Евроград». Через несколько лет партнер погиб в ДТП, в одиночку Студенников бизнес не потянул и свернул его.
Внимание предпринимателя переключилось на другое направление — в его холдинг входила фирма по оптовой торговле алкоголем «Азимут». Ее Студенников зарегистрировал в 2003 году вместе с тремя основателями продуктовой сети «Три богатыря» из закрытого города Озерска в Челябинской области. «Это было собрание свободных художников: оптовое направление было общим, а розницу каждый мог развивать свою отдельно», — рассказывает знакомый челябинских бизнесменов. Позже интересы партнеров разошлись, но именно тогда Студенников окончательно определился, чем займется дальше.
1,6% доля расходов россиян на покупку алкогольных напитков в 2019 году
В 2006 году он открыл первый магазин «Красное & Белое» в Копейске, городе-спутнике Челябинска. Продажи в точке, специализирующейся на торговле алкоголем, сразу же превысили ожидания. Успех был неожиданным для местных бизнесменов. «Сергей не менеджер, он предприниматель 1990-х, который действует по принципу «есть идея — погнали», — рассказывает один из них. — Все систематизировать, составить бизнес-план — это не про него. У него вечно все падало, не получалось. Поэтому, когда «Красное & Белое» выстрелило, все были в шоке».
За первый год сеть выросла до 64 алкомаркетов. Небольшие магазины площадью в среднем 80 кв. м вмещали несколько сотен товарных позиций, в основном алкоголя, пива и сигарет. С самого начала была задача дать лучшее ценовое предложение, например пол-литровую бутылку водки в магазине продавали за 29 рублей.