Начальник маркетплейсов
Сбербанк поможет бизнесу выходить на все возможные маркетплейсы, не только на свой. Зачем он это делает?
Сбербанк начинает трансформировать весь набор своих сервисов для бизнеса в некое единое целое. Пожалуй, самый интересный для предпринимателей сервис — возможность легко выходить на любые маркетплейсы, которая будет доступна уже в скором времени. «Мы завершаем создание коробочного решения для интернет-магазина, которое позволит бизнесу в несколько кликов ставить на полки всех возможных маркетплейсов свой товар, — рассказал “Эксперту” директор дивизиона “Малый и микробизнес” Сбербанка Алексей Шашкин. — Это в первую очередь поможет малому бизнесу, который не может нести затраты на маркетинг».
При этом Сбер сейчас активно развивает собственный маркетплейс — «СберМегаМаркет». Это бывший Goods.ru, 85% которого Сбер купил в январе этого года у группы «М.Видео–Эльдорадо» и основателя и совладельца Goods.ru Александра Тынкована. Сам Goods.ru был оценен приблизительно в десять миллиардов рублей, еще тридцать миллиардов Сбер обязался вложить в его развитие и интегрировать маркетплейс в свою экосистему, включая «СберЛогистику», «СберМаркет», «Сбер Еаптеку», «Самокат» и т. д. На Goods.ru уже продается два с половиной миллиона товаров — электронная и бытовая техника, товары для дома, одежда и т. п., теперь Сбер собирается серьезно расширить их перечень, чтобы войти в число крупнейших игроков на рынке электронной коммерции России к 2023 году.
Для сравнения: по итогам 2020 года, согласно исследованию Data Insight, тройку лидеров на российском рынке интернет-магазинов составляли Wildberries, Ozon и Citilink с оборотами 413 млрд, 197 млрд и 133 млрд рублей соответственно. Goods.ru по итогам 2020 года занимал лишь 33-е место с оборотом 12 млрд рублей. Почему в таких условиях Сбер не сосредоточился на собственном маркетплейсе, а готов помогать предпринимателям выходить и на конкурирующие площадки?
«Почему мы не ограничиваемся собственным маркетплейсом Сбера? Потому что клиенты нуждаются именно в доступе ко множеству платформ, а нашему маркетплейсу конкуренция пойдет только на пользу, — объясняет Алексей Шашкин. — Хотя, безусловно, хотелось бы, чтобы клиент пользовался только нашими решениями. Но запрещать или ограничивать неправильно; кроме того, активность бизнеса в итоге даст рост оборотов внутри банка».
Похоже, Сбер глубоко оценил то, что происходит с маркетплейсами во всем мире: какими бы мощными ни были одни игроки, им на смену непременно придут другие. Возможно, оптимальная стратегия как раз не бросать все силы на собственный маркетплейс, а стать неким «агрегатором для маркетплейсов» и таким образом заработать не только на бизнесе, но и на крупных площадках.
Amazon не вечен
Во всех подразделениях Сбера, начиная с того, что отвечает за ИТ, и заканчивая маркетплейсами, не очень любят отвечать на вопрос об аналогах, на которые Сбер хочет быть похожим. «Мы не хотим никого копировать, но учитываем опыт зарубежных экосистем для бизнеса, — говорит Алексей Шашкин. — Если говорить о сервисах онлайн-торговли, то это Shopify, Kakao, Alibaba, Amazon и так далее».
Если о двух последних мы знаем довольно много, то канадская e-commerce компания Shopify и южнокорейский маркетплейс Kakao в России пока не привлекают особого внимания. А ведь Shopify сегодня один из главных конкурентов Amazon. Через него продается товаров на 120 млрд долларов в год, причем за последние 12 месяцев его оборот вырос более чем на 44%. «Фишка» Shopify — облачная торговая платформа, которая позволяет владельцам бизнеса легко создавать свои интернет-магазины и управлять ими, а также принимать платежи. Компания, которая хочет торговать через Shopify, выбирает один из трех видов подписки — за 29, 79 или 299 долларов в месяц — и получает определенный набор опций плюс определенную скидку за платежи, которые Shopify будет обрабатывать. Дальше предприниматель может выбрать более семи десятков профессионально разработанных шаблонов для создания своего фирменного сайта, который уже будет адаптирован и для смартфонов; использовать свое собственное доменное имя или купить его у Shopify, он также получит веб-хостинг с защитой данных покупателей, сможет принимать все основные кредитные и дебетовые карты через Shopify Payments или интегрировать свой сайт более чем с сотней сторонних платежных шлюзов; настраивать и оптимизировать процесс оформления заказа, продвигать свой бизнес, продавать через Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), интегрироваться с соцсетями, использовать доставку от партнеров Shopify, управлять складскими запасами — словом, абсолютно все, что может понадобиться бизнесу в современном мире электронной торговли.
Shopify и другие похожие компании (например, Squarespace, или, как ее чаще называют, Square) помогают Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) лучше конкурировать с Amazon. В общем, это должно было случиться: интернет-вселенная сейчас так огромна, что идея купить тот или иной товар может подстерегать где угодно: от соцсети до телеграм-канала. И покупатели больше не хотят переходить на другой сайт, чтобы купить там. «Теперь вам придется обрабатывать доставку и выполнение заказов по восьми или девяти каналам, — говорит президент Shopify Харли Финкельштейн. — И так как сложность [продаж в интернете] возрастает, ценность использования Shopify в качестве центральной розничной операционной системы также возрастает».
Тут надо отметить, что продажи через соцсети, а также через Google — еще одна головная боль нынешнего гиганта Amazon. Намереваясь купить что-либо, люди часто ищут это в Google. Раньше Google был «воронкой» для Amazon, объявления от Amazon выдавались почти в каждом поиске. Это помогло Amazon развить свой бизнес и даже стать первым сайтом — куда люди заходят, ища какой-либо товар. Но теперь Google собирается это изменить. Продавцы из Shopify и Square могут использовать Google Merchant Center для продвижения продуктов в Google и даже продавать их на сайте Google, а сама покупка будет обрабатываться Shopify или Square. Особенно важно это в мире, где наблюдается бум небольших магазинов и нишевых продуктов. Люди все чаще хотят «чего-нибудь эдакого», и в поисках этого они отправляются в Google.
Ошеломляющий успех Amazon был еще и в том, что он построил интегрированную экосистему. Amazon стал единой платформой, инструментом поиска, платежной платформой, складом, грузоотправителем и многим другим для сторонних ритейлеров. Но, став такой платформой, Amazon решил зарабатывать еще больше — и начал давить на сторонних продавцов, требуя с них все больше и больше денег за рекламу у себя. И конечно, бизнес оказался перед выбором: снизить свою маржу, поднять цены — или искать другую платформу. «Это обычная история, — говорит предприниматель и продукт-менеджер, основатель Double Your Rental Profit и Real Time Group Фарид Газизов. — На первых порах агрегаторы не стремятся много зарабатывать, они заманивают хорошими условиями, но, как только они получают контроль, сразу начинают повышать цены. Так было и с купонными сервисами, и с “Яндекс.Маркетом”: в 2016 году “Яндекс.Маркет “ повысил для магазинов минимальную цену клика с 0,1 до 0,4 у. е., а при использовании партером CPA-модели (cost per action) стал взимать не один, а два процента от покупки. Впоследствии эти ставки менялись».
Полный цикл
Похоже, Сбер учел все это и многое позаимствовал у модели Shopify. Помимо коробочного решения для интернет-магазинов и маркетплейсов Сбер начинает интегрировать в единое целое и все остальные свои сервисы для бизнеса. Среди них как услуги вроде бухгалтерии или анализа складских запасов, так и электронная площадка для бизнеса SberB2B — «место встречи продавца и покупателя», где можно искать поставщиков с наиболее выгодными ценами. В экосистеме Сбера также присутствует онлайн-сервис «На_полке» для малого и среднего бизнеса, с помощью которого поставщики размещают свои предложения, а предприниматели закупают товары оптом. В сервисе «На_полке» зарегистрировано почти 62 тысячи пользователей, которые продают и покупают более ста тысяч наименований товаров — от продуктов питания до товаров для дома и инструментов. «Изучая уровень проникновения небанковских продуктов, мы обнаружили, что он невысок, потому что пользователю неудобно: у него появляется масса разных приложений для каждого продукта, от которых нужно помнить логин и пароль, — говорит Алексей Шашкин. — Микробизнесу часто не хватает понимания, для чего нужен тот или иной сервис. Плюс немаловажный фактор — цена: малый бизнес не готов тратить 10–12 тысяч рублей в месяц на различные сервисы (анализ складских запасов, бухгалтерия, бизнес-аналитика и так далее.). Поэтому мы решили создать интегрированный сервис внутри интернет-банка для бизнеса — “СберБизнес”. Там будет и торговая аналитика, и сервис по улучшению бизнес-показателей (вплоть до формирования лидов, чтобы клиенты возвращались), и создание чат-ботов с возможностью интегрировать в них оплату. Все это будет нативно встроено в приложение. И цена будет намного интереснее, так как это сервис по подписке — и уже внутри него бизнес будет выбирать те возможности, которые нужны именно ему. Наша цель — сделать так, чтобы клиент получал сервисы, необходимые в его бизнесе, легко, бесшовно, даже не запоминая их названий». Если добавить к этому коробочное решение для маркетплейсов, бизнес получит, как говорят в Сбере, полный сервис «под ключ», позволяющий пройти весь путь от создания продукта до его доставки и оплаты.
«Поскольку сейчас существует несколько маркетплейсов, их агрегатор напрашивался, — комментирует Фарид Газизов. — Со стороны Сбера это очень правильный стратегический ход. Они, очевидно, понимают, что если сами не станут таким “агрегатором агрегаторов”, то им станет кто-то другой, и тогда кто-то другой будет контролировать маркетплейсы, в том числе их собственный, и оказывать на них давление». Это часть битвы ИТ-компаний против банков, добавляет эксперт: ИТ в виде финтех-проектов смогли зайти в банковскую нишу и «откусывать» от банковского бизнеса куски, так что банки, в свою очередь, тоже решили зайти в нишу ИТ. Ведь и банки, и ИТ имеют фактически одну и ту же информацию о покупателе — данные его карты/счета и данные о его покупках. Так что их борьба за то, чтобы влиять на весь процесс от нахождения денег на счете до самой покупки, была исторически предопределена. Со временем агрегатор маркетплейсов может начать «отжимать соки» из самих маркетплейсов, полагает Фарид Газизов — требовать от них часть их комиссии, например, за каждый реферальный переход.
Что касается сервисов бизнес-аналитики и прочих «фишек» для малого бизнеса, Сберу тут придется конкурировать с сугубо ИТ-игроками, прежде всего с 1C, которая уже продвигает коробочный продукт «Битрикс24». В него встроено как раз все, что есть и у Сбера: магазин, «CRM-Маркетинг», сквозная аналитика и т. д., а самый простой пакет предоставляется бесплатно. «Мы используем 1С и хотели внедрять “Битрикс”, — говорит Анна Матюшкина, директор молочной фермы “Веселая корова”. — Для целей бизнеса их сервисов хватает». Так что аналогичные сервисы Сбера, рассуждает предприниматель, могут заинтересовать в случае низкой цены либо возможности интегрировать их в 1С. Другие небольшие предприятия, такие как Justwood33, делающий интерьерную мебель из натурального дерева, пока не видят для себя необходимости в бизнес-аналитике или еще каких-либо упомянутых сервисах. Логично предположить, что это будет полезно компаниям, у которых быстрая оборачиваемость товаров и большая их номенклатура (тогда та же аналитика складских запасов, к примеру, может пригодиться).
Фото: Игорь Шапошников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl