«Музы Монпарнаса»: культурный взрыв сто лет тому назад
В Музее имени Пушкина — выставка искусства, созданного женщинами в Париже двадцатых годов прошлого века
На двадцатые годы двадцатого века пришлась одна из самых сильных вспышек феминизма, призванного выровнять нарушенный гендерный баланс. В Париже он выравнивался в первую очередь в изобразительном искусстве. Здесь женщины могли заявить о себе как о значимых персонах именно в этой сфере. Они получали образование и активно включались в художественный процесс, который наиболее интенсивно протекал как раз здесь, в Париже, который тогда был центром мирового искусства. Его литературная фотография выполнена Эрнестом Хемингуэем, одно название которой «Париж — праздник, который всегда с тобой» передает атмосферу, наполнявшую этот город. Таланты стягивались сюда, потому что могли не просто реализовать здесь свой потенциал, но обрести единомышленников и попасть в круговорот новых идей.
Предтечей нашествия женщин-художников и скульпторов была Камилла Клодель. На выставке «Музы Монпарнаса» представлена ее работа «Вальс», в которой можно увидеть всю страсть, заключенную в этой женщине, вступившей в союз с другим великим скульптором — Огюстом Роденом, дерзнувшей соперничать с ним и сумевший если не превзойти его, то сравняться по степени мастерства. В 1912 году, когда в Париж из России приехала учиться скульптуре Вера Мухина, Клодель, страдавшая психическим расстройством, уже была не состоянии творить, но разрушить все предубеждения по поводу того, может ли женщина быть скульптором, он успела. Клодель была жива и тогда, когда работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» возвысилась над советским павильоном на Всемирной выставке в Париже 1937 года и стала триумфом женской скульптуры, по-прежнему оставаясь одной из ее самых высших точек.
В художественном мире до конца девятнадцатого века женщина была моделью — объектом искусства— и в очень редких случаях субъектом. Даже в балете, который до прихода Вацлава Нижинского был исключительно женской стихией, над женщиной возвышалась фигура хореографа. В двадцатом веке в танце эту схему разрушила Айседора Дункан — она была и автором, и исполнителем. В этот же период в живописи женщины тоже стали совмещать эти роли: они могли и писать, и позировать. Мы видим череду женских портретов, на которых модели подобны голливудским кинозвездам. Картина словно маленький фильм, где они играют главную роль. Они позволяют себя рисовать. И женщины, стоящие за мольбертом, видят другую женщину иначе, чем мужчины. Они глубже проникают в ее суть, потому что видят в ней и саму себя тоже.
Один из немногих мужчин, чьи работы допущены на эту выставку, — Цугухару Фудзита. Плод взаимного притяжения Японии и Франции, этот художник привнес в европейский рационализм — пределом которого в те годы стал кубизм Пабло Пикассо и его последователей, — восточную утонченность. Он рисует женщину не как европейский художник, пристально всматриваясь в ее тело, не как рисует женщина, для которой тело ее модели — сгусток эмоций и тончайших движений души, а как человек без пола, который видит и то и другое и сохраняет по отношению и к телу, и к эмоциям дистанцию. Его женщины обладают только контурами тел, они едва прорисованы на полотне и в то же время полностью материальны. Их тела прекрасны и притягивают взгляд, одновременно они остаются тем самым сгустком эмоций, который по-настоящему способны передать только сами женщины.
Цугухару Фудзита стал еще одним элементом культурного взрыва, главное условие которого — неоднородность среды, в которой он происходит. Она должна состоять из людей с различным культурным опытом, носителей разных идей, которые, смешиваясь между собой, порождают нечто новое. Женщины в этот период, в этом месте, с их желанием утвердиться, доказать, что они не только способны встать на один уровень с мужчинами, но и превзойти их, выступили катализаторами культурного взрыва. Они жаждали изменить эту реальность своими руками и смогли это сделать, но ненадолго. Период «муз Монпарнаса» был короток и сейчас легко вместился в несколько залов. Но так же, как короткий период творчества Камиллы Клодель навсегда изменил ход истории, их творчество преобразило реальность.
Среди «муз Монпарнаса» мы видим и русских женщин. Они тоже ринулись в Париж, который благодаря дягилевским сезонам уже был покорен русскими балеринами, чтобы доказать, что они могут быть еще и художниками и скульпторами. Мария Васильева родилась в Смоленске, учиться в Париж уехала в 1907 году, а уже в 1912-м основала собственную академию. Она могла направить свою неукротимую энергию на что угодно: на живопись, на танец, на создание кукол, и каждый раз вокруг нее возникал энергетический вихрь, который притягивал к ней других талантливых людей, она создавала вокруг сообщества — еще одно условие культурного взрыва, который никогда не творится в одиночку.
Аналогичные процессы тогда происходили и в России, которая накануне революции резко радикализировалась и в изобразительном искусстве, и в театре, а после выплеснула накопленную энергию. Здесь культурная революция шла рука об руку с социальной — новое искусство стало манифестом нового социального строя, оно было куда более беспощадным к своим предшественникам. В Париже этот процесс протекал не так драматично, но исторический отрезок, отведенный на процесс культурного преображения, и там и там был короток — в конце двадцатых он уже почти завершился: экономические неурядицы в мировой экономике (в России — «великий перелом») и новое нарастание внешнеполитического напряжения. Пушки еще не начали стрелять, но музы уже почувствовали, что атмосфера становится неблагоприятной, и их голоса звучали все тише и тише, пока совсем не смолкли в ожидании новой вспышки феминизма, призванной снова уравновесить гендерный баланс. Новая вспышка не заставит себя долго ждать. За ней последует еще одна, другая, и с каждым разом они будут становится все ярче и сильнее.
Фото: предоставлено комитетом Жаклин Марваль, Париж; Культурная ассоциация Веры Пагавы, Париж; Собрание Владимира Царенкова. Лондон; частное собрание
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl