Как устроена деятельность когалымского филиала Московского театра

ЭкспертКультура

Московский театр с пропиской в Когалыме

Этот сезон — первый для Малого театра, когда на постоянной основе начал работать его филиал в Когалыме

Вячеслав Суриков

До сих пор в этом городе театра не было. Все, что видели местные жители, — выступления заезжих артистов на сцене местного дворца культуры. Теперь каждый месяц они могут смотреть спектакли из репертуара Малого театра. О том, как устроена деятельность когалымского филиала и что сейчас происходит на основной сцене, «Эксперту» рассказала директор Малого театра Тамара Михайлова.

— Как будут организованы показы спектаклей в когалымском филиале?

— Мы начали со спектакля «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца, так как хотели показать нашим юным зрителям настоящую театральную сказку. Ближайший показ у нас запланирован на предновогодние выходные. Город не очень большой, но зрители нас полюбили. Поэтому мы решили, что станем возить в Когалым каждый раз новые спектакли с участием ведущих артистов Малого театра. Мы будем играть спектакли блоками: пятница, суббота, воскресенье — утром и вечером.

Директор Малого
театра Тамара
Михайлова Фото
Даниил Андреев

— Здание Малого театра строили специально для вашей труппы?

— Идея этого проекта у президента компании «ЛУКойл» Вагита Аликперова возникла давно. Но театр — дорогое удовольствие. Долгое время нам казалось, что проект из категории фантастики. Одно дело — построить здание, другое — оснастить сцену. Здание Малого театра в Когалыме старались проектировать похожим на сцену на Большой Ордынке, только размер зрительного зала чуть меньше и нет поворотного круга. Но техническое оснащение не хуже, чем в Москве.

Нам с мужем довелось побывать на Байконуре, и эмоциональное состояние радости и желание чего-то нового, которое я пережила там, мне запомнилось на всю жизнь. И я вижу, что наша молодежь чувствует воодушевление от работы на новой сцене. У нас не так легко получить возможность самостоятельной работы. А Когалым — шанс для молодых артистов.

— Что вы будете показывать когалымскому зрителю? Чем обусловлен выбор спектаклей, которые туда повезете?

— В ближайшие месяцы в Когалым поедут спектакли по пьесам Островского «День на день не приходится», «Бешеные деньги», «Свои люди — сочтемся» и основанный на коротких рассказах Чехова спектакль «Перечитывая Чехова».

Кроме того, мы очень хотим познакомить с русской классикой школьников близлежащих городов и округов: Лангепаса и Покачей. Вопрос в том, чтобы приобрести транспорт и привозить детей на спектакли.

— По каким критериям заказчик — Министерство культуры РФ — будет оценивать вашу деятельность в Когалыме?

— У нас два параметра: количество зрителей и количество спектаклей.

— Что происходит в театре спустя два года после завершения реконструкции и преображения основной сцены?

— Мы не ставили перед собой задачу преобразить театр. Все переделать для нас означало бы все погубить. Перед началом реконструкции мы оказались в сложной ситуации: корифеи запретили нам открывать крышу, поскольку в Малом театре есть поверье: если ее открыть, души работавших тут актеров улетят. Крышу мы тоже переделывали, но поэтапно. Самая главная оценка проделанной работы — когда люди приходят и не замечают изменений, им кажется, что в театре всего лишь подкрасили стены. На самом деле все сделано заново, начиная с фундамента. За счет внутреннего двора, который уже давно не использовался, расширили гардероб и Щепкинское фойе. Полностью поменяли сценическое оборудование, в том числе поворотный круг. Сейчас Малый театр имеет самое современное сценическое оснащение.

— Как такие перемены в жизни театра: филиал в Западной Сибири и масштабная реконструкция — повлияли на творческую атмосферу? Готовятся ли новые постановки, нетипичные для Малого театра?

— Я очень люблю наших актеров, прежде всего за их мастерство. У нас сильная школа, блестящие мастера. Спектакль, не слишком привычный для Малого театра, — мюзикл «Всегда зовите Долли!». Сейчас о нем говорят как о лучшем мюзикле Москвы, и это не мои слова. Каждый раз, когда он стоит в афише, все без исключения актеры: и молодежь, и народные артисты России Ирина Муравьева и Валерий Афанасьев — репетируют в театре с утра. Но в общем мы стараемся выпускать классические постановки. Пример тому — недавняя премьера: «Игроки» Гоголя. Поставил спектакль Владимир Драгунов, а роскошные декорации делал Станислав Бенедиктов. В итоге получилась легкая комедия, на которую идут и постоянные зрители, и молодежь, нередко даже целыми компаниями. Я часто кого-то сопровождаю на наши спектакли, и один раз на «Ревизор», который идет у нас четыре часа, пришли очень важные гости, спектакль им понравился, а главное, их поразило, настолько злободневен текст пьесы. Нам не нужно раздеваться и удивлять зрителя ненормативной лексикой. Играя великую классику, следуя за автором, мы можем заставить зрителя и смеяться, и плакать.

— Как Малый театр существует в условиях жесткой регламентации его финансовой деятельности 44-м Федеральным законом?

— Меня он устраивает. Работать с госзаданием нам удобно. Каждый год театр должен выпустить пять премьер. У нас для этого есть все условия — сильная труппа с артистами разных поколений, замечательная молодежь, мастерские по выпуску декораций и костюмов, прекрасное техническое оснащение. Спектакль — результат труда целого коллектива. И в нашем случае это не пустые слова. В театре работают семьсот человек, из них актеров только сто тридцать.

— Как вы получаете госзадание? Что оно собой представляет?

— Нам выделяют деньги из бюджета, так чтобы на трех наших московских сценах мы могли выпустить и сыграть определенное количество спектаклей, побывать на гастролях и выполнить план по продаже билетов и наполняемости зала.

— Как вы уравновешиваете при выборе спектаклей коммерческие и творческие интересы?

— Я как директор отвечаю в театре за финансы, Юрий Мефодьевич — за творческую сторону. В творческие вопросы я не вмешиваюсь, и все, что касается выбора пьес, актеров и режиссеров в новых постановках, решает он. Прислушивается, если я говорю, что спектакль обойдется нам очень дорого, но последнее слово в любом случае за ним.

— Такое понятие, как кассовые сборы, фигурирует в ваших переговорах с художественным руководителем?

— Я знаю, что зритель часто обращается в кассу за чем-то веселым, а грустные или даже трагические спектакли не являются кассовыми, но сказать, что зритель их не любит, мы не можем. Это совершенно непредсказуемо. И сами спектакли мы не оцениваем по кассовому сбору.

— Но получается, что Министерство культуры все-таки заставляет вас оценивать их по этому критерию?

— У вас есть дети? Перед тем как ваш ребенок появился на свет, вы, наверное, представляли, каким он будет? Но через какое-то время понимаете: ребенок родился со своим характером, не таким, как у вас и у супруги. У него собственное предназначение. То же и со спектаклем. Представьте, что мы поставим во главу угла кассовые сборы: пригласим какогонибудь зарубежного режиссера, чтобы ухнуть все деньги на его гонорар, и устроим цирк, как сейчас любят делать… И сколько человек на это придет?! Такие эксперименты, как правило, проводят на деньги спонсоров. Но и за них нужно отвечать. Если речь идет о бюджетном финансировании, зритель вправе интересоваться тем, что делает театр. Я не считаю, что можно упиваться происходящим на сцене и безразлично относиться к мнению зрителя, что наше искусство загнано в угол и что театрам плохо живется. Вы найдите еще какой-нибудь город в мире, где есть столько бюджетных театров, как в Москве!

— Что значит для театра его художественный руководитель Юрий Соломин, который работает в нем уже больше полувека?

— Это уникальный человек. И артист высочайшего уровня. Его боготворят, на него равняются актеры, к его мнению прислушиваются все, даже народные артисты. Для Юрия Мефодьевича театр — это дом, семья, это его жизнь. Реконструкция, о которой мы с вами говорили и которой я фактически занималась, далась очень тяжело. Я никогда в жизни больше не пойду ни на что подобное. Но рядом был Юрий Мефодьевич, и я видела, как он находит в себе силы все это пережить, и не могла сказать: я не могу. Ему бывает нелегко со мной. Но он способен услышать другую точку зрения. Среди его достоинств — талант человеческого общения.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алиса в стране откатов Алиса в стране откатов

Как именно работает эзотерическая экономика откатов и офшоров?

Esquire
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Тайна гибели академика Легасова Тайна гибели академика Легасова

В апреле 1988 года был обнаружен повесившимся Валерий Легасов

Дилетант
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Вокруг саммита Вокруг саммита

Насколько Потсдамская конференция была масштабным и важным мероприятием?

Дилетант
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд

Команда астрономов обучила нейросеть предсказывать столкновение нейтронных звезд

ТехИнсайдер
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

В Александринке в прошлом году произошли одни из самых существенных изменений

Ведомости
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Как понять, если ли паразиты в организме: основные симптомы и признаки заражения Как понять, если ли паразиты в организме: основные симптомы и признаки заражения

Как обнаружить гельминтов и избавиться от них

Inc.
Современный комфорт Современный комфорт

Просторная квартира для молодой семейной пары с детьми в минималистском стиле

SALON-Interior
Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

Ведомости
Совет от ученых, как есть достаточно белка, если отказаться от яиц Совет от ученых, как есть достаточно белка, если отказаться от яиц

Какие альтернативные варианты белка стоит добавить в свой рацион?

ТехИнсайдер
Чистые помыслы Чистые помыслы

Какие существуют альтернативы традиционному дизельному топливу для яхт?

Y Magazine
Отойдите, пожалуйста Отойдите, пожалуйста

Восемь типов людей, которым не стоит сочувствовать

Лиза
О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…» О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…»

«Думаю, любые попытки построить безрелигиозное общество обречены»

Монокль
Юбилейная партитура Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБ
Скорая домашняя помощь Скорая домашняя помощь

Как грамотно помочь себе или другому человеку в опасных ситуациях со здоровьем

Лиза
От эволюции к революции От эволюции к революции

Разговор о настоящем и будущем российского авиационного двигателестроения

Монокль
«Сталин» в небе над Израилем «Сталин» в небе над Израилем

Насколько обманчивым оказалось признание СССР независимости Израиля в 1948 году

Дилетант
…И другие официальные лица …И другие официальные лица

Некоторые из тех, кто стоял за спиной лидеров «Большой тройки»

Дилетант
«Человек — это богатство, главное, что есть на Земле» «Человек — это богатство, главное, что есть на Земле»

Алла Сигалова — о любви и коварстве, добре и зле, цинизме и совести

OK!
Открыть в приложении