Кредитуйте сами
Сбербанк выходит на рынок краудфандинга — он предложит гражданам давать взаймы тем компаниям, которым недоступны банковские кредиты
Сбербанк на Петербургском международном экономическом форуме представил прототип своей краудинвестинговой платформы «Сберкредо». «Мы рассчитываем на рост привлекательности краудлендинга (кредитования физлицами других физлиц или бизнеса. — “Эксперт”) после введения данного вида финансирования в законодательное поле. Планируем занять лидирующую позицию на этом рынке», — рассказал «Эксперту» Сергей Четвериков, управляющий директор — начальник управления микрофинансирования и краудлендинга Сбербанка.
Краудлендинг входит в общее понятие «краудфандинг» — финансирование проектов, бизнеса или частных лиц силами других людей, без посредников в виде традиционных банков или фондового рынка. Кроме краудлендинга, уже известного в России (именно им занимается «Альфа-Поток»), в краудфандинг входит и краудинвестинг — вложение в капитал компаний (такой вид инвестиций предлагает «СтартТрек»). Сейчас оборот краудфандинговых платформ в России составляет лишь 15,2 млрд рублей. По мировым меркам это микроскопические объемы — например, в Великобритании объемы займов, выданных только в сегменте p2p (от человека к человеку) известной компанией Zopa, достигли четырех миллиардов фунтов стерлингов, а Funding Circle выдала 3,1 млрд фунтов.
Однако в течение ближайших пяти-семи лет объем российского рынка краудфандинга может вырасти в сто раз и достичь триллиона рублей — такие прогнозы дают в Ассоциации операторов инвестиционных платформ. Это 15% всех кредитов, выдаваемых за год малому и среднему бизнесу. Ровно такую долю занимают альтернативные инструменты в Великобритании, где краудфандинг уже давно внедрен в финансовую систему страны. Там даже предусмотрено налоговое стимулирование таких инвестиций через подключение к аналогу российского индивидуального инвестиционного счета (ИИС).
Станет ли у нас реальностью такой бурный рост, зависит, во-первых, от регулирования (насколько оно будет стимулирующим), а во-вторых, от качества работы самих участников краудрынка — насколько профессионально они будут подходить к оценке кредитных рисков, пояснил свой прогноз Кирилл Косминский, исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ.
Интересно, что регулирования краудфандинга в России пока нет — законопроект «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» был принят в первом чтении в мае 2018 года, после чего ушел на доработку. Считалось, что этот закон расшевелит рынок и привлечет крупных игроков. Но теперь за наращивание краудфандинга примется Сбербанк.
Вырастут все
Естественно, что с учетом размеров Сбербанка у его платформы есть все необходимое, чтобы стать лидером рынка.
«Самый основной ресурс — это база клиентов, как инвесторов, так и заемщиков. В их ситуации это почти идеальное сочетание всех необходимых компонентов для построения такой платформы. В платформах типа Uber всегда нужен баланс между сторонами спроса и предложения. В их случае это есть», — считает Кирилл Косминский, уточняя, что многое будет зависеть от качества проектов, которые Сбербанк станет размещать на своей платформе: «Если проекты будут качественно отсеиваться, то это будет хорошо, потому что повысит доверие инвесторов. Если будет высокая просрочка и доходность окажется ниже тех же депозитов, будет разочарование».
Хотя Сбербанк представил лишь прототип своей платформы и не назвал точной даты ее запуска, само его намерение выйти на рынок краудфандинга не оставило участников рынка равнодушными. «Сбер планирует финансировать тех, кого сам не кредитует (как я понял из информации), и мне немного страшно за результат», — с тревогой замечает Артем Мордвинкин, генеральный директор краудфандинговой платформы «Пирс».
В самом Сбербанке не отрицают, что объектами инвестиций станут проекты, которые не смогли получить финансирования в самом банке. «Инвесторами площадки выступают физические лица — клиенты Сбербанка, а заемщиками — представители малого и микробизнеса с действующим, уже сформированным бизнесом. Именно для них платформа “Сберкредо” представляет собой альтернативный способ привлечения инвестиций. Если говорить о финансировании сегмента, то только двадцать процентов компаний имеют доступ к банковскому финансированию, остальные испытывают проблемы и решают вопрос как могут. Особенно остро проблема стоит перед молодыми компаниями, которые находятся в начале развития и не имеют кредитной истории, а зачастую и положительного финансового результата», — рассказывает Сергей Четвериков. Стоит отметить, что «Альфа-Поток» тоже предлагает кредитовать бизнес, который банковского финансирования не получил.
При этом ни опыт Сбербанка в построении платформ, ни его огромные ресурсы и размеры не дают оснований говорить, что банку удастся полностью подмять под себя весь рынок краудфандинга. Все дело в особенностях самого рынка. «Здесь конкуренция достаточно живая. Краудплатформы, как финтех-компании, могут достаточно быстро перестраивать бизнес-модель, потому что у них нет отягощения в виде ИТ-систем, настроенных под очень консервативное банковское регулирование. Они могут быстро сделать пилот, внедрить новый сервис, поменять продукт под нужды предпринимателей, под меняющуюся экономическую ситуацию. Поэтому я считаю, что выход такого крупного игрока поднимет все лодки — вызовет большой интерес в целом у потенциальных инвесторов к этому инструменту, и это будет хорошо», — считает Кирилл Косминский.
Самые доходные госконтракты
Если посмотреть на рынок краудфандинга в России, то у него есть свои уникальные особенности, присущие исключительно нашей стране. Например, едва ли не единственный игрок, генерирующий прибыль на рынке краудфандинга, предлагает выдавать займы под госконтракты. Речь идет о компании «Пененза», у которой есть понятная инвесторам бизнес-модель: займы выдают только компаниям, выполняющим госзаказ. У российского госзаказа есть две особенности. Первая — обязанность госорганизаций приобретать товары и услуги у представителей малого и среднего бизнеса, а вторая — большая отсрочка по оплате поставленных товаров и исполненных услуг. Заплатить вовремя организации часто не могут из-за особенностей бюджетного процесса: распределение денежных средств из бюджета происходит медленно и часто несвоевременно (по разным причинам, которые складываются в одну общую тенденцию). В результате малые и средние предприятия оказываются в ситуации, когда для исполнения обязательств по контракту потребовались все или почти все оборотные средства, оплата задерживается, а продолжать нормальную работу невозможно — денег нет. В этом случае предприниматели обращаются за кредитом, но банк, скорее всего, в займе откажет. Именно эту неэффективность устраняет «Пененза». Такая модель среди инвесторов считается наименее рисковой — меньше вероятность просрочки или дефолта заемщика (хотя конкретных цифр просрочки нам найти не удалось). Она же оказалась одновременно и наиболее выгодной для самой платформы: «Пененза» считается лидером рынка по объему выданных кредитов и уже давно зарабатывает, тогда как прочие игроки пока в убытках. Так, по данным самой «Пенензы», в 2017–2018 годах через нее было выдано порядка 15 млрд рублей займов. Согласно данным СПАРК, уже в 2017 году АО «Пененза» показало прибыль 43 млн рублей при обороте 158 млн рублей (имеется в виду выручка самой платформы, а не объем выданных на ней кредитов).
На других краудлендинговых платформах с прибылью пока сложнее. Поскольку этот рынок пока не регулируется Центральным банком, лишь десять компаний добровольно отчитываются регулятору. Так, известно, что точки операционной безубыточности достиг в сентябре 2018 года «Альфа-Поток», тогда как еще по итогам 2017-го компания показывала убыток в размере 47 млн рублей. Еще один игрок, «Город денег», также был убыточен по итогам 2017 года (минус 102 млн рублей). Не намного лучше в 2017 году шли дела и у «СтартТрека» (убыток — 28 млн рублей).
При этом, несмотря на убытки, все компании продолжили работать на рынке. «И “СтартТрек”, и “Поток” объявили, что близки к точке операционной безубыточности либо уже на нее вышли. Но ведь тот же Uber, когда выходил на IPO, был по факту убыточен — и все равно вызвал доверие у инвесторов. Так и здесь. Есть перспектива роста рынка с точки зрения объемов, бизнес-модель и зарубежный опыт. Пример LendingClub и Funding Circle, которые вышли на IPO, показывает, что точка безубыточности для таких компаний достижима и они могут генерировать прибыль. А операционный убыток скорее говорит о том, что платформы активно вкладывают в свое развитие, а не о том, что эта модель неэффективна», — поясняет Кирилл Косминский.
Краудфандинг в Великобритании (млн фунтов стерлингов)
Краудфандинг в России (млн рублей)
Инвесторам все мало
А вот с точки зрения доходов инвесторов краудфандинг пока выглядит не самым выгодным, если учесть риск, который они на себя принимают. Почти год назад «Эксперт» писал о рынке краудфандинга (см. «Столпились на платформе», № 34 за 2018 год), и тогда опрос инвесторов показал, что фактическая доходность от доходности, объявленной площадкой, может отличаться вдвое. При этом в среднем доходность того же «Альфа-Потока» оказывалась все равно выше депозита в банке, чем во многом и объяснялся интерес инвесторов к этому виду инструментов. По итогам 2018-го и первых месяцев 2019 года картина осталась примерно такой же. «Средняя доходность инвесторов за 2018 год — 12,8 процента годовых», — говорит Никита Абраменко, CEO «Альфа-Потока».
Что же касается риска, то тут ситуация следующая. «По данным на 1 апреля 2019 года просрочка (до 90 дней) составила 7,55 процента от портфеля (то есть от всех текущих займов. — “Эксперт”), или 1,37 процента общего объема выданных займов, дефолты (просрочка более 90 дней) — 10,9 процента портфеля, или 1,97% общего объема выданных займов», — рассказывает Никита Абраменко. На p2p-платформе «Финама» объем дефолтов и того ниже — 5,9% с просрочкой выше 90 дней. (Тут есть нюанс: каждая платформа считает показатели доходности и просрочки по-своему, поэтому с сопоставлением данных могут быть проблемы.) Интересно, что уровень просроченной задолженности по кредитам МСП в традиционном банкинге, согласно данным ЦБ, находится на более высоком уровне: по итогам 2018 года этот показатель составил 12,4%.
Однако далеко не все инвесторы краудлендинговых площадок получают доходность на заявленном уровне — для этого нужна большая диверсификация портфеля, достичь которой можно лишь при наличии множества займов. А в этом случае инвестор рискует утратить контроль над качеством отбираемых компаний и вынужден полагаться на волю случая или на автоматизированное распределение своих денег между заемщиками ИТ-системой платформы. Как итог, часто средняя доходность портфеля — восемь-девять процентов годовых, что уже близко к среднему доходу по депозиту в банке. А некоторые инвесторы получают и того меньше (случаются даже убытки). В то же время вложения в ОФЗ вместе с налоговым вычетом по ИИС дают доходность около 12–13% годовых. Такая неразбериха уже начала раздражать многих инвесторов — от краудфандинга ждут прозрачности.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl