Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

ForbesБизнес

Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой».

Текст: Александр Баулин
Фото: Юрий Чичков для Forbes

Геворк Вермишян стал генеральным директором «Мегафона» в ноябре 2018-го. До этого он в течение года занимал должность исполнительного директора

Поколение тридцатилетних

Можно ли сказать, что это поколение активнее в бизнесе, какие способы коммуникации оно предпочитает и как вообще вы с ним взаимодействуете?

Есть несколько трендов, которые сейчас в моде у нового поколения. Молодежный сегмент (к этой категории абонентов мы относим людей от 14 до 24 лет) уважает разумное потребление. Они не считают модной роскошь, в большинстве своем они апологеты здорового образа жизни. Поколения Z и Y стараются больше времени уделять спорту, правильному питанию, ценят свое время и, как следствие, доступность услуг. Например, мы точно выяснили, что молодежь крайне раздражает заполнение различных идентификационных карт и анкет на e-commerce и медийных площадках. Они ищут более простые и быстрые решения. Важная тенденция — ускорение ритма жизни и уход от наличных. Платежи в крупных городах с использованием пластика совершаются все реже, люди чаще платят с мобильного телефона. Мы видим этот тренд, обороты мобильных платежей растут на 53% ежегодно и достигают десятков миллиардов рублей. Электронные кошельки уже в прошлом и не актуальны для этой аудитории.

Кроме того, это поколение не любит тратить время на разговоры, а чаще пишет или отправляет голосовые сообщения друг другу. Поэтому доступность приложений и скорость интернета играют особенно важную роль. Мы видим прямую корреляцию между скоростью загрузки видео на смартфоне и удовлетворенностью молодых клиентов.

Если суммировать эти тренды, становится ясно, что в продуктовой стратегии важно делать ставку на технологическое преимущество в скорости и качестве связи. Чем быстрее интернет, тем лучше работает услуга и тем выше удовлетворенность нашего клиента. Например, у «Мегафона» средняя скорость в стандарте LTE по всей стране 32,2 Мбит/с, тогда как среднемировой уровень — это 26,1 Мбит/с, а среднероссийский — всего лишь 19,5 Мбит/с.

Как вы выбираете перспективные направления бизнеса и как разрабатываете технологии? Например, у вашего конкурента МТС есть венчурный фонд.

В 2018 году мы исколесили весь мир и отсмотрели, как работают корпоративные венчурные фонды, как вообще крупные компании работают со стартапами. Кроме того, спросили стартапы, как они предпочитают строить взаимодействие с корпорациями. И в итоге пришли к выводу, что CVC-модель (corporate venture capital) сама по себе интересна, но действительно успешные кейсы в мире можно буквально по пальцам пересчитать — разве что BMW Garage.

Мы пошли другим путем — создали технологическую песочницу и в середине 2018 года запустили Innovation Board. Это главный корпоративный орган, принимающий решения о пилотировании стартапов, стартап-идей или стартап-команд. Члены борда — руководители основных бизнес-направлений, поэтому участие в отборе не отвлекает их от основной работы и они по-прежнему сфокусированы на своей выручке. Технологическая песочница формирует предложения, и когда управленцы садятся в кресла членов инновационного борда, они видят поток генерируемых решений. Эти решения либо сократят им расходы, либо упростят бизнес-процессы.

Новые проекты и команды для запуска в песочницу приходят через прямые контакты, работу с акселераторами и фондами, через аналитический поиск в разных базах. Благодаря песочнице мы пересмотрели корпоративные и процедурные вопросы в нашей работе со стартапами, значительно снизив барьеры для входа молодых команд. Сейчас у нас всего два условия для попадания в отбор: пилот нужно запустить максимум за три месяца, а стоимость его реализации не должна превышать 3 млн рублей. Наш подход отлично себя зарекомендовал: менее чем за год с момента запуска мы рассмотрели около 800 идей, из них 30 взяли в работу, а 10 уже отпилотированы и масштабированы в «Мегафоне».

Что это за решения?

Это интересные решения в области больших данных — правильные разметки массивов больших данных, построение дата-моделей, еще одна вертикально-роботизированная платформа голосового синтеза для применения в кол-центрах и других массовых площадках сервиса и обслуживания. Например, в разработку мы взяли рекомендательные движки и уже используем их на «Мегафон ТВ» — нашей онлайн-стриминг-платформе с широкой библиотекой контента, которой пользуются свыше 5,3 млн абонентов. Поскольку мы не производим контент, у нас подписаны контракты со всеми мейджорами, производящими полнометражный, короткометражный или мультипликационный контент. И нам крайне важно представить максимально персонифицированное предложение для каждого из 5,3 млн клиентов нашего сервиса.

Вы только сами ищете стартапы или к вам все-таки приходят фаундеры?

Есть несколько направлений. Иногда кто-то из руководителей команды видит интересную идею, и дальше команда подхватывает контакт и разговаривает со стартапом. Мы также активно работаем с акселераторами, например с ФРИИ и «Сколково». Третье направление — работа напрямую с фондами. Наша команда сфокусирована не только на российском рынке, мы активно работаем с командами из Кремниевой долины, Израиля, Западной Европы, а также партнерами, имеющими глобальное присутствие на развитых и развивающихся рынках.

Стартапы заинтересованы в доступе к экспертизе «Мегафона», нашей клиентской базе и в возможности проверять гипотезы. «Мегафон» ищет новые эффективные решения, фонды, в свою очередь, нацелены на рост стоимости. Таким образом, мы формируем уникальную win-win-модель для всех сторон. Благодаря этим проектам в нашей компании «Мегалабс» родились такие хиты, как «Мегафон ТВ», цифровая банковская карта «Мегафона», сервис умной рекламы «Мегафон.Таргет».

Вы видите разницу между молодыми сотрудниками и зрелыми, есть ли разница с тем, что было лет пять назад?

Разница колоссальная. В стратегии HR «Мегафона» есть блок, которому я уделяю большое внимание. Это стратегия развития цифровых талантов. Отрасль, которую мы представляем, активно развивается и постоянно требует новых решений. В качестве ключевой ценности нашей мы исповедуем бренд работодателя. Мы тесно сотрудничаем с основными технологическими вузами страны, поставляя на кафедры интересные бизнес-кейсы, которые в силу тех или иных причин не успеваем проработать собственными силами. В 2018 году, к примеру, мы провели 150 мероприятий, основная цель которых — решить насущную бизнес-задачу, посмотреть на интересных кандидатов, наградить их грантами или пригласить на работу. Нам важно на практике показать, что мы не просто телеком-компания, а многогранная высокотехнологичная корпорация. Это и привлекает новые кадры, если принимать во внимание огромную конкуренцию бизнеса за разработчиков, программистов, дата-сайентистов. И здесь очень важно, как именно бренд работодателя «звучит» для молодежи, высококвалифицированных кадров. В этой среде есть очень важный рейтинг Universum и его категория «IT-специализация». За год мы в этом рейтинге поднялись более чем на 20 позиций. Наша цель — занять место в топ-10 работодателей России в ближайшее время.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сын за отца Сын за отца

Что происходит с активами Владимира Когана после его болезни

Forbes
Дача: техника безопасности Дача: техника безопасности

Чтобы отдых не испортили досадные неприятности, заранее все продумай и подготовь

Лиза
Ловушка для банкира Ловушка для банкира

Рынок недвижимости Испании до сих пор не оправился от кризиса 2008 года

Forbes
Белорусский сирота Киану Ривз. Фильм недели: «Джон Уик 3» Белорусский сирота Киану Ривз. Фильм недели: «Джон Уик 3»

На мировые экраны выходит третья часть американской франшизы о Джоне Уике

Forbes
Сети знаний Сети знаний

Онлайн-образование — быстро развивающийся бизнес

Forbes
10 навыков из армии, которые очень помогают в повседневной жизни 10 навыков из армии, которые очень помогают в повседневной жизни

Не служил — не муж... Мы шутим, шутим. Шутим!

Playboy
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Праздник цвета Праздник цвета

Яркий микс классики, Востока и современного стиля

SALON-Interior
Игра вдолгую Игра вдолгую

Миллиардер Роман Троценко затевает новые масштабные проекты

Forbes
5 ключей к публичному выступлению 5 ключей к публичному выступлению

Умение убеждать становится насущной необходимостью

Psychologies
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Суровые разборки: что делала критика с Куинджи, Шагалом и Булгаковым Суровые разборки: что делала критика с Куинджи, Шагалом и Булгаковым

Сложные взаимоотношения между художниками и критиками во второй половине XX века

Forbes
Голография и жизнь Голография и жизнь

Виталий Пономарев создал стартап и решил заняться проблемой долголетия

Forbes
Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Опять Пушкин виноват. Почему переименование аэропортов бессмысленно Опять Пушкин виноват. Почему переименование аэропортов бессмысленно

Патриотическая кампания с оглядкой на Запад привела к нагромождению нелепостей

Forbes
Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
Эдвард Кеннеди — первый журналист, сообщивший о конце войны в 1945 году Эдвард Кеннеди — первый журналист, сообщивший о конце войны в 1945 году

Но был осужден и уволен из Associated Press за нарушение эмбарго

Playboy
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
Автоматический молитвенник и другие странные машины Криса Экерта Автоматический молитвенник и другие странные машины Криса Экерта

Творения Криса Экерта: мрачные, страшные, заставляющие задуматься автоматы

Популярная механика
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Экоактивизм вместо урока биологии: кто такая 16-летняя Грета Тунберг и за что ее номинировали на Нобелевскую премию Экоактивизм вместо урока биологии: кто такая 16-летняя Грета Тунберг и за что ее номинировали на Нобелевскую премию

Шведская школьница Грета Тунберг претендует на Нобелевскую премию мира

Esquire
Дым отечества Дым отечества

Сын Михаила Фридмана не избалован семейным теплом и деньгами

Forbes
Беспощадное око: можно ли сейчас спрятать миллиарды за рубежом Беспощадное око: можно ли сейчас спрятать миллиарды за рубежом

Где жить миллиардерам в эпоху ужесточения иммиграционного законодательства

Forbes
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Майское варенье Майское варенье

На варенье годится почти все, что растет и цветет в мае в саду

Лиза
Сносное жилье Сносное жилье

Как устроена московская реновация и кто уже зарабатывает на ней миллиарды

Forbes
Призрак свободы Призрак свободы

Как жители крошечной республики Сан-Марино сохраняют свою независимость

Вокруг света
Автоматизированная система управления Автоматизированная система управления

Если у тебя нет планов на 50 лет вперед, ты их точно не проживешь

Forbes
А на том берегу А на том берегу

Все, что нужно знать о 72-м Международном Каннском кинофестивале

Grazia
Открыть в приложении