Зеленый конвейер
Основатель производителя электрокаров Arrival Денис Свердлов возглавил новый рейтинг Forbes. Энергосбережение, безуглеродный след, экология — и все это бизнес стоимостью $8 млрд.
В 2014 году Денис Свердлов отправился в путешествие на Гавайские острова и спустя две недели вернулся в Лондон. «В первые дни, а особенно сильно в первые часы после возвращения я ощущал, что дышу другим воздухом: у него есть вкус и запах, а в горле чувствуется горечь», — вспоминает Свердлов. Этот опыт произвел на него большое впечатление. «Мы все в детстве читали фантастические книги и представляли, что будет в 2021 году. И если посмотреть на любой крупный город, то я вижу большой разрыв между возможным и реальностью», — говорит Свердлов. Он приводит в пример автобусы — шумные, неудобные и загрязняющие воздух.
Через год после возвращения из гавайского отпуска Свердлов основал компанию Arrival, производящую электромобили для коммерческого и общественного транспорта. В марте 2021 года она вышла на американскую биржу Nasdaq с оценкой $13,6 млрд, а Свердлов сразу попал в список миллиардеров Forbes с состоянием $10,6 млрд. В честь этого события предприниматель выпил с семьей безалкогольное шампанское. Как и другой бизнесмен из списка Forbes, основатель Telegram Павел Дуров, Свердлов ведет здоровый образ жизни: не ест мясо, не пьет, не курит и занимается йогой. Хотя сотрудники Arrival его подкалывают: «Ты
же русский, почему ты не пьешь водку?» «Мне кажется, у меня и у многих ребят получилось стать людьми мира. Я люблю российскую культуру, она мне близка, но и западную понимаю очень хорошо», — говорит Свердлов.
Как предприниматель приближает будущее и борется со стереотипами о русских?
Электробус вместо Mercedes
«Я всю жизнь занимаюсь технологическими стартапами», — говорит 43-летний Свердлов, который с 2016 года живет в Лондоне. Первую компанию — системный интегратор IT Vision — он основал в родном Санкт-Петербурге в 2000 году, спустя три года она объединилась с конкурентом «Корус Консалтинг». Свердлов стал акционером и членом совета директоров объединенной компании. В 2007 году он возглавил оператор «Скартел», который изначально принадлежал его знакомому Сергею Адоньеву, а также Альберту Авдоляну и работал под брендом Yota. Именно Свердлов предложил создать российский смартфон YotaPhone с двумя экранами, один из которых всегда включен. Когда идея была реализована, Свердлов уже работал заместителем министра связи и массовых коммуникаций. В 2013 году, когда появился закон, запрещающий чиновникам и членам их семей иметь зарубежную недвижимость и счета, Свердлов ушел из министерства — еще до работы в правительстве он купил дом во Франции.
«В 2012 году мне было очевидно, что все машины в будущем будут электрическими и автономными», — вспоминает предприниматель, который давно увлекся технологиями автономного вождения. В 2014 году он создал в Люксембурге венчурный фонд Kinetik. По словам Свердлова, он является единственным его акционером. В январе 2015-го появился Arrival, в который Kinetik инвестировал более $300 млн. А в ноябре Kinetik вложился в организатора гонок беспилотных электромобилей Roborace, «чтобы показать, на что способны автономные машины», говорит предприниматель. Сейчас Roborace — часть Arrival.