Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

ForbesБизнес

Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой».

Текст: Александр Баулин
Фото: Юрий Чичков для Forbes

Геворк Вермишян стал генеральным директором «Мегафона» в ноябре 2018-го. До этого он в течение года занимал должность исполнительного директора

Поколение тридцатилетних

Можно ли сказать, что это поколение активнее в бизнесе, какие способы коммуникации оно предпочитает и как вообще вы с ним взаимодействуете?

Есть несколько трендов, которые сейчас в моде у нового поколения. Молодежный сегмент (к этой категории абонентов мы относим людей от 14 до 24 лет) уважает разумное потребление. Они не считают модной роскошь, в большинстве своем они апологеты здорового образа жизни. Поколения Z и Y стараются больше времени уделять спорту, правильному питанию, ценят свое время и, как следствие, доступность услуг. Например, мы точно выяснили, что молодежь крайне раздражает заполнение различных идентификационных карт и анкет на e-commerce и медийных площадках. Они ищут более простые и быстрые решения. Важная тенденция — ускорение ритма жизни и уход от наличных. Платежи в крупных городах с использованием пластика совершаются все реже, люди чаще платят с мобильного телефона. Мы видим этот тренд, обороты мобильных платежей растут на 53% ежегодно и достигают десятков миллиардов рублей. Электронные кошельки уже в прошлом и не актуальны для этой аудитории.

Кроме того, это поколение не любит тратить время на разговоры, а чаще пишет или отправляет голосовые сообщения друг другу. Поэтому доступность приложений и скорость интернета играют особенно важную роль. Мы видим прямую корреляцию между скоростью загрузки видео на смартфоне и удовлетворенностью молодых клиентов.

Если суммировать эти тренды, становится ясно, что в продуктовой стратегии важно делать ставку на технологическое преимущество в скорости и качестве связи. Чем быстрее интернет, тем лучше работает услуга и тем выше удовлетворенность нашего клиента. Например, у «Мегафона» средняя скорость в стандарте LTE по всей стране 32,2 Мбит/с, тогда как среднемировой уровень — это 26,1 Мбит/с, а среднероссийский — всего лишь 19,5 Мбит/с.

Как вы выбираете перспективные направления бизнеса и как разрабатываете технологии? Например, у вашего конкурента МТС есть венчурный фонд.

В 2018 году мы исколесили весь мир и отсмотрели, как работают корпоративные венчурные фонды, как вообще крупные компании работают со стартапами. Кроме того, спросили стартапы, как они предпочитают строить взаимодействие с корпорациями. И в итоге пришли к выводу, что CVC-модель (corporate venture capital) сама по себе интересна, но действительно успешные кейсы в мире можно буквально по пальцам пересчитать — разве что BMW Garage.

Мы пошли другим путем — создали технологическую песочницу и в середине 2018 года запустили Innovation Board. Это главный корпоративный орган, принимающий решения о пилотировании стартапов, стартап-идей или стартап-команд. Члены борда — руководители основных бизнес-направлений, поэтому участие в отборе не отвлекает их от основной работы и они по-прежнему сфокусированы на своей выручке. Технологическая песочница формирует предложения, и когда управленцы садятся в кресла членов инновационного борда, они видят поток генерируемых решений. Эти решения либо сократят им расходы, либо упростят бизнес-процессы.

Новые проекты и команды для запуска в песочницу приходят через прямые контакты, работу с акселераторами и фондами, через аналитический поиск в разных базах. Благодаря песочнице мы пересмотрели корпоративные и процедурные вопросы в нашей работе со стартапами, значительно снизив барьеры для входа молодых команд. Сейчас у нас всего два условия для попадания в отбор: пилот нужно запустить максимум за три месяца, а стоимость его реализации не должна превышать 3 млн рублей. Наш подход отлично себя зарекомендовал: менее чем за год с момента запуска мы рассмотрели около 800 идей, из них 30 взяли в работу, а 10 уже отпилотированы и масштабированы в «Мегафоне».

Что это за решения?

Это интересные решения в области больших данных — правильные разметки массивов больших данных, построение дата-моделей, еще одна вертикально-роботизированная платформа голосового синтеза для применения в кол-центрах и других массовых площадках сервиса и обслуживания. Например, в разработку мы взяли рекомендательные движки и уже используем их на «Мегафон ТВ» — нашей онлайн-стриминг-платформе с широкой библиотекой контента, которой пользуются свыше 5,3 млн абонентов. Поскольку мы не производим контент, у нас подписаны контракты со всеми мейджорами, производящими полнометражный, короткометражный или мультипликационный контент. И нам крайне важно представить максимально персонифицированное предложение для каждого из 5,3 млн клиентов нашего сервиса.

Вы только сами ищете стартапы или к вам все-таки приходят фаундеры?

Есть несколько направлений. Иногда кто-то из руководителей команды видит интересную идею, и дальше команда подхватывает контакт и разговаривает со стартапом. Мы также активно работаем с акселераторами, например с ФРИИ и «Сколково». Третье направление — работа напрямую с фондами. Наша команда сфокусирована не только на российском рынке, мы активно работаем с командами из Кремниевой долины, Израиля, Западной Европы, а также партнерами, имеющими глобальное присутствие на развитых и развивающихся рынках.

Стартапы заинтересованы в доступе к экспертизе «Мегафона», нашей клиентской базе и в возможности проверять гипотезы. «Мегафон» ищет новые эффективные решения, фонды, в свою очередь, нацелены на рост стоимости. Таким образом, мы формируем уникальную win-win-модель для всех сторон. Благодаря этим проектам в нашей компании «Мегалабс» родились такие хиты, как «Мегафон ТВ», цифровая банковская карта «Мегафона», сервис умной рекламы «Мегафон.Таргет».

Вы видите разницу между молодыми сотрудниками и зрелыми, есть ли разница с тем, что было лет пять назад?

Разница колоссальная. В стратегии HR «Мегафона» есть блок, которому я уделяю большое внимание. Это стратегия развития цифровых талантов. Отрасль, которую мы представляем, активно развивается и постоянно требует новых решений. В качестве ключевой ценности нашей мы исповедуем бренд работодателя. Мы тесно сотрудничаем с основными технологическими вузами страны, поставляя на кафедры интересные бизнес-кейсы, которые в силу тех или иных причин не успеваем проработать собственными силами. В 2018 году, к примеру, мы провели 150 мероприятий, основная цель которых — решить насущную бизнес-задачу, посмотреть на интересных кандидатов, наградить их грантами или пригласить на работу. Нам важно на практике показать, что мы не просто телеком-компания, а многогранная высокотехнологичная корпорация. Это и привлекает новые кадры, если принимать во внимание огромную конкуренцию бизнеса за разработчиков, программистов, дата-сайентистов. И здесь очень важно, как именно бренд работодателя «звучит» для молодежи, высококвалифицированных кадров. В этой среде есть очень важный рейтинг Universum и его категория «IT-специализация». За год мы в этом рейтинге поднялись более чем на 20 позиций. Наша цель — занять место в топ-10 работодателей России в ближайшее время.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Международный фестиваль ЖАРА отгремел в DUBAI Международный фестиваль ЖАРА отгремел в DUBAI

Rixos Premium Dubai и фестиваль ЖАРА подарили всем гостям незабываемый отдых!

Cosmopolitan
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
10 сериалов и телефильмов, которые нужно смотреть в мае 10 сериалов и телефильмов, которые нужно смотреть в мае

В подборке мая — красавчик Зак Эфроня, сериал о Чернобыле и черная комедия Клуни

Esquire
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Минтай премиум-класса: куда уплывает народная рыба Минтай премиум-класса: куда уплывает народная рыба

2019 год может стать началом конца для экономического сегмента рыбных продуктов

Forbes
Объемный шоутех Объемный шоутех

Как новые технологии меняют индустрию развлечений

Forbes
Скажи мне, кто твой друг… Скажи мне, кто твой друг…

На съемках «Друзей» Энистон испугалась жеребца, а Швиммер организовал забастовку

StarHit
Асфальтовые джунгли Асфальтовые джунгли

Современные мегаполисы стремятся впустить в себя леса

Forbes
Как наточить нож Как наточить нож

Кто сказал, что MAXIM избегает поднимать острые темы?

Maxim
Дорогая улыбка Дорогая улыбка

Тамаз Мчедлидзе создал крупнейшую в России стоматологическую сеть

Forbes
Лес, расти! Лес, расти!

«Всероссийский день посадки леса» особенно важен для Забайкалья

Огонёк
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Прионы: смертоносные молекулы-зомби Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Странные белки, которые сегодня мы можем воспринимать не иначе как зомби

Популярная механика
Эпоха жадности Эпоха жадности

Лучшие обложки в истории журнала

Forbes
6 брендов, создающих правильные платья для подружек невесты 6 брендов, создающих правильные платья для подружек невесты

Молодые марки, которые помогут вам найти самый модный вариант для торжества

Vogue
Дым отечества Дым отечества

Сын Михаила Фридмана не избалован семейным теплом и деньгами

Forbes
Сильнейшие футбольные лиги Европы заработали в прошлом сезоне рекордные €15,6 млрд Сильнейшие футбольные лиги Европы заработали в прошлом сезоне рекордные €15,6 млрд

Больше всех в сезоне 2017/18 заработала английская Премьер-лига

Forbes
Ловушка для банкира Ловушка для банкира

Рынок недвижимости Испании до сих пор не оправился от кризиса 2008 года

Forbes
Эмоциональный робот: как российский стартап меняет индустрию клиентских коммуникаций Эмоциональный робот: как российский стартап меняет индустрию клиентских коммуникаций

Основатели Neuro.net создали робота, не отличимого от реального собеседника

РБК
Автоматизированная система управления Автоматизированная система управления

Если у тебя нет планов на 50 лет вперед, ты их точно не проживешь

Forbes
Смешная девчонка Смешная девчонка

Марго Робби о том, как освоиться в Голливуде и начать продюсировать фильмы

Grazia
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Великий комбинатор Великий комбинатор

Доктор психологии Филиппа Коэн победила в борьбе за руку и сердце Джуда Лоу

StarHit
Сносное жилье Сносное жилье

Как устроена московская реновация и кто уже зарабатывает на ней миллиарды

Forbes
Путин оценил идею о залоге вместо ареста для бизнесменов Путин оценил идею о залоге вместо ареста для бизнесменов

В вопросе освобождения бизнесменов под залог важна сумма залога

Forbes
Крутой воппер Крутой воппер

Дэниел Шварц возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

Forbes
По опыту Amazon и Alibaba: чем магазину привлечь избалованного клиента По опыту Amazon и Alibaba: чем магазину привлечь избалованного клиента

Покупатель больше не выбирает любимый магазин раз и навсегда

Forbes
Большая свалка Большая свалка

Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян

Forbes
«Он был младше меня на 10 лет»: Наталья Краснова призналась, что изменяла мужу «Он был младше меня на 10 лет»: Наталья Краснова призналась, что изменяла мужу

Популярная женщина-блогер рассказала о двух неудачных браках

Cosmopolitan
Открыть в приложении