Как трое выпускников химфака МГУ создали маркетплейс химических реактивов

ЭкспертБизнес

Нахимичили на миллиард: как запустить экспресс-доставку реактивов

Как трое выпускников химфака МГУ создали маркетплейс химических реактивов и научились быстро привозить их фармкомпаниям, институтам РАН и лабораториям

Татьяна Одинцова

Фото: TASS

Клиенты Wildberries, Ozon и «Самоката» избалованы их сервисом. Но есть сферы, где логистика может потребовать много времени, например доставка химических реагентов. Научные институты, лаборатории и медицинские клиники порой по восемь месяцев ждали получения нужных веществ. Об этой проблеме не раз говорили академики РАН и представители научных лабораторий, однако приемлемого решения не находилось.

В 2020 году, в первую волну пандемии, российская фарминдустрия готовила вакцины и искала лекарство против вируса COVID-19. Для работы требовались реактивы, и срочно. В ответ на запрос рынка появился химический стартап AppScience, созданный тремя недавними выпускниками химфака МГУ. Сегодня выручка компании составляет до полумиллиарда рублей ежемесячно, а ее клиентами являются многие крупные компании, в том числе АО «Генериум», «Р-Фарм», НПО «Петровакс», Johnson & Johnson, Sanofi, Stada AG, научные институты РАН, МГУ, МФТИ.

Трое с химфака

Игорь Яременко, Марсель Гумеров и Максим Пустовалов знали о проблеме долгой доставки реактивов с первого курса: из-за этого на кафедре постоянно откладывались эксперименты и лабораторные исследования. «Вокруг нас были увлеченные химики-олимпиадники, они месяцами не вылезали из лабораторий в поиске истины, — признаются нынешние совладельцы стартапа. — Мы же настоящими учеными так и не стали».

Марсель родился 29 лет назад в городе Стерлитамак, в Башкортостане. Он поступил на химфак МГУ, попав в топ-30 по итогам Всероссийской олимпиады по химии. Однако два года учебы и работы в лаборатории при факультете помогли Марселю понять, что с химией ему не по пути: «Слишком здесь инертно, мало энергии в людях». Гумеров пробовал себя в разных профессиях: работал администратором в фитнес-клубе, риелтором, а после окончания вуза купил франшизу сети соляных пещер «Вита Бриз». Но оставил эту затею, так как «было скучно и хотелось свое дело». В начале 2020 года Марсель ушел в Промсвязьбанк на позицию product owner («владелец продукта» — человек, отвечающий за управление продуктом).

Его однокурсник Максим Пустовалов, окончив школу, решил «не идти на экономику, как все». Его внутреннему бунтарю приглянулся химфак МГУ. Первое время Максим старался прилежно учиться, но с наукой все же не сложилось: «Я не очень внимательный, непоследовательный, а для ученого это важно». На третьем курсе Пустовалов стал part-time intern в международной консалтинговой компании McKinsey: «Там было множество людей с разным бэкграундом: врачи, пианисты, экономисты. Но когда на профильный проект приходит человек со знанием химии — это хороший буст, поэтому у меня был козырь». В итоге Максим увлекся, ездил в командировки в другие регионы, занимался оптимизацией и модернизацией крупных производств. После окончания вуза устроился сначала в ВТБ, а потом по приглашению бывшего коллеги из McKinsey ушел аналитиком в инвестиционный фонд компании «Северсталь»: «Мы инвестировали в проекты, связанные с металлургией». За два года работы провел с коллегами пять сделок на сумму 10 млн долларов каждая.

Окончив химфак, Марсель и Максим задумались: у них есть знания, которых нет у 99% населения. «Из физики некоторые помнят упругость, из математики — дискриминант. А вот формулу, например, толуола — никто», — рассказывает Гумеров. Недавние студенты были уверены, что в мире есть компании, готовые платить за эти знания, — нужно только правильно себя преподнести.

С 2018 года Пустовалов и Гумеров, который зарегистрировался в качестве ИП, проводили консультации по вопросам оптимизации производства. А в свободное время искали через знакомых проблемные компании и предлагали им свою помощь: «Мы проводили анализ, выявляли узкие места и находили решение. Предприятие могло сэкономить на этом сто миллионов рублей, заплатив нам, например, миллион». Так через однокурсников молодые люди нашли крупного производителя спирта, большой мукомольный завод в Европе, нефтехимическую компанию из топ-3 в России.

Кроме того, друзья иногда выступали посредниками между заказчиками реагентов и производителями — лабораторией или знакомыми химиками. Но в начале пандемии Максим и Марсель решили сосредоточиться именно на этом направлении, видя в нем большой потенциал. В июне 2020 года они зарегистрировали юридическое лицо — ООО «Сайнс», а компанию стали развивать под брендом AppScience. Несмотря на близость слова к наименованию магазина приложений AppStore, название — отсылка к английскому термину applied science, «прикладная наука». «Хотя ITоттенок тоже присутствует», — подтверждает Максим.

«Вам нужны реактивы?»

«Добрый день. Это AppScience. Вам нужны реактивы?»

Все мы сталкивались с холодными звонками от банков, клиник или образовательных центров. Часть звонящих — мошенники, но есть и те, кто ищет клиентов. В AppScience тоже воспользовались этим методом: «Мы выгрузили из приложения “Яндекс.Карты” компании, в названии которых был тег “химическое предприятие”, их оказалось около шести тысяч. И стали обзванивать». В итоге у совладельцев появились первые заказы и будущие постоянные клиенты.

Пустовалов и Гумеров предположили, что для значительного роста компании нужен большой отдел продаж. И в августе 2020 года позвали на должность HRдиректора однокурсника Игоря Яременко, предполагая у него сильные скиллы в рекрутменте. К тому моменту туапсинец Яременко занимался анализом продуктов питания на качественный и количественный состав за 40 тыс. рублей в месяц. Игорь встретился с Максимом на одном из дней рождения в 2017 году и узнал, что зарплата у того уже в McKinsey была под 200 тыс. рублей, а в ВТБ стала еще выше: «Я понял, что иду куда-то не туда, раз мои однокурсники достигают успехов принципиально иного уровня».

После этого Яременко ушел из лаборатории и устроился в консалтинговую компанию Ward Howell, где помогал нанимать руководителей высшего звена, искал генеральных и финансовых директоров. «Химическое образование оказалось полезно своей структурностью и аналитичностью, что важно в рекрутменте. В целом это хорошая база, с которой ты можешь делать что угодно», — поясняет Игорь. После Ward Howell он перешел в Odgers Berndtson, фокус которой также был на executive search — найме топруководителей и редких специалистов.

На приглашение однокурсников Игорь отозвался, но предложил заняться не только решением HR-задач, но и привлечением новых клиентов и продажами. В итоге молодые люди договорились развивать компанию на паритетных началах.

Все лето 2020 года AppScience продавала синтез реагентов, стремясь соединить на своей онлайн-площадке ученых, лаборатории и их клиентов. Такая цепочка сокращала сроки, давала коммерческие заказы лабораториям и отдельным специалистам. Однако часто происходили накладки. Яременко вспоминает: «Синтез — штука капризная: от рук зависит, от удачи, от настроения. Если у тебя не поточное производство, где абсолютно чистые комнаты, четкая методика прописана, где не столько люди, сколько машины все делают, то может быть ненадежный выход продукта (доля выхода продукта — отношение фактической массы полученного вещества к теоретически ожидаемой. — “Эксперт”). Или синтез мог даже не запуститься, потому что человек заболел, — а ты обещал клиенту за две-три недели все изготовить».

Осенью 2020 года подрядная лаборатория сильно подвела AppScience, не выполнив заказ в срок и поздно сообщив об этом. Игорь Яременко предложил купить реагенты в другом месте. «Оказалось, серьезных ограничений для быстрой поставки нет, — поражается Игорь. — Мы удивились: думали, что есть какие-то преграды. Иначе почему другие дистрибьюторы не могут привозить оперативно?»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Не верь глазам своим» «Не верь глазам своим»

Порой даже через десятилетия картина продолжает жить с неверным названием

Дилетант
Что будет с кожей, если отказаться от сахара, соли и алкоголя Что будет с кожей, если отказаться от сахара, соли и алкоголя

Стоит ли забыть про привычное питание ради красоты?

Лиза
Живая ткань Живая ткань

Как восстанавливают разрушенные войной города

Forbes
Любители нектара Любители нектара

Каких животных больше всего на Земле? Насекомых!

Наука и жизнь
Аравийская быль Аравийская быль

Как выжить в Саудовской Аравии, если вы родились женщиной

Вокруг света
Окситоцин помог рыбам залечить раны на сердце Окситоцин помог рыбам залечить раны на сердце

Окситоцин заставил клетки эпикарда делиться и замещать мышечные

N+1
Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
«Откуда берутся дети?»: как говорить с ребенком на тему секса «Откуда берутся дети?»: как говорить с ребенком на тему секса

В каком возрасте преподнести ребенку информацию о том, как он появился

Psychologies
«Сердце пармы» — русское «Храброе сердце», которое начинает биться лишь в финальной схватке «Сердце пармы» — русское «Храброе сердце», которое начинает биться лишь в финальной схватке

«Сердце пармы» — просто блокбастер про князя из XV века или нечто большее?

Правила жизни
Республика Корея Республика Корея

Интернет по паспорту, христианские секты и турбонационалисты-язычники

Правила жизни
Помогает ли витамин С при простуде: что говорят исследования Помогает ли витамин С при простуде: что говорят исследования

Считается, что витамин С помогает иммунитету бороться с болезнью, но так ли это?

TechInsider
Что такое «голливудская волна» и как сделать такую укладку Что такое «голливудская волна» и как сделать такую укладку

Прическа «голливудская волна» популярна уже не первое десятилетие

РБК
«Она оказалась не похожа на других»: Кейт Миддлтон очаровала дворецкого будущего короля «Она оказалась не похожа на других»: Кейт Миддлтон очаровала дворецкого будущего короля

Бывший дворецкий рассказал, какой Кейт Миддлтон пришла в королевскую семью

VOICE
От кубиков льда до перекиси водорода. 10 мифов по уходу за кожей, которые пора развенчать От кубиков льда до перекиси водорода. 10 мифов по уходу за кожей, которые пора развенчать

10 пунктов ухода за кожей, которые ты, скорее всего, делаешь неправильно

Лиза
Рассказ Ромы Зверя о том, как музыка объединила и трагически разлучила его с одним человеком и что дала взамен Рассказ Ромы Зверя о том, как музыка объединила и трагически разлучила его с одним человеком и что дала взамен

Рома Зверь — о том, как он впервые соприкоснулся с музыкой и куда она его повела

Правила жизни
Люди утопили микрофоны в воде, чтобы два года записывать ледники. Но зачем? Люди утопили микрофоны в воде, чтобы два года записывать ледники. Но зачем?

Что нам могут рассказать ледники?

TechInsider
От ракушки на макушке до брейдов: 5 стильных и простых причесок для кудрявых волос От ракушки на макушке до брейдов: 5 стильных и простых причесок для кудрявых волос

Красивые и простые варианты причесок для обладательниц кудрявых волос

VOICE
5 популярных психологических советов, которые можно смело игнорировать 5 популярных психологических советов, которые можно смело игнорировать

Могут ли психологические советы устаревать?

Psychologies
Как говорить, чтобы вас слушали: 6 советов — используйте в любых жизненных ситуациях Как говорить, чтобы вас слушали: 6 советов — используйте в любых жизненных ситуациях

Советы, как научиться говорить увлекательно и убедительно

Psychologies
Город движущихся толп Город движущихся толп

Григорий Ревзин о том, можно ли оторвать итальянского футуриста от Муссолини

Weekend
Из Белого дома в TikTok: зачем бывший адвокат Дональда Трампа покоряет соцсети Из Белого дома в TikTok: зачем бывший адвокат Дональда Трампа покоряет соцсети

Зачем Майкл Коэн пошел в TikTok?

Forbes
Юбилей «Философского парохода»: как 100 лет назад интеллигенция уплывала из России Юбилей «Философского парохода»: как 100 лет назад интеллигенция уплывала из России

«Философский пароход» и отношения его участников к революции 1917 года

Forbes
Нам – 20! Нам – 20!

Что изменилось в жизни людей за два последних десятилетия

Добрые советы
Темную материю предложили поискать на поверхности Земли Темную материю предложили поискать на поверхности Земли

Физики смоделировали поведение гипотетических частиц темной материи

N+1
Силы вещей Силы вещей

Вышла книга «Вещная жизнь», исследование позднесоветской материальной культуры

Weekend
Критическое мышление и принцип согласия: как секс-образование делает мир безопаснее Критическое мышление и принцип согласия: как секс-образование делает мир безопаснее

Саша Казанцева — почему о сексе мало исследований и почему насилие на замечают

Forbes
Сейчас! Или никогда? Сейчас! Или никогда?

Зачем нам надо осознать, что такое антропоцен, гиперобъект и постгуманизм?

Собака.ru
Мировой финал Мировой финал

Стадионы, на которых были забиты финальные мячи Чемпионата мира по футболу

Вокруг света
Триллионы на метро и дороги Триллионы на метро и дороги

Москва в ближайшие три года потратит 2,2 трлн рублей на строительство метро

Эксперт
Ягодные россыпи Ягодные россыпи

Спектр действия иной ягодки пошире, чем у всех лекарств в домашней аптечке

Добрые советы
Открыть в приложении