«Блаженная Ксения. История любви»

ЭкспертКультура

Национальный театр: «Блаженная Ксения» под дождем

Национальный драматический театр открыл новый сезон во Пскове показом спектакля «Блаженная Ксения. История любви» под открытым небом

Вячеслав Суриков

Национальный драматический театр (Александринский театр) открыл новый сезон во Пскове

К новому названию Александринки — Национальный драматический театр — еще предстоит привыкнуть. Прежнее он носил с тридцатых годов XIX века до двадцатых годов века следующего, когда его переименовали в Театр имени Александра Пушкина, а спустя еще семьдесят лет снова сделали Александринским. В начале XXI века в него приходит новатор и харизматик Валерий Фокин, карьера которого началась с необычайно успешной постановки «Валентин и Валентина» на сцене театра «Современник» в начале семидесятых. В Александринском театре он ставит спектакль «Ревизор», и с этого момента начинается процесс их взаимного притяжения. Валерий Фокин становится художественном руководителем театра, инициирует генеральную реконструкцию здания и затевает строительство Новой сцены на месте бывших мастерских. Все это время Александринка стремительно движется к тому, чтобы вернуть себе статус театра, который не просто создает новые постановки и продает на них билеты, но театра, в котором вершится история.

Следующий этап — ребрендинг театра и расширение его географических границ: в этом году Национальный драматический театр объединился с Псковским драматическим, а в обозримом будущем у театра появится здание в Москве, общая площадь которого превысит 30 тыс. квадратных метров. Валерий Фокин создает не просто национальный театр, прототипом которого является исторический Александринский и современные парижский «Комеди Франсез», венский Бургтеатр, лондонский «Друри Лейн», а национальный театр нового типа, который не только показывает лучшие стороны национального характера, но и исследует его историю. «Я понял, что есть еще одна важная вещь, — рассказал он в интервью “Эксперту” в марте этого года, — не только эстетическая: если мы показываем национальную историю, национальный характер, мы должны показывать ее с точки зрения сложности характеров, с точки зрения сложности политических и исторических вещей. Потому что как может национальный театр обойти историю в ее узловых моментах?»

Открывший новый сезон спектакль «Блаженная Ксения. История любви» рассказывает историю святой Ксении Петербургской. Во Пскове актеры Национального театра играли его под открытым небом в пространстве местного кремля. Осенний дождь пошел почти сразу, сначала очень мелкий, почти слепой, через несколько сцен усилился, и его струи стали хорошо видны в свете софитов. Спектакль выстроен так, что актеры выходят на сцену, отыгрывают свои эпизоды и покидают ее — все, за исключением исполнительницы главной роли Анны Блиновой: она остается на сцене на протяжении всего спектакля, который длится почти полтора часа. Дождь усиливал эмоции разыгрываемых сцен и нещадно поливал актрису, которая, претерпевая холод, ни на мгновение не вышла из образа. Но оно того стоило. На глазах у зрителей произошло почти чудо: природа вошла в резонанс со спектаклем и привнесла в сценическое действие созданные ею спецэффекты, благодаря которым граница между условной сценической реальностью и реальностью исторической стала очень зыбкой.

Спектакль «Блаженная Ксения» рассказывает о судьбе святой Ксении Петербургской

В спектакле «Блаженная Ксения» мы видим замысел того, что может происходить на сцене Национального театра. Это нетривиальная драматургия. Спектакль поставлен по переработанной силами театра пьесе Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии». Святая на сцене театра — редкость. Тем более в качестве главной героини. На сцене Ксения Блаженная словно бы оказалась в точке пересечения времени и пространства, в которой ей открылось все тайное и явное, в которой не она шла сквозь историю, а история шла сквозь нее, вместе со всеми несчастьями, претерпеваемыми людьми, ее населяющими. Это рассказ и о Ксении Блаженной, о той любви, которая стала для нее движущей силой в ее подвижничестве, и одновременно проявление мистической реальности, в которую после смерти перемещается главная героиня и уже внутри нее остается вместе с жителями Петербурга. Манифестация этой реальности — одна из самых ярких линий в спектакле, которая получила новую энергию в пространстве Псковского кремля.

Псковский драматический театр возглавляет Дмитрий Месхиев. Поставленный им фильм «Свои» получил «Золотого Георгия» на XXVI Международном Московском кинофестивале. Первая и пока единственная «Золотая маска», полученная актрисой Дарьей Чураевой за роль второго плана в спектакле Петра Шерешевского «Ревизор» в прошлом году, — и его достижение тоже. В этом году он решился на первую режиссерскую постановку в театре. Действие разворачивается в пространства буфета театра, где зрители, как и полагается, сидят за столиками. В спектакле-концерте «Постой, паровоз!» звучат песни в жанре русского шансона как концентрат человеческих эмоций, которые выплескиваются в стихи и музыку. Если спектакль «Ксения Блаженная» обозначает мистическое измерение русской истории, то «Постой, паровоз!» распечатывает эмоции, ее наполнявшие. И в том и в другом случае это театр, который стремится сломать стереотипы восприятия сценического действа.

Для Псковской драмы плюсы объединения с очень сильным театром — по всей видимости, это первое подобного рода событие в истории отечественного театра — очевидны: перед ними открываются новые возможности и для приглашения режиссеров новых постановок, и для продвижения себя. Театр сохраняет право и на прежнее название, и на независимую репертуарную политику и при этом получает доступ к ресурсам Национального драматического театра, с которым по степени значимости и влиятельности может соперничать разве что Большой театр. У актеров увеличилась зарплата. По словам сотрудников, если раньше средняя зарплата актеров Псковского драматического составляла двадцать тысяч рублей (актеры могли получать и по десять тысяч), то сейчас она достигла шестидесяти тысяч, а верхний уровень зарплат может дотянуться и до ста. Театр, по всей видимости, ждет ряд метаморфоз, который должны его усилить, но насколько они будут болезненными, пока не очевидно.

Александринский театр в процессе объединения, которое формально уже состоялось, но фактически еще только началось, превращается из театра императорского, каковым он был до сих пор, в тот самый национальный театр. Для того чтобы это произошло не формально, а по сути, ему, видимо, и потребовалось перебросить мостик в театр региональный, соединиться с ним с помощью сообщающихся сосудов. По крайней мере, со стороны это выглядит именно так. В России есть два режима жизни в театре: один — условно провинциальный (театр может территориально находиться в Москве или Санкт-Петербурге), когда в жизни актеров и режиссеров есть сцена и ничего больше, и столичный, когда сцена — это только часть насыщенной и разнообразной жизни. Сам Валерий Фокин, несмотря на то что он не один год настойчиво и последовательно двигался к объединению двух театров (сначала в фокусе его внимания был Ярославский театр), оговаривается, что он и до сих продолжается задаваться вопросом: для чего это нужно, в чем смысл этой экспансии?

Со стороны просматривается, что смысл — в преображении русского театра в целом. Сейчас мы видим, как в каких-то отдельных его частях творческая жизнь протекает с небывалой интенсивностью, при этом значительная часть театров оттеснена на периферию зрительского внимания, они ведут слишком локальный образ жизни, и им не хватает ресурсов, чтобы выйти на новую высоту. Валерий Фокин в том же мартовском интервью «Эксперту» это признавал: «Много плохих театров, мы это знаем. С другой стороны, если сказать: “Давайте возьмем шестьсот театров, сколько там у нас в стране, и сделаем триста или четыреста” — они рубанут сразу, им по барабану. Я считаю, что в каком-то городе, даже если там плохой театр, его надо оставить, потому что он должен быть. Другое дело, надо думать, что с ним делать. Надо приводить студентов с молодыми режиссерами, привозить выпускников, давать им жилье. Надо думать о кадровой политике, а как иначе? Надо не бояться вводить контрактную систему. Пока ее нет, ничего не произойдет. Как люди сидят, так они и будут сидеть до гражданской панихиды».

Отечественная театральная система, созданная в советский период и сохранившаяся с тех пор почти в неизменном виде, ждет перезагрузки. Возможно, создание Национального театра — запуск процесса, который изменит русский театр, разнообразит число организационных форм, в которых он может существовать, — и он очень в этом нуждается.

В спектакле Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви» главную роль сыграла Анна Блинова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нахимичить на миллиард Нахимичить на миллиард

Компания «Грасс» заняла половину рынка профессиональной автохимии

Эксперт
Книги с захватывающим сюжетом: 5 историй о гонках, вoйне и нацистской Германии Книги с захватывающим сюжетом: 5 историй о гонках, вoйне и нацистской Германии

Подборка книг, сюжет которых не уступает лучшим триллерам в кино

TechInsider
Ни дать ни взять Ни дать ни взять

Объясняем, как наиболее деликатно ссужать деньги или просить в долг

GQ
Правила жизни Шер Правила жизни Шер

Шер. Певица и актриса. Вот правила ее жизни

Правила жизни
5 советов, чтобы есть, не толстея 5 советов, чтобы есть, не толстея

Простой способ есть, не набирая лишний вес даже в праздники

Psychologies
Диетолог из Гарварда назвала 5 видов продуктов, которые заставляют вас чувствовать себя уставшими и тревожными Диетолог из Гарварда назвала 5 видов продуктов, которые заставляют вас чувствовать себя уставшими и тревожными

Какие продукты могут вызвать тревогу и усталость

Inc.
Возвращение королей. Ультралюкс из прошлого, возрожденный в наши дни Возвращение королей. Ультралюкс из прошлого, возрожденный в наши дни

Кто и зачем возвращает забытые супербренды Delage и Hispano-Suiza

РБК
Физики постримили игру с помощью ридберговских атомов Физики постримили игру с помощью ридберговских атомов

Американские физики использовали газ атомов в качестве приемной антенны

N+1
Персона Персона

О будущем B2B-сегмента в интернет-торговле

Robb Report
«Люди делают свою биографию в той или иной степени сознательно» «Люди делают свою биографию в той или иной степени сознательно»

Филолог Игорь Пильщиков вспоминает о Юрия Лотмана и Тартуско-московскую школу

Arzamas
Начнём с того, что нельзя доверить другим секс и еду: как перестать брать задачи на себя и начать делегировать Начнём с того, что нельзя доверить другим секс и еду: как перестать брать задачи на себя и начать делегировать

Нельзя доверить другим секс и еду: как научиться делегировать обязанности?

VC.RU
«Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!»: крылатые фразы киногероев Олега Янковского, которые стыдно не знать «Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!»: крылатые фразы киногероев Олега Янковского, которые стыдно не знать

Самые крылатые фразы киноперсонажей Олега Янковского

Maxim
Против ногтей, ресниц и брюк: как власти Туркменистана регулируют внешний вид женщин Против ногтей, ресниц и брюк: как власти Туркменистана регулируют внешний вид женщин

В Туркменистане — очередная волна запретов, касающихся внешнего вида женщин

Forbes
Топ-6 бесплатных VPN-расширений для браузера Chrome Топ-6 бесплатных VPN-расширений для браузера Chrome

Самые популярные и надежные VPN-сервисы для Chrome

CHIP
«Со всем, что мы вытеснили, нам придется встретиться лицом к лицу» «Со всем, что мы вытеснили, нам придется встретиться лицом к лицу»

Василиса Кузьмина о байопике Ники Турбиной и конце девяностых

Weekend
Освободите себя от ненужных споров Освободите себя от ненужных споров

8 правил деэскалации в общении

Reminder
Как экономить, если денег и так ни на что не хватает? Способы, которые работают Как экономить, если денег и так ни на что не хватает? Способы, которые работают

Как экономить еще сильнее, если ты уже экономишь?

The Voicemag
Вегетососудистая дистония и старческое слабоумие: 5 диагнозов, существующих только в России Вегетососудистая дистония и старческое слабоумие: 5 диагнозов, существующих только в России

В России до сих пор ставят диагнозы, которые не признают во всем остальном мире

Psychologies
Сгладить ситуацию Сгладить ситуацию

Причины появления растяжек на теле и как с ними бороться

Лиза
Любовная травма: как ее обнаружить и исцелить Любовная травма: как ее обнаружить и исцелить

Что такое «любовная травма»

Psychologies
5 рецептов смузи, снижающих уровень холестерина 5 рецептов смузи, снижающих уровень холестерина

Коктейли из свежих фруктов и овощей, которые стабилизируют холестерин

Лиза
Числа не от мира сего: о чем до сих пор спорят математики? Числа не от мира сего: о чем до сих пор спорят математики?

Споры о культурном значении математики переживают острую фазу

Вокруг света
Лгать и хранить секреты: какие навыки осваивают ученые во время войн Лгать и хранить секреты: какие навыки осваивают ученые во время войн

Отрывок из книги «Разум в тумане войны: наука и технологии на полях сражений»

Forbes
Биологическое старение Биологическое старение

Можем ли мы отложить старение и так ли эффективен «правильный настрой»

Лиза
Страх, звонящий во все колокола: как справляться с паническими атаками Страх, звонящий во все колокола: как справляться с паническими атаками

Если у вас бывали панические атаки, вы точно помните эти «прекрасные» состояния

Вокруг света
Секс vs стресс Секс vs стресс

Как чувственность поможет вам почувствовать себя лучше

Reminder
Психолог, психотерапевт, психиатр, психоаналитик: в чем разница? Психолог, психотерапевт, психиатр, психоаналитик: в чем разница?

Попробуем разобраться, чем отличается психолог от психотерапевта и психиатра

Psychologies
Стройный и злой: как быстро сжечь лишний жир, не навредив себе Стройный и злой: как быстро сжечь лишний жир, не навредив себе

Что влияет на потерю жира и как достичь топовой физической формы

TechInsider
Uber для дальнобойщиков: история стартапа Fura Uber для дальнобойщиков: история стартапа Fura

История приложения, облегчающего жизнь дальнобойщикам

Inc.
Психологи о войне: 5 терапевтических книг Психологи о войне: 5 терапевтических книг

Пять книг, которые помогут понять психологическую природу войны

Psychologies
Открыть в приложении