На сцене РАМТ — спектакль по пьесе Тома Стоппарда

ЭкспертКультура

«Леопольдштадт» в РАМТ: невыжившие

На сцене РАМТ — спектакль по пьесе Тома Стоппарда. Премьера состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес»

Вячеслав Суриков

Пьеса Тома Стоппарда «Леопольдштадт» рассказывает историю семьи австрийских евреев. Время действия — первая половина XX века. Фото: Сергей Петров / предоставлено пресс-службой РАМТ

Репутация классика современной драматургии Тома Стоппарда сложилась из таких образцовых текстов, как «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (достаточно сказать, что его переводил Иосиф Бродский), а также из его работы в качестве сценариста на голливудских проектах. Самый успешный из всех — «Влюбленный Шекспир». Фильм был удостоен премии «Оскар» в семи номинациях, в том числе за оригинальный сценарий.

Том Стоппард — знаток русской истории XIX века. Ей посвящен масштабный проект драматурга — трилогия «Берег утопии». Он населил его наиболее значимыми для истории русского свободомыслия персонажами. С постановки «Берега утопии» и начались взаимоотношения Тома Стоппарда и РАМТ. Пьесу поставил художественный руководитель театра Алексей Бородин. Все три спектакля продолжительностью восемь часов — в них было задействовано 68 актеров — на протяжении десяти лет играли в один день. Это оказалось возможным только в РАМТ. Ни один из театров, где также был поставлен «Берег утопии», не решился показывать спектакли в таком режиме.

«Леопольдштадт» — четвертый по счету спектакль на сцене РАМТ по пьесам Тома Стоппарда. Кроме «Берега утопии» ему предшествовали охватывающий тридцать лет истории Чехословакии «Рок-н-ролл» и «Проблема», рассказывающая историю научного поиска в области приобретения человеком субъективного опыта. Алексей Бородин поставил на сцене РАМТ три спектакля по пьесам Тома Стоппарда из четырех. Он называет его своим автором, близким ему по духу и по мировоззрению. Драматург даже приезжал на репетиции «Берега утопии» и «Проблемы». Текст пьесы «Леопольдштадт» он прислал Бородину до ее постановки на лондонской сцене — как только тот был закончен. Еще один факт из биографии британского драматурга, родившегося в Чехословакии чуть меньше чем за два года до вторжения Германии на ее территорию: когда его пригласили в Японию для вручения Императорской премии за «Берег утопии», Том Стоппард полетел из Лондона не в Токио, а в Москву, сел там в обычный поезд и проехал в нем до Владивостока.

«Леопольдштадт», несмотря на то что в нем рассказывается история со множеством персонажей протяженностью более чем в полвека, идет чуть больше двух часов. В этой пьесе Том Стоппард предпочел ускорить движение времени. Он выхватывает ключевые фрагменты из истории одной еврейской семьи, в каждом из которых проговаривается надежда на то, что неблагоприятные обстоятельства, то и дело возникающие в жизни Мерцев, всего лишь временные явления и рано или поздно они разрешатся, нужно всего лишь иметь терпение, чтобы дождаться. В этих словах слышится чеховский лейтмотив — о том, что когда-нибудь, через сто или двести лет, люди непременно будут жить счастливо. В отличие от чеховских персонажей, приходящихся современниками членам семьи Мерц, герои пьесы «Леопольдштадт» более прагматичны: рассчитывают скорее на личное благополучие, но в такой же степени наивны. Какие бы потрясения им ни приходилось переживать, они до самого конца верят в благополучный исход.

В роли Натана Мерца — Алексей Девятьяров (справа). Фото: Сергей Петров / предоставлено пресс-службой РАМТ

Сквозной сюжет пьес Тома Стоппарда — движение исторического времени. Зрители «Леопольдштадта» находятся в положении Бога: они знают из исторических хроник, что грозит семье Мерц в обозримом будущем, и наблюдают, как ведут себя ее члены по мере приближения событий, сулящих им почти неминуемую смерть. С самого начала «Леопольдштадт» воспринимается как исторический триллер. Смерть находится от линий судеб людей на расстоянии в несколько десятилетий. Ее нельзя обмануть. Как бы ни был хитроумен и предусмотрителен Герман Мерц в исполнении Евгения Редько, он не представляет себе масштаб надвигающихся на его семью бедствий. Самое страшное из того, чего он опасается, — лишиться дела семьи. Его непременно должны унаследовать потомки, а иначе зачем было тратить столько усилий и им самим, и его предкам. Тогда как на самом деле ему предстоит встретить угрозу потерять нечто куда более ценное — жизнь. Единственное, что может его и других членов семьи спасти, — бегство в Великобританию, но они продолжают надеяться и медлят.

Рассказывая историю еврейской семьи, Том Стоппард обращается к автобиографическим мотивам: своей жизнью он дважды обязан родителям. Во второй раз — благодаря тому, что им удалось бежать из страны в 1939 году — сначала в Сингапур, а потом в Индию. Драматург сразу сообщает: благополучие его героев только кажущееся. Они обречены. И все же вместе с ними в первой половине XX столетия обречены погибнуть под катком истории еще десятки миллионов. И многие из них также праздновали новый 1900 год в надежде на скорое наступление царства Разума и Красоты. Они полагались на ускорение научно-технического прогресса или на скачок в нравственности людей, который позволит им уменьшить насилие в обществе. Том Стоппард словно и сам проникается этой верой. Словно и самом деле в начале XX века еще ничего не было предрешено. И в любой момент времени можно было оказаться на том самом историческом повороте, где нет ни Дахау, ни Аушвица. Пока все живы, шанс остается.

В отличие от древнегреческих драматургов, воспевших неминуемость действия рока, с легкостью подминающего под себя человеческие судьбы и перемалывающего их без какого-то бы ни было шанса спастись, Том Стоппард рассчитывает на пластичность человеческой истории и человеческих судеб: шанс на спасение есть всегда, как был он и у пассажиров «Титаника», которым для спасения нужно было всего лишь осознать степень грозящей им опасности, занять свои места в имеющихся в их распоряжении лодках и дождаться приближающегося к месту катастрофы корабля «Карпатия», подоспевшего к месту крушения чуть больше чем через час после того, как «Титаник» ушел на дно. И у персонажей «Леопольдштадта» шанс спастись тоже был: для этого надо было всего лишь стать чуть более чуткими к опасности. Следовало быть менее привязанными к дому и чуть более мобильными. Дать волю инстинкту самосохранения. Как, впрочем, и в человеческой истории тоже есть шанс на благополучие и прогресс. История может пойти иначе — стоит этого только захотеть.

В роли главы семьи Германа Мерца — Евгений Редько (слева). Фото: Сергей Петров / предоставлено пресс-службой РАМТ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уважаемые читатели! Уважаемые читатели!

Этот номер журнала «Эксперт» вышел с новым логотипом

Эксперт
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
«Вступление Иоанна IV в Казань» «Вступление Иоанна IV в Казань»

Взятие Казани стало триумфом молодого Ивана Грозного

Дилетант
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Что делать, если на тебя напал рой пчел: нас обманывали — прыгать в воду нельзя! Что делать, если на тебя напал рой пчел: нас обманывали — прыгать в воду нельзя!

А ты когда-нибудь слышала, что пчелы терпеть не могут людей в черной одежде?

VOICE
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
«Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог «Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог

Почему родственникам зависимых тоже нужна терапия?

Psychologies
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
Остановите, я сойду Остановите, я сойду

Прыгаем с эмоциональных качелей — и убегаем

VOICE
Папа умер, отче жив Папа умер, отче жив

«Конклав»: политико-нравственный триллер о правлении католической церкви

Weekend
К звёздам К звёздам

За унылым названием «гермообъект» стоит история прототипа межпланетного корабля

Наука и техника
Банкир миллиардеров Банкир миллиардеров

Как Эдмонд Сафра стал легендой в мире private banking

Деньги
10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них 10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них

Пищевое поведение, которое может нанести ощутимый вред здоровью

Psychologies
Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии

«Ничего не говори»: трагедия Джин МакКонвилл и теракт в Северной Ирландии

Forbes
Почему пловцы-профи дышат не на каждом гребке – и надо ли вам делать так же Почему пловцы-профи дышат не на каждом гребке – и надо ли вам делать так же

Почему пловцы так редко дышат во время заплыва?

ТехИнсайдер
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
Алмаз из пробирки Алмаз из пробирки

Российские ювелиры — о лабораторно выращенных бриллиантах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Петербург будущего Петербург будущего

Основатель бюро SLOI Валентин Коган — самый успешный молодой архитектор Питера

Собака.ru
Открыть в приложении