«Блаженная Ксения. История любви»

ЭкспертКультура

Национальный театр: «Блаженная Ксения» под дождем

Национальный драматический театр открыл новый сезон во Пскове показом спектакля «Блаженная Ксения. История любви» под открытым небом

Вячеслав Суриков

Национальный драматический театр (Александринский театр) открыл новый сезон во Пскове

К новому названию Александринки — Национальный драматический театр — еще предстоит привыкнуть. Прежнее он носил с тридцатых годов XIX века до двадцатых годов века следующего, когда его переименовали в Театр имени Александра Пушкина, а спустя еще семьдесят лет снова сделали Александринским. В начале XXI века в него приходит новатор и харизматик Валерий Фокин, карьера которого началась с необычайно успешной постановки «Валентин и Валентина» на сцене театра «Современник» в начале семидесятых. В Александринском театре он ставит спектакль «Ревизор», и с этого момента начинается процесс их взаимного притяжения. Валерий Фокин становится художественном руководителем театра, инициирует генеральную реконструкцию здания и затевает строительство Новой сцены на месте бывших мастерских. Все это время Александринка стремительно движется к тому, чтобы вернуть себе статус театра, который не просто создает новые постановки и продает на них билеты, но театра, в котором вершится история.

Следующий этап — ребрендинг театра и расширение его географических границ: в этом году Национальный драматический театр объединился с Псковским драматическим, а в обозримом будущем у театра появится здание в Москве, общая площадь которого превысит 30 тыс. квадратных метров. Валерий Фокин создает не просто национальный театр, прототипом которого является исторический Александринский и современные парижский «Комеди Франсез», венский Бургтеатр, лондонский «Друри Лейн», а национальный театр нового типа, который не только показывает лучшие стороны национального характера, но и исследует его историю. «Я понял, что есть еще одна важная вещь, — рассказал он в интервью “Эксперту” в марте этого года, — не только эстетическая: если мы показываем национальную историю, национальный характер, мы должны показывать ее с точки зрения сложности характеров, с точки зрения сложности политических и исторических вещей. Потому что как может национальный театр обойти историю в ее узловых моментах?»

Открывший новый сезон спектакль «Блаженная Ксения. История любви» рассказывает историю святой Ксении Петербургской. Во Пскове актеры Национального театра играли его под открытым небом в пространстве местного кремля. Осенний дождь пошел почти сразу, сначала очень мелкий, почти слепой, через несколько сцен усилился, и его струи стали хорошо видны в свете софитов. Спектакль выстроен так, что актеры выходят на сцену, отыгрывают свои эпизоды и покидают ее — все, за исключением исполнительницы главной роли Анны Блиновой: она остается на сцене на протяжении всего спектакля, который длится почти полтора часа. Дождь усиливал эмоции разыгрываемых сцен и нещадно поливал актрису, которая, претерпевая холод, ни на мгновение не вышла из образа. Но оно того стоило. На глазах у зрителей произошло почти чудо: природа вошла в резонанс со спектаклем и привнесла в сценическое действие созданные ею спецэффекты, благодаря которым граница между условной сценической реальностью и реальностью исторической стала очень зыбкой.

Спектакль «Блаженная Ксения» рассказывает о судьбе святой Ксении Петербургской

В спектакле «Блаженная Ксения» мы видим замысел того, что может происходить на сцене Национального театра. Это нетривиальная драматургия. Спектакль поставлен по переработанной силами театра пьесе Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии». Святая на сцене театра — редкость. Тем более в качестве главной героини. На сцене Ксения Блаженная словно бы оказалась в точке пересечения времени и пространства, в которой ей открылось все тайное и явное, в которой не она шла сквозь историю, а история шла сквозь нее, вместе со всеми несчастьями, претерпеваемыми людьми, ее населяющими. Это рассказ и о Ксении Блаженной, о той любви, которая стала для нее движущей силой в ее подвижничестве, и одновременно проявление мистической реальности, в которую после смерти перемещается главная героиня и уже внутри нее остается вместе с жителями Петербурга. Манифестация этой реальности — одна из самых ярких линий в спектакле, которая получила новую энергию в пространстве Псковского кремля.

Псковский драматический театр возглавляет Дмитрий Месхиев. Поставленный им фильм «Свои» получил «Золотого Георгия» на XXVI Международном Московском кинофестивале. Первая и пока единственная «Золотая маска», полученная актрисой Дарьей Чураевой за роль второго плана в спектакле Петра Шерешевского «Ревизор» в прошлом году, — и его достижение тоже. В этом году он решился на первую режиссерскую постановку в театре. Действие разворачивается в пространства буфета театра, где зрители, как и полагается, сидят за столиками. В спектакле-концерте «Постой, паровоз!» звучат песни в жанре русского шансона как концентрат человеческих эмоций, которые выплескиваются в стихи и музыку. Если спектакль «Ксения Блаженная» обозначает мистическое измерение русской истории, то «Постой, паровоз!» распечатывает эмоции, ее наполнявшие. И в том и в другом случае это театр, который стремится сломать стереотипы восприятия сценического действа.

Для Псковской драмы плюсы объединения с очень сильным театром — по всей видимости, это первое подобного рода событие в истории отечественного театра — очевидны: перед ними открываются новые возможности и для приглашения режиссеров новых постановок, и для продвижения себя. Театр сохраняет право и на прежнее название, и на независимую репертуарную политику и при этом получает доступ к ресурсам Национального драматического театра, с которым по степени значимости и влиятельности может соперничать разве что Большой театр. У актеров увеличилась зарплата. По словам сотрудников, если раньше средняя зарплата актеров Псковского драматического составляла двадцать тысяч рублей (актеры могли получать и по десять тысяч), то сейчас она достигла шестидесяти тысяч, а верхний уровень зарплат может дотянуться и до ста. Театр, по всей видимости, ждет ряд метаморфоз, который должны его усилить, но насколько они будут болезненными, пока не очевидно.

Александринский театр в процессе объединения, которое формально уже состоялось, но фактически еще только началось, превращается из театра императорского, каковым он был до сих пор, в тот самый национальный театр. Для того чтобы это произошло не формально, а по сути, ему, видимо, и потребовалось перебросить мостик в театр региональный, соединиться с ним с помощью сообщающихся сосудов. По крайней мере, со стороны это выглядит именно так. В России есть два режима жизни в театре: один — условно провинциальный (театр может территориально находиться в Москве или Санкт-Петербурге), когда в жизни актеров и режиссеров есть сцена и ничего больше, и столичный, когда сцена — это только часть насыщенной и разнообразной жизни. Сам Валерий Фокин, несмотря на то что он не один год настойчиво и последовательно двигался к объединению двух театров (сначала в фокусе его внимания был Ярославский театр), оговаривается, что он и до сих продолжается задаваться вопросом: для чего это нужно, в чем смысл этой экспансии?

Со стороны просматривается, что смысл — в преображении русского театра в целом. Сейчас мы видим, как в каких-то отдельных его частях творческая жизнь протекает с небывалой интенсивностью, при этом значительная часть театров оттеснена на периферию зрительского внимания, они ведут слишком локальный образ жизни, и им не хватает ресурсов, чтобы выйти на новую высоту. Валерий Фокин в том же мартовском интервью «Эксперту» это признавал: «Много плохих театров, мы это знаем. С другой стороны, если сказать: “Давайте возьмем шестьсот театров, сколько там у нас в стране, и сделаем триста или четыреста” — они рубанут сразу, им по барабану. Я считаю, что в каком-то городе, даже если там плохой театр, его надо оставить, потому что он должен быть. Другое дело, надо думать, что с ним делать. Надо приводить студентов с молодыми режиссерами, привозить выпускников, давать им жилье. Надо думать о кадровой политике, а как иначе? Надо не бояться вводить контрактную систему. Пока ее нет, ничего не произойдет. Как люди сидят, так они и будут сидеть до гражданской панихиды».

Отечественная театральная система, созданная в советский период и сохранившаяся с тех пор почти в неизменном виде, ждет перезагрузки. Возможно, создание Национального театра — запуск процесса, который изменит русский театр, разнообразит число организационных форм, в которых он может существовать, — и он очень в этом нуждается.

В спектакле Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви» главную роль сыграла Анна Блинова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Зеленый конвейер Зеленый конвейер

Основатель производителя электрокаров Arrival возглавил рейтинг Forbes

Forbes
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Властелин Европы посреди Атлантики Властелин Европы посреди Атлантики

Святая Елена стала местом смерти Наполеона и рождения наполеоновской легенды

Дилетант
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Время для себя: 5 объемных романов Время для себя: 5 объемных романов

Хана, Руссо, Медведев: 5 масштабных романов

СНОБ
Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады

Что такое тинт, как его правильно выбрать, наносить, а также смыть

РБК
Ниша серийного аддитивного производства свободна Ниша серийного аддитивного производства свободна

Как неверное представление об аддитивных технологиях тормозит их внедрение

Монокль
Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта

Как сострадание к партнеру и самому себе помогает качественно улучшить отношения

СНОБ
Почему ваш голос звучит ужасно и как сделать его красивее: 6 шагов Почему ваш голос звучит ужасно и как сделать его красивее: 6 шагов

От чего зависит звучание нашего голоса и как можно эффективно его использовать

Psychologies
Диета «6 лепестков»: меню на каждый день, отзыв врача Диета «6 лепестков»: меню на каждый день, отзыв врача

Можно ли привести себя в форму всего за шесть дней?

РБК
Секрет паштета Секрет паштета

Паштет: критерии свежести и качества популярной закуски

Лиза
«Хорошо, что ты все-таки родилась»: почему ребенок не должен знать, что мать планировала аборт «Хорошо, что ты все-таки родилась»: почему ребенок не должен знать, что мать планировала аборт

Нужно ли рассказывать о не совершенном аборте подросшему сыну или дочери?

Psychologies
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Онлайн – место рыбное Онлайн – место рыбное

Почему кибермошенники чаще взламывают системы Android, чем iOS?

Ведомости
Гремучие змеи попили воды с тел сородичей Гремучие змеи попили воды с тел сородичей

Герпетологи изучили, как зеленые гремучники собирают дождевую воду

N+1
Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”» Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”»

Что для Фрэнсиса Форда Копполы значит его фильм «Мегалополис»

Правила жизни
Точно пригодятся: 12 неожиданных способов использования фена Точно пригодятся: 12 неожиданных способов использования фена

Феном можно не только сушить волосы. Но что еще он умеет?

VOICE
Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям

60 вопросов, которые пока еще не поздно задать своим родителям

Psychologies
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Закупились отечественным Закупились отечественным

Госзакупки российских автомобилей выросли на 9% в 2024 г.

Ведомости
Открыть в приложении