Музыка для заказчика
На выставке «Комтранс-2021» группа ГАЗ показала немало новинок — кроме самой ожидаемой, «Соболя 4х4». Наверное, потому, что полноприводные машины городские власти не закупают
Стенд группы ГАЗ был если не самым большим, то точно самым ярким и лучше всего оформленным. Зачем, спросите, это на специализированной выставке, куда «простой народ» не ходит? Моя версия: быть ближе, проще и доступнее пониманию непростому ненароду, а именно не профессионалам-перевозчикам, а чиновникам, федеральным и муниципальным, принимающим решения о закупке подвижного состава. И для аварийных служб, и для скорой помощи — но в первую очередь для общественного транспорта в рамках госпрограммы по обновлению автобусного парка страны в ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
И с той же целью — показать современность разработок компании — ближе всего к входу в зал расположились два автобуса, работающих на водороде, на базе уже предыдущего «большого» электробуса ГАЗа и на основе компактной «Газели City» (изначально дизельной, но предварительно «электрифицированной» силовым агрегатом от «Газели e-NN»). О подробностях конструкции водородных силовых агрегатов нижегородцы говорили уклончиво (удалось лишь вытянуть, что компоненты канадского производства), и было почему. Смысл «водородобусов» — отработать не топливные элементы или баллоны с водородом по отдельности (этим не первый год занимаются по всему миру, и РФ хоть и отстала, но отнюдь не безнадежно), а саму систему эксплуатации в реальных условиях. Именно поэтому объекты эксперимента не магистральные грузовики (именно для них водородные силовые установки считаются подходящей альтернативой «электрификации»), а городские рейсовые автобусы. И именно поэтому газовцы решили разрабатывать систему самостоятельно, но на западных компонентах. И если КамАЗ опережает их в этом направлении, затеяв альянс с «Роснано» и дептрансом Москвы с целью внедрения системы уже на российских топливных элементах, то нижегородцы, рассчитывающие на собственные силы, а не на госинвестиции, поступили осторожнее. И не исключено, что окажутся правы — и потому, что водородные технологии даже в планах правительства носят экспериментальный характер (напомню: согласно недавно подписанной Концепции, на всю страну должна быть тысяча водородных заправок к 2030 году), и ввиду дороговизны технологии (полноразмерный «водоробус» от ГАЗа стоит под сотню миллионов рублей), и, что еще важнее, наиболее перспективный объект «водородизации» — магистральные грузовые перевозки. Сегмент, в котором группа ГАЗ традиционно не проявляет ни малейшей активности.
А для городского транспорта (что пассажирского, что грузового) намного актуальнее «электрификация». (С точки зрения чиновников, конечно, но заказывают автобусы они, а не давно абстрактный здравый смысл.) В которой газовцы осторожно, но продвигаются. На выставке было объявлено об успешном начале пригородной эксплуатации (шаттлы из аэропорта Нижнего Новгорода в город) электрических «Газелей», машин малосерийных и на иностранных компонентах, но готовых к «русификации» электросиловых агрегатов и изначально предназначенных для сборки на главном конвейере завода в Нижнем. А планы на следующий год, обнародованные директором ГАЗа Вадимом Сорокиным, — «электрификация» еще и среднеразмерных машин группы ГАЗ. Каких именно и в каком качестве — пока неизвестно, подождем реальных (или хотя бы готовых к производству) продуктов.
А вот электрификация «больших» автобусов — направление актуальное и для производителей, и для охваченных экомодой представителей заказчиков. И неспроста новый «большой» электробус занимал центральное место в экспозиции компании.
От 7 до 18
E-Citymax 12 — уже третья итерация «больших» электробусов ГАЗа. И главное оружие ГАЗа за бюджеты мегаполисов именно низкопольные автобусы большого и особо большого классов подлежат субсидированию и предоставлению по лизинговым схемам согласно упомянутой госпрограмме — а любовь отечественных чиновников к электротеме общеизвестна и заслуживает отдельного анализа. В результате конкуренция острейшая (пока в ней побеждает КамАЗ, а на пятки наступают «Волгабас» и с недавних пор еще и «Транспортные системы»), и дело не только в лоббистских возможностях того или иного претендента на большой куш, но и в собственно матчасти.
Чем собирается ответить ГАЗ соперникам (помимо дизайна, конечно, — работу газовцев однозначно стоит признать наиболее профессиональной по этой части)? Сильная сторона нового E-Citymax 12 (и будущего сочлененного E-Citymax 18) — как раз экологичность системы относительно конкурентов (да-да, камазовских электробусов в первую очередь). Конструкторы E-Citymax оснастили машину большими (350 кВт против 80 у конкурента) батареями и традиционными (и под переменный ток, и под постоянный) зарядными устройствами. Привычный эксплуатантам камазовских электробусов пантограф тоже присутствует, но скорее для экстренной зарядки, случись что. Основной же сценарий — подзарядка по ночам, за два с половиной часа постоянным током или за семь — переменным. С точки зрения города как экосистемы именно эта схема реально работает на экологию, поскольку позволяет сглаживать пики потребления электроэнергии, а не усугублять их, вдобавок требуя дополнительных мощностей генерации, превращая «электрификацию» в профанацию. Минус — большие батареи стоят дороже, что «благодаря» 44-ФЗ может стать роковым для проекта.
Из прочих особенностей отмечу независимую переднюю подвеску, обеспечивающую лучшую плавность хода, чем неразрезные оси у конкурентов, и «полуторные» сиденья в передней части салона, удобные для пассажиров с детьми.
Но «большие» автобусы, а подавно электробусы — для больших (и размером, и бюджетами) городов. Для тех же, где и пассажиропоток поменьше, и бюджеты поскромнее (и «на свои» — под упомянутую госпрограмму подходят только «полноразмерные», от 10,5 метра длиной, низкопольные автобусы), предназначен CityMax 9. Он, как видно из индекса, на три метра короче (то есть «средний» автобус), а еще он «нормальный», дизельный (210-сильный ЯМЗ с коробкой-«автоматом») — и полунизкопольный. «Полу-» — потому что в автобусе использованы подвески и трансмиссия классической конструкции, а не дорогие и сложные агрегаты (портальные мосты, угловые редукторы и проч.), необходимые для «настоящих» низкопольных автобусов. Недостаток «полунизкопольности» — в задней части (аккурат после заднего дверного проема) находится ступенька, затем еще одна, пол же в средней части остается ровным — и без ступеней на входе. А чтобы площадь «низкого» пола увеличить до рекордных в классе 10 квадратных метров, газовцы сместили переднюю ось вперед — новая автобусная мода, апробированная на зарубежных троллейбусах и электробусах. (Точнее, вернувшаяся: такое расположение передней оси было нормальным для общественного транспорта, включая советские троллейбусы, вплоть до 1950-х годов.) Заодно решили проблему выпирающих передних колесных ниш в узком в буквальном смысле месте пассажирского салона.
Впрочем, простая базовая конструкция не означает экономии на оснащении. Как и у «полноразмерных» собратьев, здесь салон со всеми полагающимися городскому автобусу удобствами — от поручней, привинченных к стенкам а не к полу (а значит, не крадущих полезную площадь для ног стоящих пассажиров), климат-контроля, WiFi-роутеров и розеток — до систем мониторинга и безопасности. Последняя включает в себя сигнализацию выезда за полосу движения, контроль слепых зон, адаптивные (с подсветкой поворота) фары и контроль состояния водителя.
А заполнить промежуток между «средним» 73-местным City Max 9 и компактной «Газелью City» (на 22 пассажира, из них 14 сидячих) призван 32-местный минибус «Валдай City». Издалека его можно принять за увеличенную «городскую “Газель”», но это совсем другой автомобиль, на агрегатах «Валдая» и «Газона» — и с несущим кузовом. И производиться он будет не в Нижнем, а на Павловском автобусном заводе, вместе с востребованными в малых городах, сельской местности и в армии старыми добрыми «пазиками» и более современными «Векторами». От последних, к слову, «Валдай City» позаимствовал пневмоподвеску (позволяющую «приседать» на остановках), тормоза — и компоновку задней части с грузовым отсеком, позволяющим использовать новинку и на пригородных маршрутах.
В Павлово же будет производиться и City Max 9. «Большие» же «Ситимаксы» (в том числе готовящаяся к производству сочлененная, 18-метровая, версия E-Citymax 18) будут выпускаться на Ликинском автобусном.
«Газель» на диете
«Соболь NN» ждали долго. Дождались и… Вздох разочарования: «И это все»? По сути, перед нами укороченная «Газель NN». И немного облегченная за счет рамы, колесных ступиц и односкатной ошиновки сзади. А также пониженная крыша. Впрочем, в семействе будет версия и с «высокой», как у старшей сестры, крышей, и совсем низкой. И, как обычно, фургон, микроавтобус, бортовой грузовик и шасси. С теми же моторами (в гамму которых вернулся дизель VW). Газовцы делают упор на то, что даже в столь компактном (длина 5120 мм) варианте машина имеет вдвое-вчетверо больший объем грузового отсека, чем популярные «каблуки»: длина отсека 2600, высота от 1435 до 1930 мм. Но очевидно, что столь тяжелой (зато крепкой и с просторной кабиной) машине уготована участь транспорта аварийных служб и носителя спецоборудования — на замену архаичным ульяновским «буханкам».
И пока — для города: полноприводный «Соболь NN» еще в стадии доводки и заявлен как модель 2023 года. Каким он будет и с какими кузовами поставляться — гадать рано. Одно очевидно и однозначно: версии «минивэн плюс», а тем более домов на колесах по-прежнему не будет. Переделки для «частников» (включая любителей внедорожных путешествий, до сих пор покупающих прежний «Соболь 4×4») не будет. Такова позиция группы ГАЗ, давно забывшей о временах «Волги»… но оставившей бренд «Победа» для будущего «прорывного продукта», о котором многозначительно молчат. «Старые» же «Соболи Бизнес» как и одноплатформенные «Газели Бизнес» в полноприводных исполнениях до сих пор остаются в модельной гамме завода. И наверняка будут производиться еще немало лет.
Фотографии Олега Сердечникова
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl