Технологические аварии давно не редкость, но кто в них виноват?

Популярная механикаHi-Tech

Uber-сюрприз: “человеческий фактор” и аварии беспилотных автомобилей

Автор текста: Андрей Кузнецов

36493706b1df01a77abdcc042e919f2d.jpg
Waymo

Наша жизнь все больше насыщается технологиями. Технологические аварии давно не редкость. Как понимать эти события? Кто виноват? И что делать? Есть популярное объяснение аварий через отсылку к “человеческому фактору”. В этом материале мы покажем, что это объяснение не только ошибочное, но и вредное. Часто такие объяснения дают, чтобы ничего не делать, ничего не менять в политике технологий.

В противовес этому мы на примере беспилотных автомобилей предложим другой способ понимания технологических аварий.

Центр исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге совместно с Факультетом технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО делает уникальную для России магистратуру “Технонаука и инновации”. В рамках этой образовательной программы мы готовим исследователей наук, технологий и инноваций, спрос на которых растет по мере технологизации нашей жизни. Мы учим думать о технологиях по-новому, по-современному, чтобы помочь сделать их не только чуть более надежными и эффективными, но и более справедливыми, устойчивыми и социально ориентированными.

Один из стандартных способов думать о технологиях – объяснять технологические аварии или поломки через отсылку к “человеческому фактору”. Ниже мы покажем, что этот механизм интерпретации аварий проблематичен и даже вреден. Чтобы сделать наши технологии лучше, мы должны от него отказаться.

Начнем с примера, показывающего, как выглядит объяснение аварий через “человеческий фактор” на практике.

“Человеческий фактор” в объяснении небольшого инцидента с Waymo в Сан-Франциско

Совсем недавно, 16 июня 2021, во время тестирования в Сан-Франциско беспилотный автомобиль Waymo сбил человека, пересекавшего пешеходный переход на электросамокате. Человек получил неизвестные повреждения мягких тканей тела и покинул место происшествия самостоятельно, у беспилотника слегка пострадала табличка с номером. Власти Калифорнии обязывают составлять протоколы всех происшествий с беспилотными автомобилями и делать их публичными.

Из протокола этого столкновения узнаем подробности. Автомобиль Waymo подъехал к перекрестку в беспилотном режиме, чтобы совершить поворот налево, и остановился на красный свет. Когда загорелся зеленый, автомобиль в беспилотном режиме чуть продвинулся на пешеходный переход, подготавливаясь поворачивать налево, но начал пропускать встречный транспорт и других участников движения. Тем временем загорелся желтый свет, а автомобиль Waymo все еще стоял, частично перекрывая перекресток и отказываясь поворачивать налево. В этот момент водитель-испытатель взял управление на себя и начал совершать поворот налево. Через 4 секунды, автомобиль Waymo, находясь в ручном режиме, на скорости 6 миль в час сбил человека на электросамокате, пересекавшего на скорости 7 миль в час пешеходный переход на красный свет как для транспорта, так и для пешеходов.

81777ea3c6f07c1d82eab60a267cbca2.jpg
ANDREI STANESCU/ALAMY

Это событие идеально для наших целей. С одной стороны, инцидент вряд ли бы освещался публично, если бы в нем не был замешан беспилотный автомобиль на стадии тестирования. С другой – обошлось без серьезных последствий, и в последующем обсуждении превалируют не ажиотаж и эмоции, а трезвые попытки понять, что же произошло. Вряд ли за данной мелкой аварией последует публичное расследование. Но в одном из сообществ на Reddit, посвященном беспилотным автомобилям, возникла небольшая, но интересная дискуссия. Трудно сказать, кем являются пользователи, участвующие в этой дискуссии. Только один из них заявляет о себе, как о бывшем водителе-испытателе. Но это не так важно как то, что дискуссия носит предметный и рациональный характер, никаких перепалок и холиваров. Люди действительно пытаются интерпретировать протокол-описание инцидента.

Что обсуждают члены сообщества Reddit?

Был ли водитель нетерпелив в этой ситуации? Нет, утверждает экс-водитель-испытатель Waymo, их обучают выводить автомобиль из беспилотного режима, когда того требует ситуация, как здесь. Был риск застрять на перекрестке и заблокировать его. Но из отчета ясно, что автомобиль не стоял посреди перекрестка, а лишь блокировал часть одного из переходов. Так что водитель мог подождать следующего зеленого сигнала светофора. Но экс-водитель-испытатель не сдается и предлагает не винить водителя в этом инциденте. Да, он принял неверное решение, но их работа связана с очень большим стрессом. Для одного из пользователей информация о том, чему обучают водителей-испытателей Waymo звучит как инсайт. Она позволяет понять, почему во всех отчетах об инцидентах с Waymo, их автомобили находятся в ручном, а не беспилотном режиме.

Кто виноват в столкновении - “компьютер” Waymo или водитель?

Пользователи дают несколько объяснений аварии через “человеческий фактор”, в которых именно человек, а не технологии виноваты в инциденте. Согласно одной версии, водитель неправильно оценил ситуацию. Он мог остаться на перекрестке на еще один цикл светофора, и ничего страшного не случилось бы. В другой версии выдвигается гипотеза, что сенсоры Waymo заметили электросамокат на тротуаре заранее, а алгоритмы предсказали его возможное поведение (проезд через переход на красный) и, вероятно, поэтому автомобиль не собирался поворачивать, даже когда у него появилась такая возможность. Водитель не понял этой “прозорливости” беспилотника, принял неверное решение и взял управление на себя. В еще одной версии ссылаются на неназванную книгу, написанную физиком, который разрабатывал системы безопасности для атомных реакторов. Основная мысль этой книги в том, что все аварии на атомных станциях случались в результате того, что люди нарушали протоколы безопасности, потому что ошибочно думали, что знают систему лучше.

Резюмируем: проблема, скорее всего, в водителе. Автоматика сделала правильный выбор. Все это говорит о том, что компьютер очень мало или вообще не способствовал возникновению этого инцидента. Waymo просто нужно исправить некоторые баги, которые иногда приводят [беспилотный автомобиль] к путанице или делают его слишком нерешительным.

Один из самых заплюсованных комментариев утверждает: “Это интересно, поскольку это тот случай, когда присутствие страховочного водителя делает его [беспилотный автомобиль] менее безопасным. Это может быть одним из ожидаемых знаков зрелости беспилотных автомобилей – страховочный водитель становится самым большим источником рисков в беспилотном автомобиле”.

На периферии дискуссии оказываются замечания о том, что если у Waymo действительно есть видео, доказывающее, что их технологии все делали правильно, а проблема именно в водителе, то почему они их не выложат?

Что показывает этот пример?

  • Даже в такой, с виду простой, ситуации вовсе не очевидно, что именно произошло. Требуется интеллектуальная работа, чтобы понять и объяснить аварию. В данном случае, ее провели пользователи Reddit.
  • Участники дискуссии несколькими разными способами пытались перенести вину за происшествие с “компьютеров” Waymo на водителя-испытателя. Эту схему интерпретации мы назвали "объяснением технологической аварии через человеческий фактор”. Единственная попытка оправдать водителя исходит от пользователя, непосредственно знакомого с подобными ситуациями изнутри.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стоит ли бояться применения искусственного интеллекта в медицинской диагностике Стоит ли бояться применения искусственного интеллекта в медицинской диагностике

Что такое ИИ и как он применяется в медицинской диагностике?

Популярная механика
Квантовый вычислитель уместили в две серверные стойки Квантовый вычислитель уместили в две серверные стойки

Ученые уменьшили размеры квантового вычислителя

N+1
Достойны восхищения: фильмы о великих женщинах Достойны восхищения: фильмы о великих женщинах

Десять великих женщин, о которых сняли удивительные фильмы

Cosmopolitan
«Дорога в Китеж»: отрывок из нового романа Бориса Акунина «Дорога в Китеж»: отрывок из нового романа Бориса Акунина

Фрагмент из романа «Дорога в Китеж» о «мушкетерах», желающих свергнуть Николая I

СНОБ
Полуголая красотка с роскошной грудью: лучшие пляжные образы Ани Лорак Полуголая красотка с роскошной грудью: лучшие пляжные образы Ани Лорак

Певица Ани Лорак обладает потрясающей фигурой на зависть многим

Cosmopolitan
5 причин не заводить собственный подкаст 5 причин не заводить собственный подкаст

5 признаков того, что вам лучше отказаться от идеи делать собственный подкаст

Inc.
Бог в поисках автора Бог в поисках автора

«Локи», почти идеальный сериал Marvel

Weekend
Не бросить на полпути: простые лайфхаки, которые усилят мотивацию Не бросить на полпути: простые лайфхаки, которые усилят мотивацию

Лайфхаки, которые помогут завершить любой проект

Популярная механика
Подписчики, лайки, реакции: как стать популярной в инстаграме Подписчики, лайки, реакции: как стать популярной в инстаграме

Как стать популярнее в инстаграме, чтобы лайки и фолловеры начали расти?

Cosmopolitan
Китайцы первыми начали культивировать коноплю еще 12 тысяч лет назад Китайцы первыми начали культивировать коноплю еще 12 тысяч лет назад

Генетики проанализировали геномы 110 разных сортов конопли

N+1
«Неформальная история итальянской спортивной одежды»: C.P. Company отмечают 50-летний юбилей выходом книги-монографии «Неформальная история итальянской спортивной одежды»: C.P. Company отмечают 50-летний юбилей выходом книги-монографии

Виртуальное путешествие по истории итальянской спортивной одежды

Esquire
Последнее слово: 4 преступления, раскрытых признаниями на смертном одре Последнее слово: 4 преступления, раскрытых признаниями на смертном одре

Признание на смертном одре — всё как в детективе, только по-настоящему

Вокруг света
Период желаний: почему надо знакомиться с мужчинами во время овуляции Период желаний: почему надо знакомиться с мужчинами во время овуляции

Овуляция — период, когда женщина особенно привлекательная для мужчин

Cosmopolitan
«Захват» Балтики «Захват» Балтики

Составили идеальную ознакомительную программу по Калининграду и его окрестностям

Лиза
Лавовые купола: насколько они опасны? Лавовые купола: насколько они опасны?

Развитие лавовых куполов — процесс, связанный с изменением вязкости магмы

Наука и жизнь
Ампульная косметика: чем хороша и почему ее стоит попробовать? Ампульная косметика: чем хороша и почему ее стоит попробовать?

Экспресс-формулы внутри стеклянных ампул — отдельный вид бьюти-ухода

Esquire
Кто такой Марк Безос — маркетолог, волонтёр и брат основателя Amazon Кто такой Марк Безос — маркетолог, волонтёр и брат основателя Amazon

Родственник Джеффа Безоса готовится к полёту в космос с братом

VC.RU
Счастливы вместе Счастливы вместе

Архитектор Александр Козлов построил для своей семьи идеальный подмосковный дом

Robb Report
Одна вокруг света: как работает волонтерская клиника в Гватемале Одна вокруг света: как работает волонтерская клиника в Гватемале

130-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Гватемала

Forbes
«Революция — это самый обычный день». Отрывок из книги о военном фотокорреспонденте Герде Таро «Революция — это самый обычный день». Отрывок из книги о военном фотокорреспонденте Герде Таро

Отрывок из книги Хелены Янечек «Герда Таро: двойная экспозиция»

СНОБ
В режиме реставрации В режиме реставрации

Любое произведение искусства рано или поздно нуждается в восстановлении

Robb Report
Вальтер Скотт. Последний рыцарь Вальтер Скотт. Последний рыцарь

Неунывающий шотландец Вальтер Скотт

Караван историй
Почему 5G – билет в будущее для бизнеса Почему 5G – билет в будущее для бизнеса

Будущее зависит от возможности подключения к интернету

Популярная механика
Сон в летнюю ночь Сон в летнюю ночь

Почему возникает бессонница? Причин много и они не всегда очевидны

Лиза
Почему женщины убивают: 5 жестоких преступниц, о которых сняли кино Почему женщины убивают: 5 жестоких преступниц, о которых сняли кино

Женщины — нежные создания? Ну уж нет, точно не эти.

VOICE
Бьюти-вундеркинды: как живут и сколько зарабатывают известные дети-визажисты Бьюти-вундеркинды: как живут и сколько зарабатывают известные дети-визажисты

Дети-мейкаперы владеют кистями ничуть не хуже старших коллег

Cosmopolitan
Как защитить личные данные в интернете Как защитить личные данные в интернете

Как защитить личные данные, кто их ворует и какие есть способы защиты?

СНОБ
Бьюти-эволюция Кайли Дженнер: как кардинально измениться к 23 годам Бьюти-эволюция Кайли Дженнер: как кардинально измениться к 23 годам

Преображения Кайли Дженнер произошли в экспресс-режиме

Cosmopolitan
Почему животные могут распознать количество объектов, но не могут их сосчитать Почему животные могут распознать количество объектов, но не могут их сосчитать

Не только люди могут воспринимать количественную информацию

Популярная механика
Откровенные фото красавиц-актрис сериала «Полярный»: Шпицы, Зверевой и других Откровенные фото красавиц-актрис сериала «Полярный»: Шпицы, Зверевой и других

Актрисы сериала «Полярный» умело демонстрируют свою сексуальность

Cosmopolitan
Открыть в приложении