Технологические аварии давно не редкость, но кто в них виноват?

Популярная механикаHi-Tech

Uber-сюрприз: “человеческий фактор” и аварии беспилотных автомобилей

Автор текста: Андрей Кузнецов

36493706b1df01a77abdcc042e919f2d.jpg
Waymo

Наша жизнь все больше насыщается технологиями. Технологические аварии давно не редкость. Как понимать эти события? Кто виноват? И что делать? Есть популярное объяснение аварий через отсылку к “человеческому фактору”. В этом материале мы покажем, что это объяснение не только ошибочное, но и вредное. Часто такие объяснения дают, чтобы ничего не делать, ничего не менять в политике технологий.

В противовес этому мы на примере беспилотных автомобилей предложим другой способ понимания технологических аварий.

Центр исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге совместно с Факультетом технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО делает уникальную для России магистратуру “Технонаука и инновации”. В рамках этой образовательной программы мы готовим исследователей наук, технологий и инноваций, спрос на которых растет по мере технологизации нашей жизни. Мы учим думать о технологиях по-новому, по-современному, чтобы помочь сделать их не только чуть более надежными и эффективными, но и более справедливыми, устойчивыми и социально ориентированными.

Один из стандартных способов думать о технологиях – объяснять технологические аварии или поломки через отсылку к “человеческому фактору”. Ниже мы покажем, что этот механизм интерпретации аварий проблематичен и даже вреден. Чтобы сделать наши технологии лучше, мы должны от него отказаться.

Начнем с примера, показывающего, как выглядит объяснение аварий через “человеческий фактор” на практике.

“Человеческий фактор” в объяснении небольшого инцидента с Waymo в Сан-Франциско

Совсем недавно, 16 июня 2021, во время тестирования в Сан-Франциско беспилотный автомобиль Waymo сбил человека, пересекавшего пешеходный переход на электросамокате. Человек получил неизвестные повреждения мягких тканей тела и покинул место происшествия самостоятельно, у беспилотника слегка пострадала табличка с номером. Власти Калифорнии обязывают составлять протоколы всех происшествий с беспилотными автомобилями и делать их публичными.

Из протокола этого столкновения узнаем подробности. Автомобиль Waymo подъехал к перекрестку в беспилотном режиме, чтобы совершить поворот налево, и остановился на красный свет. Когда загорелся зеленый, автомобиль в беспилотном режиме чуть продвинулся на пешеходный переход, подготавливаясь поворачивать налево, но начал пропускать встречный транспорт и других участников движения. Тем временем загорелся желтый свет, а автомобиль Waymo все еще стоял, частично перекрывая перекресток и отказываясь поворачивать налево. В этот момент водитель-испытатель взял управление на себя и начал совершать поворот налево. Через 4 секунды, автомобиль Waymo, находясь в ручном режиме, на скорости 6 миль в час сбил человека на электросамокате, пересекавшего на скорости 7 миль в час пешеходный переход на красный свет как для транспорта, так и для пешеходов.

81777ea3c6f07c1d82eab60a267cbca2.jpg
ANDREI STANESCU/ALAMY

Это событие идеально для наших целей. С одной стороны, инцидент вряд ли бы освещался публично, если бы в нем не был замешан беспилотный автомобиль на стадии тестирования. С другой – обошлось без серьезных последствий, и в последующем обсуждении превалируют не ажиотаж и эмоции, а трезвые попытки понять, что же произошло. Вряд ли за данной мелкой аварией последует публичное расследование. Но в одном из сообществ на Reddit, посвященном беспилотным автомобилям, возникла небольшая, но интересная дискуссия. Трудно сказать, кем являются пользователи, участвующие в этой дискуссии. Только один из них заявляет о себе, как о бывшем водителе-испытателе. Но это не так важно как то, что дискуссия носит предметный и рациональный характер, никаких перепалок и холиваров. Люди действительно пытаются интерпретировать протокол-описание инцидента.

Что обсуждают члены сообщества Reddit?

Был ли водитель нетерпелив в этой ситуации? Нет, утверждает экс-водитель-испытатель Waymo, их обучают выводить автомобиль из беспилотного режима, когда того требует ситуация, как здесь. Был риск застрять на перекрестке и заблокировать его. Но из отчета ясно, что автомобиль не стоял посреди перекрестка, а лишь блокировал часть одного из переходов. Так что водитель мог подождать следующего зеленого сигнала светофора. Но экс-водитель-испытатель не сдается и предлагает не винить водителя в этом инциденте. Да, он принял неверное решение, но их работа связана с очень большим стрессом. Для одного из пользователей информация о том, чему обучают водителей-испытателей Waymo звучит как инсайт. Она позволяет понять, почему во всех отчетах об инцидентах с Waymo, их автомобили находятся в ручном, а не беспилотном режиме.

Кто виноват в столкновении - “компьютер” Waymo или водитель?

Пользователи дают несколько объяснений аварии через “человеческий фактор”, в которых именно человек, а не технологии виноваты в инциденте. Согласно одной версии, водитель неправильно оценил ситуацию. Он мог остаться на перекрестке на еще один цикл светофора, и ничего страшного не случилось бы. В другой версии выдвигается гипотеза, что сенсоры Waymo заметили электросамокат на тротуаре заранее, а алгоритмы предсказали его возможное поведение (проезд через переход на красный) и, вероятно, поэтому автомобиль не собирался поворачивать, даже когда у него появилась такая возможность. Водитель не понял этой “прозорливости” беспилотника, принял неверное решение и взял управление на себя. В еще одной версии ссылаются на неназванную книгу, написанную физиком, который разрабатывал системы безопасности для атомных реакторов. Основная мысль этой книги в том, что все аварии на атомных станциях случались в результате того, что люди нарушали протоколы безопасности, потому что ошибочно думали, что знают систему лучше.

Резюмируем: проблема, скорее всего, в водителе. Автоматика сделала правильный выбор. Все это говорит о том, что компьютер очень мало или вообще не способствовал возникновению этого инцидента. Waymo просто нужно исправить некоторые баги, которые иногда приводят [беспилотный автомобиль] к путанице или делают его слишком нерешительным.

Один из самых заплюсованных комментариев утверждает: “Это интересно, поскольку это тот случай, когда присутствие страховочного водителя делает его [беспилотный автомобиль] менее безопасным. Это может быть одним из ожидаемых знаков зрелости беспилотных автомобилей – страховочный водитель становится самым большим источником рисков в беспилотном автомобиле”.

На периферии дискуссии оказываются замечания о том, что если у Waymo действительно есть видео, доказывающее, что их технологии все делали правильно, а проблема именно в водителе, то почему они их не выложат?

Что показывает этот пример?

  • Даже в такой, с виду простой, ситуации вовсе не очевидно, что именно произошло. Требуется интеллектуальная работа, чтобы понять и объяснить аварию. В данном случае, ее провели пользователи Reddit.
  • Участники дискуссии несколькими разными способами пытались перенести вину за происшествие с “компьютеров” Waymo на водителя-испытателя. Эту схему интерпретации мы назвали "объяснением технологической аварии через человеческий фактор”. Единственная попытка оправдать водителя исходит от пользователя, непосредственно знакомого с подобными ситуациями изнутри.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стоит ли бояться применения искусственного интеллекта в медицинской диагностике Стоит ли бояться применения искусственного интеллекта в медицинской диагностике

Что такое ИИ и как он применяется в медицинской диагностике?

Популярная механика
Иван-чай: польза и вред, советы врача Иван-чай: польза и вред, советы врача

Россия чуть ли не единственная страна, где продолжают готовить чай из кипрея

РБК
Стрижки для поврежденных волос: проблему можно замаскировать! Стрижки для поврежденных волос: проблему можно замаскировать!

После очередного окрашивания или завивки ты в ужасе от состояния волос?

Cosmopolitan
Александр Панайотов: Александр Панайотов:

Александр Панайотов оказался в нужное время в нужном месте

Караван историй
Сбежал с $80 млн, пообещав построить фермы: история основателя игры Farm Bank, который обманул 130 тысяч человек Сбежал с $80 млн, пообещав построить фермы: история основателя игры Farm Bank, который обманул 130 тысяч человек

Как Мехмет Айдын, создатель виртуальной фермы, обманул пользователей

VC.RU
«Вот будет лето, поеду на дачу!»: фильмы и сериалы про дачный отдых «Вот будет лето, поеду на дачу!»: фильмы и сериалы про дачный отдых

Фильмы и сериалы, где важной для сюжета локацией становилась дача

Cosmopolitan
«Крупская» русского коллаборационизма «Крупская» русского коллаборационизма

Дело Анны Колокольцевой-Воскобойник

Дилетант
Закалка давлением повысила критическую температуру сверхпроводника Закалка давлением повысила критическую температуру сверхпроводника

Физики научились сохранять высокотемпературную сверхпроводимость селенида железа

N+1
Покупай, но проверяй Покупай, но проверяй

Особенности проведения юридической проверки сельхозактивов

Агроинвестор
10 российских брендов одежды, популярных у зарубежных звезд 10 российских брендов одежды, популярных у зарубежных звезд

Российская индустрия моды становится все более глобальной

РБК
Почему Мавроди — гений: 30 лет грандиозному мошенничеству Почему Мавроди — гений: 30 лет грандиозному мошенничеству

Мавроди — комбинатор 1990-х, обобравший несколько миллионов людей

Популярная механика
«Шикарная история успеха»: что известно о криптомиллиардере Сэме Банкман-Фриде и его бирже FTX «Шикарная история успеха»: что известно о криптомиллиардере Сэме Банкман-Фриде и его бирже FTX

Кто такой Сэм Банкман-Фрид и как он стал самым богатым криптомиллиардером?

Forbes
Мужчины в декрете: как дела обстоят в России? Мужчины в декрете: как дела обстоят в России?

Поговорили с папами, которые ушли в отпуск по уходу за детьми

Playboy
Как цифровая наружная реклама собирает информацию о прохожих. И при чем тут закон о персональных данных Как цифровая наружная реклама собирает информацию о прохожих. И при чем тут закон о персональных данных

Эксперт: как собирать информацию о клиентах, не нарушая их границы

СНОБ
«Они воруют наше время». Как водители устраивают рейды против обочечников «Они воруют наше время». Как водители устраивают рейды против обочечников

Как безопасно закрыть обочину, не пустить нарушителя и сохранить достоинство

РБК
Николай Добрынин: Николай Добрынин:

Николай Добрынин вспоминает собственную биографию

Караван историй
7 признаков сильных духом людей 7 признаков сильных духом людей

Сила духа — качество, которое каждый в состоянии выработать в себе

Psychologies
Прима-балерина Светлана Захарова – о таланте, политике и театре Прима-балерина Светлана Захарова – о таланте, политике и театре

Светлана Захарова могла бы уйти в­ политику­, но предпочла остаться в театре

GQ
4 факта о тестостероне, которые должен знать каждый мужчина 4 факта о тестостероне, которые должен знать каждый мужчина

Пора узнать больше о тестостероне — важном компоненте твоего здоровья.

Playboy
7 сцен из культовых фильмов, в которых актеры не знали, что ждет их на съемочной площадке 7 сцен из культовых фильмов, в которых актеры не знали, что ждет их на съемочной площадке

Иногда то, что ты видишь на экране, — вовсе не гениальная игра актеров, а правда

Maxim
Путешествие к точке G: как я ее искала (и все-таки нашла) Путешествие к точке G: как я ее искала (и все-таки нашла)

Точка G: существует она или нет? Сексологи спорят об этом уже семьдесят лет

Psychologies
Неделя в Санкт-Петербурге: Главные достопримечательности северной столицы Неделя в Санкт-Петербурге: Главные достопримечательности северной столицы

Идеальный недельный культурный маршрут по Санкт-Петербургу

Культура.РФ
Археологи нашли кремированные останки беременной двойней женщины эпохи бронзы Археологи нашли кремированные останки беременной двойней женщины эпохи бронзы

Ареологи исследовали останки 29 человек культуры Ватя

N+1
Юкио Мисима: «Жизнь на продажу». Парадоксальный роман классика японской литературы — впервые на русском Юкио Мисима: «Жизнь на продажу». Парадоксальный роман классика японской литературы — впервые на русском

Глава из нового романа Юкио Мисимы о том, как юноша пытается продать свою жизнь

СНОБ
Найти и обезвредить: как отыскать мошенника внутри компании Найти и обезвредить: как отыскать мошенника внутри компании

Как выявить подозрительные связи или конфликт интересов у сотрудников?

Forbes
Гладкий я: эволюция эпиляции от Нефертити до наших дней Гладкий я: эволюция эпиляции от Нефертити до наших дней

Как в разные эпохи девушки избавлялись от волос на теле?

Cosmopolitan
Целлюлоза помогла донорской микробиоте повысить чувствительность к инсулину у пациентов с ожирением Целлюлоза помогла донорской микробиоте повысить чувствительность к инсулину у пациентов с ожирением

Целлюлоза дает полезным бактериям преимущество в выживании

N+1
Жизнь — это путешествие. История русского мистера Смита Жизнь — это путешествие. История русского мистера Смита

Рассказ Стаса Сырокомского об Австралии, путешествиях и надоедливых кенгуру

4x4 Club
Чертовщина какая-то! Фильмы, которые были прокляты с самого начала Чертовщина какая-то! Фильмы, которые были прокляты с самого начала

Проклятые фильмы, с которыми связаны мистические случаи

Cosmopolitan
Пионеры поколения Z. Актеры сериала «Пищеблок» — о конфликте поколений, 80-х и сверстниках Пионеры поколения Z. Актеры сериала «Пищеблок» — о конфликте поколений, 80-х и сверстниках

Актеры «Пищеблока» — о времени, свободе, конфликте поколений и поиске себя

СНОБ
Открыть в приложении