Какой вышла «Баллада о певчих птицах и змеях» — приквел «Голодных игр» о том, что злодеем может стать каждый хороший человек
В августе 2020 года издательство «АСТ» выпустит переведенный на русский роман «Баллада о певчих птицах и змеях» Сьюзен Коллинз — вышедший в мае 2020-го на английском приквел суперпопулярной трилогии «Голодные игры». Книга рассказывает о событиях, происходивших в тоталитарном государстве Панем за 64 года до истории Китнисс Эвердин: тогда игры, в которых каждый год подростки должны убить друг друга под прицелами камер — или умереть, только появились и еще не были так популярны, а в центре повествования оказывается главный злодей трилогии, юный Кориолан Сноу. Переводчица и главный редактор Storytel Анастасия Завозова прочитала роман и рассказывает, как фантастическая история о борьбе добра и зла на деле оказывается неуютным и очень честным рассказом о том, что практически никто не рождается злодеем — но каждый из нас может им стать, если раз за разом будет делать самый легкий выбор из возможных.
Когда в 2019 году было объявлено, что выходит приквел «Голодных игр», эта новость казалась со всех сторон идеальной. Трудно представить себе более животворящую для всей YA-литературы (young adult. — Esquire) трилогию, чем «Голодные игры» — с полнокровной и совершенно не устаревшей главной героиней, чей смысл жизни не сводится к выбору между двумя мальчиками, и не менее вневременной историей, которая говорит о важном, но не поучает. Сначала о будущем приквеле было известно немного — только то, что действие в нем будет происходить за 64 года до событий, описанных в «Голодных играх», и фанаты даже предполагали, что, возможно, Коллинз расскажет историю Мэгз, самого старого трибута «Голодных игр» и бывшей победительницы игр, которой в основной трилогии досталось короткое, но очень яркое и трагичное ответвление сюжета.
Но когда в начале 2020 года опубликовали первый тизер из грядущего приквела, выяснилось, что не все так просто. «Баллада о певчих птицах и змеях» оказалась историей Кориолана Сноу — главного злодея трилогии, рафинированного садиста и тоталитарного тирана. Разумеется, фанатское возмущение не заставило себя ждать: и не только потому, что мало кому хотелось оказаться в голове условного Волдеморта, но еще и потому, что в самом начале романа Сноу предстает вполне себе нормальным человеком, юным подростком, оказавшимся в таких обстоятельствах, которые вполне себе могут вызвать сочувствие. Уж не хочет ли Коллинз заставить нас сопереживать убийце, человеку, который потом будет хладнокровно отправлять детей на верную смерть, — вот что волновало фанатов. На самом же деле все оказалось куда сложнее: «Баллада о змеях и певчих птицах» — это не попытка заставить читателя увидеть в злодее и тиране что-то человеческое и его пожалеть. Это история о том, что для того, чтобы встать на сторону добра, человеческого часто бывает недостаточно.
«Голодные игры»: история создания, сюжет и цифры
Коллинз подписала контракт на три книги с издательством Scholastic в 2008 году — за вполне оправданный шестизначный аванс, и в дальнейшем ее прибыль от продажи книг составила около $20 миллионов. К 2012 году, когда на экраны вышел первый фильм трилогии с Дженнифер Лоуренс в главной роли, только в США уже было продано 36,5 миллиона экземпляров трилогии, а к настоящему моменту трилогия переведена уже более чем на 50 языков. По словам самой Коллинз, идея книги, в которой подростки убивают друг друга перед камерами ради развлечения зрителей, пришла ей однажды ночью, когда она переключала каналы и вслед за репортажем о детях-смертниках в Ираке увидела кадры из какого-то реалити-шоу.
Действие трилогии происходит в дистопическом государстве Панем (выражение panem et circenses, «Хлеба и зрелищ!», имеет самое непосредственное отношение к названию), которое состоит из 13 промышленных районов-дистриктов и столичного, яркого до вульгарности, изнеженного и поедающего пирожные Капитолия. После тяжелой гражданской войны, когда дистрикты восстали против Капитолия и восстание было очень дорогой ценой подавлено, в стране ежегодно проходят «Голодные игры», в которых легко угадывается основа из мифа о Тесее и Минотавре. Юноша и девушка из каждого дистрикта должны сражаться на напичканной смертоносными ловушками арене, пока в живых не останется только один человек. Когда девушка из Двенадцатого, шахтерского, и самого бедного дистрикта Китнисс Эвердин вызывается добровольцем на играх вместо младшей сестры, и начинается история, при помощи которой Коллинз очень доступно, но не снисходительно рассказывает подросткам о концепции справедливой войны, где, как выясняется, тоже не бывает победителей.