В Москве прошел 41-й Московский международный кинофестиваль

ЭкспертРепортаж

Кино: пятая власть

В Москве прошел 41-й Московский международный кинофестиваль, который еще раз показал необычайную силу влияния кинематографа на жизнь общества

Вячеслав Суриков

Вы купили билет в кино. Зашли в зал, но через пять минут поняли, что фильм вам не нравится, вы не хотите его смотреть. Но деньги за билет вам не вернут. Хотя вы потратили время на то, чтобы добраться до кинотеатра, выстоять в очереди за билетом, и не исключено, что, прежде чем отправиться на просмотр, вы собирали предварительную информацию об этом фильме, то есть тратили свое время. Трейлер, отзывы критиков показались вам убедительными, но уже в кинозале вы поняли, что они ввели вас в заблуждение. К несчастью, вы решили выбрать места получше и сидите в середине ряда. Чтобы пройти к выходу, вам придется оказаться в центре внимания. Вы вынуждены идти, переступая через ноги других зрителей, загораживая экран и получая порцию негодования в своей адрес. Есть шанс, что все эти препятствия заставят вас смалодушничать и остаться на своем месте в надежде, что на экране наконец начнет происходить что-то интересное. В конце вы обнаруживаете, что ничего из того, чего вы ждали от этого фильма, на экране не произошло. Все, что вам остается, — просто вычеркнуть эти два часа из своей жизни.

Кинотеатр предлагает зрителям не просто развлекательный продукт, он предлагает еще и совместные переживания по этому поводу. Именно в кино начинаешь понимать, что аплодисменты в зале предназначены актерам во вторую очередь, а в первую ими наслаждаются сами зрители. Это их ритмизованная медитация. Так они дают собственное представление, ненадолго превращаясь в оркестр, который отбивают нехитрый ритм в честь только что увиденного зрелища. На кинофестивалях, просмотры на которых предполагают участие создателей фильма, аплодисменты — один из обязательных элементов. Зрители смело начинают аплодировать, понимая, что в этой ситуации они не останутся в одиночестве, и всегда найдутся те, кто готов их поддержать. Однако фестивальные и предварительные показы фильмов Marvel, собирающие аудиторию, которую можно обозначить эпитетом «подготовленная», демонстрируют новую практику: зрители аплодируют и во время показа. Особенно в тот момент, когда на экране появляется Стэн Ли — создатель вселенной Marvel.

В отличие от домашних просмотров практика кинотеатральных показов сродни ритуальному поклонению новым богам. Столь раздражающее интеллектуалов поедание попкорна — это ведь еще и ритуал, призванный эмоционально сплотить любителей кино. Так они входят в особое состояние сознания, которое необходимо для восприятия кинематографической реальности. Она требует полного подчинения себе. Если во время домашнего просмотра зритель может себе позволить прокрутить вызывающую у него раздражение сцену (и тем, по сути, создать собственную монтажную версию фильма — например, приостановить просмотр и продолжить его в более удобное время), то в кинотеатре он заложник происходящего на экране. Он во власти создателей фильма, которые могут поместить в его сознание какие угодно зрительные впечатления. Он не может им возразить или просто дискутировать с ними на одном уровне. Для этого недостаточно слов: все услышанное и прочитанное будет забыто на следующий день. Можно только снять другое кино на эту же тему и оказаться более убедительным в своих выразительных средствах.

Крещендо фестиваля

Показ фильма «Мстители: Финал» в рамках Московского кинофестиваля — событие масштабное. Лента завершает сюжет, который рассказывался на протяжении более чем двадцати фильмов, ставших международными коммерческими хитами. В фильме прошлого года «Мстители: Война бесконечности» создатели франшизы усилили интригу: исход очередной битвы с вселенским злом решился не в их пользу. Они не смогли справиться с титаном Таносом, который уничтожил половину жителей Земли, и для победы над ним супергероям предстоит предпринять нечто, выходящее за пределы их повседневной практики борьбы за спасение мира. Кроме того, фильм стал финалом для главного человека в этой вселенной — Стэна Ли, который ее и заселил. Он умер в ноябре прошлого года, успев сняться в микроэпизоде 22-го фильма эпопеи, начавшейся в 2008 году фильмом «Железный человек». Эпопеи, демонстрирующей, что власть над воображением человека может быть необыкновенно сильна.

Именно в кино, а не в учебниках и не в телерепортажах исторический процесс кристаллизуется и оседает в массовом сознании. Просмотренный фильм становится не только частью культурного опыта человека, но и частью его системы представлений о мире. Эта концепция обыгрывается в фильме «Мстители: Финал». Его персонажи, отправляясь в путешествие во времени, основывают свои представления о том, как это происходит, на фильме «Назад в будущее». И в этот момент покидают категорию киногероев и становятся на один уровень со зрителями в зале, вся сумма представлений которых о путешествиях во времени сводится в большинстве случаев именно к этому фильму, снятому в 1985 году Робертом Земекисом. Поэтому дискуссии по поводу написанного в книгах, которые расходятся тиражом в несколько тысяч экземпляров, вести не имеет смысла. Визуальный опыт всегда важнее всего остального. Он затмевает все прочитанное и услышанное по тому или иному поводу.

Отсюда следует, что миром правят продюсеры, и самый могущественный из них — глава Marvel Studios Кевин Файги. Но они не могут приказать зрителям: приходите на наш фильм. Они прилагают все усилия, чтобы ограничить зрителям свободу выбора, однако он у них остается. Продюсер не транслирует зрителям собственную волю — он, подобно пророку, угадывает ожидания зрителей, пытается понять, что за вопросы будут одолевать этих людей в ближайшем будущем, ищет на них ответы — и предлагает их на экране. Он выбирает один из полюсов психических состояний человека и удерживает его в этом эмоциональном поле.

Отечественные фильмы в конкурсной программе ММКФ — «Воскресенье» и «Эпидемия. Вонгозеро» — находятся на пике человеческого отчаяния. В первом главный герой проживает свой день в ожидании смерти, даже не догадываясь о ее возможной причине, во втором герои пытаются выжить в ситуации, когда смерть повсюду.

В поисках выхода

«Воскресенье», фильм Светланы Проскуриной, — образец классического повествования о герое, потерявшем смысл жизни. Он механически следует привычному для него распорядку дня, в начале которого смерть словно бы подмигнула ему, напомнив о неизбежном конце. Это чиновник, который осознает себя частью системы, готовый работать как один из ее винтиков до тех пор, пока физически в состоянии это делать. Он живет с верой в будущее, пока не получает записку о том, что этого будущего может и не быть. Создатель фильма отправляет своего героя в мифологическое пространство, где тот должен найти выход из лабиринта, и он раз за разом оказывается в тупике. «Воскресенье» Проскуриной рифмуется с фильмом, снятым на исходе эпохи советского застоя, — «Полеты во сне и наяву», где главный герой также пытается выскочить из своего внутреннего «города Зеро», куда можно войти в любой момент, но выйти оттуда нельзя. В обеих лентах ключевой персонаж, подобно графу Монте-Кристо, имитирует смерть, чтобы вырваться из череды повторяющихся событий.

Персонажи фильма Павла Костомарова «Эпидемия. Вонгозеро» тоже бегут. В Москве внезапно начинается эпидемия. Границы города закрываются для тех, кто хочет въехать в него и выехать. Относительной свободой обладают только те, кто остался за пределами города, когда было объявлено чрезвычайное положение. Но пространство эпидемии стремительно расширяется. Положение усугубляют банды, которые выросли как грибы после дождя, грабя и убивая всех, кто попадется под руку. Сценаристы усаживают в одну спасительный «ковчег» две семьи, члены которых к кому-то притягиваются, от кого-то отталкиваются со всей силой своей ненависти. Чтобы спастись, им нужно научиться заботиться друг о друге и ставить чужие интересы выше собственных; как только это получается, удача становится на их сторону и они могут вырваться из любой, даже самой опасной ситуации. Из пораженной чумой XXI века столицы герои мчатся на Алтай, где надеются «пересидеть» этот страшный период, но из титров мы узнаем, что они так не доезжают до конечной точки своего пути.

Поиски выхода — этим заняты и герои фильма «Мстители: Финал». Чтобы переиначить историю планеты, они отправляются в квантовый мир, ищут там точку входа в нужный им исторический период — и находят ее. Блуждание по лабиринту — этой метафорой можно объяснить сюжет почти любого остросюжетного фильма. Они отличаются друг от друга только финалом, который может быть интерпретирован как «выход есть всегда» и как «выхода нет». Если верить пророкам кинематографа, родство которого с религией с каждым десятилетием его истории становится все более очевидным, то психическая жизнь общества колеблется между этими двумя полюсами. Но каждый из них допускает более тонкую интерпретацию: «выход есть, но это всего лишь мираж» и «выхода пока нет, надо просто подождать, пока он появится». По крайней мере, в этом случае есть из чего выбирать.

ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Даже если вам немного за 30 Даже если вам немного за 30

Как построить отношения и найти свою половинку в зрелом возрасте

Psychologies
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Токсичный заряд Токсичный заряд

Кто и зачем перерабатывает батарейки и аккумуляторы

РБК
Обычные подозревающие Обычные подозревающие

10 главных параноиков мирового кино

Weekend
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
Какими пилками лобзика пилить дерево, металл, пластик: рекомендации и основные отличия Какими пилками лобзика пилить дерево, металл, пластик: рекомендации и основные отличия

Лобзиком можно пилить не только древесину! Как найти правильную пилку?

CHIP
Медики назвали самое удачное время для тренировки — это ночь Медики назвали самое удачное время для тренировки — это ночь

Когда лучше заниматься спортом: результаты исследования

ТехИнсайдер
«Олененок»: как история о неудачливом комике и его сталкерше стала суперхитом Netflix «Олененок»: как история о неудачливом комике и его сталкерше стала суперхитом Netflix

«Олененок»: шоу, которое внешней комедией исцеляет внутреннюю драму

Forbes
Тревогу и депрессию связали с повышенным риском развития гастроэзофагеального рефлюкса Тревогу и депрессию связали с повышенным риском развития гастроэзофагеального рефлюкса

Исследования показали высокую степень корреляции между депрессией и ГЭРБ

N+1
Как правильно выбрать температуру для стирки: важные советы работников прачечной Как правильно выбрать температуру для стирки: важные советы работников прачечной

Подход «одна температура стирки подходит для всего» может повредить вещам

VOICE
Дом с подвохом Дом с подвохом

Девять признаков опасной квартиры на вторичном рынке

Лиза
Полибромированные дифениловые эфиры связали с повышенным риском смерти от рака Полибромированные дифениловые эфиры связали с повышенным риском смерти от рака

Смерть от рака и содержание полибромированных дифениловых эфиров в крови

N+1
Ученые выявили самый действенный способ борьбы с приступом агрессии Ученые выявили самый действенный способ борьбы с приступом агрессии

Как справиться с гневом, если дыхательные практики и битье посуды не помогают?

ТехИнсайдер
Правильный вояж: Азамат Мусагалиев рассказывает, как приготовить астраханскую уху и почему Камызяк похож на кадр из фильма Кустурицы Правильный вояж: Азамат Мусагалиев рассказывает, как приготовить астраханскую уху и почему Камызяк похож на кадр из фильма Кустурицы

Больше всего Астрахань похожа на старинную резную шкатулку красного дерева

Правила жизни
Как продлить свежесть педикюра после салона: 5 золотых правил для гладких пяток и безупречного покрытия Как продлить свежесть педикюра после салона: 5 золотых правил для гладких пяток и безупречного покрытия

Как ухаживать за стопами и свежим педикюром?

VOICE
Жизнь в моменте: почему аренда так популярна в последнее время Жизнь в моменте: почему аренда так популярна в последнее время

Почему зумеры и миллениалы выбирают аренду квартиры вместо покупки?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении