Психологи объяснили, почему после интернет-серфинга люди чувствуют себя умнее (хотя это не так)
Посмотрев несколько видео на одну тему, можно возомнить себя не только достаточно осведомленным, но даже экспертом. То же самое с поиском информации в интернете: ищет Google, а умнее всех вы. Наука объясняет возникновение таких ситуаций множеством когнитивных искажений, когда нам приятно думать о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Исследования это подтверждают.
Исследование, опубликованное в 2021 году в научном журнале Royal Society Open Science, показало, что посмотревшие трехминутное видео, в котором пилот совершает посадку, были на 30% увереннее, что они смогут сделать то же самое в чрезвычайной ситуации, по сравнению с теми, кто не смотрел ролик. При этом на видео даже не были показаны руки пилота.
Преувеличение
Одна из причин, по которым просмотр короткого ролика может убедить человека в его сверхспособностях, кроется в преувеличении. Вам кажется, что вы можете сделать то, чего никогда не делали. Это связано с желанием не выглядеть хуже других, чтобы окружающие высоко нас оценивали, объясняют социальные психологи.
Такое преувеличение собственных способностей довольно естественно. Оно объясняется феноменом Баадера — Майнхоф, или иллюзией частности. Так называется когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как повторяющаяся слишком часто.
Исследование, проведенное в 2015 году, показало, что недавние выпускники колледжей сильно переоценивают — преувеличивают — то, насколько хорошо они разбираются в своей области знаний, и заметно недооценивают то, сколько информации они забыли.