Как семейство Аньелли управляет миром

GQИстория

Мир под их сапогом

Сладкая жизнь и горькие потери, несгибаемая сила и человеческие слабости, власть над империей и утрата контроля над собственными детьми — все это история клана Аньелли.

Текст: Антон Иванов

Лапо Элканн унаследовал от деда не только коллекцию костюмов и долю империи, но также страстное желание получить от жизни все.

Считается, что монаршая власть в Италии закончилась в 1946 году. Но вскоре после того, как Умберто II освободил свой трон и Савойская династия была изгнана из страны, у Апеннин появился новый король. Его могли бы звать Джованни II, но в историю внук основателя FIAT вошел как Джанни Аньелли, или l’Avvocato, Адвокат.

Первое послевоенное Рождество человек, которому предстояло стать одной из ключевых фигур ХХ века, встречал в полуразрушенном фамильном особняке в Турине. В руинах лежали его страна, его бизнес, его семья.

Заводы некогда крупнейшего автопроизводителя Европы были уничтожены, а их наследник в тот год похоронил погибшую в автокатастрофе мать — принцессу Вирджинию Бурбон — и деда, в честь которого был назван и который с 14 лет заменял ему отца.

Заводы FIAT, Ferrari, Maserati, Lancia, Alfa Romeo, IVECO, виноградники Château Margaux, курорты Club Med, футбольный клуб «Ювентус» — Аньелли скупали все.

Джованни-старший провел свою Fabbrica Italiana Automobili Torino (FIAT) через две мировые войны (первая дала ему щедрые госзаказы, вторая разрушила производство), пережил смерть дочери и сына (при жесткой посадке семейного гидроплана Эдоардо выпал из кабины прямо под пропеллер), но не смог смириться с потерей своего детища.

Когда в 1945 году из-за подозрений в связях с фашистами Джованни отстранили от управления компанией, это окончательно сломало его. В конце жизни основателю FIAT было запрещено даже пересекать порог построенной им же штаб-квартиры с испытательным треком на крыше. Этот запрет не был снят и после смерти Джованни — семье отказали в просьбе провести там прощание с некогда всемогущим промышленником.

Казалось, FIAT навсегда потерян для клана Аньелли, но 24‑летний Джанни не только выдержал обрушившиеся на него удары судьбы, но и нашел силы нанести ответные.

Джанни с младшим братом Умберто, вторым по значимости человеком в клане Аньелли.

Наследник автомобильной империи проявил чудеса дипломатии. В переговорах с послевоенным руководством страны он напирал на то, что без его заводов о восстановлении экономики можно забыть, а без сильного частного капитала в политике нечем будет уравновесить растущую популярность коммунистов. В итоге компания была сохранена и пусть и не в полной мере, но возвращена изначальным владельцам. Как скажет Джанни, «что хорошо для FIAT — хорошо и для Италии».

В 1950‑е автогигант стал движущей силой итальянского экономического возрождения и поставил страну не только на колеса, но и на ноги. Отстроенные заново заводы дали работу десяткам тысяч итальянцев, которые получали от FIAT жилье, медицинскую страховку, школы, спортклубы и детские сады. Вновь светившийся над Турином логотип компании стал для многих символом новой жизни.

Автомобили Fiat тоже оказались больше, чем просто средствами передвижения. Итальянцы шутят, что половина детей 1950‑1960‑х была зачата в «чинквеченто» — легендарный Fiat 500 стоил в переводе на современные деньги €250 и был любимой машиной молодежи. Работала империя Аньелли и на другую итальянскую страсть — футбол.

Джон Элканн и вице-президент Ferrari Пьеро Феррари.

Еще в 1920‑е — первую золотую эпоху FIAT, когда глава компании был премьер-министром, а в Турине достраивалось то самое здание с треком на крыше, — отец Джанни начал создавать из принадлежащего семье клуба «Ювентус» команду мечты.

С его легкой руки «бело-черные» обрели новый стадион, новую базу и новую философию, в которой не было места для поражений. После смерти Эдоардо его 14‑летний сын занял место отца в совете директоров клуба. Впоследствии это назначение даст туринской команде больше, чем любой из ее самых громких трансферов.

Не будь в руководстве «Юве» Джанни, знакомые каждому полосатые футболки не примерили бы ни Мишель Платини, ни Роберто Баджо, ни Зинедин Зидан, ни Алессандро Дель Пьеро, а музей клуба не ломился бы от бесчисленных кубков и медалей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Звери навсегда Звери навсегда

История трех евреев из Бруклина, неспособных постареть

Esquire
Без пятен и бледности: как носить «жидкие колготки» Без пятен и бледности: как носить «жидкие колготки»

Для тех, кто хочет «ножки как с обложки», придумали жидкие колготки

Cosmopolitan
Михаил Горбачев Михаил Горбачев

Правила жизни Михаила Горбачева

Esquire
Мария Гурьева: Новая эра образования — какой она будет? Мария Гурьева: Новая эра образования — какой она будет?

Вынужденная изоляция, закрытые школы и университеты перевернули мир образования

СНОБ
Глава 2: Музыка Глава 2: Музыка

– Ты за что задержанных избил? – За дело. Плеер верни

Esquire
Судьба минимализма: Jil Sander SS 07, Celine SS 10, Hermes FW 15 Судьба минимализма: Jil Sander SS 07, Celine SS 10, Hermes FW 15

Новая версия минимализма от Рафа Симонса создала образ современной женщины

Weekend
Лана Дель Рей Лана Дель Рей

Правила жизни Ланы Дель Рей

Esquire
Опус магнум Опус магнум

Выставка «Иной взгляд: Портрет страны в объективе агентства Magnum»

Vogue
Грехи Грехи

Мужчины, которые обеспечили себе место в аду, зарабатывая состояние и признание

Esquire
Как в России планировали бороться с пьянством, но вместо этого боролись с трезвостью Как в России планировали бороться с пьянством, но вместо этого боролись с трезвостью

Краткая история отношений государства с водкой

Weekend
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Игровое пространство Игровое пространство

Бюджеты, зарплаты, призовые и трансферы киберспорта

Forbes
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
«Я приду плюнуть на ваши мобилы»: история поселения на северо-востоке США, где запрещены вышки сотовой связи и Wi-Fi «Я приду плюнуть на ваши мобилы»: история поселения на северо-востоке США, где запрещены вышки сотовой связи и Wi-Fi

Здесь нашли убежище люди, страдающие электромагнитной сверхчувствительностью

Esquire
Больше не лезет Больше не лезет

Как вновь ощутить вкус к жизни?

GQ
Женщина, мечтавшая творить: фрагмент книги Мари Дарьесек о звезде немецкой живописи Пауле Модерзон-Беккер Женщина, мечтавшая творить: фрагмент книги Мари Дарьесек о звезде немецкой живописи Пауле Модерзон-Беккер

Фрагмент книги о немецкой художнице Пауле Модерзон-Беккер

Esquire
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Одна вокруг света на карантине: перестрелка, конвой и пакистанская свадьба Одна вокруг света на карантине: перестрелка, конвой и пакистанская свадьба

71-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Джордж Оруэлл Джордж Оруэлл

Правила жизни Джорджа Оруэлла

Esquire
Создана вибрирующая одежда, изменяющая сознание: игры с восприятием Создана вибрирующая одежда, изменяющая сознание: игры с восприятием

Исследователи разработали вибрирующий текстиль, который изменяет восприятие

Популярная механика
Мастер по свету Мастер по свету

Кто и как делает самые масштабные мультимедийные шоу в России

Forbes
Все, что нужно знать о Doja Cat: от совместки с Ники Минаж до романа с коллегой Все, что нужно знать о Doja Cat: от совместки с Ники Минаж до романа с коллегой

Как Doja Cat удалось пробиться на музыкальный олимп?

Cosmopolitan
Так думают женщины о... Так думают женщины о...

Очередная попытка выяснить, чего хочет женщиина

Playboy
Звезды первых обложек Playboy: как они выглядят сейчас и чем занимаются Звезды первых обложек Playboy: как они выглядят сейчас и чем занимаются

Когда-то каждая успешная красавица считала за честь попасть на страницы глянца

Cosmopolitan
15 мыслей Лизы Джой 15 мыслей Лизы Джой

Лиза Джой сняла собственный фильм с Хью Джекманом в главной роли

GQ
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
Дмитрий Губерниев Дмитрий Губерниев

Правила жизни телеведущего Дмитрия Губерниева

Esquire
Ничего, кроме правды Ничего, кроме правды

Начало лета – самое время еще раз напомнить тебе об опасности УФ-излучения

Cosmopolitan
Топ-5 пар летней обуви, которая никогда не выйдет из моды Топ-5 пар летней обуви, которая никогда не выйдет из моды

Выглядеть стильно можно независимо от постоянно меняющихся трендов

Cosmopolitan
Царь-Фараон Царь-Фараон

История наград Жана-Батиста-Луи барона де Кроссара

Дилетант
Открыть в приложении