На выставке «Комтранс-2021» группа ГАЗ показала немало новинок

ЭкспертАвто

Музыка для заказчика

На выставке «Комтранс-2021» группа ГАЗ показала немало новинок — кроме самой ожидаемой, «Соболя 4х4». Наверное, потому, что полноприводные машины городские власти не закупают

Александр Астапов

Водоробусы — до сих пор экспериментальное, дорогостоящее и спорное с точки зрения экономики решение

Стенд группы ГАЗ был если не самым большим, то точно самым ярким и лучше всего оформленным. Зачем, спросите, это на специализированной выставке, куда «простой народ» не ходит? Моя версия: быть ближе, проще и доступнее пониманию непростому ненароду, а именно не профессионалам-перевозчикам, а чиновникам, федеральным и муниципальным, принимающим решения о закупке подвижного состава. И для аварийных служб, и для скорой помощи — но в первую очередь для общественного транспорта в рамках госпрограммы по обновлению автобусного парка страны в ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

И с той же целью — показать современность разработок компании — ближе всего к входу в зал расположились два автобуса, работающих на водороде, на базе уже предыдущего «большого» электробуса ГАЗа и на основе компактной «Газели City» (изначально дизельной, но предварительно «электрифицированной» силовым агрегатом от «Газели e-NN»). О подробностях конструкции водородных силовых агрегатов нижегородцы говорили уклончиво (удалось лишь вытянуть, что компоненты канадского производства), и было почему. Смысл «водородобусов» — отработать не топливные элементы или баллоны с водородом по отдельности (этим не первый год занимаются по всему миру, и РФ хоть и отстала, но отнюдь не безнадежно), а саму систему эксплуатации в реальных условиях. Именно поэтому объекты эксперимента не магистральные грузовики (именно для них водородные силовые установки считаются подходящей альтернативой «электрификации»), а городские рейсовые автобусы. И именно поэтому газовцы решили разрабатывать систему самостоятельно, но на западных компонентах. И если КамАЗ опережает их в этом направлении, затеяв альянс с «Роснано» и дептрансом Москвы с целью внедрения системы уже на российских топливных элементах, то нижегородцы, рассчитывающие на собственные силы, а не на госинвестиции, поступили осторожнее. И не исключено, что окажутся правы — и потому, что водородные технологии даже в планах правительства носят экспериментальный характер (напомню: согласно недавно подписанной Концепции, на всю страну должна быть тысяча водородных заправок к 2030 году), и ввиду дороговизны технологии (полноразмерный «водоробус» от ГАЗа стоит под сотню миллионов рублей), и, что еще важнее, наиболее перспективный объект «водородизации» — магистральные грузовые перевозки. Сегмент, в котором группа ГАЗ традиционно не проявляет ни малейшей активности.

«Большой» электробус E-Citymax 12

А для городского транспорта (что пассажирского, что грузового) намного актуальнее «электрификация». (С точки зрения чиновников, конечно, но заказывают автобусы они, а не давно абстрактный здравый смысл.) В которой газовцы осторожно, но продвигаются. На выставке было объявлено об успешном начале пригородной эксплуатации (шаттлы из аэропорта Нижнего Новгорода в город) электрических «Газелей», машин малосерийных и на иностранных компонентах, но готовых к «русификации» электросиловых агрегатов и изначально предназначенных для сборки на главном конвейере завода в Нижнем. А планы на следующий год, обнародованные директором ГАЗа Вадимом Сорокиным, — «электрификация» еще и среднеразмерных машин группы ГАЗ. Каких именно и в каком качестве — пока неизвестно, подождем реальных (или хотя бы готовых к производству) продуктов.

А вот электрификация «больших» автобусов — направление актуальное и для производителей, и для охваченных экомодой представителей заказчиков. И неспроста новый «большой» электробус занимал центральное место в экспозиции компании.

От 7 до 18

E-Citymax 12 — уже третья итерация «больших» электробусов ГАЗа. И главное оружие ГАЗа за бюджеты мегаполисов именно низкопольные автобусы большого и особо большого классов подлежат субсидированию и предоставлению по лизинговым схемам согласно упомянутой госпрограмме — а любовь отечественных чиновников к электротеме общеизвестна и заслуживает отдельного анализа. В результате конкуренция острейшая (пока в ней побеждает КамАЗ, а на пятки наступают «Волгабас» и с недавних пор еще и «Транспортные системы»), и дело не только в лоббистских возможностях того или иного претендента на большой куш, но и в собственно матчасти.

Чем собирается ответить ГАЗ соперникам (помимо дизайна, конечно, — работу газовцев однозначно стоит признать наиболее профессиональной по этой части)? Сильная сторона нового E-Citymax 12 (и будущего сочлененного E-Citymax 18) — как раз экологичность системы относительно конкурентов (да-да, камазовских электробусов в первую очередь). Конструкторы E-Citymax оснастили машину большими (350 кВт против 80 у конкурента) батареями и традиционными (и под переменный ток, и под постоянный) зарядными устройствами. Привычный эксплуатантам камазовских электробусов пантограф тоже присутствует, но скорее для экстренной зарядки, случись что. Основной же сценарий — подзарядка по ночам, за два с половиной часа постоянным током или за семь — переменным. С точки зрения города как экосистемы именно эта схема реально работает на экологию, поскольку позволяет сглаживать пики потребления электроэнергии, а не усугублять их, вдобавок требуя дополнительных мощностей генерации, превращая «электрификацию» в профанацию. Минус — большие батареи стоят дороже, что «благодаря» 44-ФЗ может стать роковым для проекта.

Из прочих особенностей отмечу независимую переднюю подвеску, обеспечивающую лучшую плавность хода, чем неразрезные оси у конкурентов, и «полуторные» сиденья в передней части салона, удобные для пассажиров с детьми.

Но «большие» автобусы, а подавно электробусы — для больших (и размером, и бюджетами) городов. Для тех же, где и пассажиропоток поменьше, и бюджеты поскромнее (и «на свои» — под упомянутую госпрограмму подходят только «полноразмерные», от 10,5 метра длиной, низкопольные автобусы), предназначен CityMax 9. Он, как видно из индекса, на три метра короче (то есть «средний» автобус), а еще он «нормальный», дизельный (210-сильный ЯМЗ с коробкой-«автоматом») — и полунизкопольный. «Полу-» — потому что в автобусе использованы подвески и трансмиссия классической конструкции, а не дорогие и сложные агрегаты (портальные мосты, угловые редукторы и проч.), необходимые для «настоящих» низкопольных автобусов. Недостаток «полунизкопольности» — в задней части (аккурат после заднего дверного проема) находится ступенька, затем еще одна, пол же в средней части остается ровным — и без ступеней на входе. А чтобы площадь «низкого» пола увеличить до рекордных в классе 10 квадратных метров, газовцы сместили переднюю ось вперед — новая автобусная мода, апробированная на зарубежных троллейбусах и электробусах. (Точнее, вернувшаяся: такое расположение передней оси было нормальным для общественного транспорта, включая советские троллейбусы, вплоть до 1950-х годов.) Заодно решили проблему выпирающих передних колесных ниш в узком в буквальном смысле месте пассажирского салона.

Впрочем, простая базовая конструкция не означает экономии на оснащении. Как и у «полноразмерных» собратьев, здесь салон со всеми полагающимися городскому автобусу удобствами — от поручней, привинченных к стенкам а не к полу (а значит, не крадущих полезную площадь для ног стоящих пассажиров), климат-контроля, WiFi-роутеров и розеток — до систем мониторинга и безопасности. Последняя включает в себя сигнализацию выезда за полосу движения, контроль слепых зон, адаптивные (с подсветкой поворота) фары и контроль состояния водителя.

А заполнить промежуток между «средним» 73-местным City Max 9 и компактной «Газелью City» (на 22 пассажира, из них 14 сидячих) призван 32-местный минибус «Валдай City». Издалека его можно принять за увеличенную «городскую “Газель”», но это совсем другой автомобиль, на агрегатах «Валдая» и «Газона» — и с несущим кузовом. И производиться он будет не в Нижнем, а на Павловском автобусном заводе, вместе с востребованными в малых городах, сельской местности и в армии старыми добрыми «пазиками» и более современными «Векторами». От последних, к слову, «Валдай City» позаимствовал пневмоподвеску (позволяющую «приседать» на остановках), тормоза — и компоновку задней части с грузовым отсеком, позволяющим использовать новинку и на пригородных маршрутах.

В Павлово же будет производиться и City Max 9. «Большие» же «Ситимаксы» (в том числе готовящаяся к производству сочлененная, 18-метровая, версия E-Citymax 18) будут выпускаться на Ликинском автобусном.

«Газель» на диете

«Соболь NN» ждали долго. Дождались и… Вздох разочарования: «И это все»? По сути, перед нами укороченная «Газель NN». И немного облегченная за счет рамы, колесных ступиц и односкатной ошиновки сзади. А также пониженная крыша. Впрочем, в семействе будет версия и с «высокой», как у старшей сестры, крышей, и совсем низкой. И, как обычно, фургон, микроавтобус, бортовой грузовик и шасси. С теми же моторами (в гамму которых вернулся дизель VW). Газовцы делают упор на то, что даже в столь компактном (длина 5120 мм) варианте машина имеет вдвое-вчетверо больший объем грузового отсека, чем популярные «каблуки»: длина отсека 2600, высота от 1435 до 1930 мм. Но очевидно, что столь тяжелой (зато крепкой и с просторной кабиной) машине уготована участь транспорта аварийных служб и носителя спецоборудования — на замену архаичным ульяновским «буханкам».

И пока — для города: полноприводный «Соболь NN» еще в стадии доводки и заявлен как модель 2023 года. Каким он будет и с какими кузовами поставляться — гадать рано. Одно очевидно и однозначно: версии «минивэн плюс», а тем более домов на колесах по-прежнему не будет. Переделки для «частников» (включая любителей внедорожных путешествий, до сих пор покупающих прежний «Соболь 4×4») не будет. Такова позиция группы ГАЗ, давно забывшей о временах «Волги»… но оставившей бренд «Победа» для будущего «прорывного продукта», о котором многозначительно молчат. «Старые» же «Соболи Бизнес» как и одноплатформенные «Газели Бизнес» в полноприводных исполнениях до сих пор остаются в модельной гамме завода. И наверняка будут производиться еще немало лет.

«Соболь NN» в версии со «средней» крышей

Фотографии Олега Сердечникова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отдохнули в реальности Отдохнули в реальности

Биржи на отвлеклись от новых технологий и переключились на традиционный сектор

Эксперт
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Электрический УАЗ едет на экспорт Электрический УАЗ едет на экспорт

Этот УАЗ хотят заполучить в свои автопарки клиенты из Великобритании и Германии

Эксперт
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Самосбывающееся проклятие Самосбывающееся проклятие

Cлухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены

Forbes
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
«Движовый» регион для самого молодого губернатора «Движовый» регион для самого молодого губернатора

Как Калининградская область и Антон Алиханов понравились друг другу

Эксперт
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 2

Esquire
Чем опасна «редкоземельная лихорадка» Чем опасна «редкоземельная лихорадка»

Причины резко возникшего интереса к редкоземельным металлам

Ведомости
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Сам бы ел Сам бы ел

Как вести себя, если у ребенка внезапно испортились отношения с едой?

Лиза
Вспоминая Майорку Вспоминая Майорку

В интерьере заказчикам хотелось повторить атмосферу острова, запавшего в душу

Идеи Вашего Дома
«Моя Катрин — это брошенный ребенок» «Моя Катрин — это брошенный ребенок»

Героиня Софьи Шидловской — девочка-подросток Катрин, своенравная и беззащитная

OK!
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Андрей Синявский Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский — фантаст, философ и филолог

Дилетант
Ветер гуляет Ветер гуляет

«Инженерное» жилье, где техническая составляющая превалирует над декором

SALON-Interior
В разряде достаточно рентабельных В разряде достаточно рентабельных

Сокращение урожайности снизило доходность сахарной свеклы

Агроинвестор
«Если нет хорошего города, построй его!» «Если нет хорошего города, построй его!»

Предприниматель Владимир Седов уже десять лет строит новый город — Доброград

Монокль
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
Ноутбук: локализация в разрезе Ноутбук: локализация в разрезе

Как производится «глубоко российская» компьютерная техника

Монокль
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Саша плюс Таша Саша плюс Таша

Брак Первого Поэта и Первой Красавицы начали обсуждать задолго до венчания

Дилетант
Все, что нам кажется маловажным: рецензия на пронзительные «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи Все, что нам кажется маловажным: рецензия на пронзительные «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи

«Мелочи жизни»: оглушающе тихая драма про то, что в жизни нет мелочей

Правила жизни
Черная или белая? Черная или белая?

Зависть... Что же это за чувство такое и нужно ли с ним бороться?

Добрые советы
Все в сад! Все в сад!

Отправляемся за яркими красками

Добрые советы
Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний

Ученые сообщили об успехе испытаний ремибрутиниба при хронической крапивнице

N+1
Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки

Для чего нужны эти наклейки на фруктах и что за цифры на них указаны

ТехИнсайдер
Ольга Звагольская Ольга Звагольская

Креативный редевелопер Ольга Звагольская создала «Третье место» и арт-ярмарку

Собака.ru
Открыть в приложении