Как устроена деятельность когалымского филиала Московского театра

ЭкспертКультура

Московский театр с пропиской в Когалыме

Этот сезон — первый для Малого театра, когда на постоянной основе начал работать его филиал в Когалыме

Вячеслав Суриков

До сих пор в этом городе театра не было. Все, что видели местные жители, — выступления заезжих артистов на сцене местного дворца культуры. Теперь каждый месяц они могут смотреть спектакли из репертуара Малого театра. О том, как устроена деятельность когалымского филиала и что сейчас происходит на основной сцене, «Эксперту» рассказала директор Малого театра Тамара Михайлова.

— Как будут организованы показы спектаклей в когалымском филиале?

— Мы начали со спектакля «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца, так как хотели показать нашим юным зрителям настоящую театральную сказку. Ближайший показ у нас запланирован на предновогодние выходные. Город не очень большой, но зрители нас полюбили. Поэтому мы решили, что станем возить в Когалым каждый раз новые спектакли с участием ведущих артистов Малого театра. Мы будем играть спектакли блоками: пятница, суббота, воскресенье — утром и вечером.

Директор Малого
театра Тамара
Михайлова Фото
Даниил Андреев

— Здание Малого театра строили специально для вашей труппы?

— Идея этого проекта у президента компании «ЛУКойл» Вагита Аликперова возникла давно. Но театр — дорогое удовольствие. Долгое время нам казалось, что проект из категории фантастики. Одно дело — построить здание, другое — оснастить сцену. Здание Малого театра в Когалыме старались проектировать похожим на сцену на Большой Ордынке, только размер зрительного зала чуть меньше и нет поворотного круга. Но техническое оснащение не хуже, чем в Москве.

Нам с мужем довелось побывать на Байконуре, и эмоциональное состояние радости и желание чего-то нового, которое я пережила там, мне запомнилось на всю жизнь. И я вижу, что наша молодежь чувствует воодушевление от работы на новой сцене. У нас не так легко получить возможность самостоятельной работы. А Когалым — шанс для молодых артистов.

— Что вы будете показывать когалымскому зрителю? Чем обусловлен выбор спектаклей, которые туда повезете?

— В ближайшие месяцы в Когалым поедут спектакли по пьесам Островского «День на день не приходится», «Бешеные деньги», «Свои люди — сочтемся» и основанный на коротких рассказах Чехова спектакль «Перечитывая Чехова».

Кроме того, мы очень хотим познакомить с русской классикой школьников близлежащих городов и округов: Лангепаса и Покачей. Вопрос в том, чтобы приобрести транспорт и привозить детей на спектакли.

— По каким критериям заказчик — Министерство культуры РФ — будет оценивать вашу деятельность в Когалыме?

— У нас два параметра: количество зрителей и количество спектаклей.

— Что происходит в театре спустя два года после завершения реконструкции и преображения основной сцены?

— Мы не ставили перед собой задачу преобразить театр. Все переделать для нас означало бы все погубить. Перед началом реконструкции мы оказались в сложной ситуации: корифеи запретили нам открывать крышу, поскольку в Малом театре есть поверье: если ее открыть, души работавших тут актеров улетят. Крышу мы тоже переделывали, но поэтапно. Самая главная оценка проделанной работы — когда люди приходят и не замечают изменений, им кажется, что в театре всего лишь подкрасили стены. На самом деле все сделано заново, начиная с фундамента. За счет внутреннего двора, который уже давно не использовался, расширили гардероб и Щепкинское фойе. Полностью поменяли сценическое оборудование, в том числе поворотный круг. Сейчас Малый театр имеет самое современное сценическое оснащение.

— Как такие перемены в жизни театра: филиал в Западной Сибири и масштабная реконструкция — повлияли на творческую атмосферу? Готовятся ли новые постановки, нетипичные для Малого театра?

— Я очень люблю наших актеров, прежде всего за их мастерство. У нас сильная школа, блестящие мастера. Спектакль, не слишком привычный для Малого театра, — мюзикл «Всегда зовите Долли!». Сейчас о нем говорят как о лучшем мюзикле Москвы, и это не мои слова. Каждый раз, когда он стоит в афише, все без исключения актеры: и молодежь, и народные артисты России Ирина Муравьева и Валерий Афанасьев — репетируют в театре с утра. Но в общем мы стараемся выпускать классические постановки. Пример тому — недавняя премьера: «Игроки» Гоголя. Поставил спектакль Владимир Драгунов, а роскошные декорации делал Станислав Бенедиктов. В итоге получилась легкая комедия, на которую идут и постоянные зрители, и молодежь, нередко даже целыми компаниями. Я часто кого-то сопровождаю на наши спектакли, и один раз на «Ревизор», который идет у нас четыре часа, пришли очень важные гости, спектакль им понравился, а главное, их поразило, настолько злободневен текст пьесы. Нам не нужно раздеваться и удивлять зрителя ненормативной лексикой. Играя великую классику, следуя за автором, мы можем заставить зрителя и смеяться, и плакать.

— Как Малый театр существует в условиях жесткой регламентации его финансовой деятельности 44-м Федеральным законом?

— Меня он устраивает. Работать с госзаданием нам удобно. Каждый год театр должен выпустить пять премьер. У нас для этого есть все условия — сильная труппа с артистами разных поколений, замечательная молодежь, мастерские по выпуску декораций и костюмов, прекрасное техническое оснащение. Спектакль — результат труда целого коллектива. И в нашем случае это не пустые слова. В театре работают семьсот человек, из них актеров только сто тридцать.

— Как вы получаете госзадание? Что оно собой представляет?

— Нам выделяют деньги из бюджета, так чтобы на трех наших московских сценах мы могли выпустить и сыграть определенное количество спектаклей, побывать на гастролях и выполнить план по продаже билетов и наполняемости зала.

— Как вы уравновешиваете при выборе спектаклей коммерческие и творческие интересы?

— Я как директор отвечаю в театре за финансы, Юрий Мефодьевич — за творческую сторону. В творческие вопросы я не вмешиваюсь, и все, что касается выбора пьес, актеров и режиссеров в новых постановках, решает он. Прислушивается, если я говорю, что спектакль обойдется нам очень дорого, но последнее слово в любом случае за ним.

— Такое понятие, как кассовые сборы, фигурирует в ваших переговорах с художественным руководителем?

— Я знаю, что зритель часто обращается в кассу за чем-то веселым, а грустные или даже трагические спектакли не являются кассовыми, но сказать, что зритель их не любит, мы не можем. Это совершенно непредсказуемо. И сами спектакли мы не оцениваем по кассовому сбору.

— Но получается, что Министерство культуры все-таки заставляет вас оценивать их по этому критерию?

— У вас есть дети? Перед тем как ваш ребенок появился на свет, вы, наверное, представляли, каким он будет? Но через какое-то время понимаете: ребенок родился со своим характером, не таким, как у вас и у супруги. У него собственное предназначение. То же и со спектаклем. Представьте, что мы поставим во главу угла кассовые сборы: пригласим какогонибудь зарубежного режиссера, чтобы ухнуть все деньги на его гонорар, и устроим цирк, как сейчас любят делать… И сколько человек на это придет?! Такие эксперименты, как правило, проводят на деньги спонсоров. Но и за них нужно отвечать. Если речь идет о бюджетном финансировании, зритель вправе интересоваться тем, что делает театр. Я не считаю, что можно упиваться происходящим на сцене и безразлично относиться к мнению зрителя, что наше искусство загнано в угол и что театрам плохо живется. Вы найдите еще какой-нибудь город в мире, где есть столько бюджетных театров, как в Москве!

— Что значит для театра его художественный руководитель Юрий Соломин, который работает в нем уже больше полувека?

— Это уникальный человек. И артист высочайшего уровня. Его боготворят, на него равняются актеры, к его мнению прислушиваются все, даже народные артисты. Для Юрия Мефодьевича театр — это дом, семья, это его жизнь. Реконструкция, о которой мы с вами говорили и которой я фактически занималась, далась очень тяжело. Я никогда в жизни больше не пойду ни на что подобное. Но рядом был Юрий Мефодьевич, и я видела, как он находит в себе силы все это пережить, и не могла сказать: я не могу. Ему бывает нелегко со мной. Но он способен услышать другую точку зрения. Среди его достоинств — талант человеческого общения.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек эпохи Цукерберга: читать, слушать или смотреть? Человек эпохи Цукерберга: читать, слушать или смотреть?

Что будет дальше с навыком чтения

Эксперт
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Чай по-менделеевски Чай по-менделеевски

Кулинарные истории

Наука и жизнь
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон

Как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии?

Forbes
Зимняя Башкирия Зимняя Башкирия

Башкортостан не зря называют «русской Швейцарией»

Отдых в России
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные

Что происходит на набирающем популярность рынке мужской косметологии

Inc.
«Это__была__мечта» «Это__была__мечта»

Группе Uma2rman — 20 лет! История их успеха напоминает череду счастливых случаев

OK!
Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний

Какие навыки помогают топ-менеджерам развивать свои компании?

СНОБ
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
На маркетплейс за деньгами На маркетплейс за деньгами

Как кэптивные банки маркетплейсов стали игроками финансового рынка

Деньги
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
Открыть в приложении