Наличные снова в цене
На руках у граждан и компаний все больше наличных: первые тратят их на покупки, вторые — на компенсацию убытков
Количество наличных денег на руках у населения и у предприятий (М0) выросло с 18,8% денежной массы (М2) на конец февраля до 21,1% на начало июня (см. графики 1 и 2). Как долго еще продолжится рост доли наличных — пока непонятно. Однако вот уже больше десяти лет этот показатель плавно снижался (с незначительными коррекциями) — с 30% на конец 2008 года до 18,7% на начало 2020-го. Сравнимый скачок спроса на наличность наблюдался во время кризиса 2008–2009 годов. Кризис 2014–2015-го прошел без увеличения спроса на наличные деньги.
Сняли деньги с депозитов
Для начала попробуем изучить картину происходящего более детально. Для этого посмотрим на вклад отдельных составляющих в темпы прироста денежной массы (М2) к аналогичному периоду предыдущего года. Из графика 3 видно, что на расчетных счетах предприятий, а также на текущих и карточных счетах физических лиц денег меньше не становится — скорее виден небольшой рост.
На графике эти показатели входят в переводные депозиты организаций и населения соответственно. Так что рост наличности, по всей видимости, происходит за счет сокращения традиционных депозитов организаций и физлиц. «Эксперт» уже много раз писал о снижении спроса на банковские депозиты и замещение их другими инструментами, однако этот фактор объясняет долгосрочную тенденцию сокращения банковских депозитов, но не резкий скачок спроса на наличные деньги.
Впрочем, использование сбережений (депозитов) для текущего потребления в период самоизоляции также могло отразиться в статистике как рост объема наличности при снижении депозитов. «Вероятно, одним из мотивов изъятия денег из банков могли быть опасения относительно стабильности и непрерывности работы банковской системы, — отмечает старший экономист банка “Открытие” Максим Петроневич. — Рост наличных денег мог быть связан с тем, что на период самоизоляции люди стали реже снимать наличные в банкоматах, и по этой причине средняя сумма снимаемых средств и, соответственно, сбережений в наличной форме стала больше. Рост объема наличных рублей мог быть связан с увеличением продаж наличной валюты населением, чтобы профинансировать текущее потребление».
Рост спроса на наличность часто проявляется во время кризисов. Эксперт Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Дмитрий Плеханов поясняет, что рост M0 (наличные деньги в обращении) отражает эффект увеличения запасов наличных, который, как правило, проявляется в период экономической нестабильности. «Кроме того, на этот раз дополнительным фактором стало существенное сокращение оборота розничной торговли и сферы услуг, что в сочетании с расширением практики безналичных платежей при совершении интернет-покупок привело к замедлению вывода наличных из обращения», — добавляет он.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова также связывает рост использования наличности с введением карантина (самоизоляции) и изменением привычных схем покупок. «Если в нормальных условиях значительная часть расходов населения была связана с услугами или покупкой товаров, которые можно оплачивать безналично, то закрытие торговых центров и ограничения в работе сектора услуг изменили структуру потребления. Соответственно изменилась и структура платежей. По оценкам, во время карантинных месяцев минимально упал спрос на продукты питания, максимально — на товары не первой необходимости. Так что доля наличных должна была вырасти в тех сегментах, где спрос сильно не пострадал», — рассуждает г-жа Орлова. Это логично: ведь многие маленькие продуктовые магазины часто предпочитают оплату наличными, а вместе с закрытием торговых центров закрывались и супермаркеты, в них расположенные.
Бизнес вернулся к кешу
Если посмотреть на ситуацию с точки зрения предприятий, то для некоторых из них переход на наличные расчеты тоже оправдан. «Юрлица выводили средства в наличность в основном в марте—мае, в том числе за счет привлечения кредитов. Это видно по банковской статистике. Из наблюдений: сейчас меньше торговых точек предлагают оплату картой, чем до введения ограничительных мер. Заплатить можно или налом, или переводом по номеру телефона (то есть переводом физлицу. — “Эксперт”). Причины могут быть связаны с налогами: возможно, большие выпавшие доходы у многих юрлиц заставляют идти на такой шаг», — рассказывает старший аналитик по финансовым рынкам Райффайзенбанка Денис Порывай.
Можно даже предположить, что рост объема наличных привел к снижению затрат МСП на обналичку, чем немного поддержал экономику, пусть и в теневом секторе. Сюда же можно отнести и рост числа самозанятых, которые стали таковыми в том числе из-за проблем по основному месту работы. Только в Москве к 1 мая 2020 года было зарегистрировано 275 тыс. самозанятых граждан — на 81 тыс. больше (+41,7%), чем на начало года. Не секрет, что многие самозанятые, как и мелкие магазины, о которых говорилось выше, предпочитают принимать оплату наличными.
Кстати, рост спроса на наличность во время коронавируса наблюдается не только в России. «С января по апрель объем наличных денег в обращении в России вырос на 13 процентов. Похожая ситуация наблюдалась и в других странах. Так, в США, по данным на 15 июня, объем наличных долларов в обращении вырос до 1,85 триллиона по сравнению с 1,7 триллиона на конец 2019 года, что означает рост показателя на 8,2 процента. В еврозоне объем наличных увеличился за период с января по май на 4,7 процента. В Китае объем наличных в обращении в период наиболее жестких карантинных ограничений в январе— марте увеличился на 7,6 процента по сравнению с концом предыдущего года. С начала эпидемии в Бразилии в апреле—мае объем наличных в обращении увеличился на 21,4 процента», — рассказывает Дмитрий Плеханов.
Делать какие-то долгосрочные прогнозы пока рано. Скорее всего, после окончания эпидемии, как и после всех предыдущих кризисов, ситуация нормализуется. Сейчас же рост спроса на наличность, вероятно, продолжится: снятие ограничительных мер приведет к реализации отложенного спроса, а кроме того, начался сезон отпусков.
В заключение отметим, что у продолжающегося роста наличного оборота есть и неприятные для некоторых компаний последствия. В Государственной думе активизировалась работа над поправками в «антиотмывочный» 115-ФЗ. Более того, именно сейчас эти поправки поддержал Банк России. Одно из основных изменений заключается в том, что банки будут обязаны сообщать обо всех наличных операциях, превышающих 600 тыс. рублей. До этого можно было не сообщать, если операции обусловливались характером хозяйственной деятельности клиента банка. Скорее всего, этими изменениями все не ограничится и уже в ближайшее время стоит ждать новых инициатив Банка России, Госдумы и Росфинмониторинга по контролю за оборотом наличных.
Иллюстрация: Игорь Шапошников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl