Китайский автопром усиливает натиск на российский рынок

ЭкспертАвто

Китайцы перешли в наступление

Китайский автопром усиливает натиск на российский рынок. Главная угроза нависла над АвтоВАЗом и другими отечественными предприятиями: смогут ли они выдержать конкуренцию с машинами из КНР?

Калининградский «Автотор» запустил сборку китайских автомобилей Каiyi, планируемый объем производства — порядка 100 тыс. машин в год. Фото: предоставлено компанией «Автотор»

Автомобильная промышленность Китая становится локомотивом развития нашего авторынка. Еще два года назад доля машин из КНР не превышала 5% в продажах новых авто в России, а год назад, до начала СВО, едва дотягивала до 10%. Однако уход большинства иностранных концернов изменил расклад сил: по данным «Автостата», к февралю 2023 года доля «китайцев» достигла внушительных 36% от 56,1 тыс. проданных в России новых автомобилей (см. график). И если в 2022 году позиции китайцев усилились в основном за счет сокращения российского авторынка в целом, то сейчас они развили бурную деятельность, мгновенно создав инфраструктуру продаж, постоянно обновляя свой модельный ряд и работая над улучшением постпродажного сервиса и ремонта.

График 1. Доля китайских авто в России стремительно растёт

Наступают не все

Пока атаку автопрома КНР на отечественный рынок нельзя назвать полномасштабной. Более 90% продаж китайских машин приходится всего на трех производителей: компанию Chery (по итогам февраля она под брендами Chery, Omoda и Exeed реализовала в России 10,7 тыс. авто), Great Wall (бренды Great Wall, Haval и Tank, общий итог февраля — 5,3 тыс. единиц) и Geely (3,2 тыс.). Оставшиеся менее 10% приходятся на Changan, FAW, JAC, Dong Feng и GAC, но их присутствие в стране практически не ощущается: продажи автомобилей этих брендов в месяц не превышают тысячи штук.

«Из китайских автопроизводителей в тройку лидеров сегодня входят Сhery, Haval и Geely. В 2022 году все китайские бренды вместе взятые продали 123,5 тысячи машин — примерно столько же, сколько и в 2021-м. Кстати, в условиях глобального дефицита автомобилей компании Поднебесной могли бы значительно серьезнее нарастить бизнес в “штуках”, однако вместо этого решили максимально зарабатывать на каждой сделке, предписывая дилерам торговать по таким ценам, которые превышают прайсы китайского рынка в два — два с половиной раза», — говорит Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

Между тем у себя на родине далеко не все эти предприимчивые компании являются лидерами продаж. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в тройку самых продаваемых в КНР машин местных марок сейчас входят BYD (133,3 тыс. единиц в январе 2023 года), Changan (93,9 тыс.), присутствующая на российском рынке Geely занимает третье место (69,5 тыс.). Далее идут Wuling (бренд совместного предприятия SAIC и американской GM; 50,3 тыс.), GAC (29,9 тыс.), Haval (28,4 тыс.), Hongqi (суббренд компании FAW; 22 тыс.). Замыкают топ-10 Roewe (суббренд SAIC; 16,6 тыс.), Ideal (бренд СП Changhe и Suzuki; 15,1 тыс.) и DongFeng (14,5 тыс.).

То есть получается, что большинство ключевых игроков авторынка КНР в Россию не спешат. И связано это с рядом причин. Прежде всего, в Поднебесной опасаются вторичных санкций США: все помнят печальную историю телеком-гиганта Huawei, которого американские санкции едва не потопили. Между тем в планы китайских автомобильных компаний входит освоение европейских рынков, которые часто выглядят более привлекательными, чем рынок РФ.

Не стоит забывать и о сотрудничестве китайцев с ведущими западными автоконцернами и производителями компонентов: эта кооперация теоретически тоже может пострадать из-за сближения КНР с Россией. Да и внутренний китайский авторынок имеет огромный потенциал, а значит, можно делать ставку на более знакомые и предсказуемые продажи. «Важно учитывать, что рынок Китая в десятки раз превосходит показатели нашего внутреннего рынка, при этом вопросы, связанные с логистикой, выстраиванием дилерских сетей в России, остаются, — комментирует Денис Кокорышкин, эксперт по легковым автомобилям “Альфа-Лизинга”. — Все это влияет на поведение крупных азиатских брендов. Хотя в 2023 году мы все же наблюдаем появление новых китайских автомобильных марок на российском авторынке и существенное расширение их модельного ряда».

По подсчетам Марины Дембицкой, за минувший год в России открылось 487 новых автосалонов брендов из КНР, а общее их число впервые перевалило за тысячу (1041) — это почти треть от дилерских сетей всех (3139) работавших в России салонов. Марка Omoda стала лидером по числу открытых салонов (108), а Haval — лучшим среди «китайцев» по объемам продаж с одного шоурума (285 автомобилей). В ряде городов такие шоурумы располагаются буквально в соседних кварталах.

Китайский бренд Jetour готовится к выходу на российский рынок. Фото:предоставлено компанией Jetour

Завуалированное производство

Официально на российской территории свой завод имеет только корпорация Great Wall: предприятие находится под Тулой, и в прошлом году здесь было собрано около 37 тыс. автомобилей. Однако в завуалированной форме китайцы активно участвуют в ряде крупных производственных проектов. Например, DongFeng совместно с липецким «Моторинвестом» изготавливают электромобили под маркой Evolute. При этом DongFeng свое сотрудничество с российским партнером не афиширует. Как и компания JAC, на основе продукции которой в столице начали выпускать автомобили возрожденной марки «Москвич», а в Татарстане — легкие коммерческие автомобили «Атлант» и «Арго» (вместе с российской компанией «Соллерс»). На заводе «Автотор» на тех же линиях, где раньше собирали корейские Kia и Hyundai, в конце января запустили сборку машин китайского бренда Kaiyi (51% его акций принадлежит правительству города Ибинь в провинции Сычуань, а 49% — компании Chery).

Вероятно, в ближайшее время в Россию придут и другие автомобильные марки из КНР. Активизировать этот процесс может запланированный визит в РФ высшего китайского руководства. «Китайские автопроизводители способны увеличить свою долю на нашем рынке — прежде всего на фоне высвобождения производственных площадей и продолжающегося увеличения товарооборота между Россией и Китаем, — прогнозирует Кирилл Плохих, директор факультета бизнеса университета “Синергия”. — Сейчас китайцы сделали акцент на кроссоверах (Haval F7, Chery Tiggo), но на таких машинах готовы ездить не все автомобилисты, поэтому китайские бренды наверняка попытаются сыграть и в других сегментах. Не исключено, что со временем у Škoda Rapid, Hyundai Solaris и Kia Rio (это одни из самых популярных седанов в РФ) появится конкурент в лице качественного китайского автомобиля, который будут продавать за те же деньги, а может, даже дешевле. А если в рамках российского-китайского партнерства будет достигнут ряд договоренностей, есть вероятность, что в стране заработают программы государственной поддержки на покупку машин из КНР».

Из десяти самых продаваемых машин в РФ семь — «китайцы»

Конкурентная угроза

На наступление зарубежного автопрома болезненно реагируют российские концерны, в первую очередь АвтоВАЗ. Пока он достойно держит оборону: по итогам февраля продажи Lada (21,5 тыс. единиц) составили 38% всего рынка новых авто — это на два процентных пункта больше, чем у китайцев.

В последние два месяца драйвером роста отечественного авторетейла остается Lada, а основная модель — Granta — в феврале поставила рекорд, обеспечив рынку более трети продаж и показав лучший результат за всю историю модели. Большую роль в этом сыграла госпрограмма льготного автокредитования, поддержавшая спрос на новые, прежде всего отечественные авто, позволив гражданам приобретать их со скидкой.

Но в ближайшее время ситуация может измениться: из-за санкционного давления АвтоВАЗ испытывает острую нехватку комплектующих и не может предложить клиентам широкий модельный ряд; основной объем продаж Lada сейчас делают простенькая Granta и устаревшие «Нивы» (Niva Travel и Niva Legend). В конце февраля АвтоВАЗ торжественно запустил в производство обновленную Lada Vesta NG, но выпуск этой в целом привлекательной для рынка машины буксует из-за дефицита деталей.

Возобновленное на АвтоВАЗе производство Lada Vesta NG пока буксует из-за нехватки комплектующих. Фото: предоставлено компанией АвтоВАЗ

Впрочем, участники рынка призывают не драматизировать ситуацию и не предрекать скорое вытеснение АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа на обочину: на российском авторынке, все еще страдающем от недостатка машин, места хватит всем. Lada и китайские модели постепенно расходятся по разным нишам: Lada доминирует в сегменте доступных автомобилей — розничная цена в среднем ниже 1 млн рублей, в то время как прайс на китайские авто стартует от 1,7 млн. «На данный момент многие китайские компании проявляют интерес к рынку России. Так, на мощностях завода “Автотор” в Калининграде предполагается начать сборку автомобилей концерна BAIC. Changan — один из крупнейших производителей в КНР — собирается расширить свою линейку до 14 моделей. Обновить модельный ряд планирует и GAC, он уже приступил к сертификации автомобилей. А Great Wall и Chery в скором времени запускают продажи машин под марками Tank, Jetour и Kaiyi, — комментирует Сергей Фирсов, исполнительный директор сети автосалонов Expocar. — Что же касается автомобилей Lada, то их вряд ли можно назвать прямыми конкурентами китайских брендов. Они находятся в разных ценовых сегментах и отличаются оснащением и уровнем используемых технологий. Тем не менее Lada будет отстаивать свою долю рынка за счет обновления модельной линейки, низкой стоимости и, возможно, старта производства ряда китайских автомобилей под своим брендом». «На наш взгляд, Lada конкурентом для большей части брендов из Китая не является: это совершенно разные целевые группы и ценовое позиционирование, — соглашается Юлия Овчинникова, директор по развитию автохолдинга “Ключавто”. — Покупатели Lada выбирают проверенный и прогнозируемый вариант, это более консервативная аудитория. А позиционирование новых китайских брендов — автомобили для тех, кто открыт новому и готов платить за технологии».

«Вероятнее всего, в 2023 году основу продаж составят российские и китайские бренды, — считает Марина Дембицкая. — АвтоВАЗ и другие отечественные марки продолжат расширять производство. Так, в марте начал расти региональный бизнес марки “Москвич”: помимо Москвы и Санкт-Петербурга оказались охвачены более 20 городов, а крупные дилеры уже сейчас могут предоставить выбор из нескольких десятков машин. Кроме того, у авторетейлеров стали появляться новые “Москвичи” с автоматической коробкой передач, цена которых со всеми поддержками оказывается ниже 1,8 миллиона рублей, что на 200 с лишним тысяч меньше изначально объявленной заводом».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«У нас хватило ума…» «У нас хватило ума…»

Как завершалась холодная война между СССР и США?

Дилетант
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
ВСМ Москва — Санкт-Петербург: пора воплотить мечту ВСМ Москва — Санкт-Петербург: пора воплотить мечту

Будет ли построена в России высокоскоростная железнодорожная магистраль?

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
В заботах о русских газелях В заботах о русских газелях

Что еще надо сделать, чтобы поддержать развитие высокотехнологичного бизнеса

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них 10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них

Пищевое поведение, которое может нанести ощутимый вред здоровью

Psychologies
«Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем «Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем

Кристина Вайнас — о фильме «Финист. Первый богатырь» и сыне

VOICE
Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник

Так ли необходим ошейник на собаке в четырех стенах?

ТехИнсайдер
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!» Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!»

Если хоккей перестанет существовать, мир никогда не забудет Суперсерию 1972 года

Коллекция. Караван историй
Площадь свободы Площадь свободы

Что такое мастер-спальня и где можно ночью играть на пианино?

VOICE
«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка «Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка

Чем впечатляет хоррор-триллер «Еретик»?

Forbes
7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах 7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах

Топ-7 романов о кризисах в браках и их преодолении

Psychologies
От Винни-Пуха до биткоина От Винни-Пуха до биткоина

9 вещей, которые запрещены в Китае

Лиза
Что такое черри-пикинг и как понять, что собеседник использует его против вас Что такое черри-пикинг и как понять, что собеседник использует его против вас

По каким признакам можно распознать черри-пикинг, что ему можно противопоставить

Psychologies
Любимчик фортуны Любимчик фортуны

10 способов приманить удачу и стать успешной

Лиза
Как вернуть голос Как вернуть голос

Можно ли восстановить голос без помощи врача?

Лиза
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
Открыть в приложении